Проект «Преодоление,познание,гармония»
проект
Предварительный просмотр:
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №5
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п.г.т.Новобурейский»
«Утверждаю»
Директор школы-интерната №5
…………… Е.С.Дегтярёв
от………………..2022г
проект
/ духовно – нравственное воспитание/
Выполнили:
Акимова Л.В.-
воспитатель высшей категории.
2022- 2024гг
Актуальность.
Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество всё более осознает,что процесс формирования личности предполагает в интернатных учреждениях системную работу, направленную на развитие и коррекцию личности подростка: воспитание чувства доброты , отзывчивости, сострадания, толерантности. Изучение основ православной культуры обусловлено также насущной социально-педагогической потребностью развития воспитательных функций в новых социокультурных условиях. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Развитие у воспитанников с ОВЗ высших культурных потребностей– одна из трудных, но важных задач.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно -нравственное развитие, воспитание и социализация воспитанников определены как задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании». В связи с этим, в процессы духовного развития воспитанников включаются также субъекты воспитания и социализации: традиционные российские религиозные организации, учреждения культуры и др.
Православная культура способствует формированию у подростка положительных взаимоотношений , умение проявить эмоциональные качества такие как : совесть, доброту, заботу. уважение. взаимопомощь и поддержка.
Цель:
Способствовать коррекции межличностного общения ребенка с ОВЗ в условиях детского дома-интерната на основе взаимосвязанного ( психолого-педагогического) процесса социализации и индивидуализации для более успешной их интеграции в социум.
БЛОК 1 «Основы православной культуры»
/ сотрудничество с Приходом имени Блаженной Ксении Петербургской/
Пояснительная записка
Мы живем в эпоху полных противоречий. Трудно нам, трудности испытывают дети, воспитывающиеся в нормальной полноценной семье. А куда сложнее детям с ОВЗ, воспитывающихся в условиях материнской депривации- в интернатных учреждениях, с отчужденностью от общества, с умственными и психологическими
отклонениями, физическими недостатками, личными травмами.
11-15 лет - этот возраст можно считать подготовительным этапом к интеграции их в социум.
Интеграция детей с ОВЗ в общество предполагает:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка
- активное участие в этом процессе и системе социальных отношений самого ребенка
Сложный процесс социализации предполагает решение 3-х главных проблем в коррекционно-воспитательной работе с умственно-отсталыми детьми:
- развитие его личности и межличностного общения
- подготовку к самостоятельной жизни
- профессиональную подготовку
У наших воспитанников, в силу их стационарного пребывания в школе-интернат, т.е. вынужденной изоляции и ограниченности личного пространства, наблюдается:
- однообразие социальных контактов и предметно-пространственной среды
- искажены представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе
- отчужденность от общества
- психологические травмы личности
А это, в свою очередь, приводит к значительным искажениям во всех сферах его развития, в том числе, к нарушениям социализации и индивидуализации.
Наиболее актуальной и важной из 3-х проблем социализации для воспитанников среднего звена считаем проблему межличностных отношений, т.к. отношение к другому человеку, сверстнику составляют основу человеческой жизни и является центром нравственного становления личности у детей с УО вообще.
Работа над этой проблемой легла в основу данного проекта. Исследовательская работа(наблюдения, анкетирование) в данном направлении позволила отметить, что межличностные отношения воспитанников действительно имеют свою специфику - две ведущих формы взаимоотношений:
1.Тревога по отношению к взрослым, т .е. когда ребята претендуют на внимание воспитателя и др., используя для этого различные предлоги.
2.Враждебность по отношению ко взрослым, т.е. когда наблюдается неприятие ребенком окружающих его взрослых, проявление агрессии, асоциального поведения.
Дело в том, что средний возраст воспитанников - это один из опасных периодов развития детей с ОВЗ, страдающих умственной отсталостью, т.к. в это время обостряются все психические процессы и усугубляются личностные отклонения в развитии. Замечено, что ребята в своем общении используют:
* обвинительные реакции типа «дурак, идиот, урод и др.»,
матерные выражения
*различные формы агрессивного поведения:
-физическо-вербальную
-активно-пассивную
*стремятся обвинить окружающих, не желая признать свою вину (курение, кражи, проникновение на чужую территорию),т.е. по существу происходит доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях.
Учитывая вышесказанное, решено расширить план индивидуальных групповых бесед нравственного содержания, используя Блоки- «Я», «Я и другие» (1 раз в месяц) с чтением православной художественной литературы, где дети будут накапливать социальный опыт и учиться:
-анализировать и правильно оценивать не только свои поступки, положительные и отрицательные стороны своего поведения, но и одногруппников, а также, людей, которые их будут окружать в социуме.
-выявлять причины возникновения конфликтных ситуаций и находить «мирные» пути выхода из любого конфликта.
-отрабатывать модели коммуникативного поведения.
Реализовать Блок 1 данного проекта планируется с участием представителя социума - настоятеля Прихода Блаженной Ксении Петербургской (....ф и........) ,
а также во взаимосвязи с социальной и психологической службами школы - интерната.
Духовно-нравственные занятия из цикла «Мир внутри нас» будут проводиться им в рамках православной школы и носить этико-философский характер, на которых на основе личного принятия ребенком нравственно-этических норм и правил поведения, настоятель попытается помочь воспитанникам обрести чувство защищенности, преодолеть недоверие к миру, помочь понять детям, что они в нем не одиноки.
Приобщать к русской национальной культуре будет через размышления о добре и зле, выстраивая их на сугубо христианской основе; знакомить с основами народных традиций и обрядов: Масленица, Пасха, пост, Рождество и др; разъяснять основные понятия православной культуры: Бог, икона, Храм, ангел-хранитель и др. и сразу вводить нравственные категории: совесть, раскаяние, милосердие, сдержанность, терпение к другому.
Занятия православной школы будут проводиться 1 раз в неделю в первую половину дня. Регламент 30-35 мин.
Считаем посещение православной школы необходимым, так как внутренний мир или внутреннее душевное состояние человека важны для него как и мир внешний ведь вместе они составляют его жизнь, единое гармоничное целое.
Групповые беседы в рамках факультатива планируется проводить два раза в неделю: вторник, среда с вечерним чтением православной художественной литературы.
Задачи:
- Формирование знаний об основах православной культуры
- Воспитание привычки к делам милосердия
- Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения
- Воспитание толерантности и таких черт характера как уважительность, честность, доброта, сдержанность
- Приобщение к культурным традициям своего народа
Блок 2 « Интересное рядом»
/ сотрудничество с МБУК Центральной межпоселенческой библиотекой
Бурейского округа/
Пояснительная записка.
Социальная адаптация является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Люди с ограниченными возможностями развития, молодые инвалиды не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели.
Замечено, подростки и более старшие ребята с ограниченными возможностями, в большинстве случаев, не умеют общаться. Специфика таких ребят: умственное, психическое, социальное и физическое развитие, накладывает отпечаток на отношения со сверстниками и окружающими их взрослыми. От того, как сложатся, эти отношения ребят во многом зависит последующий путь их личностного и социального развития, а значит, и их дальнейшая судьба.
Замечено: у подростков в условии материнской депривации межличностные отношения представляют собой систему исполняемых ролей, установок, ориентации, ожиданий, через которые они учатся воспринимать и оценивать друг друга.
Поэтому, считаем необходимым скорректировать у детей с ограниченными возможностями межличностные отношения и обеспечить их собственную внутреннюю активность. .
Задачи:
*коррекция навыков межгруппового взаимодействия: мышления,
поведения, устной речи.
*воспитание положительных качеств и позитивного отношения к
себе, окружающим взрослым и людям из социума
*развивать мотивацию к творческой деятельности
Характеристика проекта.
*по форме - государственный
*по типу - социальный
*по виду - информационно - познавательный
* по длительности – среднесрочный-2 года
Участники проекта
школа – интернат № 5:
- директор школы - интерната
- заведующий по воспитательной работе
- педагог - организатор, воспитатели, психолог
социум :
1.священник, работники Прихода
2.работники Центральной межпоселенческой библиотеки, районного
Краеведческого музея
Целевая аудитория:
Воспитанники 11-15 лет
Место проведения:
*МБУК ЦМБ Бурейского округа
* ГАОУ школа – интернат №5, п.г.т.Новобурейский
*Приход имени Блаженной Ксении Петербургской
Сроки проведения:
сентябрь 2022г – май 2024г
Основные формы реализации проекта:
*совместные мероприятия
* участие в районных и областных выставках и конкурсах детского
творчества
* участие в оформлении фотоальбома
Деятельность педагога
*формулирует проблему
*определяет задачи
*планирует и организует деятельность
*изучает необходимую дополнительную литературу
*участвует в школьном конкурсе проектов с демонстрацией продукта деятельности по достижению цели.
Деятельность детей
*вхождение в проблему
*принятие задач
*формирование специальных знаний, умений и навыков для достижения цели
*участие во всех видах деятельности
Прогнозируемый результат
воспитанники:
*развили коммуникативные навыки и научились общаться со сверстниками и людьми из внешней среды
*приобрели новых друзей, научились проявлять инициативу
*повысили уровень самооценки, научились сопереживать товарищам
*научились работать в коллективе, творчески, активно использовать своё свободное время.
План мероприятий Блок 1 2022-2024гг
-
Вечернее чтение православной художественной литературы | СРОКИ | ФАКУЛЬТАТИВ. видио- просмотры | СРОКИ |
Про добрую пчёлку | сентябрь | Религия.Понятие. Золотые правила этики. | сентябрь |
Богатство души | октябрь | Как Христианство пришло на Русь | октябрь |
Петяня | ноябрь | Размышление о Боге.Вера. | ноябрь |
Обманулись | декабрь | Православие. Библия. | декабрь |
Православный календарь/рассмат-ривание/ | январь | Рождество. Заповеди. | январь |
Милосердие.Со- страдание | февраль | Христос. Библия. Иконы. | февраль |
Живой родник | март | Молитва.Скверно- словие | март |
Добро и зло. | апрель | Крест.Храм. Крещение. | апрель |
Выставка рисунков | май | Свеча. Пасха. | май |
План занятий православной школы по отдельному плану
План мероприятий Блок 2 2022-2024гг
воспитатель | сроки | библиотека |
План мероприятий с Краеведческим музеем по договорённости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...