Программа "Былину читай, да на ус мотай"
методическая разработка
Программа направлена на развитие познавательного интереса к истории и литературному наследию нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bylinu_chitay_da_na_us_motay.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленск»
Рассмотрено на на заседании МО: ________/_________/ «____»_____20_____г. | Принято на педагогическом совете Протокол № от «_____»__________20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________/________/ «_____»________20____г. |
Программа
Внеурочной деятельности патриотического направления
«Былину читай, да на ус мотай»
Составитель: учитель Морозова Нина Георгиевна
Смоленск
2020 г.
Введение
Немаловажное значение принадлежит художественной литературе в воспитании и развитии детей и подросток с ОВЗ. Пополнение литературного багажа учащегося воспитывает его читателем, способным сопереживать происходящее с героями книг, отождествлять себя с полюбившимися персонажами. Особый интерес в воспитательно -педагогическом процессе представляет героический эпос, а именно былины. Именно в былинах заложен глубокий смысл и исторический реализм, они являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. В былинах, словно в чудо- зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты. Былинный эпос воплотил в себе пример героического поведения, образец для подражания, он описывает подвиги десятков богатырей, среди которых Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко- купец и другие.
Все они выражают представление о том, каким мужеством и любовью к Родине может обладать человек.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности нравственно- патриотического направления «Былину читай, да на ус мотай» продолжает курс учебного предмета- чтение и развитие речи. Она имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития монологической и диалогической речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Представленные в программе мероприятия основаны на интеграции таких образовательных областей, как : коммуникации, художественной литературы, физической культуры и музыки.
Работа по знакомству с русским былинным эпосом одновременно проводится с детьми и родителями.
Используются разнообразные методы и формы, способствующие созданию атмосферы заинтересованности, создания у детей положительного эмоционального настроения. Это интерактивные беседы, рассказы с использованием иллюстраций, показ слайдов, диафильмов, работа с компьютером. Они помогают погрузить детей в атмосферу жизни Древней Руси. Подростки разучивают русское народные игры, песни, пословицы, поговорки, заклички, дразнилки.
Одним из видов работы является изобразительная деятельность, где подросткам дается возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.
В игровой форме дети учатся пересказывать былины, разыгрывать эпизоды, из них заучивают новые слова, пословицы, поговорки, которыми богат русский язык.
Цели и задачи :
- учить воспринимать и понимать литературный материал;
- осознавать мотивы поступков былинных героев и сопереживать вместе с ними;
- пополнять и обогащать словарь;
- развивать любознательность;
- формировать художественно-речевые навыки;
- воспитывать интерес к русскому фольклору, любовь к Родине, нравственные качества;
- приобщать родителей к воспитательно - образовательному процессу;
- способствовать социализации учащихся и их оздоровлению.
Социализация учащихся только в школе не возможна, поэтому в программу включена работа в библиотеке, музеях «Русская старина», « Русская кузница 17 века», «В гостях у сказки», историческом музее, парке.
Для решения поставленных задач используются такие технологии, как:
экскурсии, компьютерные технологии, литературно-музыкальные инсценировки, выступления учащихся, конкурсы рисунков, путешествия, эстафеты, практикумы, спортивные игры, лепка из пластилина (глины), блиц-турнир.
Все эти формы работы на уроках литературного чтения, являются важным условием социализации школьников, формирования познавательной активности и интеллектуального развития.
В процессе совместной деятельности у детей развивается эмпатия, альтруизм, формируется умение перестраивать свои действия с учетом позиций партнера.
Программа рассчитана на один учебный год, занятия проходят 1 раз в месяц.
Литература
- Былины/обр. А.Н. Нечаева-М, Стрекоза- Пресс, 2006 г.
- Былины. Н.М. Миронова. Художественная литература, 1986 г.
- Чудо-богатыри земли Русской. Е.А. Новикова-СПб., Патриот, 2005.
- Русские праздники и игры. И.А. Панкеев, М., Яуза, 1999.
- Русские богатыри/обр. И.В. Корнауховой. М.: Росмэн, 2001.
- Русский эпос. Ф.М. Селиванов.-М. Высшая школа, 1988.
Тематический план внеурочной работы по программе «Былину читай, да на ус мотай»
№ | Тема занятий. Краткое содержание. | Форма проведения | Цели занятий | Время проведения |
1. | «Будь отважным, не теряйся, позади всех не оставайся». Былины- кладезь народной мудрости. Герои былин. Богатырские игры. | Интерактивная беседа. Эстафета богатырских игр | - познакомить с устным народным творчеством; -познакомить с народными играми; - воспитывать чувство соперничества, взаимопомощи вместе с родителями; - упражнять в ловкости, силе, выносливости. | октябрь |
2. | «Былину читай, да на ус мотай» Путешествие по былинами древней Руси. Выставка репродукций картин и книг. Фольклорный праздник. Посиделки в русской избе « У самовара» | В музее «Русская старина» | - дать исторические сведения об эпохе древней Руси, о русских богатырях- защитниках родной земли, обогащать словарный запас, - воспитывать интерес к прошлому страны, стремление подражать богатырям; - учить вести диалог; - создать в семье благоприятный микроклимат, через возможность общения детей с родителями. | ноябрь |
3. | «Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет» Герои былин. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Инсценирование эпизодов. Пословицы о силе и храбрости, добре и зле. Рисование героев. | Урок- представление героев. | - познакомить с героями былин, охарактеризовать их; - развивать монологическую и диалогическую речь; - развивать творческие способности детей. - обогащать словарь. | декабрь |
4. | «Жизнь дана на добрые дела» Чтение отрывков из былины «Святогор». Составление макетов к былине. Изготовление богатырских доспехов. Пословицы и поговорки о богатырях и их делах. | Практикум | - дать понятие о том, какими качествами обладали богатыри; - на примере былинных героев формировать чувство взаимовыручки; - воспитывать любовь к Родине; - развивать эмоциональное восприятие живописных, музыкальных и художественных произведений; - развивать речь, учить вести диалог. | Январь |
5. | «Если богатырь на страже, от врагов защищена наша Матушка-земля». Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин-Змей». Обсуждение фильма. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу». Разучивание русских народных игр. | Музей «В гостях у сказки». Просмотр мультфильма. Игры. | - формировать представление о героическом прошлом русского народа, богатырях- защитниках Земли Русской; - воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желание им подражать; - развивать физические способности детей; - активизировать словарь, развивать речь. | февраль |
6. | «А и сильны могучие богатыри на славной Руси!» История Древней Руси и ее правителей. Чтение былины «Василиса Микулична и Ставр Годинович». Хоровод. «На горе-то калина». | Краеведческий музей. Просмотр диафильма, инсценирование эпизодов. Разучивание русских народных песен и плясок. | - дать представление о жизни древних славян; - обогащать словарь былинной лексикой; - развивать творческие способности детей; - воспитывать нравственные качества: скромность, смелость, желание прийти на помощь, находчивость; - знакомство с играми и песнями наших предков. | март |
7. | «Как стал Садко играть да на гусельках…» Чтение былины «Садко». Слушанье отрывков из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Ремесла Древней Руси (гусляр, гончар, кузнец, ткач и другие) в картинках. Рисование по теме. Игра «Море волнуется». | Экскурсия в музей «Русская кузница 17 века». Музыкальная гостиная. | - дать представление о жизни древних славян и их ремеслах; - знакомство с былиной «Садко»; - учить слушать и понимать музыку; - обогащение словаря новыми словами; - конкурс на лучший рисунок по былине. | апрель |
8. | Блицтурнир детей и родителей. Приветствие команд, вопросы и задания командам. Литературно- музыкальный конкурс, конкурс капитанов, награждение участников. | Блицтурнир в библиотеке. | - закрепить знания о былинах и их героях; - приобщать родителей к жизни детей; - активизировать словарь по теме; - воспитывать умение сопереживать, радоваться успехам соперников. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читать... Читать? Читать!
Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)
Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....
Читать или не читать?
О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жи...
Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»
Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....
Читаем,читаем,читаем
Литература для чтения на летних каникулах...
Сценарный план Литературной квест- игры «Читаю я! Читаем мы! Читают все!»
Данное мероприятие способствует созданию условий для повышения интереса школьников к чтению, к русской классической литературе, культуре путем использования новой формы интеллектуального досуга обучаю...