ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_na_urokah_russkogo_yazyka_1.docx | 158.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра
город Нижневартовск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ВОЙНАЛОВИЧА»
(МБОУ «СШ №1 ИМЕНИ А.В.ВОЙНАЛОВИЧА»)
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя русского языка и литературы
Дроздовой Анны Юрьевны
2023
ТЕМА:
Применение современных образовательных технологий
на уроках русского языка
как средство достижения новых образовательных результатов.
ЦЕЛЬ:
формирование компетентно-ориентированной личности, осознанно относящейся к усвоению русского языка как базы в системе знаний, посредством внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий.
ЗАДАЧИ:
- оптимизировать учебно-воспитательный процесс;
- создать обстановку сотрудничества ученика и учителя;
- выработать долговременную положительную мотивацию к обучению;
- включить учащихся в креативную деятельность;
- показать обучающимся практическую ценность русской речи, необходимость в самопознании и самосовершенствовании;
- стимулировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся;
- обеспечить эффективный подбор материала и способы его подачи;
- ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как приковать их неустойчивое внимание к уроку, не принуждая к этому силой?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
Мониторинг уровня общеучебных умений и навыков, анализ результатов контрольных работ, результатов экзаменов по русскому языку в школе в последние годы показывает, что уровень знаний учащихся невысокий, речевые умения развиты слабо, единицами достигается оптимальная степень применения знаний. Даже коммуникативная деятельность по результатам тестирования оказалась невысокой.
Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей. Таким образом, возникло противоречие между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений школьников.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Родной язык ученики часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Огромную роль играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.
В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, то есть
к современным образовательным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества и коллективизма, активизируют творческие силы учеников, расширяют его кругозор, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи
Основная цель моей педагогической деятельности – формирование компетентно-ориентированной личности, осознанно относящейся к усвоению русского языка как базы в системе знаний, посредством внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий.
Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих возраст и разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение обучающихся к исследовательской работе по предмету.
Задачи:
- оптимизировать учебно-воспитательный процесс;
- создать обстановку сотрудничества ученика и учителя;
- выработать долговременную положительную мотивацию к обучению;
- включить учащихся в креативную деятельность;
- показать обучающимся практическую ценность русской речи, необходимость в самопознании и самосовершенствовании;
- стимулировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся;
- обеспечить эффективный подбор материала и способы его подачи;
Как учитель-филолог, считаю, что главные задачи моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний, расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Считаю важным показать обучающимся необходимость в самопознании и самосовершенствовании. Добиваюсь осознания необходимости в грамотной речи, развитии умения активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
2.2 Основные принципы
Организация уроков русского языка с применением данных технологий основана на следующих принципах:
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Подбор упражнений, заданий, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
- Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
- Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.
- Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Исходя из принципов моей педагогической концепции, а также целей и задач её реализации, считаю, что главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.
.
2.3 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса
педагогических условий, внедрении в учебный процесс новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективное развитие познавательной компетенции школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Новизна опыта состоит в синтезе выбранных мною педагогических технологий и техник. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю современные образовательные технологии, отдавая предпочтение следующим:
- Технология проблемного обучения;
- «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП);
- Технология уровневой дифференциации обучения.
- Групповые технологии.
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
- Теоретическая база методической системы:
- принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом, среди которых наиболее интересны для данного опыта следующие:
восприятие человеком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
стремление индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к
самосовершенствованию;
- теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, согласно гипотезе которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности);
- технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес;
- принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности каждого школьника;
- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), (critical thinking) (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленная на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.
- ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
3.1. Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».
На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные точки зрения, таким образом создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач. Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько самоизменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия.
Примером могут служить многочисленные уроки, проведенные мной. Один из них –
«Грамматическая основа предложения»
В начале урока создаю ситуацию успеха: предлагаю предложения, в которых подлежащее выражено существительным, а сказуемое – глаголом. Далее создаю проблемную ситуацию: даю предложения, в которых сказуемое выражено существительным, прилагательным, наречием.
Осень – прекрасная пора. (Осень была прекрасной порой. Осень будет прекрасной порой.)
Дни солнечные. (Дни были солнечные. Дни будут солнечные.)
На улице тепло. (На улице было тепло. На улице будет тепло.)
Известный способ для решения задачи не подходит. Учащиеся предлагают разные варианты, но решения нет. Даю подсказку:
- Попробуйте сначала найти сказуемое, изменив предложение по времени.
Ребята изменяют предикативность, относят содержание предложения к прошедшему и будущему времени, обращая внимание на то, что появляется слово «быть», которое и является сказуемым. В настоящем времени оно в нулевой форме. Обязательно находится ученик, который обращает внимание на то, что у сказуемого «была» в предложении «Дни были солнечные» нет лексического значения, а значит, ищем слово, в котором оно заключено. (Выходим на понятие «составное сказуемое»). Способ нахождения сказуемого найден. И от него по вопросу находим подлежащее. Учащиеся теперь могут ответить на вопрос:
- Почему этот способ нахождения сказуемого и подлежащего точнее?
(Потому что подлежащего может не быть, а если и есть, не всегда от него можно задать вопрос «что делать?»)
Существенная роль в организации и проведении уроков принадлежит самим учащимся. Школьники практически самостоятельно определяют и формулируют тему и образовательную цель урока; составляют задания к большинству выполняемых на уроке упражнений; приобретают новые знания в процессе интенсивной интеллектуальной деятельности, степень сложности которой постепенно увеличивается. На многих структурных этапах урока создается занимательная поисковая ситуация. Она дает возможность учащимся повысить уровень языковых знаний, умений и навыков по изучаемым темам в процессе решения непростых, но увлекательных и эффективных лингвистических задач.
Примеры фрагментов урока
на этапе определения темы и целей.
При изучении в 6 классе темы «Правописание буквы И-Ы после приставок на согласную» - работа проводилась в группах. Каждая группа получила карточки со словами, в которых нужно было вставить пропущенные буквы ( задание на ошибку):
БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, БЕЗ_ЗВЕСТНЫЙ, СВЕРХ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_ГРАТЬ, БЕЗ_СКУСНЫЙ, ПОД_ТОЖИТЬ, БЕЗ_НТЕРЕСНЫЙ, БЕЗ_ДЕЙНЫЙ, ПОД_СКАТЬ, РАЗ_ГРАЛСЯ.
Проверка привела детей в недоумение: оказывается, абсолютно все допустили ошибки при выполнении задания. Все удивлены, озадачены, сразу возникают вопросы, которые приводят к формулировке темы, постановке цели. Дальше – выдвижение и проверка гипотез. С урока дети уходят довольные тем, что в итоге сами сумели разрешить проблемную ситуацию, ответить на все вопросы. Сейчас мои ученики седьмых классов умеют грамотно формулировать цель урока, предлагают способы ее достижения, предпочитая самостоятельный поиск знаний простому знакомству со статьей учебника.
При изучении в 8 классе темы «Тире между подлежащим и сказуемым» - подвожу учащихся к теме и целям урока таким образом.
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Литератор работая одновременно превращает дело в слово, а слово становится делом.
Для писателя основной материал — слово.
Всякий знает что слово превращается в дело гораздо труднее чем дело переходит в слово.
Учитель. Прочитайте предложения. Расположите их в порядке уменьшения главных членов предложения и расставьте пропущенные знаки препинания.
(Учащиеся выполняют задание сначала в устной, затем в письменной форме, обосновываются порядок записи, выделяют главные члены предложения, объясняют постановку пропущенных знаков препинания).
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Обратите внимание на предложение, в котором одно подлежащее и одно сказуемое. Скажите, какой знак препинания стоит между ними, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик. В предложении «Для писателя основной материал — слово» между подлежащим и сказуемым стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
(Тему урока учитель записывает на доске).
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока: что нам необходимо узнать и чему научиться?
Ученик. Цель урока: узнать, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; учиться использовать новое правило на письме.
Учитель. Для чего нам надо это знать? Где нам могут пригодиться эти знания и умения?...
На этапе изучения нового материала работа школьников приобретает все более исследовательский характер. Промежуточные и итоговые выводы по новой теме даю возможность делать самим ученикам. Я лишь направляю и корректирую их усилия. Ни по одной изучаемой теме учащиеся не получают знаний в готовом виде.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что вам известно о главных членах предложения.
(Учащиеся дают определения главных членов предложения, подлежащего и сказуемого. Приводятся примеры).
4. Изучение нового материала
Учитель. Приступим к изучению нового материала. Определите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое в предложении, на основании которого вы формулировали тему урока. Сделайте вывод.
(Учащиеся выполняют задание устно).
Учитель. Теперь проведем аналогичную работу с другими предложениями:
Дважды два — четыре.
Лишнее говорить — только делу вредить.
Дело науки — служить людям.
Чтение — это (вот) лучшее учение.
(Учащиеся формулируют новое правило. Затем работают с другой группой предложений):
Дом как музей.
Он хозяин положения.
Ученье без уменья не польза, а беда.
(Учащиеся формулируют примечание, когда тире не ставится).
На этапе закрепления изученного вводятся новые виды упражнений, предусматривающие большую напряженность мыслительной деятельности, постепенно увеличивающуюся сосредоточенность внимания, активизацию работы памяти учащихся.
Примеры заданий
при закреплении изученного по теме «Определение» в 8 классе.
Упражнение 1
Это творение высотой в сто одиннадцать метров, которое вонзало ввысь свою башню из трех этажей постепенно уменьшавшихся в объеме. Фонарь был укреплен на восьми колоннах подпиравших купол. Под ними горел огонь из просмоленных дров. Зеркала распространяли свет усиливая его. Специальный подъемник позволял добраться до фонаря.
Это творение из золота и слоновой кости. Слоновая кость передавала белизну лица, рук, обнаженных ног. Одежда была из золота разных оттенков. Помимо золота и слоновой кости на его изготовление пошли эбеновое дерево драгоценные камни. Оно имело двенадцать метров высоты, с пьедесталом — четырнадцать и давало почувствовать величие божественного.
Учитель. Прочитайте тексты. Определите, о каких двух из семи чудес света в них идет речь.
(Учащиеся определяют, что в текстах говорится о маяке на Фаросе и статуе Зевса в Олимпии).
Учитель. Напишите эти тексты по вариантам.
1-й вариант будет работать с текстом, в котором есть однородные члены.
2-й вариант напишет текст с причастными и деепричастными оборотами.
- Найдите свои тексты.
- Подумайте, какое еще задание с ними необходимо выполнить. Не забывайте о теме урока.
(Учащиеся добавляют, что необходимо поставить недостающие знаки препинания, выделить определения, установить их вид и чем они выражены).
Учитель. Организуйте орфографическую перекличку.
(Учащиеся первого варианта называют слово или слова с определенной орфограммой. Учащиеся второго варианта находят и называют слова с такой же орфограммой).
Таким образом, увеличивается роль школьников в планировании и осуществлении
учебного процесса, развиваются их важнейшие интеллектуальные качества. Все это благотворно влияет на отношение школьников к учебе и на ее результат.
3.2. Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте._
Данная технология способствует развитию мыслительных навыков учащихся.
Базовая модель этой технологии включает следующие стадии:
вызов – осмысление – размышление
Она помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.
Стадия вызова
Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что учитель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели будут приняты уч-ся как собственные. Я даю возможность самому учащемуся поставить цели обучения. Только после этого учитель может выбрать эффективные методы для их достижения. Если предоставить уч-ся возможность проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова.
В процессе реализации стадии вызова важно:
1)давать учащимся возможность высказать свою точку зрения по поводу темы, без боязни ошибиться;
2)фиксировать все высказывания : любое из них будет важным. На данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний;
3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения.
На данном этапе важным является правило: «Любое мнение ценно». На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся. На этой стадии использую следующие методические приёмы:
- парная мозговая атака,
- групповой мозговой штурм,
- ключевые термины,
- перепутанные логические цепочки,
- верные и неверные утверждения,
- свободное письменное задание,
- создание кластеров.
Стадия осмысления содержания
Важным моментом является получение новой информации. Организация работы на данном этапе может быть различной : лекция, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приёмы:
чтение текста методом ИНСЕРТ, взаимоопрос.
Стадия рефлексии
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала. Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Рефлексия». Парная мозговая атака, возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
1.Вызов | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Ученик «вспоминает» что ему известно по изученному вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составления списка «известной информации»: рассказ -предположения по ключевым словам; систематизация материала (графическая):
утверждения;
логические цепочки и. т. д. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах . |
2. Осмысление содержания | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | Ученик читает (слушает ) текст, используя предложенным учителем активный метод чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «? » (по мере чтения их ставят на полях справа); поиск ответов на поставленные вопросы в первой части урока. |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально и в парах | |||
3. Рефлексия | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. | - Заполнение кластеров, таблиц. - Установление причинно-следственных связей между блоками информации. - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. - Ответы на поставленные вопросы. - Организация устных и письменных столов. - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ. - Исследования по отдельным вопросам темы и. т. д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая практика, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. |
В рамках технологии (РКМЧП) я использую следующие методические приемы и стратегии ведения проблемного занятия:
Приём «Составление кластера»
КЛАСТЕР («гроздь») Этот прием основан на выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке. Как составляется кластер? В центре листа записывается ключевое понятие. От него в разные стороны расходятся стрелки – лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи могут ветвиться дальше и дальше. Кластер используется мною на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его;
– для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся
изучили.
Покажу, как я использую прием кластера на примере темы «Имя существительное».
В 5-ом классе перед изучением данной темы задаюсь вопросом: «А что дети уже знают по данной
теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского
языка для 4 класса, но интереснее проверить: что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому
черчу на доске овал, пишу в центре «Имя существительное» и предлагаю учащимся говорить
все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на
доске. Получается первичный кластер
Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, а также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер
Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новы сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:
Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер (а ведь это опора по всей теме) был ярким, запоминающимся.
Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
• актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
• стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
• запомнить теоретический материал по теме;
• проявить свои творческие способности, фантазию.
Прием «Составление инсерта»
ИНСЕРТ -
I interactive интерактивная
N noting размечающая
S system система
E effective для эффективного
Н reading and чтения и
Т thinking размышления
Приём данной технологии, который авторы рекомендуют использовать на стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по мере его чтения:
1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал);
2. Три значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял);
3. Четыре значка — « + » (новое) , «v» (уже знал), «?» (не понял) и « - » — думал иначе.
Во время чтения текста (правила) рекомендую обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно вносятся сведения из текста. Я на уроках часто применяю таблицу при маркировке текста тремя пометами:
«!» (уже знал) Поставьте значок «!» на полях, если то, о чём вы читаете, соответствует вашему знанию. | « + » (новое) Поставьте значок «+» на полях, если то, о чём вы читаете, является для вас новым. | « ? » (не понял) Поставьте значок «?» на полях, если то, о чём вы читаете, для вас не совсем понятно |
- Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная
информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных
знаков:
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“?” — Не понял.
2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы.
3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).
Прием «Составление синквейна».
«СИНКВЕЙН» в переводе с французского означает «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна:
ПЕРВАЯ СТРОЧКА - тема одним словом (существительное).
ВТОРАЯ СТРОЧКА - описание темы в двух словах (два прилагательных).
ТРЕТЬЯ СТРОЧКА - описание действия (три глагола).
ЧЕТВЕРТАЯ СТРОЧКА - фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
ПЯТАЯ СТРОЧКА – ассоциация, слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть,
по возможности, эмоциональной. (обычно существительное).
Синквейн я использую по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.
Пример написания синквейна детьми по теме урока
«Правописание слов с суффиксами – -ек -, -ик-»
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.
3.Изменяем, не выпадает, выпадает.
4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
5.Внимание.
Прием «Сводная таблица»
Данный прием помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать. Вот как эффективно можно применить этот прием при изучении темы «Деепричастие».
Причастие | Линии сравнения | Деепричастие |
1.Причастия относятся к именам существительным и к другим частям речи, выступающим в роли существительного, обозначают признак предмета по действию. | Что обозначают? | 1.Деепричастия относятся только к глаголу-сказуемому, обозначают добавочное действие. |
2. В предложении причастия определениями или составной частью именного сказуемого. Отвечают на вопросы какой? какая? | Каким членом предложения являются? | 2. Деепричастия в предложении бывают только различными обстоятельствами. Отвечают на вопросы когда? как? каким образом? с какой целью? почему? |
3. Относясь к именам существительным, причастия согласуются с существительным в роде, числе и падеже. | Грамматические признаки | 3. Деепричастие – неизменяемая форма. |
4. Имеют суффиксы: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -вш-, -ш-, -т-, -нн-, -енн- | Как образуются? | 4. Имеют суффиксы: -а-(-я-), -в-, -вши-, -ши- |
- Технология уровневой дифференциации обучения.
Принципиальной психофизической характеристикой школьников 10–15 лет является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится особенно проблематичным.
Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся и при обязательности обучения лишает мотивации учебную деятельность, кроме того, препятствует осознанию учеником себя как личности, как субъекта учебной деятельности.
Данная проблема в технологии уровневой дифференциации решается введением так называемого базового уровня.
Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета.
В основном использую подход к обучению учащихся на уроках русского языка в рамках технологии дифференцированного обучения, когда предлагается класс делить на три группы по следующим основаниям: ученики с высокими, средними, низкими учебными способностями.
Критериями деления учащихся на группы является:
• объем имеющихся знаний;
• культура умственного труда;
• уровень познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности;
• уровень работоспособности (желание и умение учиться).
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
1) составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу;
3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр);
5) работа с дополнительной литературой;
6) проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;
7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе;
8) работа «учителем» (проведение фрагмента урока).
Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.
Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.
Образец карточки-задания:
Наступление весны.
Зима к_нчает( ? )ся, начинает( ? )ся весна. День становит( ? )ся свет-лее, воздух теплее. Дневн_ со_н-це руш_т снежн_ крепости.
Зима (не) (з,с)дает( ? )ся без боя. Ночью моро(з,с) заковывает землю. Утром вверху бл_с-тит солнце а на бел_ земле по_вляю( ? ) ся син_ тени от д_ревьев. У д_мов шумят в_робьи и под крыш_й соб_раю( ? )ся голуби.
Зв_нят в лесу синицы громко барабан_т дятлы. Зимн_ гости ул_тают на север а с юга уже л_тят грачи жаворонки.
Купаю( ? )ся воробьи отмывают зимн_ грязь. Р_стет весенний шум.
Задания для ребят как на уроке, так и на дом могут быть разных уровней сложности. Это позволяет всем ученикам включиться в работу, выбрав себе задание по силам, и попробовать получить наивысшую оценку. Каждое правильно выполненное задание дает ученику определенное количество баллов. Например,
оценку «3» можно получить за 5-6 баллов, для этого ученик может выполнить три простых задания «стоимостью» 2 балла;
оценку «4» – за 11-12 баллов, выбрав и выполнив 3 задания посложнее, «стоимостью»
4 балла;
оценку «5» – за 14-15 баллов, выполнив 3 сложных задания по 5 баллов.
Примеры разноуровневых карточек.
При изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» в 6 классе поступаю так: на партах лежат карточки с заданиями, которые ученики могут выбрать.
Карточка №1. Спиши, вставь в нужной форме глагол бежать. Объясни его значение по образцу.
Годы бегут (быстро проходят).
1. Облака ------- над морем. 2. Вода ------- из крана. 3. Я -------- по лугу.
4. Кровь ------- по жилам. 5. Тропинка ---------- в гору.
Карточка №2. Записать глаголы в два столбика.
Колоть, велеть, хотеть, смотреть, упасть, дышать, бежать, сорить, видеть, делать, клеить, писать, лежать.
Карточка №3. Найди и запиши пословицы и поговорки с глаголами, по личным окончаниям которых можно определить спряжение. Понаблюдай, в каком лице и числе чаще всего употребляются глаголы в пословицах. Найди пословицу или поговорку с разноспрягаемым глаголом.
Карточка №4. Поставь глаголы в нужной личной форме настоящего времени. Запиши. Определи спряжение.
Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. Море (дышать) бодрящей свежестью. Мама (хотеть) сделать сыну приятный подарок. (Дремать) бор сосновый. Сладко (таять) на поляне вешний снег.
Карточка №5. Поставь глаголы во 2 лице множественного числа настоящего времени и распредели их в три столбика.
Говорить, выдвинул, объединяю, объединю, утверждал, пробегусь, пробежаться, прилетели, захочу.
При изучении темы «Степени сравнения имен прилагательных» использую следующие задания:
Карточка №1. Образовать сравнительную степень прилагательного и объяснить, как это было сделано.
Доброе братство (сильный) богатства. Утро вечера (мудрый). Волнам их воля и холод (дорогой) знойных полудня лучей. По крайней мере, звук речей казался иногда (нежный).
Карточка №2. 1. Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в сказке А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
2. Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков
вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня …?
Признавайся: всех я ….,
Обойди всё царство наше.
Карточка №3. 1. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
Нет ничего более рабского,
чем роскошь и нега
и ничего более царственного,
чем труд.
(А. Македонский)
Карточка №4. 1. Сравните предметы по заданному признаку.
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки (сравнение по весу).
2. Юпитер и Земля, океан и море (по величине).
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав (по длине).
2. Составьте два предложения, используя данные сочетания. Объясните способы образования степеней сравнения прилагательного.
Карточка №5. 1. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий,
покорный, интересный.
2. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.
Карточки применяю для организации деятельности учеников на целый урок (при контрольных работах), либо на 15–20 минут в зависимости от целеустановки.
Фрагмент урока дифференцированного обучения
7 класс
Тема: Правописание НЕ с причастиями
- Работа в группах по изучению нового материала.
I группа
- Назовите условия, когда не пишется слитно, а когда раздельно.
- Сформулируйте правило.
- моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила несет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищенный от ветров.
II группа
- Перепишите в тетрадь таблицу. 2. Заполните ее примерами из упражнения. 3. Подготовьте связный ответ о правилах написания не с причастиями.
Не с причастиями пишется | |||
Слитно | Раздельно | ||
1. | Не употребляется без не | 1. | Без не употребляется |
2. | Нет противопоставления с | 2. | Есть противопоставление с |
союзом а | союзом а | ||
3. | Нет зависимого слова | 3. | Есть зависимое слово |
Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня. Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.
III группа
- Запишите слова ненавистный, неуклюжий, негодующий, нелепый, неправильный, ненавидящий. Какое из этих слов лишнее и почему? (Слово неправильный лишнее, так как может употребляться без не. При затруднении ученикам можно задать вопрос: «Какие слова употребляются без не, а какие нет?»)
- Определите, какой частью речи является каждое слово. Как вы это делаете?
- Почему данные прилагательные написаны с не слитно? Почему глаголы ненавидеть, негодовать пишутся с не слитно? Сделайте вывод.
- Прочитайте предложения, записанные на доске:
Здесь протекала не глубокая, а мелкая река. Он мне не друг, а враг.
– Почему не с существительными и прилагательными в данных примерах пишется раздельно?
5. Запишите примеры в тетрадь:
Непрояснившийся небосклон. Не прояснившийся после бури небосклон.
Непросохшая земля. Не просохшая после дождя земля.
– В каком случае не с причастиями пишется раздельно? Сделайте вывод, проверьте себя по учебнику.
6. Перепишите, раскройте скобки:
Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
– Проверим, что у нас получилось в ходе работы каждой группы.
I группа дает связный ответ с примерами.
II группа – образец рассуждения с примерами.
III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно.
IV. Закрепление нового материала.
– Какой случай вызывает у вас наибольшие затруднения? Рассмотрим этот случай подробно. (Выполняется одно из упражнений учебника или задание, составленное учителем).
V. Подведение итогов урока.
– Можем ли мы теперь без ошибок написать те предложения, которые прозвучали в начале урока?
Ответьте, пожалуйста, ребята, и на такой вопрос: «Для чего мы используем причастия в речи?» Внимательно посмотрите на свои записи и попробуйте сделать вывод. (Учитель может задать наводящие вопросы: «Какой темой объединены предложения, с которыми мы сегодня работали? Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным? Какими средствами это достигается? Почему?»)
VI. Домашнее задание.
Составьте сказку-миниатюру о правописании не с причастиями (по желанию). Слабые ученики выполняют упражнение из учебника.
3.4 Групповые технологии
К перспективному направлению обучения русскому языку относятся групповые технологии.
Собственно групповыми технологиями в практике называют: групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет своё задание в общей цели).
Благодаря применению групповых технологий обучения
- обеспечивается активность учебного процесса,
- достигается высокий уровень усвоения содержания учебного материала,
- оказывается мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.
Групповая работа заняла достойное место на уроках русского языка. Хочу отметить высокую эффективность подобной организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность. Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Работа в группах оживляет урок, привлекает к проблеме, поставленной на нём.
Групповые технологии, как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию;
- обмен способами действия;
- взаимопонимание;
- рефлексию.
Особенности организации групповой работы:
- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных задач разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
4. Какие виды работ можно решить в группе? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения.
Приведу несколько примеров форм групповой работы на уроках русского языка из моей «методической копилки».
В 5-7 классах часто провожу групповую работу в форме игры:
- игра «Вратари»
Используется она при закреплении или повторении любой темы, при проверке орфографической работы. Помогают при этом «Вратари». Класс делится на 2 группы. В каждой группе выбираются «вратари». Учеников (вратарей) к доске (воротам) вызывает или учитель, или ребята в группе. Задача «вратарей» – отбить голы – вопросы учеников из противоположных групп по орфографии или по изученной теме. Определяем с детьми, - сколько голов будет забито (обычно не более 10). Условие: вопрос – гол – должен быть чётким и понятным; если же есть нечёткость, вопрос снимается. Конечно, спрашивающий должен знать ответ. Условие: «вратарю» - отбивать мячи быстро, говорить по существу. Ведём счёт ( 0-1; 2-2; 3-4 и т.д). И как же доволен ученик, если он не пропустил ни одного « гола» ! Радости не меньше, чем на футбольном поле.
- «Вырасти дерево»
Каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще?
- «Орфографическая эстафета»
Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д.
Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше примеров привести. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам.
- «Аукцион»
В этой игре побеждает тот, кто последним назовет, например, фразеологический оборот,
в котором встречается: - названия животных, птиц, насекомых; - имена собственные; - числительные.
- «Живые морфемы»
Каждая группа имеет набор карточек с условными значками морфем. При чем приставок и суффиксов по 3-4 карточки, корень (2), окончание 1-2. Даю слово, например, «преподаватель» или «перераспределение». Группа должна выстроиться, согласно морфемному составу.
Полезно спросить у «живых морфем» о своем значении.
Во всех классах при работе с текстами на уроках любого типа применяю орфографическую перекличку.
- Орфографическая перекличка
Учащиеся одной группы называют слово с определенной орфограммой. Учащиеся другой группы находят и называют слово с такой же орфограммой и т.д.
В 8-9 классах использую групповые технологии преимущественно на уроках закрепления, обобщения и систематизации изученного материала в форме:
- творческого задания
- Сочинения-миниатюры
(Каждый член группы составляет по 1 предложению, из которых группа формирует связный текст).
- Составление схем, кластеров, алгоритмов, синквейна.
(Варианты групп обсуждаются, выбирается лучший, дополняется)
- Творческое списывание.
(Пример задания: заменить простые предложения сложноподчинёнными, двусоставные - односоставными и т.д. Количество предложений согласно количеству членов в группе)
- групповой работы над ошибками ( в форме исследования)
Собравшись на уроке в группу, ученики проводят исследование: обмениваются своими работами и делают вывод, какие ошибки встречаются чаще всего, классифицируют их. Проводят рефлексию:
- Почему большинством допущены эти ошибки?
- Что необходимо предпринять, чтобы этих ошибок больше не было?
Затем группа готовится к выступлению перед классом.
Таким образом, ученики видят, какие ошибки встречаются чаще всего и когда надо быть особенно внимательными.
- Оценка работы учащихся в группах
Оценка работы учащихся группы
Фамилия, имя ученика | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя |
В тех случаях, когда ученики должны оценить работу друг друга, они пользуются памяткой
( она лежит на каждом столе):
ПАМЯТКА
1. Знает материал, не знает, непрочно знает.
2. Ответ полный, неполный (дополнить).
3. Работал самостоятельно, с помощью.
4. Допустил ошибки (какие и сколько).
5. Умеет применять знания на практике, не умеет, затрудняется (в чём?).
6. Язык, речь (языковое оформление ответа).
3.5 Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков,
- позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения,
- повышают интерес к урокам русского языка, активизируют познавательную деятельность учащихся,
- осовременивают урок.
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на три большие группы:
- презентации
- информационно-обучающие
- тестирующие.
Презентация хороша для анонсирования новой темы.
Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это может быть презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету или на электронные библиотеки.
Тестирующие программы как способ контроля очень широко распространены в современной школе: это варианты от простых карточек с вопросами до сложных многоуровневых программ.
Учитывая особенности преподавания русского языка в школе применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности:
- как банк справочного материала,
- как средство управлением учением ученика,
- динамическое средство условной наглядности,
- средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся.
Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно -практическим конференциям, семинарам.
Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках.
Я применяю ИКТ урочной и внеурочной деятельности по предмету:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний ( программа презентаций Power Point, видеоуроки)
Список презентаций,
используемых мною на уроках и внеклассных занятиях:
5 класс
- «Русский язык – это интересно!»
- «Богатство русского языка»
- «Говори правильно!»
- «Что изучает фонетика»
- «Лексика»
- «Антонимы»
- «Синонимы»
- «Морфемика»
- «Словообразование»
- «Правописание чередующихся гласных в корне»
- «Правописание букв И-Ы после Ц»
- «Имя существительное»
- «Склонение имен существительных»
- «Имя прилагательное»
- «Глагол»
- «Слитное и раздельное написание НЕ- с глаголами»
- «Личные окончания глаголов»
- «Синтаксис и пунктуация»
- «Вводные слова»
- «Что такое текст»
- «Язык и речь»
- «Стили речи»
- «Типы речи»
6 класс
- «Фразеологизмы»
- «Устаревшие слова»
- «Многозначность слова»
- «Правописание гласных в корне»
- «Степени сравнения имен прилагательных»
- «Суффиксы –к- и –ск- в прилагательных»
- «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»
- «Правописание О-Ё после шипящих и Ц»
- «Слитное и раздельное НЕ с прилагательными»
- «Имя числительное. Обобщающий урок»
- «Местоимение»
- «Правописание суффиксов в глаголах»
- «Заключительный урок русского языка»
7 класс
- «Средства художественной выразительности»
- «Наречие»
- «Степени сравнения наречий»
- «Буквы А-О в конце наречий»
- «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями»
- «Ь после шипящих на конце наречий»
- «Категория состояния как часть речи»
- «Причастие»
- «Причастный оборот»
- «Н и НН в суффиксах причастий»
- «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
- «Деепричастие. Обобщающий урок»
- «Деепричастный оборот»
- «Междометие»
- «Частица»
- «Предлоги»
- «Крестики-нолики. Интеллектуальная игра»
8 класс
- «Тире между подлежащим и сказуемым»
- «Типы сказуемого»
- «Типы односоставных предложений»
- «Предложения с однородными членами»
- «Однородные и неоднородные определения»
- «Однородные члены предложения. Обобщающий урок»
- «Обособление второстепенных членов предложения»
- «Обособленные обстоятельства»
- «Синтаксический разбор простого предложения»
9 класс
- «Стили речи»
- «Сложное предложение»
- «Строение сложноподчиненных и сложносочиненных предложений»
- «Синтаксический и пунктуационный разбор»
- «Дидактический материал»
- «Контроль усвоения»
Видеоуроки:
5 класс
- Морфемика и словообразование.
- Окончание и основа слова.
- Правописание безударных гласных в корне.
- Спряжение глагола в русском языке.
6 класс
- Существительные в русском языке.
- Понятие о прилагательном.
- Разряды прилагательных по значению.
- Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.
7 класс
- Понятие о предлоге.
- Правописание предлогов.
- Понятие о частице.
8 класс
- Порядок слов в предложении.
- Составное глагольное сказуемое.
- Полные и неполные предложения.
- Обобщающие слова при однородных членах.
- Односоставные предложения.
9 класс
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
- Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
- Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
- Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
- Предложения с косвенной речью.
- Предложения с прямой речью.
2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы)
В 8-9 классах применяю тренажеры:
- Интерактивный тренажер «9 класс КИМ»
- Электронный тренажер «ГИА 2013»
- Интерактивный курс русского языка 10 класс
3) в системе контроля и проверки
(тестирование с оцениванием, контролирующие программы)
Электронные тесты:
- «Глагол»
- «Деепричастие и деепричастные обороты»
- «Причастный оборот»
- «Не с причастиями»
- «Гласные в приставках пре- и при-»
- «Мягкий знак после шипящих на конце слов»
- «Правописание Н и НН в наречиях на –о, -е»
- «Правописание Н и НН в различных частях речи»
- «Правописание НЕ- с различными частями речи»
- «Правописание чередующихся гласных в корне»
- «О-Ё после шипящих и Ц» и др.
4) на уроках развития речи
Презентации:
- «Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного». 5 класс
- «Подготовка к сочинению по картине Юона «Конец зимы. Полдень». 6 класс
Электронное интерактивное приложение:
«Русский язык. Уроки развития речи. 8-9 классы».
Составитель Ромашина Н.Ф. – М.: Планета, 2012г.
5) при организации исследовательской деятельности, результатом которых будет создание Web-страниц, презентаций, использование современных Интернет-технологий.
6) при проведении внеклассных занятий по русскому языку
Интерактивные игры
Интерактивные игры 5-6 классы. Серия электронных образовательных продуктов. Издательство «Глобус» г. Москва. Электронное приложение – Горностаева А.М., Ларина Э.С.
Активно использую интерактивную доску. Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
Использую следующие формы работы с интерактивной доской:
• работа с текстом и изображениями;
• создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для
занятий;
• демонстрация презентаций, созданных учащимися;
• использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя.
Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
- ОЖИДАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Активизация творческих и познавательных способностей учащихся.
- Качественный рост успеваемости, повышение уровня языковых знаний, умений и навыков.
- Осознание учащимися практической ценности русской речи.
- Сформированность
- ответственности обучающихся за успех в учебной деятельности;
- умений:
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно и корректно по отношению к окружающим;
- пользоваться различными способами получения и интегрирования информации;
- сотрудничать и работать в группе;
- способности к объективной самооценке, к самопознанию и
самосовершенствованию.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 .Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо:
- стадии и методические приемы» «Директор школы», 2005, № 4, стр.66.
- Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3.
- Русский язык. Литература. 5-11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения/сост. Л.Ф. Стрелкова. – Волгоград: Учитель, 2012
- Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ авт.-сост. О.А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2013
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М,: Просвещение, 1991.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. – 80 с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
- Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5.
- Миртов А.В. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества // Литература в школе. 1996. - № 6.
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. – 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание личного опыта педагогической деятельности
Являясь руководителем творческой группы "Информатизация обучения" я добиваюсь, чтобы учителя поняли, что процесс информатизации и компьютеризации охватывает все сферы современного общества....
Описание опыта педагогической деятельности
Методическая разработка «Формирование лексических навыков в разноуровневых группах на среднем этапе обучения»...
Описание опыта педагогической деятельности
laquo;Применение информационно-компьютерных технологий на II ступени общего среднего образованиядля повышения качества образованияучащихся по биологии»...
Описание опыта воспитательной деятельности руководителя отряда «Юнармия».
Краткое описание опыта для руководителя отряда "Юнармия"...
«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности
Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Применение современных образовательных технологийна уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов....