Презентация на конкурс методических разработок (1 место) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с заиканием "
методическая разработка

Аширова Елена Васильевна

Задача школы - формирование у каждого ребенка умения учиться, учить себя через систему универсальных учебных действий. Для школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) наиболее значимыми являются коммуникативные УУД.Наибольшие трудности в общении испытывают дети с заиканием. В специальной (коррекционной) школе коммуникативный подход в обучении носит деятельностный характер. Работа по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся проходит в несколько этапов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

город Иркутск, 2022 г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с заиканием Аширова Елена Васильевна учитель-логопед ВКК

Слайд 2

Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса. Задача школы - формирование у каждого ребенка умения учиться, учить СЕБЯ через систему универсальных учебных действий. Для школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) наиболее значимыми являются коммуникативные УУД, которые включают две группы умений: умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

Слайд 3

фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации. Исходя из этого, у детей с тяжёлыми нарушениями речи снижена самооценка, отмечаются отставания в учебной деятельности, отказ от устного общения, отсутствует инициатива в коммуникации. А значит, есть трудности в общении, в социальной адаптации. Причины , влияющие на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками :

Слайд 4

К моменту поступления в школу у ребёнка сформированы коммуникативные компетенции: общение со взрослыми и сверстниками; владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника. В младшем школьном возрасте общение приобретает систематизированную форму; отмечается переход от наглядно-образного, конкретного, ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать выводы , умозаключения, а значит, переход к более высокой, качественной ступени развития речи. Значительные речевые проблемы возникают у ребёнка с нарушениями речи, что влияет на его поведение, препятствует его коммуникации в социуме.

Слайд 5

Наибольшие трудности в общении испытывают дети с заиканием . В школе для обучающихся с нарушениями речи исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Коммуникативный подход означает, что обучение носит деятельностный характер. Соблюдение этого подхода предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности , создание у обучающихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Обучающиеся с ТНР (в том числе, с заиканием) стремятся решать реальные и воображаемые задачи .

Слайд 6

Работа по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся проходит в несколько этапов. Главным на первом этапе является формирование техники речи. Техника речи включает в себя три основных раздела: дыхание, голос и дикцию . Работа над различными отделами речевого аппарата проводится одновременно, так как дыхание, артикуляция и голосообразование - единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. На втором этапе коррекционно-логопедической работы плавность и слитность речи, без запинок формируется на уровне текстов (подготовленных и неподготовленных) через их чтение и заученный пересказ. Виды работы: чтение стихов с более длинной строкой, чем на первом этапе; чтение по ролям басен; чтение вслух различных по сложности текстов; диалоги по прочитанному; заученный пересказ прочитанных текстов.

Слайд 7

На третьем этапе на фоне автоматизации навыков техники речи и с их введением во все виды речевой деятельности происходит переход от подготовленных форм речи к самостоятельной импровизации, начиная с краткого высказывания и до развернутой спонтанной речи . Одновременно формируется готовность к речевому общению в разных жизненных ситуациях (школа, семья, общественные места). На третьем этапе овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнений и эмоционального возбуждения, расслабление мышц речевого аппарата, и тем самым улучшения речи. Это приводит к воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, которые возможны вследствие стрессовых ситуаций вне школы и после её окончания у выпускников.

Слайд 8

В структуру занятий на третьем этапе входят развернутые диалоги, различные виды импровизации и др. приёмы, связанные с функциональной тренировкой речи (ФТР). Цель ФТР - перевод ранее травмирующей ситуации в разряд обыденной, привычной и закрепление навыков плавной речи в ситуациях, приближенных к жизненным. Функциональные тренировки речи начинаются в стенах школы. К ним относятся выступления школьников с подготовленными текстами на заседаниях по самоуправлению, на общешкольных мероприятиях, на концертах перед педагогическим коллективом и родителями и т.д. Далее ФТР проводятся вне школы , на улицах города, в магазинах и др. общественных местах. Перед выходом в город проводится предварительная работа с заикающимися на логопедических занятий. Отрабатывается речевой материал, оговариваются задачи и цели выхода.

Слайд 9

Подготовка к выходу в город , запись вопросов. На каком транспорте можно доехать до рынка? Как пройти к остановке трамвая, троллейбуса, автобуса? Где ближайшая аптека, почта? Как пройти к магазинам « Слата », « Янта » и др.? Как называется эта улица, площадь? Вопросы в транспорте: Скажите, пожалуйста, сколько остановок до ...? Какая следующая остановка? Вы будете сейчас выходить ? Во время выхода в город ребята задают вопросы прохожим, работникам магазинов и т.п. в присутствии 1-2 человек (контроль со стороны товарища). При правильном индивидуальном подходе на третьем этапе особенно заметно изменение отношения школьников к заиканию. Они как бы «расправляют крылья», активно используют речь, чувствуют уверенность в своих силах.

Слайд 10

На третьем этапе коррекции заикания внимание уделяется работе над спонтанной речью . С этой целью применяются разнообразные приемы: продолжить рассказ по началу (Мне подарили совсем маленького щенка. Он был...), придумать начало рассказа , зная его конец ( ...Хорошо, когда рядом с тобой настоящие друзья), объяснить смысл выражений ( «Медвежья услуга»: услуга , которая вместо пользы приносит вред ), диалоги-импровизации (разговор по телефону, врач-больной), драматизация диалога (с эмоциями удивление , негодование); творческий пересказ от лица различных героев.

Слайд 11

Важно заикающемуся правильно себя настраивать и ориентировать на речевую работу, на работу над собой, внушать себе веру в положительный результат. Следует не допускать ни одной мысли о заикании, о неудачах, ни одного глагола с приставкой НЕ: «не получается», «не могу», «не хочу», «не буду». Эти слова должны быть исключены из обращения. Логопед говорит о силе самовнушения : «Внушение — сила, а самовнушение в сто раз сильней». Приводит случаи положительного и отрицательного самовнушения. Например, среди раненых во время войны выживали волевые люди, сильные духом, уверенные в своих силах. Логопед дает примерный набор фраз, которыми можно пользоваться для самовнушения, и предлагает каждому заикающемуся составить для себя свои формулы .

Слайд 12

Примерный настрой для заикающегося : - Говорю легко-легко. - В начале речи абсолютно спокоен. - Речь течет плавно, спокойно . Примерный настрой для группы: Произносим фразы на выдохе: тихо, голосом средней громкости, громко, уверенно. - Мы продолжаем заниматься своей речью. - Мы спокойные и уверенные. - Мы всегда и везде говорим на выдохе . Формулы для заикающихся: Тон изложения формулы должен быть твердым, убедительным. - При произнесении согласных звуков не делаю ни единого лишнего движения, всегда расслаблен перед началом речи. Применение сравнения : - Моя речь легкая, как пух. - Речь моя течет, как река Ангара в погожий солнечный день. - Я спокоен, как ... - Я уверен, как... - Жизнь моя удивительна и прекрасна, как ...

Слайд 13

Невербальная коммуникация Каждый человек имеет свою особенную мимику, жесты . Задания : Поздороваться: а). только движением руки; б). только глазами; в). только поклоном; г). только лицом. Попрощаться без участия речи. Привлечь чьё-то внимание без участия речи. Попросить кого-то выйти без участия речи. Обменяться жестами: а). задать жестом вопрос; б). получить ответ междометием (ах, ух, ага ); в). обвинения – оправдания. Упражнения для тренировки взгляда (перед зеркалом). 1. Внезапно посмотреть на кого-либо и быстро опустить глаза. При этом взгляд может быть прямым, можно посмотреть искоса (краем глаза), можно посмотреть сверху вниз. 2 . Бросить взгляд исподлобья. 3 . Бросить взгляд, полный недоверия, опасения, недружелюбия. 4 . Бросить взгляд свысока. Смерить взглядом с головы до ног. Брови 1. Играть, водить бровями. 2. Двигать, шевелить бровями. 3. Поднимать одну или обе брови вверх и опускать вниз, сводить брови к переносице. 4. Взмахнуть бровями (удивление). 5. Брови ползут, поднимаются вверх.

Слайд 14

В работе с заикающимися используем упражнения на дезавтоматизацию привычного двигательного поведения (например, для развития воображения): Представьте себе, что рука — это: малярная кисть в работе, нож, со свистом рассекающий воздух, тающий на солнце воск, бьющаяся об лед рыба, лист на ветру, бабочка, распускающийся цветок. Представьте себе всё это и постарайтесь изобразить руками .

Слайд 15

Письменные творческие задания: подбери рифму, сочини загадку; напиши письмо другу, учителю и т.д.; отредактируй текст; придумай текст приглашения на свой день рождения; придумай рекламу чему-либо; напиши объявление от лица литературного героя ; « Синквейн » (изложить учебный материал на тему в нескольких словах). Из выше сказанного делаем вывод о том, что работа по формированию коммуникативной функции речи у школьников с заиканием должна быть постоянной и планомерной. Только ежедневная кропотливая работа самих обучающихся над собой и вера их в успех дадут результаты. Ибо нет в человеке того, чего нельзя было бы изменить к лучшему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...

Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....