Влияние различного цифрового контента на эффективность обучения студентов СПО
презентация к уроку
Презентация и текст выступления на Школе педагогического мастерства, 28.02.2024
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levchenko_ev_sp3_shpm_28.02.2024.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние различного цифрового контента на эффективность обучения студентов СПО
Левченко Е.В.,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ ДЗМ «МК №1»
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я расскажу вам как влияет различный цифровой контент на эффективность обучения студентов СПО.
Человечество живет в век информационно-коммуникационных технологий и количество новой цифровой информации, окружающей каждого человека растет с каждым днем. По данным исследований, общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. – каждые 10 лет, а к 1970 г. – каждые 5 лет. Особенно растет объем научных знаний. В последние десятилетия он удваивается уже за 2–3 года, а книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет [3, c. 13].
В связи с этим появилась необходимость в интенсификации образовательной деятельности, т.е. увеличении концентрации элементов образовательной программы в единицу времени за счет применения интегративных педагогических подходов и передовых методов практической подготовки на современном оборудовании.
Качество интенсификации образовательной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько грамотно будут отобраны технологические инструменты интенсификации. В образовательной деятельности рекомендуется применять общие и специальные технологические инструменты интенсификации. Один из примеров общего технологического инструментария – применение инновационных дидактических технологий, повышающих мотивацию и активность освоения студентами предметного содержания, дающих возможность эффективной организации их учебно-познавательной деятельности (мастер-классы; сетевые вебинары и другие элементы электронного обучения; работа с кейсами, тренинги и. т.п.) [3, c. 11–12].
В связи с этим перед каждым педагогов актуальным встает вопрос о технологических инструментах, методах и средствах обучения, которые позволят в сложившихся условиях оптимизировать процесс обучения и реализовать образовательную программу в полном объеме по требованию ФГОС.
Поэтому актуальным становится вопрос формирования цифровой культуры и управления поступающими потоками информации, а также использования возможностей передачи и обработки информации на пользу образовательному процессу. Важной становится задача научить ориентироваться в информационном потоке и дать ориентир обучающимся, как использовать и обрабатывать цифровую информацию.
Задача, которая стоит перед современными педагогами – повернуть информационные тенденции цифровизации на пользу обучающемуся и применить эти тенденции для совершенствования образовательного процесса.
Цифровые технологии сегодня – это:
– инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся;
– инструмент создания учебных материалов;
– инструмент эффективного способа преподавания;
– средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной [1, с. 4].
Под цифровым контентом понимают совокупность материалов, которые распространяются в электронном виде по специальным каналам для эксплуатации на цифровых устройствах: компьютерах, планшетах, смартфонах.
Основные виды современного цифрового контента – это текст, графика, анимация, видео и аудиоматериалы. Поэтому в образовательном процессе можно выделить следующие группы контента:
– лекции в текстовом формате, словесные алгоритмы, методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных работ, тексты заданий для самостоятельной работы;
– графические приложения к лекциям, учебные схемы, графики, чертежи, блок-схемы, визуальные алгоритмы, анимированные обучающие модели;
– аудио материалы: аудио лекции и фрагменты;
– видео материалы: видео лекции, обучающие видео фрагменты, видеозапись экспериментов, видео экскурсии.
Для эффективной организации процесса обучения и грамотного управления цифровым образовательным контентом необходима среда, которая позволит выстроить структуру контента и предоставить к нему доступ конкретному обучающему, такими средами выступают образовательные интернет-порталы, электронные образовательные платформы, системы управления образовательными электронными ресурсами, например, Moodle, Фоксфорд, Якласс, ЯндексУчебник и т.д.
Создание цифрового образовательного контента бесспорно требует от преподавателя дополнительных и немалых трудозатрат, однако применение такого контента, в конечном счете, высвобождает ресурсы преподавателя и позволяет использовать их в образовательном процессе намного эффективнее, больше внимания уделять обучающимся, испытывающим трудности в обучении.
Доступ к образовательному контенту можно получить в любое время и в любом месте при наличии доступа в Интернет, что позволяет обучающимся при необходимости несколько раз пересматривать нужные фрагменты лекций, не обращаясь для этого к преподавателю, не используя его временные ресурсы.
Отдельного внимания заслуживают также методики интерактивного взаимодействия между педагогом и обучающимися, такие как интерактивные викторины, тесты, опросники, интерактивные онлайндоски для совместной работы над заданной темой или проектом. Например, использование онлайн-теста или опросника (Onlinetestpad, Core, ЯндексФормы) позволяет преподавателю оперативно получить обратную связь от обучающихся и оценить их знания, а возможность автоматической проверки такого теста значительно экономит временные ресурсы преподавателя. Онлайн-доска для совместной работы (Pruffme, GetLocus, sBoard) позволяет организовать совместное обсуждение темы, мозговой штурм или совместное создание интеллект-карты. Сервисы для интерактивных викторин (Joyteka, MsdTest) позволяют организовать соревнование умов в реальном времени. Это обеспечивает повысить мотивацию и заинтересованность обучающихся в процессе и результате. [2, с. 136]
В своей работе активно использую платформы Onlinetestpad и Liveworksheets. Для опросов отечественную платформу ЯндексФормы. Onlinetestpad для контроля после прохождения темы или раздела, а также для проведения контрольных работ. Удобен тем, что студенты сразу видят оценку и есть возможность посмотреть, какие задания выполнены с ошибками. Liveworksheets чаще использую для закрепления нового материала, так там есть возможность самоконтроля и многократного выполнения интерактивного листа. Платворма ЯндексФормы очень полезна при подготовке и реализации проектной деятельности. Создают опросы и анкеты сами студенты как самостоятельно, так и с моей помощью.
Неоспоримое преимущество использования цифрового контента – его широкая доступность, легкость доставки до обучающегося.
Недостатком же можно выделить возрастающую нагрузку на органы зрения, обособленность и изолированность обучающегося в процессе самостоятельного обучения, поэтому необходимо гармонично комбинировать различные формы обучения. Преподаватель необходим в роли наставника, управляющего процессом обучения, выявляющего слабые места и пробелы в знания обучающихся, корректирующего процесс обучения при необходимости. Еще одним недостатком можно считать привыкание студентов к однообразной подаче информации. Со временем глаз устает от ярких слайдов и видео, это становится обыденным и перестает удивлять и интересовать обучающихся.
Использование цифровых технологий и сервисов в процессе обучения позволяет проектировать и использовать новые формы образовательного процесса, повышающие вовлеченность обучающихся и способствующие удобству организации образовательного процесса.
Использование различных цифровых технологий и инструментов в комплексе позволяет повысить эффективность образовательного процесса, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению. Восприятие учебного материала осуществляется визуально, аудиально, кинестетически, например, с помощью презентаций, информационно-справочных систем, что способствует быстрому усваиванию большого объёма учебного материала, позволяет повысить интерес студентов к изучению учебной дисциплины. Использование цифровых технологий позволяет преподавателю видеть вопросы каждого обучающегося и обеспечивать обратную связь. Электронные тренажеры и тесты имеют возможность выдавать задания случайным образом, пресекая списывание у товарища, что способствует активизации познавательной деятельности при работе за компьютером, формирует у студентов высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации и, как следствие повышает мотивацию обучения. Так же такая форма обучения, позволяет самостоятельно возвращаться к темам, которые по какой-либо причине не были своевременно усвоены обучающимся. Это дает возможность студенту оперативно усваивать новый материал.
Благодаря использованию на занятиях компьютерных моделей усиливаются межпредметные связи, развивается творческий подход к окружающему миру, формируется информационная культура.
Создание собственного цифрового обучающего контента является показателем высокого профессионализма педагогических кадров и готовности профессионально развиваться. Создание цифрового контента несет пользу как инструмент автоматизации учебного процесса, увеличивает доступность контента, например, видео лекция дает возможность самостоятельного изучения в удобное для обучающегося время. Помимо этого, использование цифровых технологий также позволяет развивать навыки работы в цифровой среде, навыки обработки информации, учит обучающихся критически относиться к различной информации и формирует цифровую культуру, что является важнейшей оставляющей формирования познавательно-активной личности в век цифровых технологий.
Источники:
- Геворкян А. Р. Цифровые технологии обучения в учебном процессе школы // Цифровая образовательная среда: инновации и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 24–25 февраля 2022 г. СПб.: Международные образовательные проекты, 2022. С. 4–8. URL: https://xtern.ru/upload/iblock/2d3/ 2d3acb502feb6b56912d6d3fab8fe655.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
- Ткачук, О. А. Роль цифрового контента в обновлении содержания образовательной деятельности в системе профессионального образования / О. А. Ткачук // Векторы взаимодействия: СПО – вуз – предприятие : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Векторы взаимодействия среднего профессионального образования и базовых предприятий при реализации проекта «Профессионалитет»: синергия партнерства», Первоуральск, 23 марта 2023 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, Первоуральск : РГППУ, 2023. - С. 133-138.
- Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2006. 511 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности обучения на уроках информатики.
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство....
Сертификат участия в Круглом столе "Использование цифрового контента"
Сертификат участия в Круглом столе "Использование цифрового контента"...
Эффективность цифровых технологий в дистанционном обучении.
В сложившийся ситуации пандемии Covid-19 все педагоги столкнулись с рядом проблем, касаемых организацией учебного процесса. Данный пример доказал, что цифровые образовательные ресурсы имеют место быть...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «МАТЕМАТИКИ»
Пособие содержит описание особенностей обучающихся с нарушением слуха, рекомендации по организации работы с инвалидами по слуху и использованию учебно-методического комплекса « Математика...
Выступление на педагогическом совете «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»
Доклад на тему: «Влияние цифровых технологий на процесс обучения и когнитивные способности учащихся»...
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
При организации обучения необходимо учитывать общие профессиональные компетенции работников отдельных профессий, так как они оказывают существенное влияние на способы организации и осуществления учебн...