Программа "Слово толковое стоит целкового"
методическая разработка

Программа представляет собой систему мероприятий, в которую включены разнообразные виды деятельности, способствующие успешной социализации воспитанников  с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_slovo_tolkovoe_stoit_tselkovogo.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленск»

Рассмотрено на

на заседании МО:

________/_________/

«____»_____20_____г.

Принято на педагогическом

совете

Протокол №

от «_____»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________/_________/

«_____»________20____г.

Программа

«Слово толковое стоит целкового»

по социализации и оздоровлению обучающихся с ОВЗ

Составитель: Морозова Нина Георгиевна

Учитель

Смоленск

2020 г.  

             

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

4. Условия реализации программы.

5. Ожидаемые результаты .

6. Методическое обеспечение программы.

7. Тематическое планирование.

8. Литература.

Пояснительная записка

Программа  «Слово толковое стоит целкового» является составной частью системы воспитательной работы с детьми с ОВЗ  и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.

Цель программы:

 -создание условий для саморазвития и самореализации личности воспитанника, его успешной социализации в общество  и оздоровлению.

Задачи программы:

1.Создать условия для формирования у учащихся стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2. Развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к нему.

3. Расширить знания учащихся о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, формировать умение управлять выражением своих чувств и эмоциональными реакциями.

4.Способствовать формированию навыков общения, умения
слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

5.Способствовать осознанию своей жизненной перспективы,
жизненных целей, путей и способов их достижения.

6.Способствовать формированию мотивации учения в ее эмоциональном аспекте.

 7. Развивать умения управление своим поведением в ситуациях         взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

- в сфере личностных универсальных учебных действий: формировать первичные навыки самоанализа, адекватной самооценки, повышать уверенность в себе; ввести ребенка в мир человеческих эмоций, развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им; развивать мотивацию успеха, достижения и готовности к преодолению трудностей;

-  в сфере регулятивных универсальных учебных действий: формировать произвольность, саморегуляцию, необходимые для успешного обучения;

- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:  формировать умение учитывать позицию другого, осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми людьми, работать в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

                Программа предусматривает поступательное, полноценное и активное развитие личности  обучающегося при условии перспективы личностного роста, направлена на его самореализацию в современном обществе, как человека с равными и альтернативными возможностями.

                 Программа составлена с учетом социально-воспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое, патриотическое, экологическое  воспитание,  безопасности жизнедеятельности воспитанников.

                           Направлениями воспитания является система работы по формированию определённых качеств личности в соответствующей деятельности. Реализация основных направлений воспитательной работы осуществляется одновременно с учётом особенностей детей (возрастных, физических, психологических и т.д.) и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив обучающихся, так и на отдельно взятую личность. В систему воспитательных мероприятий включаются разнообразные виды деятельности, направленные на выполнение общественных задач, способствующие успешной социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации данных задач взяты главные направления коррекционно-воспитательной работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к данному типу и виду школ по образованию и коррекции состояний детей с ограниченными возможностями здоровья:

                Общие задачи воспитания и социализации учащихся школы интерната классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

                Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Содержание программы разработано с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ.

Реализация программы

Программа рассчитана на  1 год.

Режим занятий — один раз в неделю

Продолжительность занятия – 45 минут.

Форма занятий: групповые и индивидуальные занятия.

В конце каждого цикла занятий организуется выставка детских работ.

Следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной  программы:  7- 14 лет.

В программе прослеживаются метапредметные связи:

  • с уроками русского языка и литературы: устные и письменные рассказы о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
  • с уроками музыки: иметь представление о содружестве и взаимообогащении музыки, литературы; музыкальные образы героев, составление музыкального интонационного рисунка;
  • с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам программы;
  • с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы

                 Планируемые результаты реализации программы:

  •  приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни : знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания;
  •  формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности;
  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

В программе используются инновационные  формы и методы работы: беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал, инструменты.

Краски, карандаши, альбомы,  проектор , ПК, Интернет, инвентарь для уборки мусора, цветная бумага, магнитофон, методические материалы для сказок и игр, упражнений (рисунки, фотографии, схемы, карточки и др.), сувениры для поощрений, награждений

 

Тематический план программы:  

Направление деятельности

Тема занятия

Цели

Форма проведения

Кол-во занятий

1.

Интеллектуальное направление.

«Знание-сила»

Цель:

- пробуждение интереса к знаниям;

- воспитание желания познавать и обучаться через книги.

Викторина

1

2.

Интеллектуальное направление.

«Книга - лучший друг».

Цели:

- расширять кругозор;

- пополнять словарный запас;

- развивать сценические способности.

Библиотечный час

1

3.

Интеллектуальное направление.

 «В научном городке»

Цели:

- дать понятие о природных ископаемых земли;

-формировать представление о выдающихся людях нашей страны: инженерах и изобретателях;

- развивать познавательный интерес.

Игра-путешествие

1

4.

Нравственное направление «Праздник вежливых наук»

Цели:

- показать учащимся, что вежливость-это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении;

- воспитывать стремление быть полезными обществу.

Тематический час

1

5.

Нравственное направление «Весеннее поздравление»

Цели:

- помочь учащимся в социализации, в осознании социальных ролей сильного и слабого пола;

- показать привлекательность таких качеств, как скромность, трудолюбие, доброжелательность.

Игра- конкурс

1

6.

Нравственное направление «Необыкновенный ринг»

Цели:

- формировать положительную оценку таких качеств, как скромность, доброта, трудолюбие, желание общаться друг с другом.

Ролевая игра

1

7.

Нравственное направление «Настоящий друг»

Цели:

- углубить представления об общечеловеческих ценностях;

- формировать такие качества, как порядочность, бескорыстие;

- воспитывать уважение к окружающим,  стремление к  взаимопомощи.

Деловая игра

1

8.

Нравственное направление

« Учимся сотрудничать»

Цель:

- способствовать выработке правильной самооценки,

- способствовать утверждению таких моральных качеств, как дружелюбие, деликатность, побуждать детей к разумному общению.

Деловая игра

1

9.

Нравственное направление

« Учимся быть культурными»

Цели:

- расширить представления о правилах этикета;

- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

Деловая игра

1

10.

Нравственное направление «Привычки- хорошие и плохие»

Цели:

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

- формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения.

Путешествие

1

11.

Нравственное направление «Азбука общения»

Цели:

- формировать у детей коммуникативные навыки;

- навыки позитивного общения, умения понимать себя и других;

- ознакомить с основными правилами общения.

 Игра

1

12.

Патриотическое  направление «День Победы- самый главный день»

Цели:

- расширить знание о войне, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Литературно- музыкальная композиция.

1

13.

Патриотическое направление «На страже Родины»

Цели:

- воспитывать уважение к своему народу, к истории своей страны;

- приобщать к славным боевым традициям русской армии;

- развивать навыки общения.

Путешествие в глубь веков

1

14.

Патриотическое направление «Десант»

Цели:

- формировать положительную оценку армейской службы;

- развивать творческие способности.

Ролевая игра.

1

15.

Патриотическое направление «Города-герои»

Цели:

- познакомить с героическими страницами истории России;

- воспитывать чувство патриотизма.

Виртуальное путешествие.

Видеофильм о Смоленске.

1

16.

Правовое направление

«Экономическая игра»

Цели:

- способствовать развитию деловых качеств: бережливости, практичности.

Экономическая игра

1

17.

Эстетическое направление «Как ясен звуков перелив»

Цели:

- познакомить с известными исполнителями классических музыкальных произведений, музыкальными инструментами;

- развивать творческие способности.

Игровой час

1

18.

Эстетическое направление «Детский альбом П.И. Чайковского»

Цели:

- познакомить с произведением П.И. Чайковского ;

- развивать сценические способности, риторику.

Музыкальная  гостинная

1

19.

Эстетическое направление «Праздники на Руси»

Цели:

- формировать представления о праздниках на Руси;

- об обычаях и традициях русского народа;

- развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Краеведческий музей

1

20.

Спортивное  направление «Режим дня- основа жизни человека»

Цели:

- учить составлять режим дня;

- прививать умения правильно распределять время на работу и отдых.

Игра

1

21.

Спортивное  направление «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье

Цели:

- воспитывать стремление совершенствовать культуру души и тела;

- обучить гимнастике пробуждения, интеллектуальному и антистрессовому массажу;

- объяснить, как и для чего необходимо правильно питаться.

Практикум

1

22.

Спортивное  направление «Если хочешь быть здоровым»

Цели:

- расширить знания о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности.

Сюжетно-ролевая игра

1

23.

Спортивное  направление «Чистота – залог здоровья»

Цель:

- расширить знания детей о правилах гигиены.

Практикум

1

24.

Спортивное  направление «Умеем ли мы правильно питься»

Цель:

- формировать представление об основных питательных веществах, продуктах, о рациональном питании.

Сюжетно- ролевая игра.

1

25.

Спортивное  направление «Зимние затеи»

Цели:

- формировать подвижно- игровые навыки;

- развивать навыки общения.

Спортивный праздник

1

26.

Спортивное  направление «Растем здоровыми»

Цели:

- формировать навыки игровой деятельности;

- развивать умения работать в команде.

Спортивный час

1

27.

Безопасность жизнедеятельности «Поведение в экстремальной ситуации»

Цели:

- обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях;

- учить предотвращать эти ситуации.

Игра

1

28.

Безопасность жизнедеятельности

«Причины возникновения пожара. Действие школьников при пожаре»

Цели:

- познакомить с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности;

- научить правильно действовать в случае пожара;

- провести тренировку по эвакуации.

Практикум

1

29.

Безопасность жизнедеятельности

«Школа светофорных наук»

Цель:

- познакомить учащихся с основными ППД;

- формировать навыки грамотного поведения на улицах города.

Инсценированный час

1

30.

Безопасность жизнедеятельности

«Азбука безопасности»

Цели:

- прививать уважительное отношение к труду водителей, к пешеходам и пассажирам;

- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества.

Практикум

1

31.

Экологическое направление «Лесная карусель»

Цель:

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Игровой час в парке

1

32.

Экологическое направление «Большая охота»

Цель:

-побуждать учащихся к защите природы, к пропаганде экологических идей.

Брейн-ринг

1

33.

Трудовое направление

«Труд в почете любой ! Мир профессий большой»

Цели:

- познакомить с многообразием мира профессий,

- побуждать к осознанному профессиональному выбору;

- воспитывать уважение к любому труду.

Игровой час

1

34.

Трудовое направление

 «Каждой вещи- свое место»

Цели:

- воспитывать бережное отношение к вещам, привычку соблюдать порядок.

Инсценированный час

Литература

  1. Данько В.Я.  Школа чудес, Ташкент: Юлдузча, 1990
  2. Жигулев А.М. Русские народные пословицы и поговорки. М., Московский рабочий , 1965
  3. Пляшечук В.И. Дорожная азбука. Киев:  Рад. Школа , 1983
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Школьный курс в текстах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Автор составитель Г.П. Попова . Волгоград. Учиталь, 2006
  5. Спутник классного руководителя. Автор-составитель  Н.А. Максименко. Волгоград, Учитель, 2007
  6. Театрализованные игры. Составитель Р.В. Димитренко, Волгоград, Учитель, 2006
  7. Художественно-эстетическое развитие школьников. Интегрированные занятия : музыка, рисование, литература, развитие речи. Составитель Е.П. Климова. Волгоград. Учитель, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.И. Даль. Толковый словарь.

Презентация содержит краткую биографическую справку, рассказывает о Толковом словаре В.И. Даля, содержит слайды с несколькими устаревшими словами и заданиями, связанными с ними....

Презентация "Тайны толковых словарей"

Данная презентация,выполненная ученицей 6 класса, содержит классификацию словарей русского языка, рассказ о  наиболее известных толковых словарях. Может быть использована в качестве иллюстративно...

Презентация "Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля"

Данная презентация может использоваться как на уроке русского языка , так и на внеклассных мероприятиях"...

Реклама "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова

Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наш...

Исследование по теме "Многолетний труд В.И.Даля над созданием "Толкового словаря живого великорусского языка"

В исследовательской работе дана биографическая справка автора толкового словаря. Приведены примеры толкований различных слов; показано, что берёт автор во внимание, рассуждая над смыслом того или иног...

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

Занятие военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»

Технологическая карта занятия военно-патриотического кружка по теме «Стрельба стоя. Элементы изготовки положения «стоя»....