Диагностическая программа изучения проявления уровней воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому ребёнку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший «инструментарием» диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_prgramma.docx | 68.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО « Колушкинская специальная школа-интернат»
Диагностическая программа
изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
2017г.
Пояснительная записка
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому ребёнку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший «инструментарием» диагностики.
Опираясь на учение Л.С. Выготского об «Актуальном уровне развития» и «О потенциальных возможностях ребёнка» мы считаем целесообразным предложить специалистам ряд диагностических методик, которые выступают с одной стороны, в качестве диагностического инструмента, с другой – являются обучающей основой для саморазвития и самообучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме того, предлагаемые методики развивают систему навыков и умений воспитателей, при которой становится реальными систематические наблюдения за достижениями, успехами и неудачами воспитанников коррекционных школ. Работа по данным методикам позволит педагогам создать портрет каждого воспитанника в отдельности и группы в целом.
Понятие «качество жизни» - это сложная система ряда областей, которые включают в себя следующие составляющие жизнедеятельности индивида:
1. Здоровье.
Мониторинг выявляет:
- Общее физическое развитие ребёнка;
- Качество заботы ребёнка о своём здоровье;
- Знания о ЗОЖ и их выполнение;
- Двигательную и физическую активность.
2. Безопасность.
Мониторинг выявляет:
- Динамику изменений знаний о правилах безопасности и умения их выполнять;
3. Эмоциональное здоровье.
Мониторинг выявляет:
- Эмоционально-психическую организацию личности;
- Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами;
- Адекватность ответной реакции;
- Самоконтроль и саморегуляция поведения.
4. Сформированность трудовых умений и навыков и выявление иждивенческой направленности.
Мониторинг выявляет:
- Понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека;
- Готовность к бытовому и производственному труду (мотивационная, физическая, практическая);
- Знания о профессиях;
- Тенденцию развития мотивационно- потребностной направленности личности.
5. Основы социализации и межличностного общения.
Мониторинг выявляет:
- Способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения;
- Владение техникой установления коммуникативного контакта;
- Поведение, общение и взаимодействие в разных жизненных ситуациях.
Расширение круга знаний по каждому из перечисленных разделов, формирование умений и навыков в очередном диапазоне вопросов, расширение кругозора общения и коммуникативных навыков, нейтрализация иждивенческих настроений – всё это и многое другое влияют на качество жизни воспитанника, определяя его социальную самореализацию.
В качестве системы контроля воспитателям предлагается заполнить мониторинги воспитанности детей (в сентябре, январе, мае). Параметры мониторингов подобраны с позиции «качества жизни» воспитанников, их социальной компетентности
Как использовать мониторинги?
Первоначально в предложенных таблицах воспитатель выставляет оценки (согласно уровням, формирующихся качеств, по пятибальной системе) каждому воспитаннику группы.
Затем, по каждому из указанных параметров выводится средняя оценка, показатель которой заносится в график в соответствующей точке. На основании серии показателей рисуется профиль-график и делаются конкретные методические рекомендации для планирования коррекционного сопровождения воспитательного процесса.
Аналогичная работа проводится по всем остальным направлениям, в результате которой будут определены уязвимые места воспитательного процесса и выявлены наиболее сформированные навыки и умения воспитанников с позиции их социализации.
Данные методики предложены Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д.Худенко и модифицированные специалистами «Специальной (коррекционной) школы-интерната» (Шпаловой Л.А., Маслий А.Г., Сенокос О.В.)
Параметры мониторинга по выявлению уровня развития личности воспитанников
(Приложение 1):
Ведущие черты личности | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Отношение к учебе | 5. Учится охотно, стремится получать прочные знания, способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает товарищам; 4. Учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам, помогает товарищам лишь по поручению или просьбе; 3. Учится не в полную меру сил, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей; 2. Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу усваивает слабо; 1. Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует. |
Отношение к труду | 5. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, побуждает к труду товарищей; 4. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, но не побуждает к труду товарищей; 3. Участвует в трудовых операциях без особого желания; 2. Трудится при наличии соревнования или контроля со стороны педагогов; 1. Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля. |
Отношение к самообслуживанию | 5. Владеет высокими навыками самообслуживания, не требующие контроля со стороны педагогов, постоянно соблюдает правила личной гигиены и активизирует товарищей на их освоение; 4. Владеет навыками самообслуживания, готов к выполнению навыков самообслуживания по требованию педагога, правила личной гигиены соблюдает выборочно ; 3. Навыки самообслуживания развиты слабо, к их развитию не стремится, соблюдает правила личной гигиены неохотно; 2. Навыки самообслуживания развиты крайне слабо, соблюдает правила личной гигиены только под контролем педагогов; 1. Не владеет навыками самообслуживания, не соблюдает правила личной гигиены. |
Отношение к правилам внутреннего распорядка | 5. Самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, педагогам) в их соблюдении; 4.Выполняет Правила внутреннего распорядка, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка другими по просьбе взрослых; 3. Выполняет Правила внутреннего распорядка лишь по указанию педагогов; 2. Не всегда выполняет Правила внутреннего распорядка; 1.Почти всегда нарушает Правила внутреннего распорядка. |
Отношение к кружковой работе | 5.Проявляет постоянный интерес к посещению кружка, стремится выполнить работу творчески, аккуратно, привлекает товарищей к полезному проведению свободного времени; 4. С желанием посещает кружок, проявляет старание при выполнении работы, но не проявляет своего творчества; 3. Посещает кружок только при побуждении со стороны педагога, выполняет работу нехотя, не всегда аккуратно; 2. Интереса к посещению кружка не проявляет, выдвигает различные оправдательные причины, по которым не выполняет задания, не проявляет желания к творческому росту и совершенствованию; 1. Отказывается посещать кружок, уклоняется от выполнения работы. |
Отношение к старшим | 5. С уважением относится к старшим, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других; 4. С уважением относится к старшим, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания; 3. С уважением относится к старшим лишь при наличии требований со стороны педагогов и товарищей; 2. К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 1. Не уважает старших, допускает грубость. |
Отношение к сверстникам | 5. Отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 4. Отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 3. Сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен; 2. Проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых; 1. Груб и эгоистичен. |
Отношение к младшим | 5. Добрый, заботливый, охотно помогает, кто нуждается в его помощи, отзывается на просьбы младших товарищей, организует полезные дела; 4. Добрый, заботливый, отзывается на просьбы младших товарищей, но самостоятельно не организует полезные дела; 3. Помогает младшим товарищам, если поручает педагог; 2. Не всегда уважительно относится к младшим, требует контроля со стороны педагогов, посильную помощь оказывает неохотно; 1. Недоброжелателен, груб с младшими товарищами, посильную помощь не оказывает. |
Отношение к своим проступкам | 5. Чувствует ответственность за свои проступки, соблюдает общепринятые нормы поведения, побуждает к этому товарищей; 4. Чувствует ответственность за свои проступки, но не требует этого от других; 3. Чувствует ответственность за свои проступки лишь под давлением взрослых и только после специального разъяснения; 2. Чувства ответственности за свои проступки не имеет, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задумывается над необходимостью работы над собой; 1. Не отвечает за свои поступки, неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и несдержан в выборе средств самовыражения. |
Отношение к проступкам товарищей | 5. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, разъясняет необходимость соблюдения норм поведения среди товарищей; 4. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, но инициатором соблюдения общепринятых норм поведения сверстниками не выступает; 3. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, только после специального разъяснения и по требованию взрослых; 2. Часто равнодушен к поступкам своих товарищей; 1. Не чувствует ответственности за проступки своих товарищей, сам нарушает общепринятые нормы поведения. |
Отношение к имуществу школы | 5. Бережет школьное имущество, всегда старается привести его в порядок, побуждает к этому других; 4. Бережет школьное имущество, помогает приводить в порядок школьное имущество (мебель, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности, не побуждает к этому других; 3. Не портит школьное имущество, равнодушен по отношению к тем, кто портит школьное имущество; 2. Не бережет школьное имущество, наблюдаются случаи порчи школьного имущества; 1. Не бережет школьное имущество, при случае, не задумываясь портит его. |
Отношение к личному имуществу | 5. Бережлив, аккуратен, всегда содержит свои личные вещи в порядке, способствует развитию этих качеств в товарищах; 4. Бережлив, аккуратен, содержит свои личные вещи в порядке, по просьбе педагога побуждает к этому других; 3. Не всегда аккуратен, бережно относится к личному имуществу, если чувствует контроль со стороны педагога; 2. Неаккуратен, небережлив, требует контроля со стороны педагога; 1. Неаккуратен, небережлив, допускает порчу личного имущества. |
Дисциплинированность | 5. Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в повседневной и учебной ситуации, требует этих качеств от других; 4. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других; 3. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей; 2. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, слабо реагирует на внешние воздействия; 1. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, не реагирует на внешние воздействия; |
Коллективизм | 5. В коллективе явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых; 4. В коллективе лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников; 3. Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников; 2. Конфликтен, часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически не пользуется; 1. Часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуаций, уважением в коллективе не пользуется. |
Активность | 5. Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению одноклассников в общественно значимые мероприятия; 4. Ответственно относится к порученным заданиям, но безынициативен, не старается проявлять организаторские способности; 3. Активность в делах коллектива ситуативна, организаторские способности развиты слабо, не стремится довести начатое дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях; 2.Пассивен. Характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель», «зритель»; 1.Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает выполнению поставленных задач. |
Организованность | 5. Самоорганизован, всегда правильно распределяет свою работу по времени и выполняет её согласно плану; 4. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу; 3. Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться; 2. Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени; 1. Не умеет распределять свою работу по времени, тратит время зря. |
Настойчивость | 5. Умеет ставить перед собой цель и всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями; 4. Может поставить перед собой цель, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности; 3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий, доводит начатое дело до конца под контролем взрослых; 2. Не способен ставить перед собой цели, очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями; 1. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. |
Честность | 5. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, признаётся в своих поступках, говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно, требует честности от других; 4. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, может признаться в своих поступках, но не требует этого от других; 3. Выполняет данное обещание при наличии требований со стороны педагогов и товарищей; 2. Часто говорит неправду ради собственной выгоды, не всегда выполняет обещания, не сразу признаёт свои ошибки; 1. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно, нечестен, обманывает старших. |
Скромность | 5. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг; 4. Иногда, по просьбе, рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах; 3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах; 2. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения; 1. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. |
Справедливость | 5. Активно борется с тем, что считает несправедливым; 4. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым; 3. Редко выступает против того, что считает несправедливым; 2. Не добивается справедливости; 1. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. |
Вежливость | 5. Все поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям; 4. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям; 3. Часто бывает невежлив и нетактичен; 2. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры; 1. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и в общении со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит. |
Аккуратность | 5. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда одет опрятно, подтянут; 4. Содержит в надлежащем порядке свои вещи, следит за своим внешним видом; 3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; 2. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей; 1. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. |
Общительность | 5. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими; 4. Как правило, с удовольствием общается с людьми; 3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей; 2. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха; 1. Замкнут, необщителен. |
Воздержание от вредных привычек | 5. Вредных привычек не имеет, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, внимательно прислушивается к советам взрослых; 4. Вредных привычек не имеет, но безразличен к имеющимся вредным привычкам товарищей, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, прислушивается к советам взрослых; 3. Имеет вредные привычки, но может преодолеть свои негативные наклонности, прислушивается к советам взрослых; 2. Имеет вредные привычки, пассивен в работе над собой, редко прислушивается к советам взрослых; 1. Имеет стойкую зависимость к вредным привычкам, не понимает последствий вредных привычек, не прислушивается к советам взрослых. |
Параметры мониторинга по выявлению сформированных навыков самообслуживания у воспитанников
(Приложение 2):
Формируемые навыки | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Чистить зубы | 5. Навыки сформированы прочно, умеет правильно чистить зубы, проявляет самостоятельность, способствует формированию данных навыков у товарищей; 4. Навыки сформированы, умеет самостоятельно чистить зубы, пользоваться зубной щёткой; 3. Навыки сформированы, но требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки сформированы слабо, чистит зубы только под контролем воспитателя; 1. Навыки не сформированы, не умеет чистить зубы. |
Умываться | 5. Всегда самостоятельно, без напоминания взрослых умывается, умеет пользоваться средствами личной гигиены, побуждает к этому товарищей; 4. Навыки сформированы, проявляет самостоятельность, умеет пользоваться средствами личной гигиены; 3. Навыки сформированы, но не всегда проявляет самостоятельность, требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки сформированы слабо, требует контроля со стороны взрослых; 1. Навыки не сформированы, не может самостоятельно умыться, не умеет пользоваться средствами личной гигиены. |
Причесываться | 5. Всегда самостоятельно, без напоминания взрослых, следит за своей прической, умеет пользоваться расческой, требует этого от товарищей; 4. Всегда самостоятельно, без напоминания взрослых, следит за своей прической, умеет пользоваться расческой, но не требует этого от товарищей; 3. Навыки ухода за головой сформированы, но не всегда самостоятельно следит за своей прической, требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки ухода за головой сформированы недостаточно, затрудняется самостоятельно причесаться, требует помощи со стороны педагога; 1. Не следит за своей прической, не умеет пользоваться расческой, не хочет развивать в себе эти навыки. |
Пользоваться туалетом | 5. Навыки пользования туалетом сформированы прочно, всегда самостоятельно, без напоминания взрослых моет руки после пользования туалетом, требует этого от товарищей; 4. Навыки пользования туалетом сформированы прочно, самостоятельно моет руки после туалета, но не требует этого от товарищей; 3. Навыки пользования туалетом сформированы, но не всегда самостоятельно моет руки после пользования туалетом, требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки пользования туалетом сформированы на недостаточном уровне, всегда требует контроля со стороны воспитателя; 1. Не умеет пользоваться туалетом, не моет руки после посещения туалета, постоянно требует контроля. |
Подбирать одежду по сезону | 5. Всегда одет по сезону, самостоятельно подбирает себе одежду, соответствующую сезону, оказывает помощь товарищам; 4. Одевается по сезону, сам может подобрать себе одежду, соответствующую сезону, но равнодушен к тому, как одет товарищ; 3. Одевается по сезону, но не всегда самостоятельно может подобрать себе одежду, соответствующую сезону; 2. Самостоятельно одеться по сезону не может, требует помощи взрослых; 1. Одевается не по сезону, не прислушивается к советам взрослых. |
Содержать свое место в чистоте | 5. Всегда содержит свое место в порядке, самостоятельно, без напоминания взрослых, наводит порядок на рабочем месте, требует этого от товарищей; 4. Содержит свое рабочее место в порядке, самостоятельно может навести порядок на рабочем месте, но не требует этого от товарищей; 3. Содержит свое место в порядке по требованию педагога; 2. Содержит рабочее место в порядке только под контролем педагога, не может самостоятельно навести порядок на своем рабочем месте; 1. Не умеет содержать свое рабочее место в порядке, не стремится развивать в себе эти качества. |
Мыть пол | 5. Навыки сформированы прочно, всегда проявляет самостоятельность, сам оказывает помощь товарищам; 4. Навыки сформированы на достаточном уровне, проявляет самостоятельность, но не стремиться в оказании помощи товарищам; 3. Навыки сформированы на достаточном уровне, но добросовестно относится к поручению только при наличии контроля со стороны взрослых; 2. Навыки сформированы на недостаточном уровне, не может самостоятельно вымыть пол, требует помощи; 1. Навыки не сформированы, не может вымыть пол, не стремится к приобретению данных умений. |
Гладить | 5. Навыки сформированы прочно, знает правила утюжки, самостоятельно применяет данные правила в практической деятельности, способен оказать помощь товарищам; 4. Навыки сформированы на достаточном уровне, проявляет самостоятельность, но оказывает помощь товарищам только по просьбе воспитателя; 3. Навыки сформированы, знает правила утюжки, но не всегда их выполняет, требует контроля со стороны воспитателя; 2. Навыки сформированы слабо, самостоятельно погладить одежду не может, требует помощи со стороны взрослых или товарищей; 1. Навыками не владеет, не стремится к их приобретению. |
Зашивать Пришивать | 5. Навыки сформированы, самостоятельно следит за своими вещами, может сам исправить дефекты на одежде (зашить, пришить), всегда оказывает помощь товарищам; 4. Навыки сформированы, самостоятельно следит за своими вещами, может сам исправить дефекты на одежде (зашить, пришить), но не стремится оказать помощь товарищам; 3. Навыки сформированы достаточно, но не всегда сам следит за своими вещами, исправляет дефекты на одежде (зашивает, пришивает) по требованию педагога; 2. Навыки сформированы на недостаточном уровне, самостоятельно не следит за своими вещами, сам не может исправить дефекты на одежде (зашить, пришить); 1. Навыки не сформированы, безразличен к своему внешнему виду, к своим вещам, не стремиться (отказывается) исправлять дефекты на одежде, не прислушивается к замечаниям воспитателя. |
Убирать территорию | 5. Всегда ответственно относится к уборке территории, проявляет инициативу, соблюдает правила ТБ, сам организует и побуждает других на труд, оказывает помощь товарищам; 4. С желанием трудится по уборке территории, старается соблюдать правила ТБ, оказывает помощь товарищам по побуждению педагогов; 3. Трудится по уборке территории при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов; 2. Не всегда с желанием трудится по уборке территории, часто не доводит начатое дело до конца, требует контроля со стороны взрослых; 1. Не любит физический труд, стремится уклониться от него, даже при наличии требований и контроля. |
Параметры мониторинга по выявлению
знаний о безопасности и умений их выполнять (Приложение 3):
Формируемые навыки | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Понимание смысла слов «опасно», «безопасно» | 5. Понимает смысл слов «опасно», «безопасно», самостоятельно применяет данные знания и умения в практической деятельности, способствует формированию данных знаний и умений у товарищей; 4. Понимает смысл слов «опасно», «безопасно», может применить данные знания на практике, но не оказывает помощь товарищам в овладении данных знаний и умений; 3. Понимает смысл слов «опасно», «безопасно», но затрудняется применять самостоятельно данные знания и умения на практике; 2. Понимает смысл слов «опасно», «безопасно» лишь при соответствующем разъяснении взрослого; 1. Не понимает смысл данных понятий даже после дополнительного разъяснения. |
Знание и выполнение правил безопасности (пользования электроприборами, холодной и горячей водой) | 5. Знает и самостоятельно выполняет правила безопасности, побуждает к этому других; 4. Знает и выполняет правила безопасности; 3. Знает правила безопасного пользования электроприборами, холодной и горячей водой, но не всегда применяет данные правила на практике; 2. Знаком с правилами безопасности, но выполняет правила только под контролем педагога; 1.Не знает и не выполняет правила безопасности. |
Знание и выполнение правил (дорожного движения, проезда на транспорте) | 5. Прочно владеет знаниями и самостоятельно выполняет правила дорожного движения, проезда на транспорте, побуждает к этому других; 4. Владеет знаниями и выполняет правила дорожного движения, правила проезда в транспорте; 3. Знает правила дорожного движения, правила проезда в транспорте, но затрудняется применять данные знания на практике; 2. Знает правила дорожного движения, правила проезда в транспорте, но часто не выполняет их, требует постоянного контроля со стороны взрослых; 1. Не знает и не выполняет правила дорожного движения, правила проезда в транспорте, сам нарушает данные правила. |
Знание и выполнение правил безопасности поведения при: встрече с незнакомыми людьми, при пользовании деньгами) | 5. Владеет знаниями прочно, полностью осознаёт их важность, всегда применяет данные знания в своей жизни; 4. Знаниями владеет, может объяснить на простых примерах, но в своей жизни не всегда использует; 3. Знаком с данными правилами, но объяснить самостоятельно не может, в жизни применяет редко; 2. Знания на низком уровне, не способен применить данные знания в жизненной ситуации; 1. Совершенно не осознаёт предложенные понятия. |
Выполнение правил безопасности в экстремальных ситуациях | 5. Знает и понимает предложенные понятия (землетрясение, ураган, наводнение и т.д.), может самостоятельно применить данные знания в своей жизни; 4. Владеет знаниями поведения в экстремальных ситуациях, но в своей жизни данные знания не всегда использует; 3. Знает правила безопасности в экстремальных ситуациях, но в своей жизни применяет редко; 2. Владеет самыми элементарными знаниями правил безопасности в экстремальных ситуациях, но не способен применить данные знания в жизни; 1. Совершенно не доступны данные понятия. |
Параметры мониторинга по выявлению
эмоционального здоровья обучающихся (Приложение 4):
Формируемые навыки | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Эмоционально-психическая организация личности | 5. Стабильные проявления эмоционально-психической организации личности; 4. Эмоционально-психическая организация выше среднего уровня; 3. Средне выраженная эмоционально-психическая организация; 2. Слабо выраженная эмоционально-психическая организация; 1. Эмоционально-психическая организация отсутствует. |
Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными средствами | 5. Понимает свои чувства, может выразить их словами; 4. Понимает свои чувства, но не всегда может выразить их словами без посторонней помощи; 3. Понимает свои чувства, но выразить их при помощи слов может не всегда; 2. Не понимает свои чувства, но пытается выразить их словами; 1. Не понимает свои чувства и не может выразить его при помощи слов. |
Понимание своих чувств и адекватность их выражения невербальными средствами | 5. Понимает свои чувства, может выразить их самостоятельно при помощи жестов; 4. Понимает свои чувства, но затрудняется выразить их жестами, требуется помощь взрослых; 3. Понимает свои чувства, но выразить их при помощи жестов не может; 2. Не понимает своих чувств, но пытается их выразить при помощи жестов; 1. Не понимает своих чувств и не может их выразить при помощи жестов. |
Понимание эмоциональных состояний других людей и учет этих знаний в своём поведении | 5. Понимает эмоциональное состояние других людей и учитывает эти знания в своем поведении; 4. Понимает эмоциональное состояние других людей, но без посторонней помощи учитывать эти знания в своем поведении не может; 3. Частично понимает эмоциональное состояние других людей, но не учитывает эти знания в своем поведении; 2. Не понимает эмоционального состояния других людей, но пытается копировать их поведение; 1. Не понимает эмоционального состояния других людей и не может учитывать этого в своем поведении. |
Превалирующие эмоции в отношениях с людьми | 5. В отношениях с людьми превалируют только положительные эмоции; 4. В отношениях с людьми чаще встречаются положительные, но иногда наблюдаются и отрицательные эмоции; 3. В отношениях с людьми наблюдаются как положительные, так и отрицательные эмоции; 2. В отношениях с людьми превалируют отрицательные эмоции; 1. В отношениях с людьми полное отсутствие эмоций. |
Инициативность в поведении, общении, взаимодействии | 5. Инициативность в общении, взаимодействии возникает часто, имеет широкий круг общения; 4. Инициативность в общении и взаимодействии возникает часто; 3. Инициативность в общении и взаимодействии возникает по настроению; 2. Инициативность в поведении, общении и взаимодействии возникает эпизодически; 1. В поведении, общении и взаимодействии инициативность вообще отсутствует. |
Самоконтроль и саморегуляция поведения | 5. Понимает, может объяснить, почему нужен самоконтроль, всегда регулирует свое поведение; 4. Понимает, может объяснить, почему нужно регулировать свое поведение, но сам не всегда может это сделать; 3. Понимает, что нужно регулировать себя и свое поведение, но не делает этого самостоятельно; 2. Понимает, сто нужно регулировать себя и свое поведение, но не делает этого; 1. Самоконтроль и саморегуляция отсутствует. |
Параметры мониторинга по выявлению
общего физического развития детей, их знаний о ЗОЖ(Приложение 5):
Формируемые навыки | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Осанка, походка | 5. Всегда самостоятельно следит за своей осанкой в разных видах деятельности: при письме, походке, сидении за партой, требует этого от других; 4. Самостоятельно следит за своей осанкой в разных видах деятельности, походкой, но не требует этого от других; 3. Следит за своей осанкой, правильной походкой при побуждении; 2. Не всегда следит за своей осанкой, походкой, требует контроля со стороны взрослых; 1. Никогда не следит за своей осанкой, походкой, даже при наличие требований. |
Координация, быстрота и точность движений | 5. Координация, быстрота и точность движений соответствует норме (данной возрастной группы), способен точно выполнить указания педагога; 4. Координация и быстрота движений соответствует норме, но наблюдается неточность при выполнении упражнения; 3. Имеются незначительные отклонения в координации, быстроте движений, затрудняется точно выполнить данное ему упражнение; 2. Наблюдаются отклонения в координации, быстроте движений, не может точно выполнить упражнение; 1. Координация, быстрота и точность движений нарушены. |
Развитие мелкой моторики | 5. Мелкая моторика развита хорошо, пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму, способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур; 4. Мелкая моторика развита хорошо, пишет разборчиво, способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур, но не всегда выполняет основные требования к письму (допускает неточности, исправления, не всегда соблюдает орфографический режим); 3. Мелкая моторика недостаточно развита, каллиграфические навыки нарушены, затрудняется прорисовывать мелкие детали, точно обводить контур, часто не выполняет основные требования к письму; 2. Мелкая моторика развита слабо, нарушены каллиграфические навыки, не может самостоятельно прорисовывать мелкие детали, точно обвести контур; 1. Мелкая моторика неразвита, значительно нарушены каллиграфические навыки. |
Забота о своем здоровье | 5. Всегда сам заботится о своем здоровье, ежедневно самостоятельно занимается утренней гимнастикой, выполняет водные закаливающие процедуры, одевается всегда по сезону, ведет здоровый образ жизни, побуждает к этому других; 4. Заботится о своем здоровье, ежедневно занимается утренней гимнастикой, выполняет водные закаливающие процедуры, одевается по сезону, ведет здоровый образ жизни, но не побуждает к этому других; 3. Не всегда заботится о своем здоровье, не всегда делает утреннюю гимнастику ( при побуждении со стороны педагогов), не всегда выполняет сам закаливающие водные процедуры, иногда одевается не по сезону ; 2. Редко заботится о своем здоровье, делает утреннюю гимнастику, выполняет закаливающие водные процедуры лишь при побуждении со стороны педагогов, часто одевается не по сезону; 1. Не заботится о своем здоровье. |
Двигательная активность | 5. Двигательная активность всегда на высоком уровне, ребенок всегда подвижен, живой, постоянно выступает инициатором и организатором подвижных игр; 4. Двигательная активность всегда на высоком уровне, но безынициативен, не старается проявлять организаторские способности без особой надобности; 3. Двигательная активность снижена, не всегда принимает участие в коллективных подвижных играх; 2. Двигательная активность снижена значительно, пассивен, безразлично относится к коллективным подвижным играм; 1. Двигательная активность нарушена (в связи с недостатками в развитии и здоровье ребенка). |
Занятия спортом | 5. Проявляет заинтересованность к занятиям спортом, активно участвует в спортивных мероприятиях, приобщает к этому других; 4.С желанием занимается спортом, активно участвует в спортивных мероприятиях; 3. Активность в занятиях спортом ситуативна, не всегда с желанием принимает участие в спортивных мероприятиях; 2. Не проявляет активности к спортивным занятиям, часто уклоняется от участия в спортивных мероприятиях; 1. Не любит заниматься спортом, не принимает участия в спортивных мероприятиях. |
Знания о ЗОЖ и их выполнение | 5. Прочно владеет знаниями о здоровом образе жизни, всегда сам ведёт здоровый образ жизни и приобщает к нему сверстников; 4. Владеет знаниями о здоровом образе жизни, сам ведёт здоровый образ жизни, но не требует этого от других; 3. Владеет знаниями о здоровом образе жизни, но сам не всегда ведет здоровый образ жизни; 2. Знаниями о здоровом образе жизни владеет недостаточно, часто ведет нездоровый образ жизни; 1. Знаниями о здоровом образе жизни не владеет. |
Навыки личной гигиены | 5. Навыки личной гигиены привиты прочно, постоянно сам соблюдает правила личной гигиены и активизирует товарищей на их освоение; 4. Навыки личной гигиены привиты, навыки личной гигиены привиты выборочно; 3. Навыки личной гигиены привиты, соблюдает правила личной гигиены неохотно, требуется контроль со стороны педагогов; 2. Навыки личной гигиены привиты недостаточно, правила личной гигиены соблюдает только под контролем педагогов; 1. Навыки личной гигиены не привиты, правила личной гигиены не соблюдает. |
Параметры мониторинга по выявлению
уровня сформированности трудовых умений и навыков и выявление иждивенческой направленности
(Приложение 6):
Формируемые навыки | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Знания о профессиях | 5. Имеет разносторонние знания о профессиях и способен распространенно рассказать о них; 4. Способен перечислить пять-шесть профессий и рассказать об их особенностях; 3. Называет четыре профессии и может определить их характерные черты; 2. Может назвать две-три профессии, но затрудняется о них рассказать; 1. Не имеет представления о профессиях. |
Понимание значения труда в жизни | 5. Хорошо сформировано представление о значении труда в жизни человека, самостоятельно и осознанно применяет данные знания в своей жизни, оказывает помощь педагогу в распространении данных знаний среди одноклассников; 4. Имеет представление о значении труда в жизни человека, способен применить данные знания в практической деятельности; 3. Имеет некоторые представления, но не всегда применяет данные знания в практической деятельности; 2. Слабо владеет знаниями о значении труда в жизни человека, требует контроля со стороны педагогов; 1. Не владеет знаниями о значении труда в жизни человека, не применяет данные знания, даже под контролем педагога. |
Мотивация к труду | 5. Всегда охотно трудится, предлагает свою помощь, контроль взрослого не требуется; 4. Трудится с желанием, проявляет инициативу, но необходим эпизодический контроль взрослого; 3. Трудится по настроению, необходим контроль взрослого; 2. Желание трудиться возникает крайне редко, краткосрочно, эпизодически; 1. Не желает трудиться, коррекционные мероприятия воздействия не имеют. |
Простые навыки трудовых операций | 5. Прочно владеет трудовыми навыками, способен самостоятельно выполнить элементарные трудовые операции, умело организует труд других; 4. Владеет трудовыми навыками, может выполнить простые трудовые операции, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает; 3. Владеет трудовыми навыками, но самостоятельности при выполнении, даже простых трудовых операций, не проявляет; 2. Трудовыми навыками владеет слабо, требуется постоянный контроль со стороны педагога, даже при выполнении простых трудовых операций; 1. Не владеет трудовыми навыками (даже элементарными); |
Отношение к труду и исполнению бытовых дел | 5. Понимает общественную значимость труда, проявляет интерес к нему, самостоятельно ориентируется во всех бытовых ситуациях, всегда сам применяет трудовые умения и навыки на практике, оказывает помощь другим; 4. Понимает общественную значимость труда, проявляет интерес к нему, ориентируется во всех бытовых ситуациях, способен применить, имеющиеся трудовые умения и навыки, в практической деятельности; 3. Готов к бытовому и производственному труду, но интереса и активности в труде не проявляет, трудится при наличии соревнований, требований со стороны педагогов и товарищей; 2. Участвует в трудовых операциях без особого желания, слабо ориентируется во всех бытовых ситуациях, требует постоянного контроля со стороны взрослых; 1. Участие в труде не принимает, не участвует в полезных делах даже по принуждению, не владеет, даже элементарными, бытовыми навыками. |
Выполнение поручений старших | 5. Выполняет поручения взрослых сознательно, добросовестно, проявляет творчество, делает любое дело своевременно, бескорыстно, добровольно; 4. Всегда ответственно относится к выполнению поручений взрослых, выполняет поручение бескорыстно, своевременно, но проявляет творчество только тогда, когда интересно; 3. Выполняет поручения, когда напомнят или после предъявления требований педагогов, делает всё кое-как; 2. Выполняет поручения взрослых, когда это ему выгодно или обещана награда, не всегда ответственно относится к выполнению поручения, не доводит начатое дело до конца; 1. Уклоняется от выполнения поручений, забывает, если берётся за дело, то делает кое-как, неряшливо, безответственно. |
Навыки самообслуживания | 5. Владеет навыками самообслуживания прочно, не требует контроля со стороны педагогов; 4. Владеет навыками самообслуживания, но выполняет по требованию педагогов; 3. Навыки самообслуживания развиты слабо, к их развитию не стремится; 2. Навыки самообслуживания развиты крайне слабо, требуется постоянный контроль со стороны педагогов; 1. Совершенно не владеет навыками самообслуживания. |
Параметры мониторинга по выявлению
основ социализации и межличностного общения
(Приложение 7):
Формируемые навыки | Признаки и уровни, формирующихся качеств |
Способность к регуляции поведения во взаимодействии с другими людьми | 5. Всегда сдержан во взаимодействии с другими людьми, умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления, способен регулировать своё поведение; 4. Сдержан во взаимодействии с другими людьми, как правило, умеет справиться со своими эмоциями, случаи противоположного характера единичны; 3. Не всегда сдержан во взаимодействии с другими людьми, порой не умеет справиться со своими эмоциями; 2. Проявляется низкая способность к регуляции поведения, часто не может подавить нежелательные эмоции; 1. Не способен к самоконтролю, не сдержан во взаимодействии с другими людьми, часто наблюдаются аффективные вспышки. |
Характер поведения (общения, взаимодействия) в группе | 5. Имеет широкий круг общения в группе, хорошо контактирует с педагогами, имеет друзей, отзывчив к друзьям, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 4. Умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания; 3. Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе; 2. Конфликтен, часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе; 1. Часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуаций; |
Уважение и признание сверстников | 5. В коллективе пользуется безоговорочным признанием и уважением всех одноклассников и педагогов; 4. Пользуется признанием и уважением среди большинства сверстников; 3. Пользуется признанием и уважением среди небольшого количества воспитанников; 2. Уважением и признанием среди сверстников практически не пользуется; 1. Уважением в коллективе не пользуется. |
Способность понимать, адекватно отвечать на просьбы, замечания, возражения | 5. Всегда правильно, адекватно реагирует на просьбы и замечания и возражения, выполняет беспрекословно, никогда не вступает в конфликт; 4. Способен адекватно реагировать на просьбы и замечания, но не всегда выполняет их; 3. Просьбы, замечания и возражения выслушивает, но самостоятельно придти к выводу о своём поведении не может; 2. Не всегда способен правильно, адекватно выслушать замечания, возражения, часто никак не реагирует на них; 1. Не откликается на просьбы, не выполняет их, не способен адекватно реагировать на замечания и возражения, вступает в конфликт. |
Поведение, общение и взаимодействие с людьми в разных жизненных ситуациях (в магазине, в кино и т.д.) | 5. Всегда вежлив, тактичен во взаимодействии с людьми, прочно владеет навыками культурного поведения в общественных местах, сам контролирует своё поведение; 4. Вежлив во взаимодействии с другими людьми, владеет навыками культурного поведения в общественных местах, но не всегда выполняет их; 3. Не всегда вежлив во взаимодействии с другими людьми, знает правила культурного поведения в общественных местах, но часто нарушает их; 2. Часто несдержан, груб во взаимодействии с другими людьми, нарушает правила культурного поведения в общественных местах; 1. Совершенно не умеет вести себя в общественных местах и с другими людьми. |
Владение вербальными средствами общения | 5. Прочно владеет вербальными (словесными) средствами общения, имеет достаточный словарный запас, всегда связно выражает свои мысли, логически правильно строит предложение, общителен; 4. Владеет вербальными средствами общения, общителен, но затрудняется логически правильно строить предложения; 3. Слабо владеет вербальными средствами общения, затрудняется правильно выразить свои мысли, нуждается в помощи взрослых; 2. Малообщителен, словарный запас на низком уровне, не может связно выразить свои мысли; 1. Совершенно не владеет вербальными средствами общения, необщителен, замкнут. |
Владение невербальными средствами общения | 5. В общении с окружающими широко использует невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику-движение и позы, смех, слезы), способен самостоятельно контролировать невербальные средства общения; 4. В общении с окружающими сдержанно использует невербальные средства общения, понимает, что нужно контролировать свои жесты, пытается это делать; 3. Слабо владеет невербальными средствами общения, затрудняется их использовать в общении с другими; 2. Практически не использует невербальные средства общения; 1. Никогда не использует невербальные средства общения. |
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАННОСТИ (Приложение 1)
Воспитанников _____класса за 20___ - 20___ учебный год
Показатели Ф.И. ребёнка | Отношение к учебе | Отношение к труду | Отношение к самообслуживанию | Отношение к правилам внутреннего распорядка | Отношение к кружковой работе | Отношение к старшим | Отношение к сверстникам | Отношение к младшим | Отношение к своим проступкам | Отношение к проступкам товарищей | Отношение к имуществу школы | Отношение к личному имуществу | Дисциплинированность | Коллективизм | Активность | Организованность | Настойчивость | Честность | Скромность | Справедливость | Вежливость | Аккуратность | Общительность | Средний балл |
Белоусов П. | ||||||||||||||||||||||||
Галушкин С. | ||||||||||||||||||||||||
Ващенко Н. | ||||||||||||||||||||||||
Кравцов Ю. | ||||||||||||||||||||||||
Пироженко Е. | ||||||||||||||||||||||||
Чувиков М. | ||||||||||||||||||||||||
Средний балл |
Самообслуживание (Приложение 2)
Показатели Ф.И. ребёнка | Чистить зубы | Умываться | причесываться | Пользоваться туалетом | Подбирать одежду по сезону | Содержать свое место в чистоте | Мыть пол | Зашивать, пришивать | Убирать территорию | Гладить | Средний балл |
Белоусов П. | |||||||||||
Галушкин С. | |||||||||||
Ващенко Н. | |||||||||||
Кравцов Ю. | |||||||||||
Пироженко Е. | |||||||||||
Чувиков М. | |||||||||||
Потемкин О | |||||||||||
Средний балл |
Безопасность (Приложение 3)
Показатели Ф.И. ребёнка | Понимание смысла слов «опасно», «безопасно» | Знание и выполнение правил безопасности (пользования газом, электроприборами, холодной и горячей водой) | Знание и выполнение правил (дорожного движения, проезда на транспорте) | Знание и выполнение правил безопасности поведения при: встрече с незнакомыми людьми, при пользовании деньгами) | Выполнение правил безопасности в экстремальных ситуациях | Средний балл |
Белоусов П. | ||||||
Галушкин С. | ||||||
Ващенко Н. | ||||||
Кравцов Ю. | ||||||
Пироженко Е. | ||||||
Чувиков М. | ||||||
Средний балл |
Эмоциональное здоровье ( Приложение 4)
Показатели Ф.И. ребёнка | Эмоционально-психическая организация личности (по результатам обследования психолога) | Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными средствами | Понимание своих чувств и адекватность их выражения невербальными средствами | Понимание эмоциональных состояний других людей и учет этих знаний в своём поведении | Превалирующие эмоции в отношениях с людьми | Инициативность в поведении, общении, взаимодействии | Самоконтроль и саморегуляция поведения | Средний балл |
Белоусов П. | ||||||||
Галушкин С. | ||||||||
Ващенко Н. | ||||||||
Кравцов Ю. | ||||||||
Пироженко Е. | ||||||||
Чувиков М. | ||||||||
Средний балл |
Здоровье (Приложение 5)
Показатели Ф.И. ребёнка | Осанка, походка | Координация, быстрота и точность движений | Развитие мелкой моторики | Забота о своём здоровье | Двигательная активность | Занятия спортом | Знания о ЗОЖ и их выполнение | Навыки личной гигиены | Средний балл |
Белоусов П. | |||||||||
Галушкин С. | |||||||||
Ващенко Н. | |||||||||
Кравцов Ю. | |||||||||
Пироженко Е. | |||||||||
Чувиков М. | |||||||||
Средний балл |
Уровень сформированности трудовых умений и навыков и выявление иждивенческой направленности (Приложение 6)
Показатели Ф.И. ребёнка | Знания о профессиях | Понимание значения труда в жизни | Мотивация к труду | Простые навыки трудовых операций | Отношение к труду и исполнению бытовых дел | Выполнение поручений старших | Навыки самообслуживания | Средний балл |
Белоусов П. | ||||||||
Галушкин С. | ||||||||
Ващенко Н. | ||||||||
Кравцов Ю. | ||||||||
Пироженко Е. | ||||||||
Чувиков М. | ||||||||
Средний балл |
Основы социализации и межличностного общения (Приложение 7)
Показатели Ф.И. ребёнка | Способность к регуляции поведения во взаимодействии с другими людьми | Характер поведения (общения, взаимодействия) в группе | Уважение и признание сверстников | Способность понимать, адекватно отвечать на просьбы, замечания, возражения | Поведение, общение и взаимодействие с людьми в разных жизненных ситуациях (в магазине, в кино и т.д.) | Владение вербальными средствами общения | Владение невербальными средствами общения | Средний балл |
Белоусов П. | ||||||||
Галушкин С. | ||||||||
Ващенко Н. | ||||||||
Кравцов Ю. | ||||||||
Пироженко Е. | ||||||||
Чувиков М. | ||||||||
Средний балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предложенные методики педагогической диагностики помогут воспитателям и классным руководителям школы-интерната выявить уровень сформированных умений и навыков с целью планирования коррекционного...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
Развитие познавательной деятельности у учащихся, в том числе у школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе изучения предмета обществознание.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия ...
Диагностика изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
1. Здоровье.Мониторинг выявляет:Общее физическое развитие ребёнка;Качество заботы ребёнка о своём здоровье;Знания о ЗОЖ и их выполнение;Двигательную и физическую активность. 2. Безопасность.Монит...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...