«Мультипликация – волшебная страна» (из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»)
материал
«Мультипликация – волшебная страна» (из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multiplikatsiya_-_volshebnaya_strana._iz_opyta_rabotystepanova_e.m.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мультипликация – волшебная страна»
(из опыта работы на мастер-классах по анимации «Мультфильм - за час»)
Степанова Е.М. преподаватель МБОУ ДО «ДХШ» г. Мегион |
С раннего возраста ребенок оказывается вовлеченным в мир экранных искусств: кинематограф, телевидение, разнообразные видеоигры становятся спутниками человека. Однако наиболее понятным и интересным видом искусства для ребенка является мультипликация. «Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества. Она представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, построенный на объединении областей нескольких видов. Именно мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические знания, результатом которого является продукт самостоятельного и коллективного творчества труда детей.
Характерной особенность современного времени является активизация процессов в образовании, поиск новых и современных приемов и методов, которые интересны и детям, и педагогам. Межведомственный проект «Культура для школьников» реализуется совместно Министерством культуры Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации. Проект направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие школьников, повышение культурной грамотности подрастающего поколения. Идея проекта заключается в реализации комплекса мероприятий, включающего в себя разнообразные виды освоения произведений искусства и художественной культуры, вариативные способы обмена впечатлениями и формирования собственного мнения по поводу искусства и культуры у школьников разных возрастных групп.
В рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников» в МБОУ ДО «Детская художественная школа» г. Мегион проводится комплекс мероприятий, одним из которых является проведение мастер-класса «Мультфильм за час» для учащихся общеобразовательных школ. Проходит он в студии «ТаЁЖкина» на базе двух мастерских анимации.
Основная цель мастер-класса – съемка короткого фильма (видеоролика), составленного из этюдов (упражнений), выполненных учащимися в ходе его проведения.
Основные задачи:
- Мотивация интереса к изучению анимации;
- Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- Формирование представлений о процессе создании мультфильма;
- Формирование коллективных навыков общения;
- Раскрытие воображения, фантазии учащихся, стремления к самостоятельному творчеству.
Проведение мастер-класса по анимации «Мультфильм за час»
Вводная беседа
Знакомство с учащимися, чаще всего начальных классов общеобразовательных школ, проходит в одной из мастерских студии «ТаЁЖкина». В ходе короткого рассказа ребята узнают краткие сведения о студии и фестивале анимации «ТаЁЖкины сказки» (просмотр фильма, снятого на мастер-классе фестиваля (https://cloud.mail.ru/public/g9kV/3vyjxDkeq)), об истории анимации, ее видах, профессиях. Для этого ребятам показывается оборудование для съемки фильма, персонажи фильмов, созданных на студии «ТаЁЖкина», презентация о профессиях в анимации (https://cloud.mail.ru/public/EDsP/xVyGmrq8k). Время беседы не более10 минут.
Практическая работа над фильмом
После постановки целей и задачи мастер-класса для комфортной и результативной работы над фильмом детский коллектив делится на две части и трудится в разных мастерских анимации. За короткое время - один час (60 минут) - школьники должны создать фильм на предложенную им тему с использованием разных анимационных технологий, о которых они узнали в ходе вводного рассказа.
Основной сюжет ролика, название обсуждается с ребятами в форме беседы, результатом которой является выбор героев сюжета, вида мультипликации, обдумывание движения персонажей.
Затем происходит деление на более мелкие группы и выбор задания:
- Работа за учебным столом (художники);
- Съемка на мультимедийном станке (аниматоры);
- Работа за компьютером (операторы) в программе анимации Dragonframe – для Stop Motion.
Для успешного проведения мастер-класса лучше всего предложить детям знакомство с одной или несколькими техниками анимации в зависимости от их сложности выполнения. Пока одни из ребят работают над рисованием названия (работа над отдельными словами или буквами), другие придумывают и рисуют персонажей фильма и обдумывают траекторию их движения (появления). Часть детей работает на съемочном столе с предметами, приводя их в движение, а также рисуют с помощью сыпучих материалов или выполняют красками живопись на стекле.
Съемочный процесс проходит практически одновременно с процессом создания героев фильма, так как создание героя фильма из предметов или песка выполняется быстрее, чем его рисование на бумаге или лепка из пластилина.
Знакомство с записью звуков и голосового текста происходит всей группой. Это может быть запись шумов, отдельных слов или фраз по сюжету фильма. А может быть общая запись какого-то текста или фразы из него.
В завершении ребята могут просмотреть работу монтажера, на примере предварительного монтажа фильма в монтажной программе.
Посмотреть результаты съемки можно в режиме предпросмотра. Окончательный просмотр проходит после монтажа фильма преподавателем в программе VEGAS Pro. В конце мастер-класса все участники собираются в одной из студий, высказывают свое мнение о проделанной работе и делают общее фото на память. Информация и отзывы о мастер-классе распространяются в интернет пространстве.
Преподаватель выступает в роли режиссера, направляющего работу в группах, дающего советы и контролирующего результат работы. Важно вовлечь каждого ребенка в работу над фильмом, перераспределяя роли и задания. Ведь съемка фильма – это коллективный творческий труд.
Краткое описание хода работы на мастер-классе над созданием мультфильма «Россия»
Студия №2 (кабинет №223) Степанова Елена Михайловна
№ | Этапы работы | Краткое описание процесса работы |
1 | Идея, сценарий | Объяснение задания: «Мы все дружно живем в России». Цель – передать основное содержание песни «Россия». Варианты идей изображения и изготовления персонажей предлагаются преподавателем, которые в ходе беседы могут меняться. |
2 | Изготовление изображений или выбор готовых. | – готовые типографские бумажные фигурки детей в костюмах разных народов России. – буквы в технике аппликация или нарисованные буквы, одушевленные, декорированные узором или без него. Появление изображения на экране. Буквы, фигурки могут постепенно появляться с разных сторон или накладываться друг на друга. Появляться и исчезать. Вести хоровод в разную сторону (по кругу, по линии влево, вправо…). И т.д. С детьми обсуждается: - какие ключевые слова песни выбрать, - как можно из предложенных материалов сделать буквы, - как буквы и фигурки будут появляться на экране, что будут делать. |
3 | Выбор техники анимации | - Бумажная перекладка (поэтапное передвижение изображения из бумаги). - Пикселяция — разновидность техники «stop-motion». Покадровая съёмка объектов фотоаппаратом с последующим соединением кадров в видеоряд. |
4 | Составление плана работы, | - Обсуждение идеи, плана работы согласно основному тексту песни. - Выполнение раскадровки демонстрируется преподавателем в ходе обсуждения для каждой идеи. |
5 | Распределение заданий по группам | - Группа художников для изготовления слов из песни в технике аппликация. - Группа художников для рисования фломастерами слов из песни, - Группа аниматоров и оператора для съемки готовых персонажей – бумажные фигурки в костюмах в технике «бумажная перекладка». - Группа аниматоров и оператора для съемки в технике «пикселизация». |
6 | Съемка | - Съемка с готовыми персонажами (бумажные фигурки в костюмах). - Съемка сцены единства рук в технике «пикселизация» и появление выполненного художниками слова. По мере готовности букв к съемочному столу приглашается следующая группа детей для съемки движения слов. Предыдущая группа аниматоров выступает в роли консультантов-помощников или наблюдателей. |
7 | Озвучивание | Для озвучивания приглашаются желающие произнести выбранные слова из песни по одному или хором. Можно придумать свое короткое высказывание. |
Проведение нескольких мастер-классов в рамках Межведомственного проекта «Культура для школьников» для учащихся общеобразовательных школ позволяет проанализировать полученный опыт работы и сделать выводы:
Создать полноценный мультфильм за один час задача невыполнимая. А вот выполнение анимационных этюдов (упражнений) на одну тему и последующий их монтаж – это задача, с которой можно справиться при условии тщательного продумывания мастер-класса и подготовки к нему. Подготовка:
- оборудования, художественных материалов, инструментов и приспособлений;
- материала, иллюстрирующего вступительную беседу;
- презентации об анимации, образцов анимационных техник и т.д..
А также, выбор темы и определение основной идеи мультфильма, вариантов героев мультфильма, их количества, образов, материалов и техники выполнения; выполнение вариантов предварительных раскадровок сцен мультфильма; продумывание распределения заданий по небольшим группам; подготовка музыки, шумов к мультфильму, вариантов речевого сопровождения фильма, для пробного ознакомления с актерским мастерством.
- От количества съемочного оборудования, материалов зависит результат объема и качества съемки. Чем больше мест для съемки и материалов, тем лучше;
- Желательно делить больной коллектив детей на более мелкие группы. Это позволяет всем детям стать участником на каждом этапе творческой работы над фильмом;
- Преподаватель выполняет направляющую роль, перераспределяя работу между участниками мастер-класса, объясняя, что работа над фильмом – это коллективная и творческая задача. Ребенок на мастер-классе выступает как в роли созидателя, так в роли наблюдателя и контролера процесса съемки.
- Новая интересная коллективная работа объединяет ребят и активизирует творческий, мыслительный процесс, познавательный интерес для дальнейшего изучения основ анимации.
- Ценным достижением этого мероприятия является установление взаимосвязи между школами общего и дополнительного образования и распространение результатов мастер-классов в пространстве интернета.
Фильмы, выполненные на мастер-классах
№ | Название фильма | Ссылки на фильмы | Место проведения, дата | Школа, класс | Кол-во человек |
1 | «Россия» | МБОУ ДО «ДХШ» 19.10. 2022 | Ученики 3-в класса МАОУ «СОШ № 2» | 20 человек | |
2 | «Быть здоровым – это модно» | МБОУ ДО «ДХШ» 16.11. 2022 | Ученики 4-в класса МАОУ «СОШ № 4 | 23 человека | |
3 | «Моя Югра» | МБОУ ДО «ДХШ» 26.12. 2022 | Ученики 4-а класса МАОУ «СОШ № 1» | 23 человека. |
Отзывы и информация о мастер-классе
№ | Распространение в интернет пространстве (ссылка) |
1 | |
2 | https://vk.com/video-187412516_456239410?list=da8485cc3b39a64f96 |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | https://vk.com/club173623450?from=quick_search&w=wall-173623450_2943%2Fall |
Видеоролики, созданные на мастер-классах «Мультфильм за час», демонстрируются в художественной школе, открытом доступе интернет пространства, являются участниками разных конкурсов:
- Всероссийский конкурс социальных роликов «Будущее России - без наркотиков»
- Всероссийский конкурс сочинений и видеороликов
«Будущее России - без наркотиков!» в рамках III Всероссийского фестиваля-форума «Я люблю Россию. Патриотизм. Инновации. Творчество»
- Городской конкурс социальной рекламы «Мой взгляд» в рамках антинаркотической акции «Не преступи черту».
Заключение
Таким образом, внедрение анимационных технологий (анимации) в учебную деятельность становится одним из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения и социализации российских детей в XXI веке. Знакомство с анимацией, даже в рамках короткого времени, помогает сделать первые шаги и раскрывает перед ребенком огромные возможности для творческой самореализации и развития.
Литература:
1. Анофриков П.И. «Полет «Жар-птицы», СО РАН, Новосибирск, 2014.
2. Красный Ю., Курдюкова Л., «Мультфильм руками детей». - Днепропетровск, 1990 г.
Интернет ресурсы:
- http://infomania.ru›mult/sbornik_MultRemeslo.pdf
- stranatalantov.com›uploads/publishing/77388…
- vk.com›topic-43525339_33191297
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
Мастер класс « О мультипликации легко и просто, или Мультипликация как возможность реализации проектной деятельности обучающихся»
МАСТЕР-КЛАСС« О мультипликации легко и просто, или Мультипликация как возможность реализации проектной деятельности обучающихся»...
Творческий мастер - класс "Волшебная страна оригами. Белые кораблики.
Изготовление поделки в технике оригами....
Сценарий мастер-класса на тему «Путешествие в волшебную страну эмоций»
Создать условия для совместной деятельности с родителями на мастер-классе; сформировать у них представление об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста; познакомить с содержанием обра...
Представление опыта на городском мастер-классе на тему «Полиэтническое макетирование в игре»
протокол...
Работа с родителями в рамках реализации проекта «ГТО-это мы, это будущее нашей страны!» (из опыта работы)
Приоритетное направление деятельности детского сада № 257 - укрепление и сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Поэтому внедрение комплекса ГТО в детском саду решает многие пробл...
Мастер-класс «Первые шаги в мультипликации. Создание бумажной анимации.»
Мастер-класс «Первые шаги в мультипликации. Создание бумажной анимации.»...