Учет индивидуальных особенностей обучающихся в дополнительном образовании
материал
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_individualnyh_osobennostey_obuchayushchihsya.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Учет индивидуальных особенностей обучающихся
в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Система дополнительного образования сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса.
Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их обучающимися, но и с тем, что современное дополнительное образование представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно - досуговым.
В своей работе использую разные педагогические технологии. Организация учебного процесса с учетом системно-деятельностного подхода и индивидуальных особенностей учащихся, позволяет создать оптимальные условия для реализации поставленных целей дополнительного образования, которое направлено на развитие природных задатков у детей, их творческих способностей. Достижение учащимися определенного уровня знаний, умений, навыков должно быть средством развития ребёнка и его способностей. Поэтому должна преобладать продуктивная, поисковая деятельность, а это и есть системно – деятельностный подход.
Для реализации данной задачи в своей педагогической деятельности, опираюсь не только на возрастные особенности учащихся (5-14 лет), но и на психофизиологические. В рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы провожу соответствующие диагностики для выявления индивидуальных особенностей учащихся, выявления одаренности детей, уровня развития мелкой моторики рук, что очень важно в творческой деятельности. Результаты диагностики позволяют мне оптимизировать методику преподавания, учитывая индивидуальные особенности детей, создавать индивидуальные образовательные маршруты, а обучающимся получать информацию, развивать свои навыки, повышать качество своих умений, используя свои ведущие каналы восприятия.
Специфические особенности учреждения дополнительного образования позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка.
Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.
Так же, осуществлению личностного развития, на мой взгляд, способствует дифференцированный подход к образовательному процессу. Дифференцированная организация образовательной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, а с другой стороны – во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы. Дифференцированный подход в обучении часто применяю через работу в парах, группах, что даёт возможность уделить внимание каждому ученику, составить задания, учитывая индивидуальные особенности ребенка. При данной работе, важно систематически использовать те современные педагогические технологии, которые дают возможность повышать качество образования.
Активное использование на занятиях элементов игровых технологий (особенно с детьми дошкольного возраста), где игра остается ведущим видом деятельности. Построение занятия творческой деятельности через игру стимулирует желание заниматься данным видом творчества.
Работа с технологией проектной деятельности дает возможность развивать познавательный интерес, а расширение их кругозора способствует речевому развитию. Эту технологию я часто использую для создания творческих проектов, как индивидуальных, так и групповых. Таким образом, обучающиеся ежегодно являются участниками районного конкурса исследовательских проектов «Мудрый совенок».
Информационно-коммуникационные технологии использую для проверки знаний обучающихся, для построения собственной траектории процесса образования на занятии, при необходимости поиска дополнительной информации в сети Интернет, так как материально-техническое оснащение кабинета позволяет активно использовать элементы данной технологии.
Практически каждый год в моей практике встречаются такие дети, с которыми важно найти такие методы и формы работы, способные заинтересовать и увлечь, развивая его личные и индивидуальные способности, а также способствовать его самоутверждению в коллективе. В целом создается воспитательно-образовательная среда, ориентированная не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях физической ультурой
Индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся в специальной коррекционной школе...
Статья «Учет индивидуальных особенностей обучающихся в инновационной деятельности тренера – преподавателя по велоспорту»
Понятие "инновация", инновация на тренировках по велоспорту....
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения
Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.
Создание условий обучения с учетом нозологий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса
Работа школьной ППк: индивидуальные образовательные маршруты, СИПР, щадящий режим, протоколы ППк. Анкеты. Информация о реализации программ (выступление на пед.совете)...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, в выборе технологий, методик обучения.
Создание условий обучения с учетом особых образовательных потребностей школьников....
Учет индивидуальных особенностей обучающихся
Анализ мониторинговых исследований уровня обученности...