Методы и формы организационной работы
методическая разработка
Методы и формы организационной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_oganizatsionnoy_raboty.doc | 323.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка.
Одним из приоритетных направлений в педагогике является гуманистическая направленность обучения. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, внутренний мир. Поэтому основная цель учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Потому я стремлюсь применять такие педагогические приёмы, которые помогают создать для учащихся ситуацию успеха, ориентирую учащихся на развитие их интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.
На протяжении нескольких лет проводится работа над проблемой дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения английскому языку. Кроме того, реализую личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.
Хочется отметить, что у учащихся постепенно повышается интерес к изучению предмета, вырабатываются навыки использования знаний на практике, активизируются различные виды общения.
Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Формы и методы, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.
На мой взгляд, моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы:
- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.
Методы обучения - важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.
Как известно, главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала). Этому содержанию должны соответствовать методы обучения.
Метод обучения выполняет важные функции в процессе обучения: с его помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Метод также выполняет стимулирующую, коммуникативную, диагностико - коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса.
Методы, которые я использую на уроках:
1.Словесные методы обучения школьников английскому языку.
Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.
Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.
Рассказ – это образное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материала учителем. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора.
Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.
Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение, организовать рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий.
Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебного материала, что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, активизировать мышление, анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.
Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний.
По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учеников выделяются беседы репродуктивные и эвристические.
Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.
Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов; сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школе мною используются все виды бесед.
Синтезирующие (итоговые или закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях и, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания.
Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка к ней учителя. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения.
2. Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность обучающихся носит характер алгоритма. Данный способ существует для усвоения навыков и умений, через систему поручений создается деятельность обучаемых по многократному повторению сообщенных им сведений и изображенных методов деятельности. В зависимости от сложности заданий, от способностей учащегося зависит, по продолжительности, сколько раз и с какими интервалами он обязан повторять работу. Одним словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются важнейшим признаком репродуктивного метода.
Репродуктивный метод обучения применяется мною в основном для успешного формирования умений, навыков обучающихся, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность преподавателя.
Для того чтобы повысить эффективность репродуктивного метода преподавателями и методистами разрабатывается специальная структура репродуктивных методов обучения, включает она упражнения и задания (под названием «дидактические материалы»). Однако необходимо помнить давно известную правду о том, что количество повторений совсем не всегда прямо пропорционально качеству усвоенных знаний. При общем значении репродукции использование большого объема заданий, задач, упражнений одного типа понижает интерес обучающихся к усвояемому материалу. Потому необходимо строго дозировать меры по использованию репродуктивного метода обучения, при этом вести учет индивидуальных возможностей обучающихся.
На среднем и старшем этапах можно использовать графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, уроки с использованием интерактивной доски.
Таким образом, обретения ЗУН через систему специальных заданий деятельность учащихся организовывается по не одноразовому воспроизведению данных им знаний их деятельности. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучающегося напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Учеными установлено, что усваивание новых слов при тщательном изучении иностранного языка требует того, чтобы данные слова встретились примерно 20 повторений на каком-то определенном сроке. Одним словом можно сказать, что воспроизведение и повтор метода деятельности по образцу являются основным признаком репродуктивного метода обучения.
Репродуктивный характер мышления характеризует активное принятие и запоминание преподносимой преподавателем и другими источниками новой информации. Использование данного метода не возможно без применения словесных, практических и наглядных способов и приемов обучения, являющиеся материальной основой таких методов. В технологиях обучения репродуктивного направления выделяют следующие основные признаки. Главное и значимое преимущество такого метода – это экономность. За счет этого обеспечивается возможность передачи немалого объема знаний за минимальный срок. При многоразовом повторении прочность полученных знаний может быть крепкой.
При репродуктивных методах наглядность обучения применяется с целью более активного и точного запоминания получаемой информации. Специальные репродуктивные упражнения, применяемые мною на уроках, наиболее эффективно содействуют обработке практических умений, так как превращение умений в навыки тоже требует многократных действий по заложенному образцу.
Итак, такой метод обучения обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтез, но не может гарантировать развитие творческих способностей.
3. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод заключается в том, что преподаватель передает обучающимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а обучающиеся воспринимают, осознают, осмысливают и закрепляют в памяти данную информацию. Роль преподавателя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по выполнению упражнений). Если же обучающий воспринял и понял сообщенную ему информацию или грамматический материал и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.
Сообщение информации преподаватель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (презентации, видео, таблицы и т.д.). Обучающиеся в этот момент слушают, смотрят, манипулируют сведениями, читают, следят, сравнивают новые сведения с ранее изученными и запоминают. Это метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития обучающихся. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.
Этот метод обучения часто используется мною в начале изучения какой-либо новой темы, когда у обучающихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Моя задача заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, с чего лучше начать формирование знаний — со словесного изложения, чтения текста учебника или учебного материала или с организации наглядного восприятия (учебной презентации, таблицы, рисунка и пр.). Решение этих вопросов зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности группы, т.е. знаний, которые уже накопились у обучащихся к моменту изучения нового материала.
Сильные стороны объяснительно-иллюстративного метода: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучающихся, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
При изучении новой темы я почти всегда (особенно в начальной и основной школе) использую наглядные пособия. Например, при изучении предлогов обучающимся предлагается изучить предлоги с использованием наглядного пособия, переписать новую лексику и зарисовать изображения с целью формирования устойчивой мнемотической связи. Основные предлоги хорошо представлены в учебных пособиях 2-5 классов поУМК «Spotlight». В 6 классе в модуле 2b эти предлоги закрепляются еще раз, поэтому я дополнительно к этим предлогам (уже достаточно хорошо выученным по предыдущим годам обучения) добавляю следующую схему:
Понятно, что с некоторыми из этих предлогов учащиеся сталкивались при изучении различных тем из прошлых лет обучения, но здесь они представлены в одной таблице, что вызывает интерес к изучению нового дополнительного материала к уже знакомому ранее изученному.
Итак, на протяжении одного стандартного урока я могу объяснить обучающимся новый материал, применяя объяснительно-иллюстративный метод, провести закрепление вновь изученного, организовывая его репродукцию, а затем опять продолжить объяснение новой информации. Такая примерная смена способов обучения содействует смене вида и формы деятельности обучающихся, делает урок более динамичным, увеличивает таким способом интерес учащихся к изучаемому предмету.
4. Проблемный метод. В процессе работы стала прослеживаться тенденция повышения качества знаний учащихся по английскому языку, при котором учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания в готовом виде, а в результате мыслительной̆ работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Использование методики проблемного обучения на основе интегральной технологии обеспечивает высокую результативность обучения, включенность каждого ребенка в процесс творческого мышления и совместной творческой деятельности, способствует формированию языковой и коммуникативной компетентности школьников, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр.
Учащихся необходимо научить думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках нужно применять элементы проблемного обучения, как на этапе введения нового материала, так и при его отработке и контроле знаний, умений и навыков.
При работе над грамматическим материалом проблемные задания применяются для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся на место исследователей. У учащихся всегда вызывает трудности усвоение грамматических времен английского языка. Поэтому, при объяснении способа образования времен группы Present, Past или Future сначала предлагаются проблемные вопросы, а затем алгоритм построения данного времени.
Задания со средним и высоким уровнем проблемности.
Например, после объяснения способа образования времени Past Continuous Tense , ученикам предлагается самостоятельно выявить правила его употребления:
а) Прочитайте и сравните: в каких случаях употребляется the Past Continuous Tense, Past Simple and Past Continuous
He played video games yesterday.
Он играл в видео-игры вчера.
He was watching TV at 6 o'clock yesterday.
Вчера в 6 часов вечера он смотрел телевизор.
The puppy ws born 3 weeks ago.
Щенок родился 3 недели назад .
When I came she was cooking dinner.
Когда я пришел, она готовила обед.
б) Найдите маркеры («сигналы/указатели» времени) — наречия и словосочетания, обозначающие время действия, и чаще всего употребляющиеся с определённой формой глагола.
в) Проанализируйте и составьте формулу каждого из времени.
г) Сформулируйте правила образования Прошедших времен, обоснуете их.
д) Спрогнозируйте случаи употребления времени.
е) Напишите предложения в отрицательной, вопросительной формах.
ж) Дополните предложения, используя то или иное время
Все эти задания облегчают запоминание образования времен, и делают сам процесс более интересным.
При работе с текстом полезно предлагать работу в группах. Учащимся предлагаются три варианта одного и того же текста:
- в одном переставлены части текста;
- в другом пропущены слова;
- в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из слов, приведенных после текста.
К тексту предлагаются задания, например, найти прилагательные, синонимы, ответить на вопросы к тексту и др.
В результате работы над текстом у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные функции обучения — научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации.
Включение проблемных заданий в контекст имеет следующие преимущества:
- развивает навыки независимого познания;
- расширяет активный вокабуляр;
- снимает речевой барьер через активное общение с другими учащимися;
- учит выделять приоритеты в работе;
- развивает такие личные качества, как самостоятельность, ответственность, лидерство, умение работать в команде
Проблемные задания можно и нужно применять на разных этапах обучения.
Для начинающего этапа (младшие классы) применяю поисково-игровые задания, направленные на развитие навыков наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления, например:
- соедините цифры с рисунком;
- найдите различия между картинками,
- найдите путь на карте,
- составьте картинку из компонентов; и т.д.
Для учащихся среднего звена я предлагаю познавательно-поисковые задания, задания на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, например:
- выберите из текста информацию, которая описывает характер героя;
- оформите ее в таблицу,
- составьте по таблице рассказ;
- составьте вопросы по таблице;
- восстановите последовательность событий; и т.д.
При обучении говорению научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную атмосферу на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.
Сейчас в методике очень популярен метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими учениками, так как это позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод не просто решает задачу обучения говорению, но и позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию. Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль.
Чтобы повысить уровень проблемности можно попросить ученика представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора.
Например, при изучении географического положения англо-говорящих стран, географических объектов на карте, учащимся можно попросить учащихся сделать выводы о климате, флоре и фауне, выгодном или невыгодном положении страны.
При изучении темы «Health» (Здоровье) предложить участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника, перевоплотившись в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля, подобрать соответствующую атрибутику - белый халат, стетоскоп и т.п.
Преимущество проблемного метода также заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.
В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций, например, иллюстрации. Я привожу пример из школьной практики или личного опыта. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. Речь в первую очередь идёт о сериях рисунков и схем, на которых изображаются определенные учебные ситуации, требующие самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин и пр. Например, учащимся предлагаются две картинки, которые нужно сравнить, определить, что в них общего и чем они отличаются, а затем высказать своё мнение по действительно актуальной и интересной проблеме.
Which of the two ways of getting money would you prefer?
What do you prefer: to go in for sports or to watch sport events on TV or at the stadium?
What’s happening in each photograph? Would you like to be involved?
Which of the activities would you rather do? Why?
Make guesses about the people in these photographs.
What kind of people are they?
What were they doing before the photographs were taken?
What are they doing now?
What are they going to do? Why?
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный и творческий потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. А учитель помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов и ответов.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы, создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
5. Игровой метод. Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
В настоящее время применение игр широко освещается в различной литературе.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Место игр на уроке (как и любого активного метода) и отводимое время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Выделяют следующие категории игр на уроке английского языка:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры.
Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев в игре объединяются несколько категорий – я использую в своей работе лексико-грамматические, лексико-орфографические, грамматико-творческие и многие другие игры.
Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.
В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых - постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.
Например, к нам на уроки английского языка приходит проказница - обезьянка, которая гримасничает и просит детей повторять за ней, что они охотно и делают.
«Обезьянка широко улыбнулась, а потом снова надула губки»
«Обезьянка пошла погулять в лес, но на улице было холодно, у неё замёрзли лапки, она стала дышать на них, чтобы согреть (тренировка звука h)»
«После прогулки в лесу у обезьянки заболело горлышко, она пришла к врачу, но не может сказать своё имя, у неё получается только м (тренировка звука m)»
В начале уроков английского языка в начальных классах мы разучиваем скороговорки или стишки, сопровождая их движениями, например:
The plane is travelling up in the sky
vvv – vvv – vvv.
Moving so fast and ever so high
vvv – vvv – vvv.
Over the land and over the sea
vvv – vvv – vvv.
But we always come back in time for tea
Go, my little pony, go!
Go! Go! Go!
Go, my little pony, go!
Go! Go! Go!
Gallop, pony, gallop, go!
vvv – vvv – vvv.
В самом начале изучения английского языка во 2 классе, во время разучивания алфавита мы проводим лексически-орфографическую игру «Поле чудес»: учитель загадывает слово по-английски, рисует на доске клетки по количеству букв в слове, обучающиеся задают вопрос по-английски «Is it A?» и т.д., на что учитель отвечает – «No, it is n’t», если такой буквы в слове нет, и «Yes, it is» если такая буква есть.
Данную игру можно проводить по определенной лексической теме и как переходным этапом от фонетической разминке к изучению новой темы. Еще один вариант игры, когда дети из длинного слова составляют короткие. Также моим детям очень нравится разгадывать кроссворды на уроках (на это можно отвести несколько минут в конце урока, а результат высокий). Сначала можно загадывать кроссворды, где написаны переводы русских слов, затем задание можно усложнить, сначала дети должны разгадать загадку, а затем слово-отгадку вписать в клеточки кроссворда.
Для тренировки лексических навыков также можно играть в различные вариации лото. Например: при изучении букв алфавита, можно дать детям карточки, на одной написана заглавная буква, на другой маленькая. Необходимо соединить буквы. Или дать разрезанное слово по слогам или по буквам, дети должны составить слово.
Ещё одна интересная лексическая игра – «Снежный ком». Обучающиеся друг за другом называют разные слова по одной теме, причём каждый последующий должен повторить всё, что услышал и добавить своё слово. Побеждает тот, кто сможет “катить” самый большой ком, то есть повторить больше всех слов.
Отдельную группу занимают грамматические игры. В начальной школе дети порой не знают и по-русски названия частей речи и членов предложения, поэтому обучение грамматике английского языка также целесообразно проводить через игру.
Что касается творческих игр, то их выбор ограничивается только фантазией учителя и его учеников. Здесь может быть и изготовление различных творческих продуктов, и различные ролевые игры, инсценировки, театральные постановки.
Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Но нужно помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.
Средства обучения школьников английскому языку
В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.
Главное дидактическое назначение средств обучения - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В данной таблице указаны материальные и идеальные средства обучения, применимые мною для обучения английскому языку.
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
1 уровень – на уроке: | |
Произведения искусства, другие достижения культуры (музыка, литература, видеоматериал), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока. | Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, ТСО. |
2 уровень – учебный предмет: | |
Учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. | Учебники и учебные пособия, дидактические материалы. |
3 уровень – весь процесс обучения: | |
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. | Кабинеты для обучения, библиотеки, учебная среда. |
В таблице указаны средства обучения английскому языку на трех уровнях.
1 уровень – урок, здесь указаны те средства, которые я могу использовать для организации и проведения урока.
2 уровень – учебный предмет, сюда помещены средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета.
3 уровень – весь процесс обучения. Здесь уже не достаточно средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета, не достаточно и средств, используемых учителем на уроке или практическом задании. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи.
Считаю, что выбранные мною методы, формы организации деятельности учащихся, средства помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы внеурочной работы по истории.
Углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы....
Функции, методы и формы социальной работы в школе
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...
Функции, методы и формы социальной работы в школе
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для о...
О методах и формах внеурочной работы по истории
Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и пр...
Методы и формы воспитательной работы по формированию классного коллектива
Чтобы сформировать дружный, отзывчивый классный коллектив необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководител...
Методы и формы организационной деятельности учащихся
Здесь описаны разные формы и методы орг.деятельности учащихся, конспекты уроков...
Выступление Тема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра» Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, НОО «О коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках
ВыступлениеТема: «Методы и формы коррекционной работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»Дискуссионная площадка. Вопрос – ответ: инклюзивное образование в ДОО, Н...