Программа "Былину читай, да на ус мотай"
методическая разработка

Программа направлена на развитие познавательного интереса к истории и литературному наследию нашей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bylinu_chitay_da_na_us_motay.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленск»

Рассмотрено на

на заседании МО:

________/_________/

«____»_____20_____г.

Принято на педагогическом

совете

Протокол №

от «_____»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________/________/

«_____»________20____г.

Программа

Внеурочной деятельности патриотического направления

«Былину читай, да на ус мотай»

Составитель: учитель Морозова Нина Георгиевна

Смоленск

2020 г.

Введение

               Немаловажное значение принадлежит художественной литературе в воспитании и развитии детей и подросток с ОВЗ. Пополнение литературного багажа учащегося воспитывает его читателем, способным сопереживать происходящее с героями книг, отождествлять себя с полюбившимися персонажами. Особый интерес в воспитательно -педагогическом процессе представляет героический эпос, а именно былины. Именно в былинах заложен глубокий смысл и исторический реализм, они являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. В былинах, словно в чудо- зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты. Былинный эпос воплотил в себе пример героического поведения, образец для подражания, он описывает подвиги десятков богатырей, среди которых Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко- купец и другие.

              Все они выражают представление о том, каким мужеством и любовью к Родине может обладать человек.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности нравственно- патриотического направления «Былину читай, да на ус мотай» продолжает курс учебного предмета- чтение и развитие речи. Она имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития монологической и диалогической речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

         Представленные в программе мероприятия основаны на интеграции таких образовательных областей, как :  коммуникации, художественной литературы, физической культуры и музыки.

         Работа по знакомству с русским былинным эпосом одновременно проводится с детьми и родителями.

          Используются  разнообразные методы и формы, способствующие созданию атмосферы заинтересованности, создания у детей положительного эмоционального настроения. Это интерактивные беседы, рассказы с использованием иллюстраций, показ слайдов, диафильмов, работа с компьютером. Они помогают погрузить детей в атмосферу жизни Древней Руси. Подростки разучивают русское народные игры, песни, пословицы, поговорки, заклички, дразнилки.

         Одним из видов работы является изобразительная деятельность, где подросткам дается возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

            В игровой форме дети учатся пересказывать былины, разыгрывать эпизоды, из них заучивают новые слова, пословицы, поговорки, которыми богат русский язык.

Цели и задачи :

- учить воспринимать и понимать литературный материал;

- осознавать мотивы поступков былинных героев и сопереживать вместе с ними;

- пополнять и обогащать словарь;

- развивать любознательность;

- формировать художественно-речевые навыки;

- воспитывать интерес к русскому фольклору, любовь к Родине, нравственные качества;

- приобщать родителей к воспитательно - образовательному процессу;

- способствовать социализации учащихся и их оздоровлению.

           Социализация учащихся только в школе не возможна, поэтому в программу включена работа в библиотеке, музеях «Русская старина», « Русская кузница 17 века», «В гостях у сказки», историческом музее, парке.

            Для решения поставленных задач  используются такие технологии, как:

экскурсии, компьютерные технологии, литературно-музыкальные инсценировки, выступления учащихся, конкурсы рисунков, путешествия, эстафеты, практикумы, спортивные игры, лепка из пластилина (глины), блиц-турнир.

            Все эти формы работы на уроках литературного чтения, являются важным условием социализации школьников, формирования познавательной активности и интеллектуального развития.

В процессе совместной деятельности у детей развивается эмпатия, альтруизм, формируется умение перестраивать свои действия с учетом позиций партнера.

          Программа рассчитана на один учебный год, занятия проходят 1 раз в месяц.

Литература

  1. Былины/обр. А.Н. Нечаева-М, Стрекоза- Пресс, 2006 г.
  2. Былины. Н.М. Миронова. Художественная литература, 1986 г.
  3. Чудо-богатыри земли Русской. Е.А. Новикова-СПб., Патриот, 2005.
  4. Русские праздники и игры. И.А. Панкеев, М., Яуза, 1999.
  5. Русские богатыри/обр. И.В. Корнауховой. М.: Росмэн, 2001.
  6. Русский эпос. Ф.М. Селиванов.-М. Высшая школа, 1988.

Тематический план внеурочной работы по программе «Былину читай, да на ус мотай»

Тема занятий. Краткое содержание.

Форма проведения

Цели занятий

Время проведения

1.

«Будь отважным, не теряйся, позади всех не оставайся».

Былины- кладезь народной мудрости. Герои былин. Богатырские игры.

Интерактивная беседа.

Эстафета богатырских игр

- познакомить с устным народным творчеством;

-познакомить с народными играми;

- воспитывать чувство соперничества, взаимопомощи вместе с родителями;

- упражнять в ловкости, силе, выносливости.

октябрь

2.

«Былину читай, да на ус мотай»

Путешествие по былинами древней Руси. Выставка репродукций картин и книг.

Фольклорный праздник.

Посиделки в русской избе « У самовара»

В музее «Русская старина»

- дать исторические сведения об эпохе древней Руси, о русских богатырях- защитниках родной земли, обогащать словарный запас,

- воспитывать интерес к прошлому страны, стремление подражать богатырям;

- учить вести диалог;

- создать в семье благоприятный микроклимат, через возможность общения детей с родителями.

ноябрь

3.

«Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет»

Герои былин. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Инсценирование эпизодов. Пословицы о силе и храбрости, добре и зле. Рисование героев.

Урок- представление героев.

- познакомить с героями былин, охарактеризовать их;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать творческие способности детей.

- обогащать словарь.

декабрь

4.

«Жизнь дана на добрые дела»

Чтение отрывков из былины «Святогор». Составление макетов к былине. Изготовление богатырских доспехов. Пословицы и поговорки о богатырях и их делах.

Практикум

- дать понятие о том, какими качествами обладали богатыри;

- на примере былинных героев формировать чувство взаимовыручки;

- воспитывать любовь к Родине;

- развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений;

- развивать речь, учить вести диалог.

Январь

5.

«Если богатырь на страже, от врагов защищена наша Матушка-земля».

Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин-Змей». Обсуждение фильма. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу». Разучивание русских народных игр.

Музей «В гостях у сказки». Просмотр мультфильма.

Игры.

- формировать представление о героическом прошлом русского народа, богатырях- защитниках Земли Русской;

- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желание им подражать;

- развивать физические способности детей;

- активизировать словарь, развивать речь.

февраль

6.

«А и сильны могучие богатыри на славной Руси!»

История Древней Руси и ее правителей. Чтение былины «Василиса Микулична и Ставр Годинович». Хоровод. «На горе-то калина».

Краеведческий музей. Просмотр диафильма, инсценирование эпизодов. Разучивание русских народных песен и плясок.

- дать представление о жизни древних славян;

- обогащать словарь былинной лексикой;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать нравственные качества: скромность, смелость, желание прийти на помощь, находчивость;

- знакомство с играми и песнями наших предков.

март

7.

«Как стал Садко играть да на гусельках…»

Чтение былины «Садко». Слушанье отрывков из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Ремесла Древней Руси (гусляр, гончар, кузнец, ткач и другие) в картинках. Рисование по теме. Игра «Море волнуется».

Экскурсия в музей «Русская кузница 17 века».

Музыкальная гостиная.

- дать представление о жизни древних славян и их ремеслах;

- знакомство с былиной «Садко»;

- учить слушать и понимать музыку;

- обогащение словаря новыми словами;

- конкурс на лучший рисунок по былине.

апрель

8.

Блицтурнир детей  и родителей. Приветствие команд, вопросы и задания командам. Литературно- музыкальный конкурс,  конкурс капитанов, награждение участников.

Блицтурнир в библиотеке.

- закрепить знания о былинах и их героях;

- приобщать родителей к жизни детей;

- активизировать словарь по теме;

- воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам соперников.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать... Читать? Читать!

Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Читать или не читать?

О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жи...

Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»

Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....

Читаем,читаем,читаем

Литература для чтения на летних каникулах...

Сценарный план Литературной квест- игры «Читаю я! Читаем мы! Читают все!»

Данное мероприятие способствует созданию условий для повышения интереса школьников к чтению, к русской классической литературе, культуре путем использования новой формы интеллектуального досуга обучаю...