Из опыта работы.
статья

Абрамова Ольга Викторовна

 Работаю в санатории с ноября 2023 года. За это время провела много мероприятий, которые способствуют развитию доброжелательных отношений друг к другу в процессе совместной деятельности во временном коллективе детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.odt54.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Представление педагогического опыта

Тема опыта: «Развитие доброжелательного отношения друг к другу в процессе совместной деятельности»

Автор педагогического опыта: Абрамова Ольга Викторовна, воспитатель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка»

Актуальность педагогического опыта

Доброжелательность — это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.

Проблема развития доброжелательных отношений у детей – одна из актуальных проблем в современном образовании. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Именно поэтому в нашем санатории мы уделяем большое внимание вопросу создания условий для позитивного взаимодействия детей друг с другом.

 Основные условия воспитания доброжелательных отношений у детей:

  • создание эмоционально-положительного климата в группе;
  • моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

 В течение смены я провожу  с детьми такие мероприятия как «Здравствуй, друг» (игры на знакомство в начале смены), «Подари улыбку другу»(фото-проект), квест«Дружная компания», КТД «Дружба-это я и ты или путешествие в страну Дружба», «Ты мой друг, и я твой друг» (игры на сплочение), мы проводим игры коммуникативной направленности – «Добрые слова», «Дотронься», «Ласковое имя», «Ладонь в ладонь», «Комплемент», «Возьмемся за руки, друзья» и другие. А так же, стараюсь использовать моделирование педагогических ситуаций, хороводные, народные игры, игры-соревнования, в ходе которых формируются дружеские отношения между детьми. С целью позитивного взаимодействия детей друг с другом регулярно организуем концерты, развлечения, привлекаем детей к выполнению коллективных творческих работ, участию в театральных постановках и т.п. Создание условия для эмоционального благополучия детей. Одной из важнейших задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с этим необходимо обеспечить следующие психологопедагогические условия: - уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; -поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; - защита детей от всех форм физического и психического насилия;

Задача педагога, показать, что эмоциональная сфера, определяющая детям их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия детей необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей. Стараюсь  создать в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью приезжает в санаторий, где его ждут, радуются успехам, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над ребенком, а рядом, вместе, глаза в глаза. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный, эмоциональный климат в группе. Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений использую все доступные формы и методы работы:

  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
  • традиции.

Идея педагогического опыта

       Особенностью  образа жизни детей и подростков является развивающийся коллективный характер их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах. Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения требует от них умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость). Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает воспитанникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям, к своим сверстникам. Практическое освоение правил поведения происходит в разных видах совместной деятельности детей.

     Необходимо  постепенно формировать у детей  умения сотрудничества сначала в  небольшой группе (5-6 чел.), а затем в группе с большим количеством участников, специально учить детей способам самостоятельной организации совместной деятельности, умению определить общую цель, спланировать работу (или игру), договориться о ее распределении между участниками; получить результат. Стараюсь направлять взаимоотношения детей, высоко оценивать факты взаимопомощи, дружной общей работы. Это способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доброжелательности в группе

Теоретическая база опыта

     В отечественной практике сохранения доброжелательного отношения  детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

     Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего и младшего школьного возраста осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений, проявляющихся, прежде всего, в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п.

 Новизна опыта

Отрицательная динамика доброжелательных отношений современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду воспитательных технологий.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов воспитательных технологий на различных этапах проведенного мероприятия, с целью повышения мотивации к доброжелательному отношению у воспитанников.

Технология опыта

Важная составная часть  работы педагога–это рациональная организация мероприятия. Показателем рациональной организации его являются:

- умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре

- умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно;

- умение разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь;

 -умение проявлять сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- разработать мероприятия, которые направлены на формирование доброжелательности во взаимоотношениях воспитанников.

Результативность опыта

    Работа дала положительный результат: в группе стало меньше конфликтов и ссор, снизилась агрессивность, количество демонстративных реакций. Воспитанники стали больше играть вместе, замкнутые дети - чаще участвовать в совместных играх, застенчивые, неактивные дети - комфортно чувствовать себя среди сверстников. Дети стали более доброжелательно, уважительно, внимательно относиться друг к другу, откликаться на просьбы друзей о помощи, радоваться успехам других детей, переживать за них. Дети стали более самостоятельны, отзывчивы, заботливы,  коллектив стал сплоченнее и дружнее, климат в группе значительно улучшился.

Таким образом, на основании проведенных мероприятий можно сделать вывод, что подобная организация работы позволяет повысить уровень доброжелательных межличностных отношений у  воспитанников.

  Воспитывая  у детей доброжелательное отношение друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

     Важно помнить, что осложненные, неблагоприятные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств.

    Таким образом, воспитывая у детей доброжелательное отношение друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.  Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям, учителям начальных и старших классов. В целях обмена опыта с коллегами, я провожу открытые мероприятия, выступаю на педагогических советах педагогов, публикую статьи.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Развитие предпосылок толерантности в процессе социально-нравственного воспитания [Текст] / Л.В. Артемова //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – № 1. – С. 99 – 105.
  2. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.
  3. Павленко, Т. Почему они конфликтуют?: Общение дошкольников. [Текст] / Т. Павленко // Дошкольное воспитание. – 2012.– № 1. – С. 72 -77.
  4. Рыбаков, И.А. Психолого-педагогические факторы формирования социально-коммуникативных способностей младших школьников [Электронный ресурс] / Рыбаков И.А., Дрягалова Е.А. // Журнал научной и педагогической информации. - 2011. - № 10.
  5. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
  6. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. - С. 73-77.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...