Тренинговое занятие «Как здорово жить здорово!»
методическая разработка

Направление: здоровьесберегающее

Возраст учащихся: 12-18 лет

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Методы: тренинговые упражнения, игры, беседа, рассуждение, релаксация.

Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи: 

– повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; 

– изменение отношения детей к наркомании; 

– умение сказать “Нет наркотикам”;

– формирование мотивации к сохранению здоровья;

– развитие ценности жизни и интереса к жизни у подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Как здорово жить здорово!»

Направление: здоровьесберегающее

Возраст учащихся: 12-18 лет

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Методы: тренинговые упражнения, игры, беседа, рассуждение, релаксация.

Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Задачи: 

– повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; 

– изменение отношения детей к наркомании; 

– умение сказать “Нет наркотикам”;

– формирование мотивации к сохранению здоровья;

– развитие ценности жизни и интереса к жизни у подростков.

Ход занятия. 

Упражнение на знакомство «Снежный ком»

Дети сидят в кругу и представляются по очереди.  Назвав имя, они выбирают слово или название любого предмета, которое начинается на ту же букву, что и их имя (Света – светлая, Илья – интересный и т.д.) Каждый участник повторяет все имена и предметы, названные его предшественниками, а потом называет своё собственное имя и предмет. Игра продолжается, пока не будет представлен каждый сидящий в кругу.

 

Упражнение на сплочение и раскрепощение «Встаньте те, кто…»

Педагог произносит фразу: «Встаньте те, кто…», продолжив ее каким-либо образом. Например: «Встаньте те, кто сегодня выспался». Желательно называть не только внешние признаки, но и какие-либо качества. Например: «Встаньте те, кто считает себя удачливым человеком» и др. Можно также назвать признак, относящийся к теме занятия. Например: «Встаньте те, кто считает, что все, что случается с человеком, зависит от него самого».

В завершении игры педагог подводит ребят к выводу –  не смотря на то, что все мы разные, у нас много общего.

 

Упражнение «Спорные утверждения»

Оборудование: четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками»,  «Совершенно не согласен»,  «Не имею точного мнения». 

Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты. 

Инструкция:  Педагог зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений: 

  • Наркомания – это преступление. 
  • Лёгкие наркотики безвредны. 
  • Наркотики повышают творческий потенциал.
  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  • Наркомания излечима. 
  • Многие подростки начинают употребление наркотиков “за компанию”.
  • Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них. 
  • Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления. 
  • Наркоман может умереть от передозировки. 
  • Продажа наркотиков не преследуется законом. 

В конце упражнения педагог проводит рефлексию и предлагает участников высказаться, ответив на вопросы:

– легко ли было принять решение;

– что вам показалось сложным;

– какие вопросы у вас остались открытыми или спорными. 

 

Игра «Атомы и молекулы»

Педагог предлагает немного отвлечься и поиграть в игру.

Правила: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

 

Упражнение «В шкуре зависимого»

Цель: дать возможность прочувствовать то, что испытывает наркоман при деформации социальных связей, при потере любимых людей и занятий. Оборудование: Каждому участнику группы выдается по 12 листочков. 

Инструкция: Каждому участнику необходимо написать на 4 листках имена самых близких и любимых для него людей, на следующих 4 листках необходимо написать 4 любимых занятия, увлечения, на следующих 4 листках необходимо написать 4 заветных желания (мечты).

Идёт «первая волна»: педагог просит каждого участника отдать 1 листок с именем близкого человека, 1 – с любимым занятием, 1 – с заветным желанием (мечтой). 

Далее идет обсуждение: «какие чувства вы испытали при выборе?»,

«насколько тяжело было сделать выбор?», «понравилась ли вам эта ситуация?» и т.п. 

Педагог поясняет, что человек только пробует или уже начинает привыкать к наркотикам, но еще контролирует себя, свое поведение и ситуацию. 

Идёт «вторая волна»: педагог уже сам забирает у участников 2 листка с именами близких людей, 2 листка с любимыми занятиями, 2 листка с заветными желаниями (мечтами).

Далее идет обсуждение: «что вы испытали сейчас, какие чувства?», «понравилась ли вам эта ситуация?» и т.п. 

Ведущий поясняет, что в этой ситуации наркоман уже не контролирует себя и свое поведение, что он настолько подвержен своей зависимости, что не может ничего сделать в ситуации потери.

 

Релаксация «Вверх по радуге»

Педагог предлагает участникам снять напряжение после тяжёлого упражнения с помощью релаксации. Необходимо встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вздохом они поднимаются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется несколько раз. Желающие могут поделиться впечатлениями.

                                                                                        

Подведение итогов занятия, рефлексия, притча «Бабочка».

В завершении занятия педагог предлагает ребятам поделиться впечатлениями и эмоциями и ответить на вопросы:

–  что больше запомнилось;

– какое упражнение далось сложнее и почему;

– что вы можете вынести из этой встречи?

Педагог  обобщает высказывания участников и предлагает послушать притчу «Бабочка». 

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.

И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».

Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Педагог просит ребят сделать вывод и подводит их к мысли, что каждый человек – хозяин своей жизни.

Педагог подводит итог: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: “Он наполовину полон, и я благодарен за это”. Другой сказал: “Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым”. Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем “обманутые” люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты. И только вам выбирать, каков ваш стакан с водой!»

 

Завершение занятия

На стенд крепится плакат с надписью темы занятия «Я выбираю жить здорово!»

Ребятам предлагается сделать свой выбор и приклеить на плакат разноцветные листочки со своими именами. Затем педагог раздаёт участникам разноцветные ленточки и предлагает завязать их друг другу на запястье с добрыми пожеланиями. Благодарит всех за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЗдОрово жить здОрово!"

Игра для 3-4 классов. Пропаганда здорового образа жизни....

Профилактическое занятие для старшеклассников "Жить здорово!"

Профилактическое занятие для старшеклассников направлено на профилактику авитальных форм поведения....

Внеклассное мероприятие. Соревнования «Здорово жить – здорово» для обучающихся 5-7 классов

Цель: формирование установки на здоровый образ жизни и привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.Задачи: ориентировать школьников на здоровый образ жизни и непр...

Статья «Проект «Здорово жить здорово»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26211596","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Статья «Проект «Здорово жить здорово»Лидия Егоровна Лапутько,заместитель ...

Проект «Здорово жить здорово»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26305016","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Авторы:Лапутько Л.Е.Лапутько Ю.Н.Проект направлен на модернизацию системы работы по здоровь...

Проект «Здорово жить здорово»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26305148","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Авторы:Лапутько Л.Е.Лапутько Ю.Н.Проект направлен на модернизацию системы работы по здоровь...

Статья «ПРОЕКТ «ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29028741","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.ПРОЕКТ «ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО»Аннотация. В статье предлагается прое...