Программа "Слово толковое стоит целкового"
методическая разработка
Программа представляет собой систему мероприятий, в которую включены разнообразные виды деятельности, способствующие успешной социализации воспитанников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_slovo_tolkovoe_stoit_tselkovogo.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленск»
Рассмотрено на на заседании МО: ________/_________/ «____»_____20_____г. | Принято на педагогическом совете Протокол № от «_____»__________20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________/_________/ «_____»________20____г. |
Программа
«Слово толковое стоит целкового»
по социализации и оздоровлению обучающихся с ОВЗ
Составитель: Морозова Нина Георгиевна
Учитель
Смоленск
2020 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Формы внеурочной деятельности по направлениям.
4. Условия реализации программы.
5. Ожидаемые результаты .
6. Методическое обеспечение программы.
7. Тематическое планирование.
8. Литература.
Пояснительная записка
Программа «Слово толковое стоит целкового» является составной частью системы воспитательной работы с детьми с ОВЗ и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Цель программы:
-создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанника, его успешной социализации в общество и оздоровлению.
Задачи программы:
1.Создать условия для формирования у учащихся стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к нему.
3. Расширить знания учащихся о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, формировать умение управлять выражением своих чувств и эмоциональными реакциями.
4.Способствовать формированию навыков общения, умения
слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
5.Способствовать осознанию своей жизненной перспективы,
жизненных целей, путей и способов их достижения.
6.Способствовать формированию мотивации учения в ее эмоциональном аспекте.
7. Развивать умения управление своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
- в сфере личностных универсальных учебных действий: формировать первичные навыки самоанализа, адекватной самооценки, повышать уверенность в себе; ввести ребенка в мир человеческих эмоций, развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; развивать мотивацию успеха, достижения и готовности к преодолению трудностей;
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий: формировать произвольность, саморегуляцию, необходимые для успешного обучения;
- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: формировать умение учитывать позицию другого, осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми людьми, работать в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Программа предусматривает поступательное, полноценное и активное развитие личности обучающегося при условии перспективы личностного роста, направлена на его самореализацию в современном обществе, как человека с равными и альтернативными возможностями.
Программа составлена с учетом социально-воспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое, патриотическое, экологическое воспитание, безопасности жизнедеятельности воспитанников.
Направлениями воспитания является система работы по формированию определённых качеств личности в соответствующей деятельности. Реализация основных направлений воспитательной работы осуществляется одновременно с учётом особенностей детей (возрастных, физических, психологических и т.д.) и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив обучающихся, так и на отдельно взятую личность. В систему воспитательных мероприятий включаются разнообразные виды деятельности, направленные на выполнение общественных задач, способствующие успешной социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации данных задач взяты главные направления коррекционно-воспитательной работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к данному типу и виду школ по образованию и коррекции состояний детей с ограниченными возможностями здоровья:
Общие задачи воспитания и социализации учащихся школы интерната классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Содержание программы разработано с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация программы
Программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий — один раз в неделю
Продолжительность занятия – 45 минут.
Форма занятий: групповые и индивидуальные занятия.
В конце каждого цикла занятий организуется выставка детских работ.
Следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7- 14 лет.
В программе прослеживаются метапредметные связи:
- с уроками русского языка и литературы: устные и письменные рассказы о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
- с уроками музыки: иметь представление о содружестве и взаимообогащении музыки, литературы; музыкальные образы героев, составление музыкального интонационного рисунка;
- с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам программы;
- с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы
Планируемые результаты реализации программы:
- приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни : знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности;
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
В программе используются инновационные формы и методы работы: беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал, инструменты.
Краски, карандаши, альбомы, проектор , ПК, Интернет, инвентарь для уборки мусора, цветная бумага, магнитофон, методические материалы для сказок и игр, упражнений (рисунки, фотографии, схемы, карточки и др.), сувениры для поощрений, награждений
Тематический план программы:
№ | Направление деятельности Тема занятия Цели | Форма проведения | Кол-во занятий |
1. | Интеллектуальное направление. «Знание-сила» Цель: - пробуждение интереса к знаниям; - воспитание желания познавать и обучаться через книги. | Викторина | 1 |
2. | Интеллектуальное направление. «Книга - лучший друг». Цели: - расширять кругозор; - пополнять словарный запас; - развивать сценические способности. | Библиотечный час | 1 |
3. | Интеллектуальное направление. «В научном городке» Цели: - дать понятие о природных ископаемых земли; -формировать представление о выдающихся людях нашей страны: инженерах и изобретателях; - развивать познавательный интерес. | Игра-путешествие | 1 |
4. | Нравственное направление «Праздник вежливых наук» Цели: - показать учащимся, что вежливость-это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении; - воспитывать стремление быть полезными обществу. | Тематический час | 1 |
5. | Нравственное направление «Весеннее поздравление» Цели: - помочь учащимся в социализации, в осознании социальных ролей сильного и слабого пола; - показать привлекательность таких качеств, как скромность, трудолюбие, доброжелательность. | Игра- конкурс | 1 |
6. | Нравственное направление «Необыкновенный ринг» Цели: - формировать положительную оценку таких качеств, как скромность, доброта, трудолюбие, желание общаться друг с другом. | Ролевая игра | 1 |
7. | Нравственное направление «Настоящий друг» Цели: - углубить представления об общечеловеческих ценностях; - формировать такие качества, как порядочность, бескорыстие; - воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи. | Деловая игра | 1 |
8. | Нравственное направление « Учимся сотрудничать» Цель: - способствовать выработке правильной самооценки, - способствовать утверждению таких моральных качеств, как дружелюбие, деликатность, побуждать детей к разумному общению. | Деловая игра | 1 |
9. | Нравственное направление « Учимся быть культурными» Цели: - расширить представления о правилах этикета; - формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. | Деловая игра | 1 |
10. | Нравственное направление «Привычки- хорошие и плохие» Цели: - пропагандировать здоровый образ жизни; - воспитывать негативное отношение к вредным привычкам; - формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения. | Путешествие | 1 |
11. | Нравственное направление «Азбука общения» Цели: - формировать у детей коммуникативные навыки; - навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; - ознакомить с основными правилами общения. | Игра | 1 |
12. | Патриотическое направление «День Победы- самый главный день» Цели: - расширить знание о войне, воспитывать уважение к защитникам Родины. | Литературно- музыкальная композиция. | 1 |
13. | Патриотическое направление «На страже Родины» Цели: - воспитывать уважение к своему народу, к истории своей страны; - приобщать к славным боевым традициям русской армии; - развивать навыки общения. | Путешествие в глубь веков | 1 |
14. | Патриотическое направление «Десант» Цели: - формировать положительную оценку армейской службы; - развивать творческие способности. | Ролевая игра. | 1 |
15. | Патриотическое направление «Города-герои» Цели: - познакомить с героическими страницами истории России; - воспитывать чувство патриотизма. | Виртуальное путешествие. Видеофильм о Смоленске. | 1 |
16. | Правовое направление «Экономическая игра» Цели: - способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности. | Экономическая игра | 1 |
17. | Эстетическое направление «Как ясен звуков перелив» Цели: - познакомить с известными исполнителями классических музыкальных произведений, музыкальными инструментами; - развивать творческие способности. | Игровой час | 1 |
18. | Эстетическое направление «Детский альбом П.И. Чайковского» Цели: - познакомить с произведением П.И. Чайковского ; - развивать сценические способности, риторику. | Музыкальная гостинная | 1 |
19. | Эстетическое направление «Праздники на Руси» Цели: - формировать представления о праздниках на Руси; - об обычаях и традициях русского народа; - развивать познавательный интерес к истории своего народа. | Краеведческий музей | 1 |
20. | Спортивное направление «Режим дня- основа жизни человека» Цели: - учить составлять режим дня; - прививать умения правильно распределять время на работу и отдых. | Игра | 1 |
21. | Спортивное направление «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье Цели: - воспитывать стремление совершенствовать культуру души и тела; - обучить гимнастике пробуждения, интеллектуальному и антистрессовому массажу; - объяснить, как и для чего необходимо правильно питаться. | Практикум | 1 |
22. | Спортивное направление «Если хочешь быть здоровым» Цели: - расширить знания о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности. | Сюжетно-ролевая игра | 1 |
23. | Спортивное направление «Чистота – залог здоровья» Цель: - расширить знания детей о правилах гигиены. | Практикум | 1 |
24. | Спортивное направление «Умеем ли мы правильно питься» Цель: - формировать представление об основных питательных веществах, продуктах, о рациональном питании. | Сюжетно- ролевая игра. | 1 |
25. | Спортивное направление «Зимние затеи» Цели: - формировать подвижно- игровые навыки; - развивать навыки общения. | Спортивный праздник | 1 |
26. | Спортивное направление «Растем здоровыми» Цели: - формировать навыки игровой деятельности; - развивать умения работать в команде. | Спортивный час | 1 |
27. | Безопасность жизнедеятельности «Поведение в экстремальной ситуации» Цели: - обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях; - учить предотвращать эти ситуации. | Игра | 1 |
28. | Безопасность жизнедеятельности «Причины возникновения пожара. Действие школьников при пожаре» Цели: - познакомить с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности; - научить правильно действовать в случае пожара; - провести тренировку по эвакуации. | Практикум | 1 |
29. | Безопасность жизнедеятельности «Школа светофорных наук» Цель: - познакомить учащихся с основными ППД; - формировать навыки грамотного поведения на улицах города. | Инсценированный час | 1 |
30. | Безопасность жизнедеятельности «Азбука безопасности» Цели: - прививать уважительное отношение к труду водителей, к пешеходам и пассажирам; - воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества. | Практикум | 1 |
31. | Экологическое направление «Лесная карусель» Цель: - воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | Игровой час в парке | 1 |
32. | Экологическое направление «Большая охота» Цель: -побуждать учащихся к защите природы, к пропаганде экологических идей. | Брейн-ринг | 1 |
33. | Трудовое направление «Труд в почете любой ! Мир профессий большой» Цели: - познакомить с многообразием мира профессий, - побуждать к осознанному профессиональному выбору; - воспитывать уважение к любому труду. | Игровой час | 1 |
34. | Трудовое направление «Каждой вещи- свое место» Цели: - воспитывать бережное отношение к вещам, привычку соблюдать порядок. | Инсценированный час |
Литература
- Данько В.Я. Школа чудес, Ташкент: Юлдузча, 1990
- Жигулев А.М. Русские народные пословицы и поговорки. М., Московский рабочий , 1965
- Пляшечук В.И. Дорожная азбука. Киев: Рад. Школа , 1983
- Основы безопасности жизнедеятельности. Школьный курс в текстах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Автор составитель Г.П. Попова . Волгоград. Учиталь, 2006
- Спутник классного руководителя. Автор-составитель Н.А. Максименко. Волгоград, Учитель, 2007
- Театрализованные игры. Составитель Р.В. Димитренко, Волгоград, Учитель, 2006
- Художественно-эстетическое развитие школьников. Интегрированные занятия : музыка, рисование, литература, развитие речи. Составитель Е.П. Климова. Волгоград. Учитель, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.И. Даль. Толковый словарь.
Презентация содержит краткую биографическую справку, рассказывает о Толковом словаре В.И. Даля, содержит слайды с несколькими устаревшими словами и заданиями, связанными с ними....
Презентация "Тайны толковых словарей"
Данная презентация,выполненная ученицей 6 класса, содержит классификацию словарей русского языка, рассказ о наиболее известных толковых словарях. Может быть использована в качестве иллюстративно...
Презентация "Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля"
Данная презентация может использоваться как на уроке русского языка , так и на внеклассных мероприятиях"...
Реклама "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова
Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наш...
Исследование по теме "Многолетний труд В.И.Даля над созданием "Толкового словаря живого великорусского языка"
В исследовательской работе дана биографическая справка автора толкового словаря. Приведены примеры толкований различных слов; показано, что берёт автор во внимание, рассуждая над смыслом того или иног...
Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…
Школьный лингвистический вечер, посвященный В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...
Занятие военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»
Технологическая карта занятия военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»....