ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
статья
Развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих навыками научной деятельности, способных найти алгоритм решения даже в нестандартных ситуациях. Выполнение данной задачи в школьном образовании осуществляется в том числе и путем организации исследовательской деятельности, отличающейся продуктивностью, проблематизацией, реализацией личных познавательных интересов школьников с ориентацией их на творческий и самостоятельный поиск.
Основой для исследовательской деятельности является формирование исследовательской компетенции, которая в свою очередь являются неотъемлемой частью развития универсальных учебных действий (УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
А.Н. Черемных
Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева
Научный руководитель: доктор биологических наук, профессор Тупицына Н.Н.
Развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих навыками научной деятельности, способных найти алгоритм решения даже в нестандартных ситуациях. Выполнение данной задачи в школьном образовании осуществляется в том числе и путем организации исследовательской деятельности, отличающейся продуктивностью, проблематизацией, реализацией личных познавательных интересов школьников с ориентацией их на творческий и самостоятельный поиск.
Основой для исследовательской деятельности является формирование исследовательской компетенции, которая в свою очередь являются неотъемлемой частью развития универсальных учебных действий (УУД).
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [Минобрнауки.рф].
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)) компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области [Минобрнауки.рф].
Многие ученые разделяют понятия «компетенция» и «компетентность». Так И.А. Зимняя [Зимняя 2003: 35], Г.К. Селевко [Селевко 2004: 138], А.В. Хуторской [Хуторской 2003: 60] сформулировали следующие определения данных понятий: компетенция – это интегративное качество человека, включающее в себя не только знания, умения и навыки, но способность и готовность проявить их в решении актуальных задач. Компетентность же предполагает наличие минимального опыта проявления компетенции.
Всё содержание образования разделяется на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета). В соответствии с этим разделением различают и компетенции [Смирнова 2012: 32]:
1. Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования.
2. Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3. Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Исследовательская компетенция относится к ключевым компетенциям и разные авторы интерпретируют ее по разному.
В классификации И.А. Зимней [Смирнова 2015: 68] исследовательская компетенция рассматривается в качестве компонента «компетенции, относящейся к деятельности человека».
В классификации А.В. Хуторского [Смирнова 2015: 68], исследовательская компетенция освещается как часть познавательной компетенции. Согласно автору, под исследовательской компетенцией следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определенной области науки.
Формирование исследовательской компетенции осуществляется при проведении исследовательской работы которая базируется на двух этапах: теоретическом этапе и практическом этапе.
На первом этапе ведущая роль принадлежит учителю, он является помощником, приобщает обучающихся к предмету, передает свой опыт. Второй этап является продолжением первого, ученики самостоятельно проводят исследования, формируют и закрепляют умения, учитель выступает в качестве консультанта.
Для освоения навыков исследовательской работы на уроках биологии используется создание проблемных ситуаций, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, путем проведения лабораторных работ, анализа полученных результатов. В ходе учебного исследования школьники обучаются таким логическим операциям, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулировка выводов, выделение главного, умение классифицировать [Смирнова 2011: 68].
Так же возможна организация исследовательской работы во внеурочной работе. К примеру организация секций, кружков, конференций, факультативов, элективных курсов.
На наш взгляд процесс формирования исследовательской компетенции будет наиболее эффективен если осуществлять его во внеурочное время. Была разработана программа кружка по биологии на тему «Водоросли» для обучающихся 5–7 классов [Черемных 2015: 140]. Содержание данной программы направлено на формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии. Основой программы является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая базируется на формировании исследовательской компетенции.
Программа кружка включает в себя: реализацию теоретических и лабораторных занятий, проведение экскурсий в природу.
Теоретические занятия направлены на формирование новых и актуализацию уже имеющихся знаний по биологии.
Экскурсия предполагает овладение методами сбора и фиксации материала для исследования.
На лабораторных занятиях организуется исследовательская деятельность учащихся, которая направлена на формирование умений: работать с лабораторным оборудованием, готовить временные микропрепараты (м/п), изучать м/п под микроскопом; овладение такими мыслительными операциями как описание изучаемых объектов, обобщение, сравнение объектов исследования, анализ полученных результатов, синтез результатов, формулировки вывода по проделанной работе.
Методы исследования: изучение специальной литературы, работа с лабораторным оборудованием, определение собранного материала, подготовка исследовательских работ.
В комплексе все занятия кружка направлены на формирование исследовательской компетенции учащихся, которую можно рассматривать как основу устойчивого познавательного интереса к предмету и как следствие развитие теоретически мыслящих компетентных учеников, обладающих навыками научной деятельности.
Таким образом, процесс формирования исследовательской компетенции в области биологии должен включать разнообразные формы и методы обучения, должны создаваться условия приобретения опыта для обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
2. Профессиональный стандарт (http://Минобрнауки.рф//)
3. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138–144
4. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Диагностика сформированности исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий при изучении раздела «Биология. Живой организм» // Инновации в естественнонаучном образовании / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. 67–71 С.
5. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Компетентностный подход в биологическом образовании: учеб.-метод. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 168 с.
6. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Экологическое образование школьников: учебное пособие; / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Аствфьева.- Красноярск, 2011. 145 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64
8. Черемных А.Н. Программа кружка по биологии по теме «Водоросли» // Инновации в естественнонаучном образовании / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. С.140 – 142
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии средствами современных педагогических технологий
Из опыта работы...
Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.
Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии
Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современное требование к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащихся, способных к исследовательскому типу мышления, акт...
«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»
Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности. Воспитать такую лич...