Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
материал
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому ребёнку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший «инструментарием» диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 69.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2»
Диагностический мониторинг
изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Пояснительная записка
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому ребёнку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший «инструментарием» диагностики.
Опираясь на учение Л.С. Выготского об «Актуальном уровне развития» и «О потенциальных возможностях ребёнка» целесообразно предложить методику, которая выступает с одной стороны, в качестве диагностического инструмента, с другой – является обучающей основой для саморазвития и самообучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме того, предлагаемая методика развивает систему навыков и умений воспитателей, при которой становится реальными систематические наблюдения за достижениями, успехами и неудачами воспитанников коррекционных школ. Работа по данной методике позволит воспитателям создать портрет каждого воспитанника в отдельности и группы в целом.
В качестве системы контроля воспитателям предлагается заполнить мониторинг воспитанности детей (в 1 и 2 полугодиях). Параметры мониторингов подобраны с позиции «качества жизни» воспитанников, их социальной компетентности
Как использовать мониторинг?
Первоначально в предложенных таблицах воспитатель выставляет оценки (согласно уровням, формирующихся качеств, по пятибальной системе) каждому воспитаннику группы.
Затем, по каждому из указанных параметров выводится средняя оценка, показатель которой заносится в график в соответствующей точке. На основании серии показателей рисуется профиль-график и делаются конкретные методические рекомендации для планирования коррекционного сопровождения воспитательного процесса.
Данная методика предложена Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д. Худенко.
Параметры мониторинга
по выявлению уровня развития личности воспитанников:
Ведущие черты личности | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Отношение к учебе | 5. Учится охотно, стремится получать прочные знания, способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает товарищам; 4. Учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам, помогает товарищам лишь по поручению или просьбе; 3. Учится не в полную меру сил, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей; 2. Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу усваивает слабо; 1. Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует. |
Отношение к труду | 5. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, побуждает к труду товарищей; 4. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, но не побуждает к труду товарищей; 3. Участвует в трудовых операциях без особого желания; 2. Трудится при наличии соревнования или контроля со стороны педагогов; 1. Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля. |
Отношение к самообслуживанию | 5. Владеет высокими навыками самообслуживания, не требующие контроля со стороны педагогов, постоянно соблюдает правила личной гигиены и активизирует товарищей на их освоение; 4. Владеет навыками самообслуживания, готов к выполнению навыков самообслуживания по требованию педагога, правила личной гигиены соблюдает выборочно ; 3. Навыки самообслуживания развиты слабо, к их развитию не стремится, соблюдает правила личной гигиены неохотно; 2. Навыки самообслуживания развиты крайне слабо, соблюдает правила личной гигиены только под контролем педагогов; 1. Не владеет навыками самообслуживания, не соблюдает правила личной гигиены. |
Отношение к правилам внутреннего распорядка | 5. Самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, педагогам) в их соблюдении; 4.Выполняет Правила внутреннего распорядка, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка другими по просьбе взрослых; 3. Выполняет Правила внутреннего распорядка лишь по указанию педагогов; 2. Не всегда выполняет Правила внутреннего распорядка; 1.Почти всегда нарушает Правила внутреннего распорядка. |
Отношение к кружковой работе | 5.Проявляет постоянный интерес к посещению кружка, стремится выполнить работу творчески, аккуратно, привлекает товарищей к полезному проведению свободного времени; 4. С желанием посещает кружок, проявляет старание при выполнении работы, но не проявляет своего творчества; 3. Посещает кружок только при побуждении со стороны педагога, выполняет работу нехотя, не всегда аккуратно; 2. Интереса к посещению кружка не проявляет, выдвигает различные оправдательные причины, по которым не выполняет задания, не проявляет желания к творческому росту и совершенствованию; 1. Отказывается посещать кружок, уклоняется от выполнения работы. |
Отношение к старшим | 5. С уважением относится к старшим, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других; 4. С уважением относится к старшим, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания; 3. С уважением относится к старшим лишь при наличии требований со стороны педагогов и товарищей; 2. К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 1. Не уважает старших, допускает грубость. |
Отношение к сверстникам | 5. Отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 4. Отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 3. Сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен; 2. Проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых; 1. Груб и эгоистичен. |
Отношение к младшим | 5. Добрый, заботливый, охотно помогает, кто нуждается в его помощи, отзывается на просьбы младших товарищей, организует полезные дела; 4. Добрый, заботливый, отзывается на просьбы младших товарищей, но самостоятельно не организует полезные дела; 3. Помогает младшим товарищам, если поручает педагог; 2. Не всегда уважительно относится к младшим, требует контроля со стороны педагогов, посильную помощь оказывает неохотно; 1. Недоброжелателен, груб с младшими товарищами, посильную помощь не оказывает. |
Отношение к своим проступкам | 5. Чувствует ответственность за свои проступки, соблюдает общепринятые нормы поведения, побуждает к этому товарищей; 4. Чувствует ответственность за свои проступки, но не требует этого от других; 3. Чувствует ответственность за свои проступки лишь под давлением взрослых и только после специального разъяснения; 2. Чувства ответственности за свои проступки не имеет, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задумывается над необходимостью работы над собой; 1. Не отвечает за свои поступки, неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и несдержан в выборе средств самовыражения. |
Отношение к проступкам товарищей | 5. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, разъясняет необходимость соблюдения норм поведения среди товарищей; 4. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, но инициатором соблюдения общепринятых норм поведения сверстниками не выступает; 3. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, только после специального разъяснения и по требованию взрослых; 2. Часто равнодушен к поступкам своих товарищей; 1. Не чувствует ответственности за проступки своих товарищей, сам нарушает общепринятые нормы поведения. |
Отношение к имуществу школы | 5. Бережет школьное имущество, всегда старается привести его в порядок, побуждает к этому других; 4. Бережет школьное имущество, помогает приводить в порядок школьное имущество (мебель, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности, не побуждает к этому других; 3. Не портит школьное имущество, равнодушен по отношению к тем, кто портит школьное имущество; 2. Не бережет школьное имущество, наблюдаются случаи порчи школьного имущества; 1. Не бережет школьное имущество, при случае, не задумываясь портит его. |
Отношение к личному имуществу | 5. Бережлив, аккуратен, всегда содержит свои личные вещи в порядке, способствует развитию этих качеств в товарищах; 4. Бережлив, аккуратен, содержит свои личные вещи в порядке, по просьбе педагога побуждает к этому других; 3. Не всегда аккуратен, бережно относится к личному имуществу, если чувствует контроль со стороны педагога; 2. Неаккуратен, небережлив, требует контроля со стороны педагога; 1. Неаккуратен, небережлив, допускает порчу личного имущества. |
Дисциплинированность | 5. Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в повседневной и учебной ситуации, требует этих качеств от других; 4. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других; 3. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей; 2. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, слабо реагирует на внешние воздействия; 1. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, не реагирует на внешние воздействия; |
Коллективизм | 5. В коллективе явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых; 4. В коллективе лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников; 3. Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников; 2. Конфликтен, часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически не пользуется; 1. Часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуаций, уважением в коллективе не пользуется. |
Активность | 5. Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению одноклассников в общественно значимые мероприятия; 4. Ответственно относится к порученным заданиям, но безынициативен, не старается проявлять организаторские способности; 3. Активность в делах коллектива ситуативна, организаторские способности развиты слабо, не стремится довести начатое дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях; 2.Пассивен. Характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель», «зритель»; 1.Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает выполнению поставленных задач. |
Организованность | 5. Самоорганизован, всегда правильно распределяет свою работу по времени и выполняет её согласно плану; 4. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу; 3. Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться; 2. Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени; 1. Не умеет распределять свою работу по времени, тратит время зря. |
Настойчивость | 5. Умеет ставить перед собой цель и всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями; 4. Может поставить перед собой цель, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности; 3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий, доводит начатое дело до конца под контролем взрослых; 2. Не способен ставить перед собой цели, очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями; 1. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. |
Честность | 5. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, признаётся в своих поступках, говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно, требует честности от других; 4. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, может признаться в своих поступках, но не требует этого от других; 3. Выполняет данное обещание при наличии требований со стороны педагогов и товарищей; 2. Часто говорит неправду ради собственной выгоды, не всегда выполняет обещания, не сразу признаёт свои ошибки; 1. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно, нечестен, обманывает старших. |
Скромность | 5. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг; 4. Иногда, по просьбе, рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах; 3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах; 2. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения; 1. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. |
Справедливость | 5. Активно борется с тем, что считает несправедливым; 4. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым; 3. Редко выступает против того, что считает несправедливым; 2. Не добивается справедливости; 1. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. |
Вежливость | 5. Все поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям; 4. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям; 3. Часто бывает невежлив и нетактичен; 2. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры; 1. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и в общении со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит. |
Аккуратность | 5. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда одет опрятно, подтянут; 4. Содержит в надлежащем порядке свои вещи, следит за своим внешним видом; 3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; 2. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей; 1. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. |
Общительность | 5. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими; 4. Как правило, с удовольствием общается с людьми; 3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей; 2. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха; 1. Замкнут, необщителен. |
Воздержание от вредных привычек | 5. Вредных привычек не имеет, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, внимательно прислушивается к советам взрослых; 4. Вредных привычек не имеет, но безразличен к имеющимся вредным привычкам товарищей, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, прислушивается к советам взрослых; 3. Имеет вредные привычки, но может преодолеть свои негативные наклонности, прислушивается к советам взрослых; 2. . Имеет вредные привычки, пассивен в работе над собой, редко прислушивается к советам взрослых; 1. Имеет стойкую зависимость к вредным привычкам, не понимает последствий вредных привычек, не прислушивается к советам взрослых. |
№ | Ведущие черты личности | ФИ ребенка | Средний балл | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |||
1 | Отношение к учебе | |||||||||||||||||
2 | Отношение к труду | |||||||||||||||||
3 | Отношение к самообслуживанию | |||||||||||||||||
4 | Отношение к правилам внутреннего распорядка | |||||||||||||||||
5 | Отношение к кружковой работе | |||||||||||||||||
6 | Отношение к старшим | |||||||||||||||||
7 | Отношение к сверстникам | |||||||||||||||||
8 | Отношение к младшим | |||||||||||||||||
9 | Отношение к своим проступкам | |||||||||||||||||
10 | Отношение к проступкам товарищей | |||||||||||||||||
11 | Отношение к имуществу школы | |||||||||||||||||
12 | Отношение к личному имуществу | |||||||||||||||||
13 | Дисциплинированность | |||||||||||||||||
14 | Коллективизм | |||||||||||||||||
15 | Активность | |||||||||||||||||
16 | Организованность | |||||||||||||||||
17 | Настойчивость | |||||||||||||||||
18 | Честность | |||||||||||||||||
19 | Скромность | |||||||||||||||||
20 | Справедливость | |||||||||||||||||
21 | Вежливость | |||||||||||||||||
22 | Аккуратность | |||||||||||||||||
23 | Общительность |
Наблюдается положительная динамика (+ 2,2%) в освоении учащимися воспитательных программ по итогам мониторинга.
Наблюдается положительная динамика (+ 10,8%) в освоении учащимися воспитательных программ по итогам мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предложенные методики педагогической диагностики помогут воспитателям и классным руководителям школы-интерната выявить уровень сформированных умений и навыков с целью планирования коррекционного...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ОВЗ
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ОВЗ...
Диагностическая программа изучения проявления уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
Диагностика изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
1. Здоровье.Мониторинг выявляет:Общее физическое развитие ребёнка;Качество заботы ребёнка о своём здоровье;Знания о ЗОЖ и их выполнение;Двигательную и физическую активность. 2. Безопасность.Монит...