РМО 27.04.2023 Киселева КЮ Сторителлинг
материал

Киселева Кристина Юрьевна

Программа

онлайн-конференции

районного методического объединения

учителей-логопедов и учителей-дефектологов

муниципальных образовательных учреждений

Нижневартовского района

 

(27.04.2023)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon programma_rmo_27.04.2023_1.pdf235.75 КБ
Файл storitelling_kiseleva_kyu_1.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Киселева Кристина Юрьевна,

учитель-дефектолог первой квалификационной категории

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

«Сторителлинг в коррекционной работе»

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи детей. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Представляю вашему вниманию «Сторителлинг».

С кризисом традиционного маркетинга бренды начали искать новые способы привлечения внимания клиента и выстраивания с ним отношений.

Почему истории работают? Человеческая психика устроена так, что мы скорее реагируем на историю конкретного человека, чем на факты и цифры. Мы отождествляем себя с персонажем, героем истории. Его поступки вызывают у нас эмоции. Вдохновляют, дарят смелость, учат чему-то. Формируется доверительная связь. Поэтому сторителлинг — эффективный инструмент для удержания внимания человека, другой вопрос, что не все умеют правильно пользоваться этим инструментом.

Люди запоминают вещи, вызывающие у них чувства. Так, например, после напряженного разговора многие помнят не слова и факты, а эмоции, которые данный разговор вызвал. Чем эмоциональнее событие, тем больше вероятности, что оно надолго останется в памяти. Исследователь памяти Эд Кук считает, что человек запоминает то, что ему интересно, особенно непривычные для него события и факты.

В 1970-х годах канадский психолог Лайонел Стэндинг провел увлекательный эксперимент. В течение нескольких дней подряд он показывал испытуемым 10 000 изображений. Это были довольно обычные снимки животных, машин и людей. Затем, после двухдневного отдыха, он проверил их способность вспоминать увиденное. Во время второго этапа участникам показывали два изображения: одно – из первого этапа, которое они недавно видели, а второе – фотография, которую им до этого никто не показывал. Испытуемым необходимо было указать, какое изображение они видели раньше. Результаты оказались не такими уж и плохими: 66% участников узнали изображения, увиденные во время первой части эксперимента [Quarterly Journal of Experimental Psychology, 1973].

Следующей группе показали набор из более ярких и запоминающихся картинок (например, собака с курительной трубкой в пасти). Во втором этапе их вспомнили уже 88% участников, что подтвердило гипотезу Эда Кука.

Рассказывание историй (буквальный перевод) – отличный способ стимулировать участие аудитории в выступлении. Истории – это не просто воображение, а настоящая наука. Известно, что сторителлинг увеличивает уровень окситоцина – гормона, который способствует возникновению чувства любви, связи и благополучия [Study.com, 2021].

Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы: 

- систематичность и последовательность.

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.

- учет структуры дефекта.

- поэтапность коррекции речи.

Педагогический сторителлинг с использованием классических элементов повествования:

Вступление. Из вступления становится понятно, о чем пойдет речь во всем рассказе. Очень важно сделать эту часть по-настоящему живой и интересной. Как? Нужно обратиться к реальному опыту учеников.

Развитие событий. В этой части повествования проявляются функции персонажей, их возможности и слабости. Развитие позволяет еще острее обозначить проблему и показать, почему она является важной для слушателей. Но давать решение пока нельзя!

Кульминация. В этой части рассказа проблема достигла пика. Слушатели либо находят его вместе с рассказчиком, либо получают как данность.

Заключение. Здесь помещается вывод, краткий и четкий. Историю нужно заканчивать, объяснить сложные вещи простыми словами.

Цель (в широком смысле) использование интерактивного метода «сторителлинг» в коррекционной работе:

  • повышения эффективности коррекции речи детей

Использование с опорой на общие дидактические принципы:

  • систематичность и последовательность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • учет структуры дефекта;
  • поэтапность коррекции речи.

Таким образом, метод сторителлинга помогает разнообразить образовательную деятельность, сделать материал еще более запоминающимся; развить фантазию, логику, устную речь, творческое мышление, воображение, уверенность при выступлении на публике; развивает способность к раскрытию талантов и самовыражения, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности. В процессе сторителлинга происходит развитие связной речи детей, уточнение и расширение словарного запаса; Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей; Формирование целостного восприятия окружающего мира; Развитие интереса к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

На первый вопрос, который следует себе ответить в начале применения сторителлинга: «Как выбрать хорошую историю, чтобы привлечь вниманиедетей?»

Американские специалисты Чип и Дэн Хиз вывели несколько принципов хороших историй: Простота. Неожиданность. Конкретность. Реалистичность. Эмоциональность.

Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.

Ребенок заинтересуется сюжетом тогда, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны. В процессе подготовки к теме, я обратилась к опыту коллег. Светлана Руденко – учитель логопед из города Липецка предлагает использовать педагогическую технологию «Сторителлинг» как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».

Структура истории

В каждой истории выделяется 3 части:

1. Вспышка

Каждая история должна начинаться с призыва к действию: что-то случается с героем, что-то толкает его на подвиги. Для этого использую фразу: «однажды….», «как то раз….» или «в некотором царстве» (тогда получится уже сказочная история). Затем необходимо обсудить финальные слова. Когда Вы придумываете историю, постарайтесь удивить всех вокруг неожиданным началом.

2. Путешествие

Долгий путь- это возможность для героя противостоять трудностям, познавая тем самым себя и мир вокруг. Какой урок должен выучить Ваш герой? При работе над связностью истории уточняем слова для связи предложений (потом, теперь, в это время, имена героев, местоимения и прочее). История ведется от 3 - го лица.

3. Кульминация

Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом. Это тот момент, где находятся ответы на все вопросы

Практический опыт работы показал, что для закрепления лексических тем требуется многократное повторение, а для того чтобы дети не уставали и не теряли интерес к занятию, ограничиваться только составлением историй недостаточно. Для эффективного результата по решению коррекционных задач использовались на занятиях разнообразные дополнительные средства.

Одним из современных и эффективных игровых средств развития связных высказываний являются «Кубики Историй». Существует несколько способов игры с «Кубиками историй».

Первый способ. Для детей с комплексными нарушениями или для воспитанников младшего дошкольного возраста можно использовать «Кубики историй» первого типа для обучения составлению фразы из 2-4 слов в качестве элементов «Фразового конструктора». Например, для заполнения пробелов в схеме «кто - ест - что», используются кубики с картинками из категорий «Семья» и «Продукты питания». В схеме «что делает - какой - кто» используются кубики из категорий «Семья», «Действия», «Эмоции». Ребенку предлагается встряхнуть кубики и бросить на стол. Выпавшие картинки поставить в соответствующие окошечки и рассказать, что у него получилось. Так как кубики ассоциируются у детей, прежде всего, с игрой, то они делают процесс обучения связному высказыванию увлекательным, веселым и незаметным для малыша.

Второй способ игры эффективен на начальных этапах, при ознакомлении детей с правилами игры с данным пособием, а так же для обучения составлению коротких рассказов (из нескольких предложений) детей с тяжелыми нарушениями речи. Для него используются только кубики с картинками из одной категории, так как на выпавших гранях мы увидим один персонаж, одно место действия, один предмет и т.д. Педагог складывает отобранные кубики (3 или 6 штук) в «Волшебный мешочек», трясет его и высыпает кубики на стол. Затем помогает детям определить, о ком будет этот рассказ, где развернутся события, при каких обстоятельствах. Взрослый вместе с детьми отбирает кубики для вступления, основной части и конца, помогает выбрать подходящие слова для начала рассказа или сказки. В процессе составления рассказа педагог задает наводящие вопросы, помогает связать выпавшие картинки в единую историю.  

Третий способ. Берем «Волшебный мешочек». Обычно для игры используют 9 кубиков, но можно соединить 2-3 разных набора, то есть до 27 кубиков. Бросая кубики можно получить, например, два места действия, два описания погоды, два предмета и т.д., что значительно осложняет сочинение истории, но делает сам процесс еще более увлекательным и непредсказуемым.

Взрослый помогает детям отобрать для каждой из 3-х частей истории по 3 кубика. Предлагает детям договориться, кто начнет, продолжит и закончит рассказ. При необходимости, напоминает несколько вариантов слов, с которых можно начать историю. Затем ребенок выбирает первый кубики и начинает рассказ. Другие игроки продолжают рассказ, стараясь связать остальные картинки в одну историю. Педагог осуществляет корректирующую и направляющую помощь, помогая детям остаться в русле истории.

Четвертый способ – составление историй по цепочке. Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки (или мешочка) кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.

Пятый способ – создание истории в комиксах или рисунках.

Рассказ совсем не обязательно должен быть устным или письменным. Можно придумать и передать захватывающий, динамичный сюжет, изобразив его в рисунках.

Дети рассматривают выпавшее сочетание картинок, определяют главного героя, придумывают обстоятельства, в которых он оказался, место действия. Важно не забыть о неожиданном повороте сюжета, кульминации, после которого следует развязка. Теперь историю нужно нарисовать. Каждый поворот сюжета изображается в виде небольшого рисунка, внутри которого можно подписать некоторые реплики персонажей. Таким образом, создается серия картинок, по которой ребенок может впоследствии вспомнить и заново рассказать, придуманную им историю.

Для детей с ОВЗ данный способ является самым сложным. Они с удовольствием рисуют иллюстрации к составленному рассказу, но создать серию картинок-комиксов затрудняются, так как быстро устают, отвлекаются, теряют интерес, поэтому не нужно перегружать сюжет.

Регулярность работы в технике сторителлинг определяется желанием детей, наличием времени в самостоятельной деятельности.

В данной технологии соединено несколько подходов к развитию связной речи – это и традиционный подход, и система развития игрового тренинга, и моделирование.

Практический пример:

-Что ж, познакомимся поближе с данной технологией. Перед вами набор кубиков, на гранях каждого кубика есть картинка, изображение предмета, или какого - либо явления. Выберите кубик, картинку на нем, расставьте кубики в единую линию. Логически связывая картинки, придумайте историю. Не забываем основное правило: повествование ведется слева на право.

1. Вступление.

Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления:

Когда-то давным-давно….

• Садитесь поближе, я вам расскажу…

• Однажды…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Жили-были….

• Это произошло темной и дождливой ночью…

• Наш герой понятия не имел, что его ждет…

Воспринимать и понимать алгоритм составления рассказа дети могут в том случае, если педагогом качественно выдержанна основная структура обучения: от простого к сложному.

Прошу, Вас, начните рассказ.

С каких слов мы можем начать рассказ?

- Вы отлично справились!

(В руке волшебный мешочек).Что это? Как вы думаете, что в нем? Посмотрим? Я предлагаю каждому из мешочка достать по одному кубику с картинкой.

Однажды девочка Катя пошла в лес. Нашла большой гриб. И только хотела положить его в плетеную корзинку, как слышит, зовет ее кто-то. Посмотрела, видит на высокой сосне сидит пушистая белка.

- Давай, меняться,- говорит белка,- ты мне гриб, а я тебе сосновую шишку.

- Давай, – согласилась Катя.

Летит птичка.

- Чик-чи –рик, давай меняться, я тебя угощу наливным, румяным яблочком, а ты мне сосновую шишку.

- Хорошо, согласилась Катя.

Откуда ни возьмись бежит ежик.

- Давай меняться, - говорит еж, - я тебе большой гриб, а ты мне румяное яблоко.

Положила Катя большой гриб в плетеную корзинку и пошла домой.

Вот так! На добрый привет и добрый ответ!

(Сбор кубиков) Аналогичные игры можно разнообразить, заменяя картинки на схемы, предметы, модели.

Вернемся к рассказыванию с использованием кубиков.

(Набор кубиков для ассоциаций). Выберите кубик, рассмотрите картинку на верхней грани, назовите 3-4 слова ассоциации. Желательно, чтобы это были не только существительные. А теперь составьте с этими словами предложения.

(Убрать кубики). Упражнения данной направленности развивают умения детей логически и грамматически верно согласовывать слова в предложения.

Каким должен быть современный ребенок? Уверенным в себе, коммуникабельным, самостоятельным, настойчивым, обладать способностью мыслить творчески и нестандартно, способный выразить свои мысли, чувства свободно и уместно.

В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи. В коррекционной педагогике активно используются техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Самым весомым преимуществом использования сторителлинга в качестве педагогической технологии является определение позиции ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».

Сторителлинг – это игра, которая интересна не только детям, но и взрослым. Ведь как говорила Туве Янсон: «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю». Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России к учебнику А.Ф. Киселева, 6 класс "Куликовская битва""

Учебники этого автора проходят опрабацию в школах России. Данное учебное пособие отличается полнотой содержания учебного материала, но по изложению тексты доступны восприятию учащихся, хорошо подобран...

Презентация "Воспоминания о Великой Отечественной Войне" ветерана ВОВ Киселева Степана Павловича( в стихах его собственного сочинения).

Презентация "Воспоминания о Великой Отечественной Войне" ветерана ВОВ Киселева Степана Павловича( в стихах его собственного сочинения).              Автор:Домра...

Портфолио педагога дополнительного образования Киселевой Н.В.

Представленный материал - электронное портфолио, к котором отражены достижения педагога, обучающихся объединения, повышение квалификации педагога за 11 лет работы и сущетвования объединения "Бумагопла...

Проект-презентация "Площадь им. И.И.Киселева"

В презентации "Площадь им. И.И.Киселева" - рассказ о бывшем директоре Горьковского автомобильного завода Иване Ивановиче Киселеве и о площади в центре Автозаводского района г....

Результаты сравнительного анализа деятельности Киселевой Г.А. по математике за 2014-2017г.

В статье представлены результаты сравнительного анализа деятельности Киселевой Г.А.  по математике  за 2014-2017г....

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания Киселевой Надежды Николаевны на 2017-2018 учебный год

Тема самообразования: «Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в рамках программы по реализации ФГОС ООО».Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение...