Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
статья

Творческий опыт приобретения опыта использования ИКТ на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ

Выполнила: учитель русского языка

и литературы  МОУ СОШ№3

Есауленко Н.Р

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в работе учителя-предметника и классного руководителя.

1.1.Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовании

1.2.Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий

1.3.Этапы использования информационно-коммуникационных технологий

1.4.Модели учебного взаимодействия

Глава II. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя.

2.1.Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка

2.2.Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы

2.3.Информационно-коммуникационные технологии во внеклассной работе

2.4 Результаты работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы

2.5 Результативность моего  внедрения новых информационных технологий на уроки русского языка и литературы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ






ВВЕДЕНИЕ

Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания.

ИКТ или Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета, во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А. П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скиннера, Н. Ф. Талызиной, П. Ланда.

Актуальность работы заключается в том, что сегодня большое внимание уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих обучащихся искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Целью моей деятельности является повышение качества в обучении русскому языку и литературе через использование ИКТ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими  знаниями по предмету; 

      -обучать  умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;

Развивающие: 

            - развивать познавательную активность;

            - содействовать творческому развитию каждого ученика;

Воспитательные: 

            - способствовать воспитанию социально – активной личности. 

 Объект исследования – использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-педагогическом процессе

Предмет исследования - применение информационно-коммуникационных технологий на уроках учителя русского языка и литературы, а также классного руководителя во внеурочной деятельности.

 Методы:   изучение проблемы в теории, методической литературе,  разработка уроков по теме и   апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.

  Методы и приемы организации работы. Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, реже репродуктивный.  Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, решение задач, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, которая позволяет решить ряд специальных практических задач, записанных в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса; овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и навыков.

Новизна работы заключается в том, что в методической литературе только начинают появляться разработки по применению средств новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы. В настоящее время назрела острая необходимость их использования в процессе обучения для повышения качеств знаний учащихся по предмету и творческое усвоение знаний школьниками. Таким образом, представляется чрезмерно актуальным исследование проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, например, правомерность использования электронного учебника по русскому языку и литературе при классно-урочной системе образования.

Обращение к написанию данной работы обусловлено сменой приоритетов в расстановке целей образования (учебный процесс как по содержанию, так и по формам организации строится как процесс развития, а обучение знаниям, умениям и навыкам – как составная часть развития, как его основное средство).

Практическая значимость – работа может быть использована учителями-предметниками при подготовке к урокам и классными руководителями при организации мероприятий.

Учебно-методическая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава I. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в работе учителя-предметника и классного руководителя.

1.1.Эффективность использования ИКТ в образовании

«Хорошее образование сегодня – это синтез самых разных форм получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание которых может определить для себя только сам учащийся». [1; 2]

Пожалуй, в городе не осталось педагогов, не понимающих,  что урок с применением современных педагогических и информационных технологий – это качественно новый тип урока.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения.

Для ученика это существенное расширение возможности самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент – моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.

Для учителя
- это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
- это расширение информационной емкости и плотности урока;
- это соответствие требованиям, предъявляемым  не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;
- это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Еще К.Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.[12;145]

  Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно – ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно, является частью индивидуализации учебного процесса.

  Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные  траектории учащихсяосуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.

   Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, поместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.  Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

   Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.

  Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться. 

  Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).[10;53]

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к класс приходится чаще всего делить на группы. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

1.2.Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий

Общие методы, связанные с применением средств ИКТ:

наглядные методы (демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций);

практические методы (практические компьютерные работы);

проблемное обучение;

метод проектов;

ролевой метод.

Можно выделить следующие приемы применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы:

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного.

Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения.
Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу.

Можно также использовать электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом) (имеется возможность "скачивать" на компьютер толстые тома художественной литературы из библиотеки Мошкова). При хорошем оснащении компьютерной техникой художественные тексты можно применять на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам:

словарно-орфографическая работа;

работа с литературоведческой статьей;

обзор творчества поэта, писателя;

подготовка доклада о писателе, поэте;

изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

- увеличивает объем использования наглядности на уроке;

- экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор учащихся;

повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы выпуска газеты, информационного листка

Использование ресурсов сети Интернет
 Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
•    целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
•    видеть   информацию   в   целом,    а   не    фрагментарно,    выделять   главное   в информационном сообщении.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SМАRТ
    Воагd (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;

повышает качество обучения;

усиливает интерес к изучению предмета;

рационально распределять время урока;

доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

1.3.Этапы использования информационно-коммуникационных технологий

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащѐнном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребѐнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету. Ему интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Существуют и противники применения данного метода, убежденные, что уход от традиций ведет к снижению процесса усвоения теоретических знаний, использование ИКТ они считают «игрой», «бездумным нажатием кнопок».

    Нельзя отрицать, что существует такая крайность - излишнее увлечение компьютерными технологиями и применение их там, где и без них можно обойтись. Разумнее всего соблюдать в преподавании  баланс между традиционными (об этом сказано выше)  и компьютерными технологиями.

1.4. Модели учебного взаимодействия

Меняются и организационные модели учебного взаимодействия обучаемого и обучающего. В условиях информатизации они следующие:

Классно-урочная модель. Взаимодействие с компьютером организовано во время урока в локальной сети, характерна однотипность заданий и действий учеников (реализуются модель изучения, модель просмотра).

Проектно-групповая модель. Широкое привлечение метода проектов. Главная задача состоит в повышении мотивации путем создания значимых для ученика целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями (используются все модели информационных технологий, кроме модели изучения).

Модель индивидуальной деятельности. Использует внеурочное и урочное время.

Стиль обучения и общения в микросоциумах учитель-ученик, ученик-ученик, естественно, претерпевает некоторые изменения. Технологизация в данном случае способствует и демократизации, и гуманизации. Учитель выступает в роли наставника, советника, координатора. Кроме того, использование ИКТ позволяет создать положительный эмоциональный фон и устранить ситуацию неуспеха для ученика. Компьютер оперативно предлагает необходимую помощь для ликвидации пробела в знаниях. Ошибся при выполнении задания или не знаешь какое-либо правило? Удобная поисковая система тут же предложит справочный материал. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий.

При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.  

Глава II. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя.

2.1.Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка

Главная цель учителя русского языка и литературы - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении русскому языку, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения? Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска). Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры). В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля). В-четвертых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы). Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.

Технические возможности кабинета русского языка и литературы: наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме on-line – позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые очень нравятся учащимся.

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

Много полезных программ можно найти на сайте www.school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы. Хорошо зарекомендовали себя электронные пособия, выпущенные «Виртуальной школой Кирилла и Мефодия», издательствами «Интерактивный мир» и «МедиаХауз».

Так, при изучении в 5 классах темы «Морфемика» мы знакомимся с понятием «связанные корни». В учебнике этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (Урок 4) Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.

  При изучении темы «Имя существительное» с использованием того же программного продукта учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное (Урок 11). В этом нам опять поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.

Например, интересный игровой продукт представлен для учеников 5 класса. При закреплении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» можно использовать интерактивную игру «Помоги ослику съесть морковку». За 2 минуты необходимо вставить правильно буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибся или замешкался – ослик не получит желанное лакомство. Занимательна и в то же время познавательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря – расцветет великолепная клумба, нет – вырастет только сорняк. Благодаря этому же сайту провожу интересные уроки с мультимедиа, которые в занимательной форме знакомят обучающихся с теоретическим материалом, наглядно в интерактивном режиме демонстрируют примеры, обобщения, делают выводы.

На уроках закрепления изученного неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Хотя известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), работая с коллекцией, ученики встретятся с множеством их модификаций. Следует отметить, что разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными для учеников. Чаще всего сама тема, языковой материал, ее обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учеником задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.

Задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически играет роль " электронного преподавателя«. Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности орфографических навыков у конкретного ученика. Можно предложить следующие задания:

Задание 1:

выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме: вставьте пропущенные буквы (посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком и т. д.)

Задание 2:

предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные (например, вставьте пропущенные буквы, указывая номер правила:1) безударные гласные корня, проверяемые удареием;2) непроверяемые гласные —  сл...зать с крыши, б...гут по дороге)

Задание 3:

направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму.

Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «еще подумать» и т. д. По завершению этапа программа оценивает ученика баллами — 100% −5, 80%-3,90%-4 (программа по орфографии 1С — репетитор).

Задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Когда-то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана...» Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

2.2.Информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула “рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь, работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, которые им задаѐт компьютер.

Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. Такие уроки предлагаю вашему вниманию.

Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Часто они даже морально устаревшие. Поэтому я создаю свои документальные фильмы Часто, каюсь, использую в них где-то найдённый видеоматериал, но звук накладываю свой. Не могу сказать, что все они мне нравятся, со временем некоторые из них по разным причинам переделаю. Где-то не удовлетворяет тихий звук, что-то не очень качественно сделано, а здесь можно наложить музыку. В общем, причин много. С опытом своей работы по созданию фильмов по биографиям писателей я хочу вас познакомить.

В разделе Интегрированные проекты вы найдёте видеофильмы-исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.

Фонохрестоматия

Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться

Может даваться как иллюстрация

Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров

Видеоролики

На уроках литературы очень часто нужен исторический комментарий. Я создаю видеоролики по таким темам. Они содержат исторические справки об исторических личностях, событиях, иллюстративный и видео материал.

Также я создаю видеоролики по биографиям писателей и поэтов. Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь! Запишите с помощью микрофона тот текст, который вас устраивает, подберите иллюстративный материал, наложите его на звук, можно оформить фоновой музыкой, и фильм готов!

Прекрасно не просто послушать фонохрестоматию, а дополнить её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно. Вот пример такой работы - стихотворение С. Есенина "Шагане, ты моя, Шагане..." в исполнении актёра Никоненко.

Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. При этом я беру музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, показать актуальность его поэзии в наши дни. Предлагаю вашему вниманию клип на стихотворение В. В. Маяковского "Лиличке" в исполнении группы "Сплин".

Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.

Также можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

Конечно, я слежу, чтобы соблюдались санпиновские нормы. Проектор, которым оснащён мой кабинет, даёт возможность оставлять включенным большее количество ламп, так что освещённость кабинета остаётся прекрасной, и каждый учащийся без труда может и записывать и смотреть.

Видеофрагменты

Используются как иллюстрация к произведению

Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций

Сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента

Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним

Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.

Заочные экскурсии

Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, учащимся очень понравился музей В.В.Маяковского, находящийся в Москве на Лубянке), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты. В кабинете литературы представлена прекрасная видеотека шедевров советского и русского кинематографа по произведениям писателей 19-20 веков. Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом. Сейчас к юбилеям писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатейший материал. Причем подается это в очень интересной форме. Используя эти диски, уроки станут более интересными и информационно насыщенными. Возможно, изменится и отношение некоторых учеников к нашим урокам в лучшую сторону.

   Уроки литературы, на мой взгляд, особые. Это уроки искусства, поэтому так важны красивые, возвышенные моменты: музыка, живопись, зажжённые свечи, цветы. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.
  Многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

2.3.Информационно-коммуникационные технологии во внеклассной работе учителя

"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». [9;76]

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Для решения этой задачи наш лицей обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагога - организатора, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры обучающихся.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты:

  • Подготовка и организация презентаций;
  • Посещение сайтов научно-популярных журналов;
  • Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира;
  • Участие в творческих конкурсах.

Практически все классные руководители применяют компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Сейчас каждый классный руководитель не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Классные руководители берут информацию на классные часы из Интернета, используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, на уроки мужества, по профилактике вредных привычек и др.

В 7 классе в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие классные мероприятия:

  • «Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;
  • «Войны священные страницы»
  • «Деревья тоже воевали»

Создан школьный сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

В летнее время работал профильный информационный лагерь, где ребята на уроках журналистики печатали свои статьи и оформляли в шаблон школьной газеты.

Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников организовано:

  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам (проводятся уроки, где ребенок решает тест на компьютере);
  • внеурочная деятельность с применением средств ИКТ ( создание презентаций для родительских собраний о проведенных экскурсиях);
  • работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газета, оформление кабинетов);

Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.

Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации:

  • «Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»;
  • «Последствия курения и алкоголя»;
  • «Воспитываем патриотов»;
  • «Организация летнего отдыха» и другие.

В прошлом году наш класс участвовал в экспериментальной программе 1dnevnik.ru. Отметки учащимся выставляли в электронный журнал, а у детей высвечивался экран электронного дневника. Информация электронного дневника доступна ученику и построена таким образом, чтобы он видел результаты своей работы и мог определить итоги деятельности в удобное для него время. Также родители могли видеть электронный дневник ребенка или получать по почте его отметки и домашнее задание. Электронный дневник позволяет на корню устранять проблему. Если у ребенка двойка или плохое поведение, родитель в тот же день узнает информацию.

Информационная культура обучающихся и учителей растет, мы этому свидетели. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля.

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения.

1.2.Текстовый редактор Word

Как на уроках русского языка, так и на литературе использую текстовый редактор Word, который позволяет мне изготовить печатные материалы к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. 

1.3.Программа Microsoft Publisher

Работая в программе Microsoft Publisher, активизирую познавательную деятельность учащихся. Дети готовят к уроку книжки-малышки, буклеты и т.д. Также используем для оформления результатов групповой работы выпуска газеты, информационного листка. Учащиеся учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

1.4.Программа Windows Mowi Maker

Использую на уроках литературы программу Windows Mowi Maker. Делаю видеоклипы к стихотворениям поэтов, на которые композиторы написали музыку, например, по творчеству Сергея Есенина, Марины Цветаевой, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и другие.

1.5.Программа Power Point

Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.


При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, которые проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирет информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.

Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов, лекций или конференций, внеклассных мероприятий. Дети также могут подготовить свои собственные презентации и делают их с особым интересом. 

1.7.Интернет-ресурсы

Много дополнительного материала нахожу в Интернете. Создаём совместно с детьми банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов, репродукций картин известных художников и т.п.

Заключение

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Наблюдения показывают, что после занятий в компьютерном классе учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, ученик убеждается, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктограмм создает реальные помехи для коммуникации. В современных условиях, когда дети мало читают, работа с программой «Фраза» позволяет формировать мне на уроках орфографическую зоркость учащихся. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

  • создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
  • увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;
  • повышение качества обучения;
  • увеличение интереса к изучению предмета;
  • рациональное распределение времени урока;
  • доходчивое объяснение материала.

При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирет информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Такие экскурсии организую на природу, в музей, на родину писателя. Применение компьютерных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий
  • идти в ногу со временем.

Таким образом, умелое использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели.

2.4 Результаты работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей и поэтов;

- увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НПК по литературе;

- повышает качество обучения;

- усиливает интерес к изучению предмета;

- рационально распределять время урока;

- доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

2.5 Результативность моего  внедрения новых информационных технологий на уроки русского языка и литературы

Поскольку современный учитель должен быть современным во всем, то я считаю, что использование новых информационных технологий, а значит и построение мульимедийного урока поможет:

1) Быстро адаптироваться в современных условиях постоянно меняющихся требований к уроку

2) Практически мыслить самой и учить этому детей

3) Включить ребят в активную деятельность

Немаловажно, на мой взгляд, то, что мультимедиа на уроках русского языка поможет избавиться хотя бы частично от рутинной бумажной работы, с чем связана безусловная актуальность для учителя – словесника. Здесь и создание отчетов, и конспектов, и планов урока.

Я считаю, что применение компьютера на уроках поможет решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Начинаю с сентября 2008 года, я стала по-разному применять компьютер в своей работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и даже в качестве классного руководителя на классных часах.

Уроки с использование компьютера я делю для себя на два вида:

Уроки, полностью построенные от начала до конца с помощью компьютера, интерактивной доски, что, как я заметила не всегда хорошо для среднего школьного возраста, ведь здесь безусловное влияние на зрение ребенка

использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока в кабинете русского языка и литературы, здесь может быть и включение фильма, и элементов из КМ –школы.

Основные направления, в которых я использую компьютерные технологии на уроках:

визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал), здесь особенно важен мой опыт применения мультимедиа на уроках развития речи, где рассуждения учащихся связаны с картинами различных художников. Здесь интересен такой вариант работы, когда ребятам показывается только небольшой фрагмент картины, а они должны домыслить то, что изображено на остальной ее части. Безусловно, таким способом достигается развитие воображения учащихся, их коммуникативные способности.

Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Это очень удобно на уроках изучения нового материала. На собственных уроках русского языка с использованием ИКТ я заметила, что ребятам очень удобно составлять таблицы, где необходимая информация очень хорошо скомпонована и есть возможность ее пополнения.

Тренажёр. Удобен в том случае, когда необходимо сэкономить время, при это желая достигнуть большей результативности усвоения нового материала. Конечно, чаще всего используется на уроках русского языка.

Так, например, на одном из уроков по литературе в 5 классе по теме «Русские писатели о Родине и родной стране» я предложила ребятам презентацию, где мы заполняли сравнительную таблицу творчества А.Фета и Ф.И.Тютчева, что сопровождалось музыкальными фрагментами разных классиков. Это позволило ребятам сравнить настроение музыки и тех стихотворений, которые мы изучали. Интересным вариантом работы я считаю идею сравнения картины И.Левитана с темой одного из стихотворений этих поэтов. Музыкальные заставки так же, как и иллюстрации, помогли отразить эпоху этого времени, подчеркнуть особенности каждого поэта. В конце урока было предложено нарисовать с помощью Paint образ поэзии одного из писателей. В конце мы сделали тест, который позволил проконтролировать успешность освоения нового материала. Переход от одного слайда на другой осуществляется гиперссылками и управляющими кнопками «стихотворение», «таблица», «содержание». В качестве домашнего задания предлагается создание проекта презентации, буклета.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Интересно, что одним из важных достижений своей работы на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ, стали работы учащихся с собственным материалом, где они применяли различные компьютерные программы, здесь и презентации, созданные в Power Point, и различные доклады, которые были найдены ребятами в информационной сети Internet и обработанные в Wordе. На мой взгляд, с помощью такой работы ребята учатся находить нужную информацию, обрабатывать ее и применять по назначению.

Есть мнение, что использование новых информационных технологий не должно присутствовать на каждом уроке, я же считаю, что такие уроки должны быть систематичными, иначе результат не будет высоким, как это, возможно, ожидалось.

Всю свою дальнейшую работу по внедрению новых информационных технологий в мою педагогическую деятельность я поделила на несколько разных направлений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Опыт использования информационно-коммуникационных технологий возник в условиях   массовой общеобразовательной  школы и связан с формированием информационной культуры школьников, которым предстоит жить и работать в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение, использование, удовлетворение многих личностных и социальных запросов и потребностей. В условиях широкого развития СМИ,  доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой  мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

  Чтобы войти в мир компьютерных технологий, учитель, в первую очередь, должен понимать приоритетные направления этой отрасли в современном мире, во-вторых, учитель должен проявлять личный интерес, понимая, что это не облегчает труд, а напротив, занимает немалое пространство личного времени.

 Применение компьютерных технологий позволяет:

наполнить уроки новым содержанием;

развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность

учащихся;

формировать элементы информационной культуры;

прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

идти в ногу со временем.

Использование ИКТ на уроках и во внешкольной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление. Я думаю, что мои ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

В дидактике доказано, что злейший враг в учении – это скука. Поэтому в работе учителя должны быть интегрированы воедино знания предмета, профессиональное мастерство и артистизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Роль использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье содержится материал, расрывающий роль ипользования ИКТ в деятельности учителя-словесника....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использовании на уроках русского языка и литературы информационно-куммуникационных  технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Курсовая работа об использовании информационно-коммуникационных технологий....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...