«Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР)
статья
Что такое ЭОР?
Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme_eor_v_mbou_sosh_no16.docx | 749.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Российское общество переживает сегодня новый этап культурной революции – информационный
Если в систему образования не внедрять ЭОР, то результаты образования не смогут соответствовать потребностям современной экономики , а выпускники образовательных учреждений не будут готовы к жизни в «информационном» обществе.
Слайд 3
Что такое ЭОР?
Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
- ЦОР=ЭОР, но ЭОР соответствует межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001
Слайд 4
- К основным инновационным качествам ЭОР относятся обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.
Слайд 5 – Чем отличается ЭОР от учебников?
- текстографические материалы в виде гипертекста (нелинейная навигация по тексту);
- видеофильмы;
- звукозаписи;
- мультимедийные ресурсы;
- интернет ресурсы;
- специализированные (готовые) ресурсы.
слайд 6
Классификация по технологии создания
- текстографические ресурсы – отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они имеют существенные отличия в навигации по тексту;
- мультимедиа ЭОР - ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания. Принципиальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Классификация по среде распространения и использования
- Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет;
- Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета;
- ресурсы для «электронных досок».
Классификация по содержанию
- учебники;
- рабочие тетради;
- лабораторные работы;
- электронные справочники и словари;
- викторины.
Классификация по принципу реализации
- мультимедиа-ресурсы;
- презентационные ресурсы;
- системы обучения.
Классификация по составляющим входящего в них содержания
- лекционные ресурсы;
- практические ресурсы;
- ресурсы-имитаторы (тренажеры);
- контрольно-измерительные материалы.
Слайд 7
- конспекты не писать;
- сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
- экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
- решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
- Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Слайд 8
- возможность действительно научиться
Тогда можно не ходить в школу! (?)
- Учитель – это «Экспертная система»
- Компьютер не претендует на роль педагога как воспитателя и носителя культуры
- Компьютер не заменить реальное общение и натуральный эксперимент
- Компьютер не решает проблем социализации
Что будет с книгой?
Ничего, т.к.
- книга не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобно в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения
- наши знания об окружающем мире можно разделить на три основных множества: объекты, процессы, абстракции. Носителем абстракций может быть только текст
Слайд 9
В нашей школе ЭОР представлены следующими компонентами:
- 3D-технологии (очки и программное обеспечение);
- CD и DVD диски к УМК;
- коллекции презентаций (как лично-разработанные, так и общедоступные в сети Интернет);
- Smart-доски и их программное обеспечение;
- проекторы и экраны;
- планшеты и ноутбуки для учащихся с установленным на них учебно-методическим обеспечением;
- электронные версии учебников.
Слайд 10
Программы – Электронный учебник
просвещение, лекта
Слайд 11,12,13,14,15
Результат анкетирования Учителей
| никогда | раз в четверть (полугодие) | один-два раза в месяц | почти на каждом уроке | |
1 | Использования ЭОР, являющихся приложением к используемому учебнику, учебно-методическому комплекту | 3 | 13 | 23 | 4 |
2 | Использования ЭОР, размещённых на федеральных образовательных порталах (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и т.п.) | 3 | 10 | 25 | 10 |
3 | Использования других ЭОР | 9 | 22 | 8 | 6 |
4 | Создания и редактирования текстов | 5 | 15 | 13 | 2 |
5 | Создания и редактирования электронных таблиц | 8 | 20 | 12 | 5 |
6 | Использования средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов | 9 | 17 | 10 | 9 |
7 | Создания и редактирования презентаций | 2 | 24 | 14 | 5 |
8 | Создания и редактирования графики и фото | 17 | 13 | 13 | 2 |
9 | Создания и редактирования видео | 20 | 16 | 4 | 5 |
10 | Поиска информации в Интернете | 5 | 18 | 12 | 10 |
11 | Сетевой коммуникации между учениками и/или учителем | 7 | 8 | 15 | 15 |
Для того, чтобы эффективно использовать компьютер, надо уметь владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи. Мы выяснили, как часто учителя при подготовки на уроке дают своим ученикам задания, требующие использования ЭОР
Результаты анкетирования подтверждают, что учителя нашей школы используют ЭОР, являющиеся приложением к используемому учебнику, учебно-методическому комплекту. У учителей разные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении, чаще всего используют программы создания и редактирования текстов, реже программы создания и редактирования графики и фото.
Желание учителя использовать ЭОР не всегда совпадает с техническими возможностями интернет связи в виду того, что в поселке низкая скорость передачи. По этому компьютерные технологии используют в комплексе с традиционными методами обучения.
В моей школе 52% учителей считают что, по эффективности ЭОР и традиционные средства обучения одинаковы. А 46% считают, что ЭОР более эффективны, чем традиционные средства обучения
Слайд 16, 17,18,19,20
| Никогда | Раз в четверть (полугодие) | Один-два раза в месяц | Почти на каждом уроке | |
1 | использовать обучающие компьютерные программы и образовательные ресурсы? | 7 | 9 | 4 | 10 |
2 | создавать или редактировать тексты на компьютере? | 2 | 8 | 18 | 5 |
3 | создавать или редактировать электронные таблицы? | 6 | 14 | 9 | 4 |
4 | создавать или редактировать графики и фото, видео? | 3 | 10 | 17 | 3 |
5 | создавать или редактировать презентации? | 2 | 7 | 20 | 6 |
6 | искать информацию в Интернете? | 0 | 5 | 20 | 8 |
7 | общаться с учителем или одноклассниками по электронной почте, в чате или через социальные сети? | 2 | 10 | 15 | 6 |
Мы изучили, насколько часто учащиеся используют ЭОР самостоятельно, при подготовке к урокам
Результаты анкетирования выявили, что учащиеся в учебной деятельности используют общение с учителем или одноклассниками по электронной почте, в чате. Кроме этого, постоянно находят для подготовки к урокам информацию в интернете
Слайд 21,22
«Плюсы» использования ЭОР
- Повышается интерес учащихся к обучению.
- Наглядность позволяет лучше понять учащимся изучаемый материал.
- Тестовые задания дают возможность при закреплении материала неоднократно повторять выполнение задания, что позволяет слабым учащимся приобрести уверенность в своих силах.
- Учащиеся имеют возможность с помощью ЭОР расширить свои знания и самостоятельно найти сведения не входящие в рамки школьной программы.
«Минусы» использования ЭОР
- Риск для здоровья. При работе с ЭОР необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и, конечно же, не забывать про санитарные нормы и правила.
- Отсутствие собеседника в диалоге.
- Нет обратной связи при монологической речи.
- Не всегда соответствует требованиям учебно-образовательных программ.
- Большой поток информации может привести к повышению утомляемости.
- Резкая смена изображений может быть большим раздражителем, чем речь.
- Зависимость от качества Интернет-соединения.
- Отсутствие у большинства учебных заведений технических средств для использования ЭОР.
- Трудоемкость процесса подготовки урока с применением ЭОР.
- Использование учащимися технических «гаджетов» для собственных целей при входе в интернет под видом работы с ЭОР.
21. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:
использования сетевого взаимодействия;
развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий;
обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
22. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают:
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:
обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для:
реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы, использования инновационного опыта других организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность:включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений;создания материальных и информационных объектов с использованием ручных инструментов и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологий ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов, управления объектами; программирования;наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирование образовательной деятельности, фиксирования её реализации в целом и на отдельных этапах; выявления и фиксирования динамики промежуточных и итоговых результатов;
обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся, группового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедийным сопровождением;выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования
Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования...
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...
Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов
Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...
4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности
В данном разделе размещена информация по применению ИКТ в свойе работе.1. Электронный образовательный продукт на секцию дополнительного образования регионального образовательного форума "Вектор-2...