Исследовательская работа "Удивительный мир Арктики"
проект (9 класс)

Исследовательская рабора об Арктике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_arktiki.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

колледж-интернат

«Центр искусств для одарённых детей Севера».

VI научно-исследовательская практическая  конференция «Удивительный мир Арктики»

Выполнили:

ученицы 9 в класса

Кошелева Олеся,

Панфилова Валерия

Руководитель:

воспитатель

Рожкова Д. С.

г. Ханты-Мансийск

2023

Оглавление

Введение

Актуальность

Гипотеза

Цель исследования

Задачи

Предмет

Методы

Объект исследования

Основная часть

Глава I. Теоретическая часть

  1. Особенности Арктики.
  2. Исследование Арктики
  3. Интересные факты об Арктике.
  4. Особенности рельефа Арктики.
  5. Природа Арктики.
  6. Растительный мир Арктики.
  7. Животный мир Арктики.
  8. Человек и Арктика.
  9. Изменение климата Арктики.

Глава II. Практическая часть.

  1. Проведение беседы среди учащихся.
  2. Проведение анкетирования.

Глава III. Заключение.

Список литературы.

Введение. 

Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана, включающие окраины материков Евразии и Северной Америки. Ледяная, холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так. Арктика – это сокровищница нашей планеты! 

Основной целью является повышение осведомлённости школьников о природе, истории исследования и освоения, а также задачах современного освоения Арктики.

Провели  викторину: “Знаешь ли ты Арктику?”

Мы хотели больше узнать об Арктике и поэтому решили написать эту работу.  Стали больше собирать материала о данной территории, её отличие, многообразие и в тоже время суровостью климата. Интересным растительным и животным миром, а также чудесным явление как Северное сияние.

Актуальность: Раньше мы подробно знакомились с различными уголками России на уроках географии. Поэтому мы думали, что данная тема, заинтересует наших одноклассников, в изучении данного вопроса, благодаря нашему материалу рассказ будет более интересен и доступен для понимания. Гипотеза:

Всё ли мы знаем об уголках нашей родины? И в чем же уникальность Арктики? 

Цель исследования: Ознакомление обучающихся с удивительным континентом - Арктикой, с ее природными явлениями, растительным и животным миром.

Задачи:1. Расширить и закрепить ключевые знания обучающихся об истории географических открытий и освоения Арктического региона;

2. Развить творческое мышление, интеллектуальные способности обучающихся;

3. Изучить растительный и животный мир Арктики, особенности природных явлений и условий Арктического края;

4. Выявить проблемы сохранения биоразнообразия, популяции редких видов животных и растений Арктики;

5. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

4. Проанализировать научную литературу, интернет по данной проблеме;

Объект исследования:

животный и растительный мир Арктики

Методы исследования:

- сбор теоретического материала,

- подбор фотографий;

- анализ изученного;

- написание работы. 

-подобрать доступный и научный материал по данной теме.

Арктика – единый физико-географический район Земли, включающий Северный Ледовитый океан и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, и окраины материков Евразии и Северной Америки.

Основная часть

Глава I. Теоретическая часть.

 1. Особенности Арктики.

Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в своем первозданном виде. Без серьезных изменений. Арктика – не просто снежная шапка Северного полюса. Это огромный район, примыкающий к ней. Он включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и почти весь Северный Ледовитый океан с островами. Кроме того, южная граница Арктики совпадает с границей тундры. Отсюда – наличие различных климатических условий, разнообразной растительности и животных, абсолютно не ассоциирующихся с обывательским понятием об Арктическом регионеБелые медведи и северные олени, огромные ледники и подводные вулканы, климатические загадки и почти неисчерпаемые природные ресурсы…

Арктика – это необычайная красота: снежная пустыня, льды, дикие животные. Да и само ощущение пребывания на центральной точке планеты – Северном полюсе – оставит неизгладимое впечатление на любого человека, побывавшего в этом регионе.

2.История исследования Арктики

Самое первое письменное свидетельство об исследовании Арктики датируется IV в. до н.э., когда грек Пифей из Марселя совершил плавание в страну Туле, которая, по всей вероятности, была расположена далеко за полярным кругом. На настоящий момент можно констатировать, что научные дрейфующие станции «Северный полюс» за четверть века прошли более 40 тыс. км – расстояние, равное экватору Земли. Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций.

Благодаря существованию дрейфующих станций российские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год. Несмотря на низкую температуру, здесь есть жизнь. Леса и ледовые пустыни населены белыми медведями, северными оленями, песцами, зайцами, леммингами. Животные приспособились к суровым условиям за счет толстого слоя подкожного жира и густого меха. Характерные для этих мест птицы – куропатки, белые совы, кайры, гагарки, чайки и даже вороны. В арктических водах и прибрежных районах легко встретить моржей, тюленей, нарвалов и белух. Благодаря взаимодействию этих видов сложилась интересная цепь питания: рачки – рыбы – птицы – тюлени – белые медведи.

В начале 1980-х годов на острове Врангеля и полуострове Таймыр появились новые жители. Это длинношерстные мохнатые мускусные быки, которых еще называют овцебыками – они одновременно похожи и на быка, и на овцу.

В Арктике очень холодное лето. Это результат таяния льдов, поглощающих почти всю энергию солнца, которой оказывается недостаточно для нагревания воздуха. Средняя температура зимой составляет –36 °С, а в летние месяцы – 0 °С. Вопреки общественному мнению, температура здесь редко опускается ниже –40 °С. Происходит это из-за притока тепла от воды океана. Минимальные температуры в Арктике достигаются только над плотными слоями льда и бывают ниже –50 °С. Следует заметить, что, по свидетельствам ученых, 55 млн лет назад в ныне холодном регионе было тепло, как в тропиках, а температура воды в Северном Ледовитом океане составляла около +18 °С!

Сегодня Арктика находится под угрозой – климат этого региона является самым уязвимым в мире. Когда мы говорим о повышении средней глобальной температуры на 2 градуса, то для Арктики это означает 5 градусов, а в некоторых местах – до 10. За последние 25 лет льды Арктики драматически изменились, объем их уменьшился, они стали намного «моложе» и тоньше. Более того, из-за изменения климата меняются течения в Северном Ледовитом океане, а это может оказать влияние не только на саму Арктику, но и на весь климат планеты.

В последние годы в Арктике – «холодильник Земли», обнаружили признаки глобального потепления. Это связано с изменением климата.

  1. Интересные факты об Арктике

Самое удивительное – полярное сияние! Иногда загораются в небе длинные полоски, иногда пятна, иногда формы столбов и лучей самых ярких красок и оттенков. По сути, это люминесценция верхних слоев атмосферы планеты вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра на высоте 100 км, в области магнитосферы. Больше всего северных сияний наблюдается в период высокой солнечной активности.

Что такое северное сияние? Северное сияние это красивые переливы в верхних участках атмосферы планеты. В атмосфере при частых соприкосновениях  заряженных электричеством крупиц с солнечными ветрами образуется свечение разных цветов радуги. Они представляют собой миллионы миниатюрных огоньков, которые отчетливо виднеются в небе. Огоньки  могут быть разной формы, цветов, размеров. В считанные секунды небеса окрашиваются всем спектром оттенков и сияют на протяжении многих километров. В это время может складываться ощущение, что на улице день. Полярное сияние во все времена поражало людей своей грандиозностью. Некоторые суеверные народы боятся данного явления, а некоторые просто восхищаются его красотой.

Михаил Ломоносов выявил главную причину возникновения северного сияния – она заключалась во взаимодействии электрических токов в атмосфере. Заряженные частички Солнца, попадая в атмосферу планеты, взаимодействуют с воздухом, после чего появляются волшебные переливы огоньков. 

Почему возникает северное сияние? В основном, наблюдать северное сияние можно только на магнитных полюсах Земли, выглядит явление как зелено-красное свечение, которое по мере приближения к поверхности постепенно угасает. Точечные сияния показывают то, как выглядит магнитное поле на данный момент, а также иго изменения в определенные промежутки от минуты, до нескольких часов. Часто авроры появляются возле равноденствия.

Виды северного сияния. Северное сияние разделяется на два основных вида: диффузное, дискретное. Диффузное Диффузное – в виде безликого свечения в атмосфере. В отличие от точечного, его можно даже не увидеть невооруженным глазом с учетом полной темноты. Точечное, дискретное северное сияние Точечные, иначе называемые дискретными, могут быть разной яркости. Увидеть их можно лишь глубокой ночью, так как днем они просто неразличимы. На севере России явление прозвали северным полярным, туда ежегодно приезжает множество туристов, желающих наблюдать данное явление. Источник: https://kipmu.ru/severnoe-siyanie/

  Зима на Северном полюсе планеты – лучший период для наблюдений. В это время день длится совсем мало, зато ночи длинные и темные. Самое лучшее время для наблюдений – полночь. Источник: https://kipmu.ru/severnoe-siyanie/

 Временами северное сияние может издавать звуки, их можно зафиксировать на специальном оборудовании. Это разнообразные шумы вроде хлопков, треска и белого шума, они очень короткие и едва уловимые. Ученые долгое время не могли выявить существование звуков – они появлялись настолько редко, что можно было списать на неисправность аппаратуры.

На територии России Северное сияние хорошо наблюдать в Архангельской и Мурманской области, республике Коми, Таймырском полуострове и в Хибинских горах. Источник: https://kipmu.ru/severnoe-siyanie/

Белый медведь весит от 600 до 900 кг, под водой может находиться до 2 минут, плавает со скоростью до 7 км/ч.

Запах тюленя чувствует за 6 – 7 км.

Длина тела моржа достигает 3 м, вес до 1,5 т. Клыки могут вырастать до 80 см. С их помощью морж раскапывает грунт и выбирает из него моллюсков. Отдыхать и спать морж может в воде, наполнив воздухом внутренние мешки.

Главная особенность 6-метрового нарвала – его потрясающий воображение бивень, по сути, являющийся одним из его зубов, расположенных слева. Этот замечательный бивень может сгибаться, не ломаясь, на 30 см в сторону.

Тупик хорошо ныряет, порой на глубину 60 м, под водой может находиться до 3 минут.

Поморник живет разбоем, разоряет гнезда, таскает птенцов, отнимает добычу у чаек.

Морской слон – самый крупный вид ластоногих в мире: масса самца может достигать 3500 кг. Его легко отличить от самки по вздутию на голове, похожему на короткий хобот, из-за которого он и получил свое название.

Пустыни – это не только барханы или камни под палящим солнцем. Пустыни бывают и снежные, называемые арктическими. Например, арктическая пустыня встречается в горах Бырранга на Таймыре или острове Врангеля. Большинство территории арктических пустынь покрыто ледниками и камнями, изредка мхом.

  1. Рельеф

По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями — Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским. Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов.

  1. Особенности Арктики

Особенности природы: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемёрзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь. Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от −2…−4 °C в южной части Арктического района до −25 °C на севере Баренцева моря, западе Гренландского моря, в морях Баффина и Чукотском и от −32…−36 °C; в Сибирском районе, на севере Канадского и в прилегающей к нему части Арктического бассейна до −45…−50 °C в центральной части Гренландии. Минимальные температуры в этих районах иногда снижаются до −55…−60 °C, только в Арктическом бассейне они не опускаются ниже −45…−50 °C. При прорывах глубоких циклонов температура иногда повышается до −2…−10 °C. Средние температуры июля в Арктическом бассейне — 0…−1 °C. Ледовитость морских акваторий — около 11 млн км² зимой и около 8 млн км² летом.

  1. Растительный мир

В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в тёплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.

  1. Животный мир

Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. Для холодных регионов эндемичны многие виды птиц и морских обитателей. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. Полярным летом в тундре гнездятся миллионы перелётных птиц. В морях Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, косатки и белухи. Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи, так как при сокращении площади морского льда животные вынуждены переходить на побережье, где их кормовая база меньше.

  1. Человек и Арктика

Первые представители человека разумного проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей «Мамонтовая курья» (в долине реки Усы, Республика Коми) и «Бёрёлёх» (в устье реки Яна, Якутия). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности как вида. В условиях постоянной борьбы с холодом и стихией формировались северные адаптивные типы популяций человека. Коренные народы Арктики сохраняют традиционный уклад жизни предков на протяжении многих веков. Их специфическая культура и особое мировоззрение, обусловленные проживанием в экстремальных климатических условиях, плохо поддаётся адаптации к условиям современной цивилизации, и не может быть приспособлена к требованиям рыночной экономики. Численность населения Арктики составляет около 400 тысяч человек. В результате устоявшегося традиционного уклада жизни люди полностью зависят от арктической экосистемы в вопросах питания, проживания и сохранения самобытности культуры.

Традиционными промыслами являются охота, собирательство, оленеводство и рыболовство. Природная среда является основой жизни для народов Севера, поэтому экологические проблемы приобретают для них особенную остроту. Промышленное освоение Арктики может привести к уничтожению исконной среды обитания и создать угрозу исчезновения малочисленных народов Севера как самостоятельных этносов.

  1. Изменение климата Арктики

Климат Арктики в течение последних 600 лет испытывал значительные колебания. За этот период времени произошло не менее трёх или четырёх значительных потеплений, вполне соизмеримых как по масштабам, так и по продолжительности со знаменитым «потеплением Арктики» первой половины XX века. Колебания климата в период, предшествующий эпохе инструментальных наблюдений, полностью определялись изменением естественных факторов и, в первую очередь, скорости вращения Земли и характера атмосферной циркуляции. Учёные предсказывают чрезвычайно сильное потепление российской Арктики уже в 30-х годах XXI столетия.

В целом по данным исследований, температура в Арктике повышается в два раза быстрее, чем в остальном мире. Это может привести к вымиранию многих видов растений и животных в регионе. Потепление ставит под угрозу существование коренных народов Арктики — их пропитание и уклад жизни напрямую зависят от растительного и животного мира.

Арктические льды

Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не даёт планете перегреться. Кроме того, арктические льды играют большую роль в системах циркуляции воды в океанах.

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом.

Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы «Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике.

 При современной технологии разведки и добычи углеводородного сырья на шельфах не составляет никаких трудностей.

  Глава II. Практическая часть. 

1. Проведение беседы среди учащихся. Сначала мы  провели исследования о том, что из себя представляет Арктика. Есть ли там на жизнь. Для того, чтобы начать наши исследования по данной теме, мы прочитали литературу, книгу Жуль Верна «Приключения Капитана Гаттераса» и посмотрели фильм «Земля Санникова»,  по одноимённому роману

 В.А Обручева, потом заинтересовались вопросом: что же сегодня известно о северных широтах и какие исследования проводятся в настоящее время? 

            Заинтересовавшись жизнью Арктики, организовали встречу  с волонтером, побывавшим 2 раза в Арктике, Юрием Зинулиным. Юрий рассказал много интересного о работе волонтеров, про встречу с белыми медведями и т. д.. Ребята с интересом слушали и заинтересовавшись задавали много вопросов. Ведь мы считаем, что каждый ученик должен иметь знания об этом уголке нашей родины.

Проведя опрос среди шестиклассников, семиклассников, и восьмиклассников мы выяснили, что большинство ребят интересуются вопросом изучения Арктических широт, но многие не знают, для чего ведутся современные исследования,  не знают  проблем  Арктики. Ребята почти не знакомы с исследователями и учёными полярных широт, не знают для чего необходимо осваивать этот регион. Поэтому мы и занялись  рассмотрением этого вопроса.

А затем провели исследования о необходимости получения знаний учащимися посредством анкетирования, с целью расширения их представлений об Арктическом континенте.

2. Проведение анкетирования.

1. Как переводится слово «Арктика»?

2. «Как называется первый советский ледокол достигший берегов Арктики?»

3. «Какие моря входят в состав Арктики?»

4. Почему Баренцево море не замерзает?

5. Почему северные олени пасутся ближе к морю?

6. «Почему скопления птиц называют птичьим базаром?  ?

7. .Какие растения встречаются в Арктике?

                  Познакомившись с жизнью Арктики, с ее исследователями, с природными явлениями, с растительным и животным миром мы решили   выяснить, знают ли ученики интерната что-либо об Арктике? Ведь я считаю, что каждый ученик должен иметь знания о своей малой родине. Для изучения представлений школьников на данную тему был проведён социологический опрос посредством анкетирования.

В опросе приняли участие 95 учащихся  нашего центра искусств. Всем были заданы вопросы. (Приложение №1).  

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на  первый вопрос  

«Как переводится слово «Арктика»?  2 опрошенных учащихся

ответили - Север ; 93 опрошенных учащихся ответили –не знают

 - На второй вопрос «Как называется первый советский ледокол достигший берегов Арктики?» 1 опрошенный учащийся ответил правильно, «Арктика» и 94 опрошенных учащихся ответили не знаю. (Диаграмма №1 в Приложении №1).

На третий вопрос «Какие моря входят в состав Арктики?» 89 опрошенных учащихся знают моря; 6 человек не знает.

На четвертый вопрос «Почему Баренцево море не замерзает?» 80 учащихся не смогли ответить на вопрос.15 опрошенных учащихся ответили – теплые течения;

На пятый вопрос «Почему северные олени пасутся ближе к морю» все опрошенные ребята не знают.

 На шестой вопрос «Почему скопления птиц называют птичьим базаром?» 50 опрошенных ответили правильно.50 опрошенных ответили, не знаю.

На 7 вопрос «Какие растения встречаются в Арктике? 80 опрошенных знают и назвали (мох, лишайники). 15 опршенных, не знают.

И я сделала вывод, что мои сверстники знают очень мало об Арктике. Я сочла обязательным рассказать детям о моих исследованиях, и для этого я решила провести беседу по данной теме в 6 – 8 классах.

Заинтересовавшись жизнью Арктики, организовали встречу  с волонтером, побывавшим 2 раза в Арктике, Юрием Зинулиным. Юрий рассказал много интересного о работе волонтеров, про встречу с белыми медведями. Ребята с интересом слушали и заинтересовавшись задавали много вопросов. Ведь мы считаем, что каждый ученик должен иметь знания об этом уголке нашей родины.

Для изучения представлений школьников на данную тему был проведён социологический опрос посредством анкетирования. В опросе приняли участие 95 учащихся 6-8 классов нашего интерната. Всем были заданы вопросы (Приложение №1).  

Обработка результатов анкетирования показала следующие результаты. Они представлены на слайдах в диаграммах.

Глава III.  Заключение

Таким образом, собрав и изучив материал об Арктике, мы убедились, что в изучение и исследование данной территории было очень трудно из-за суровости климата и недостаточности технической оснащённости тех экспедиций, которые отправлялись на изучение поставленной задачи. И не смотря, на все трудности русские люди с большой любовью к своей Родине выполняли поставленные задачи и шли под единым лозунгом: “ Бороться и искать, найти и не сдаваться!” Важно, чтобы наше выступление заинтересовало ребят и они захотели больше узнать о ней сами, захотели бы познакомится с теми великими людьми, которые не щадя своей жизни, шли на великие открытия и полюбили географию, как полюбили её мы...

Список литературы.

  1. Атлас океанов. Термины, понятия, справочные таблицы. — М.: ГУНК МО СССР, 1980.
  2. Визе В. Ю. Русские полярные мореходы XVII - XIXвв. — М.—Л., 1948.

Электронная версия книги

  1. Географический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986.

     4. Гаккель Я. Я. Наука и освоение Арктики. — Л., 1957.

  1. Гордиенко П. А. Северный Ледовитый. — Л., 1973.

      6. История географических открытий. Северный Ледовитый океан

     7. Сенкевич Ю., Ревенко М.В. “Малышам о географических открытиях” М: Книга по требованию, 2012.

    8. http://cognita.ru/arctic

    9. http://www.photosight.ru/

   10. http://www.vokrugsveta.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животные Арктики

Презентация...

Презентация "Арктика"

Для урока географии 7 класса коррекционной школы 8 вида, к теме"Зона Арктических пустынь"....

Презентация "Арктика"

Для урока географии 7 класса коррекционной школы 8 вида, к теме"Зона Арктических пустынь"....

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"

Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА (ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ)"

На сегодня внимание многих стран мира, в том числе и России, приковано к Арктике не случайно. Для нашей страны Арктика – это северный форпост страны. Богата природа Арктики, но суровые условия не поз...

Исследовательский проект «Арктика». 7-е классы.

Исследовательское задание: исследовать  территорию Арктики, как географическую зону, биологическую среду, промышленный   регион...