"Методический доклад" Организация ансамбля (оркестра) в классе баяна, аккордеона"
методическая разработка

Никифорова Елена Витальевна

"Методический доклад" Организация ансамбля (оркестра) в классе баяна, аккордеона"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦМПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   г.  НЯГАНЬ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ АНСАМБЛЯ (ОРКЕСТРА) В КЛАССЕ БАЯНА, АККОРДЕОНА»

Разработчик:

Никифорова Елена Витальевна – преподаватель первой квалификационной категории по классу аккордеона

МАОУК ДО МО г. Нягани «ДШИ»

2024 г.

Содержание:

1.Организация оркестра баянов и аккордеонов.

  • Инструментальный состав оркестра.
  • Репетиционное помещение.

2. Репетиционная работа.

  • Подготовка репетиции.
  • Речь руководителя.
  • Личный исполнительный показ.
  • Организационно – техническая сторона проведения репетиции.
  • Методы репетирования.
  • Групповые занятия.

3. Первые репетиции оркестра.

  • Знакомство с приемами дирижирования.
  • Работа с динамическими оттенками.
  • Работа над штрихами.
  • Основные принципы работы над произведениями.

4. Заключение.

5. Список литературы

В учебном процессе детской музыкальной школы важное место занимают коллективные формы детского музыкального творчества: оркестр баянов и аккордеонов, различные ансамбли, оркестр русских народных инструментов, хор.

Занятия в оркестре развивают музыкальный кругозор учащихся, чувство ритма, эмоциональность исполнения, эстетический вкус, предоставляют возможность исполнять сложные произведения, чем те, которые они играют в классе на уроках специальности.

Занятия учащихся в оркестре , ансамбле – это коллективное творчество, где каждая партия имеет свои выразительные задачи, Свои функции и только соединив их все вместе. Ученики слышат полное звучание произведения.

Учащиеся учатся слышать все партии, выделять главные, слышать объем звучания всего оркестра, ансамбля. Каждый ученик понимает, что от его исполнения зависит звучание произведения, что нет незначительных партий, и у него развивается забота об общем деле, творческая ответственность.

Дети любят играть в оркестре, ансамбле. Им нравится принимать участие в концертах. Для многих из них – это единственная возможность выступить перед большой аудиторией, так как не все ученики могут быть солистами.

Занимаясь в оркестре, ансамбле, учащиеся проникаются уважением к труду музыкантов, у них появляется желание услышать настоящие профессиональные оркестры.

Впоследствии эти учащиеся становятся активными слушателями и пропагандистами музыки.

1.Организация оркестра (ансамбля) баянов, аккордеонов.

Основные и очень важные условия при создании оркестра , ансамбля баянов, аккордеонов – это количество и качество инструментов, наличие помещения для репетиций, так же наличие репертуара, адаптированного по технической сложности для учащихся музыкальных школ.


Инструментальный состав оркестра, ансамбля.

По главным типовым признакам баяны подразделяются на три разновидности: готовые, у которых в левом корпусе нажиму одной клавиши соответствует «готовый аккорд», или удвоенный октавами бас; выборные, имеющие в левой клавиатуре хроматический звукоряд; готово – выборные, которые обладают рядом преимуществ так как в их левой клавиатуре совмещены две системы: готовые аккорды и басы обычного ряда с хроматическим звукорядом выборного.

Баяны различаются конструкцией левой клавиатуры. Их правая клавиатура в основном одинакова, но она постоянно обогащается новыми регистрами, позволяющими видоизменять тембр звука.

Часто в оркестрах, ансамблях используются баяны с одной правой клавиатурой ( оркестровые баяны), но можно успешно использовать готовые и готово - выборные инструменты, а так же аккордеоны.

В отличие от камерного ансамбля, оркестром (ансамблем) русских народных инструментов принято называть объединение исполнителей на различных инструментах при наличии в нем групп играющих одну и ту же партию в унисон. В оркестре, ансамбле баянов, аккордеонов нет контрастирующих тембровых групп, как, например, в симфоническом оркестре или оркестре русских народных инструментов. Его можно сравнить с такими составами, которые включают лишь однородные или родственные инструменты. Оркестр, ансамбль баянов, аккордеонов делится на четыре, пять партий, обозначаемых в партитуре: баяны 1, баяны 2, баяны 3, баяны 4, в игре используется главным образом правая клавиатура (левая применяется эпизодически).

Партия баса поручается баянам, имеющим низкие звуки: баянам бас и баянам контрабас. В случае6, когда оркестр, ансамбль не укомплектован полностью этими инструментами, возникает необходимость усилить эту партию гитарой бас, синтезатором.

В составе оркестра, ансамбля баянов широко используется аккордеон. Став неотъемлемой частью многих коллективов, он вносит некоторое тембровое разнообразие и повышает динамические возможности оркестра, ансамбля. Аккордеоны принято делить на две партии: аккордеоны 2, аккордеоны 2. Для тех же целей в оркестр, ансамбль вводится электробаян, синтезатор, ударные, духовые инструменты.

На каждую оркестровую ( ансамблевую) партию исполнители должны быть распределены таким образом, чтобы не нарушилось звуковое равновесие всех групп оркестра (ансамбля). Если условно разделить оркестры (ансамбли) баянов, аккордеонов по числу учащихся на малый, средний и большой составы, то количество учащихся каждой партии распределяются в них пропорционально следующим образом:

Малый состав

Средний состав

Большой состав

Аккордеон 1

2

4

6

Аккордеон 2

2

4

6

Баяны 1

4

8

12

Баяны 2

3

6

8

Баяны 3

2

4

6

Баяны 4

2

4

6

Баяны басы

1

3

6

Баяны контрбасы

1

2

3

Увеличение количества исполнителей какой- либо группы партии влечет соответствующее увеличение других партий. Количество участников оркестра (ансамбля) может колебаться в зависимости от требований инструментовки, количества инструментов, объема репетиционного помещения и т.д.

Число исполнителей на таких инструментах, как фортепиано, синтезатор, ударники, гитара бас, духовые инструменты не зависит от общего состава и не дублируется.

Репетиционное помещение.

Согласованности в звучании всего оркестра (ансамбля) трудно достичь, если репетиции и выступления проводятся в неприспособленных для этой цели помещениях. Репетиционное помещение, оркестровый класс, должен иметь достаточную площадь для размещения всего коллектива и, что очень существенно, отвечать необходимым акустическим условиям. Когда учащиеся слышать друг друга.

Репетиции нужно проводить в условиях, сходных с концертными, а перед выступлением необходимы хотя бы одна- две репетиции на сцене. Чтобы приспособиться к новым акустическим условиям и применительно к ним скорректировать звучание.

Ансамблевой игре свойственны черты особой соподчиненности, взаимозависимости, динамической сбалансированности. Чему в огромной степени способствует рациональное размещение оркестра, ансамбля. Исполнители одной партии объединяются в группу, положение которой по отношению к другим группам оркестра (ансамбля) постоянно и определяется наилучшим по звучанию с другими группами соотношением, а так же звучанием, функцией дирижера при работе с партитурой, когда положение нотируемой партии соответствует привычному местонахождению группы, исполняющей данную партию.

Подбор репертуара.

Для успешной работы оркестра (ансамбля) очень важен репертуар. Развитие у юных музыкантов большой требовательности к себе и стремления к высоким целям зависит во многом от исполняемого репертуара. Конечно, при выборе произведений нельзя не учитывать общей музыкальной и технической подготовленности учащихся. Но в условиях ограниченных возможностей необходимо стремиться к выбору разнообразных произведений классиков, советских композиторов, обработок народных песен, танцев.

Это важная предпосылка разностороннего развития участников оркестра (ансамбля).

Недостаточное внимание к репертуару – основе обучения и воспитания в ДШИ – ведет к стихийному нецеленаправленному воспитанию художественных вкусов и интересов. Всегда надо иметь в виду основную задачу, стоящую перед руководителем,- прививать чувство прекрасного у детей и всемерно способствовать его развитию у слушателей.

Очень трудно найти подходящий репертуар для детского оркестра (ансамбля). Каждый год меняется состав оркестра (ансамбля), уходят выпускники. Меняется качественный состав оркестра (ансамбля), то подбирается более сильный состав, то более слабый. Практически ежегодно надо менять сложность произведений, учитывая возможности детей. Руководитель должен уметь делать переложения, адаптиравать и приспосабливать готовые партитуры для данного состава оркестра (ансамбля). В этой работе поможет книга В. Зиновьева «Инструментовка для оркестра баянов» под редакцией Ю. Шишкина.

При подборе репертуара очень важно учитывать уровень музыкального развития детей, можно брать только те произведения, которые обучающиеся смогут освоить не только технически, но и исполнять осмысленно, выразительно и уверенно. При подборе репертуара необходимо ставит цель эстетического и музыкального развития детей.

2.Репетиционная работа.

Репетиционная работа, то есть процесс подготовки исполнения произведения с оркестровым коллективом, является необычайно важной в деятельности руководителя оркестра (ансамбля). Относиться к репетиции надо  величайшей ответственностью и обдуманностью. Здесь важно все, вплоть до отношения к участникам коллектива. Проведение репетиции требует от руководителя наличие педагогических способностей, умения работать с коллективом, определенного такта, умения воздействовать на психику детей. От руководителя требуется, чтобы он проявлял заботу о своих маленьких музыкантах, умело делал замечания в форме, не затрагивающей самолюбия, помнил, что нужно экономить силы детей.

Очень важно создать на репетиции творческую атмосферу, вовлечь детей в творческий процесс, заставив их совместно работать над произведением. Творческая атмосфера, без которой трудно добиться хорошего результата на репетиции, зависит целиком от умения, опыта и личных качеств руководителя. Создать такую атмосферу – его первейшая задача. Работа на репетиции не должна превращаться в будничное ремесло.

Подготовка репетиции.

Успех репетиции зависит не только от знания руководителем партитуры исполняемого произведения, но и от предварительной подготовки репетиции.

Продуктивность репетиции в известной мере определяется степенью подготовки руководителем оркестрового материала.

Нотный материал, раскладываемый на пульты, должен быть хорошо известен руководителю. Он должен обозначить в партиях штрихи, которые соответствуют его замыслу. Все динамические оттенки, которые он находит нужным дополнительно сообщить исполнителям, могут так же быть внесены в партии. Этим руководитель экономит драгоценное время на репетиции. Цифры рекомендуется ставить чаще.

Речь руководителя.

Речь руководителя должна быть лаконична. Это первейшее требование. Ничто так не расхолаживает оркестр (ансамбль), как длинные «разглагольствования». Руководитель должен учиться выражать свою мысль кратко, сжато и обязательно ярко, образно.

Нужно обращаться не только к разуму, но и к чувству исполнителей. Хорошо, когда, говоря об оттенке, руководитель подскажет хотя бы одно слово, которое образно дополнит представление о данном форте или пиано ( например: таинственно, утомленно, безжизненно и т. д.) Такие замечания конкретизируют задачу, так как являются как бы подтекстом музыки.

В разных конкретных случаях замечания могут занимать большее или меньшее место. Характер их целиком зависит от конкретных условий работы.

Личный исполнительский показ.

Руководитель может пояснить свою мысль не только словесно, но и при помощи игры на инструменте. В практике репетиций приходится, как правило, осуществлять исполнительский показ не на инструменте, а голосом, пением. Совсем не обязательно иметь для этого красивый, поставленный голос.

Организационно – техническая сторона проведения репетиции.

Руководитель оркестра (ансамбля) должен быть организатором репетитационной работы. От того, насколько умело, быстро и продуктивно пойдет работа на репетиции, зависит успех. Время репетиции ограничено. Руководителю оркестра (ансамбля) как правило, всегда не хватает еще одной репетиции. Важно время использовать рационально. Поведение руководителя во время репетиции должно быть примером для учеников, побуждать их с большим рвением выполнять свою задачу. Следует быть подтянутым, организованным, собранным. Обучающиеся не должны видеть в нем проявления человеческих слабостей, утомления, раздражительности.

Отношение руководителя к коллективу должно быть корректным, лишенным грубости. Он не имеет права показывать своей досады, встречаясь с непониманием. Не следует также нервничать, когда к4акое-то место в партитуре долго не получается в оркестре. Надо передавать обучающимся свою уверенность в скором достижении хорошего результата. Хорошо, если руководитель похвалит усилия учеников, даже в том случае, если они еще не привели к желаемому результату. Лучше отложить трудное место до следующей репетиции и поучить трудные места с детьми индивидуально.

Делая замечания, нельзя затрагивать самолюбия обучающихся. Следует избегать шаржирования, окарикатуривания, высмеивания действий ребенка. Простительна любая строгость и требовательность, но не насмешка.

Руководитель должен учитывать, что каждая остановка вызывает значительную потерю времени. Большое количество остановок приводит к потере тонуса работы. Остановившись, руководитель должен обязательно дождаться полной тишины и лишь после этого обратиться к оркестру (ансамблю). Останавливая коллектив, руководитель должен точно знать причину остановки, какое замечание необходимо сделать, по какому поводу, и с какого места начать повторение. Не всегда указание сразу реализуется детьми. Иногда они недостаточно поняли или не сумели выполнить требование из-за технической трудности. Поэтому надо повторить то же место. При чем столько раз, сколько необходимо для овладения им. Однако, если руководитель видит, что это место так и не получается, необходима индивидуальная работа с учеником, он должен прекратить повторения и. сделав соответствующие замечания. Продолжить работу над произведением. Так же нельзя допускать неисполнимых указаний, важно сохранять последовательность в отношении преодоления трудности выполнения задач.

Руководитель должен точно соблюдать регламент репетиции, начинать и заканчивать вовремя, чтобы не утомлять обучающихся.

Методы репетирования.

Конкретные условия работы требуют от руководителя разного внимания и разного слушания произведения.

Необходимо охватить все происходящее во время исполнения, распределить внимание на все группы оркестра (ансамбля). Направив внимание на одну сторону исполнения, можно упустить другие. Случается, что руководитель не замечает важных погрешностей исполнения только потому, что в этот момент его внимание отвлечено.

Руководитель должен направлять внимание на ту или иную сторону исполнения в зависимости от непосредственных задач, выдвигаемых данным этапом работы. Так при разучивании нового произведения внимание его в первую очередь должно быть обращено на корректирование нотного текста.

Далее условно можно установить такую последовательность: точность интонационной стороны нотного текста и точность ритма, неправильность которых ведут к искажению музыки; точность динамики, штрихов, артикуляции. Уравновешенность отдельных элементов произведения (мелодия, аккомпанемент, подголоски, орнамент и т. д.); точность фразировки, качество звучания и его экспрессия, и, наконец, его образность.

Направленность внимания отражает и последовательность шлифовки исполнения в процессе репетирования, последовательность от простого к сложному.

Направленность внимания на один объект отнюдь не говорит о том, что остальные должны быть выключены из поля зрения руководителя. Отрабав тывая точность нотного текста, необходимо попутно обращать внимание на динамику и качество звука, на точность штрихов. Слушая одну группу надо обращать внимание и на исполнение других групп. Надо замечать даже случайную ошибку в нотном тексте или неточность ансамбля. Однако всегда важно, чтобы в фокусе внимания находилась главная цель.

Руководитель не только должен заметить недостаток в исполнении, обнаружить ошибку, но и поставить «диагноз»- почему эта ошибка возникла и какими средствами её можно устранить.

Групповые репетиции.

Групповые репетиции и индивидуальные занятия с обучающимися особенно важны при подготовке нового произведения. Примечание групповых репетиций даёт возможность удвоить часы работы без увеличения часов занятости оркестра (ансамбля). Уже одно это говорит в пользу применения метода групповых репетиций. Групповые репетиции важны не только для корректировки нотного текста и проработки трудных мест партии. Они дают возможность более целенаправленно и плодотворно проводить работу и над художественной стороной произведения.

При освоении нового произведения, дети могут не вполне ясно осознавать свое место в общем звучании, роль своей партии. Объясняется это различным их местоположением в оркестре (ансамбле), а так же окружением. Во время групповых репетиций дети, изолированные от других групп, лучше слышат и понимают то, что они играют сами, либо остальные голоса той же группы. Работая по группам, руководитель сам лучше вникает в исполняемое, слышит все тонкости. Конечно, руководитель частично пользуется приемом изолирования одной группы оркестра (ансамбля) от других и во время общей репетиции. Но применение этого приёма не может быть продолжительным.

Работа по группам проводится и в технических целях освоения каких- либо трудных мест, для того, чтобы напрасно не утомлять обучающихся, голоса партий которых в данный момент не играют существенной роли.

3. Примерный план первых репетиций оркестра (ансамбля) баянов, аккордеонов.

*На первой репетиции оркестра (ансамбля) происходит знакомство руководителя и обучающихся. Первая встреча очень важна, нужно произвести на детей благоприятное впечатление. Сразу установить личный контакт с каждым учеником. Дети плохо представляют, что такое оркестр (ансамбль), а придут следующий раз лично к вам, если вы для них интересны.

На первой репетиции учеников нужно распределить по партиям. Первое занятие очень важное, нельзя ограничиваться только беседой об оркестре (ансамбле), надо сразу начинать играть. Но дети не знают партий, многие плохо читают с листа нотный текст, не знакомы с особенностями записи оркестровых партий. Поэтому на первой репетиции надо познакомить детей с простейшими схемами тактирования. Подбирать нужно такие упражнения, которые не вызовут у учеников сложности исполнения, чтобы все внимание они могли сосредоточить на руке дирижера.

Каждой партии надо предложить сыграть звук мажорного или минорного аккорда. Объяснить, как по руке нужно начать играть, затем показать окончание звука, добиться одновременного начала игры и окончания, научить детей слышать се звуки аккорда. Далее предложить играть звуки аккорда по руке целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями. Следующий этап работы - объяснение и показ простейших схем тактирования. После этого можно предложить ученикам сыграть звуки мажорного или минорного аккордов четвертными длительностями в этих размерах.

На первом занятии важно добиться синхронного исполнения четвертных длительностей всеми группами оркестра (ансамбля), одновременного начала и завершения аккорда всем оркестром (ансамблем).

На втором занятии оркестра (ансамбля) необходимо приступить к разучиванию партий по группам. Во время разучивания партий, выявляются учащиеся, с которыми нужно работать индивидуально. На втором занятии, как правило, дети ещё не могут играть все вместе, поэтому после работы по группам на общей репетиции оркестра (ансамбля) можно провести работу над динамическими оттенками. На звуках мажорного или минорного аккордов надо научить оркестр играть пиано. Ученики должны понять и твердо усвоить, как нужно повести мех, чтобы в оркестре (ансамбле) звучало пиано и не было звукового «провала», так как качество инструментов плохое и часто при слабом ведении меха, звука нет вообще. Чтобы было интересно детям и они услышали ярче контрастность звучания динамических оттенков надо объяснить. Как сыграть форте, фортиссимо. При игре фортиссимо очень важно не допустить резкого, кричащего звука, когда инструменты звучат с надрывом, научить учеников правильно вести мех, чтобы звук был мощным, сочным, глубоким. Ученики должны прислушаться к своим инструментам, усвоить звуковые пределы инструмента, чтобы не испортить звучание произведения. Затем можно перейти к исполнению пиано и форте, меццо пиано и меццо форте. Одновременно с шлифовкой исполнения динамических оттенков, повторяются и закрепляются навыки, приобретенные на первом занятии.

Крещендо и диминуэндо так же можно учиться играть на звуках аккордов. Так же можно предложить ученикам исполнить мажорную гамму в восходящем движении крещендо, в нисходящем – диминуэндо. При исполнении гаммы сразу надо обратить внимание учащихся на то, что нельзя ускорять темп при исполнении крещендо и замедлять при диминуэндо. Как правило, эти упражнения, учащиеся осваивают легко, им доставляет удовольствие играть вместе, слышать полное звучание оркестра (ансамбля), у них появляется стимул к продолжению работы.

На третьем занятии нужно продолжить работу по группам над текстовыми и техническими сложностями партий и если ученики еще не готовы к совместной игре, на общей репетиции заняться с оркестром работой над штрихами на примере гаммы – стаккато, легато.

На первых порах синхронного исполнения по руке не получается, так как5 кто-то отстает, а кто-то вообще не умеет играть по руке. Руководитель должен запастись терпением, так как научить синхронному исполнению стаккато, ученический оркестр сложно. Необходимо научить учеников слышать паузу между звуками стаккато. Когда ученики начинают слышать паузы между звуками стаккато, исполнение значительно улучшается.

При исполнении легато важно, чтобы ученики слышала и осуществляли переход одного звука в другой строго по руке, иначе при одновременном начале и окончании звука оркестр будет звучать фальшиво, грязно.

Штрих портаменто можно объяснить математически, при исполнении гаммы этим штрихом тоже важно, чтобы ученики услышали паузы между звуками. При исполнении этих несложных упражнений руководитель может добиться хороших результатов, если будет настойчив и терпелив, и тем самым облегчит работу над штрихами и динамическими оттенками себе и ученикам при разучивании произведений.

Акценты учащихся нужно учить играть индивидуально, и только после этого переходить к исполнению всем оркестром.

Затем необходимо перейти к исполнению оркестром (ансамблем) гаммы легато, стаккато, портаменто, добиваясь качественного исполнения штрихов, чтобы обучающиеся усвоили разницу в звучании штрихов и их исполнении.


4. Заключение.

На четвертом занятии можно приступить к разучиванию произведения. К этому времени ученики должны освоить свои партии. Далее работа строится применительно к каждому произведению. И здесь можно дать только общие рекомендации:

- соблюдать принцип: от простого к сложному;

- не требовать от учеников всего сразу (точности штрихов, оттенков, фразировки);

- планировать работу над произведением;

- использовать показ сложных мест произведения;

- научить учеников слышать тему, аккомпанемент, подголоски, бас и т.д., а так же свою партию в звучании оркестра (ансамбля);

- развивать у учащихся творческую ответственность;

- добиваться качественного звучания произведения (точного исполнения нотного текста, штрихов, оттенков, выразительности исполнения).

Эта работа дает лишь общие направления и рекомендации, так как в работе с музыкальным коллективом не может быть шаблона, неизменных, а, тем более, заранее предусмотренных приемов. То, что хорошо для одного коллектива, не годится для другого, что возможно при работе над одним произведением, то недопустимо при работе над другим.

Успешность работы оркестра (ансамбля) зависит целиком и полностью от личностных и профессиональных качеств руководителя.


5. Список литературы

1.     Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства: учебн. Пособие.  М., РАМ им. Гнесиных, 2006, 520 с.

2.     Е. Максимов Ансамбли и оркестры гармоник. Советский композитор. Москва 1974

3.     Мирек А.М. Из истории аккордеона и баяна. – М., 1967.

4. Имханицкий М. Трио баянистов: Вопросы теории и практики / М.Имханицкий, Б.Полун.-М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных. Вып. 1.- 2005.-76с

5.  Блок В. М. Оркестр русских народных инструментов. — М., Музыка, 1986. — 80 с. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению в классе баяна/аккордеона"

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной гр...

Методическая разработка: Формирование аппликатурных принципов класса баяна, аккордеона.

Под техникой исполнителя понимается не только скорость движения его пальцев, но и степень владения различными штрихами и пртёмами звукоизвлечения, динамикой, уровня музыкального мышления. Выполнению э...

Методическая работа «Организация работы в классе баяна и аккордеона с учетом реализации инновационных методов музыкального образования»

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к ...

Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона

Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона...

2020 Открытый урок «Развитие чувства ритма на уроке ансамбль в классе баяна и аккордеона»

Цель урока: формирование и применение навыков связывания музыкальных терминов: темп - размер - метр - ритм в единый метроритмический комплекс....