ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»
проект
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ» предназначен для детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hatakon.docx | 56.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
______________________________________________________________
628251, ХМАО-Югра, Тюменская область, Советский район,
поселок Малиновский, ул. Центральная, д.23а.
тел. 8(34675)-3-97-75
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»
для детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет)
Срок реализации: 3 года
Авторы:
Соколова Лариса Анатольевна (учитель-логопед)
Крюкова Татьяна Николаевна (учитель-логопед)
Добровольская Светлана Владимировна (педагог-психолог)
Устимкина Елена Сергеевна (воспитатель)
п. Малиновский,
2022 г.
Введение
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Возникает необходимость в цифровизации образовательного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников. В связи с модернизацией российского образования, значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование, цифровая образовательная среда. С помощью современных умных устройств, складывается особое обучающее пространство.
Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии становятся важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей.
Инновационный проект «Цифровая образовательная среда в современном ДОУ» направлен на повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в образовательную деятельность).
Паспорт инновационного проекта
Наименование проекта | Инновационный проект «Цифровая образовательная среда в современном ДОУ» |
Исполнитель программы | Соколова Лариса Анатольевна (учитель-логопед) Крюкова Татьяна Николаевна (учитель-логопед) Добровольская Светлана Владимировна (педагог-психолог) Устимкина Елена Сергеевна (воспитатель) |
Юридический адрес | 628251, Российская Федерация, Уральский федеральный округ, Ханты-Мансийский АО - Югра , Советский р-н, п. Малиновский, ул. Центральная, дом 23 , корпус А |
Участники проекта | Дети дошкольного возраста (4-7 лет); педагоги и родители. |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
База реализации проекта | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский» |
Цель проекта | Цель: Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно образовательный процесс цифровых технологий |
Основные задачи | 1Систематизация обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса. 2.Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий. 3.Обеспечить взаимодействие с родителями воспитанников в цифровом пространстве. |
Новизна проекта | Создание пространства современного цифрового детского сада – интерактивная обучающая среда, наполненная высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением, а также предоставляющая всем участникам образовательного процесса неограниченные возможности оперировать цифровыми образовательными ресурсами нового поколения и отвечающая требованиям стандартов образования. |
Используемые цифрового оборудования |
|
Ожидаемые результаты |
|
Основания для разработки проекта | Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (редакция от 31.12.2020) «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 08.01.2021); Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» от 02 декабря 2019 г. № 649 |
Объемы и источники финансирования проекта | Общий объем финансирования 1029620тысяч 00 рублей.Источники – окружной бюджет, бюджет учреждения, дополнительные платные услуги. |
Продукт проекта | Долгосрочный план работы по развитию цифровой образовательной среды; Нормативная база использования цифровых технологий |
Срок реализации проекта | 3 года |
Пояснительная записка
Актуальность данного проекта заключается в создание в дошкольном учреждении современного цифрового образовательного пространства, которое является эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии становятся важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей.
Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Коллектив детского сада в течение 2021-2022 учебного года работал над этой проблемой и педагогами проводилась разнообразная работа по внедрению ИКТ-технологий в образовательный процесс: организован просмотр НОД с использованием ИКТ-технологий.
Анализируя деятельность, пришли к выводам: участие в проекте позволит повысить компетентность педагогов, в том числе молодых специалистов, в использовании цифровых технологий в образовательной деятельности, познакомить их с новыми компьютерными программами, сформировать навыки создания интерактивных игр и электронных методических пособий. У педагогов расширятся возможности организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Учитывая, что для современных детей деятельность с помощью компьютерных средств является повседневной, привлекательной, использование интерактивного оборудования повысит интерес дошкольников к занятиям, поможет создать дополнительные образовательные возможности для всех категорий воспитанников.
Вместе с тем в области цифровизации дошкольной организации нами были выделена проблема: организация цифровой среды детского сада, способствующая реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющая потребностям семьи.
Цель данного проекта: Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно- образовательный процесс цифровых технологий
Задачи:
1Систематизация обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса.
2.Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.
3.Обеспечить взаимодействие с родителями воспитанников в цифровом пространстве.
Новизна проекта: Создание пространства современного цифрового детского сада – интерактивная обучающая среда, наполненная высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением, а также предоставляющая всем участникам образовательного процесса неограниченные возможности оперировать цифровыми образовательными ресурсами нового поколения и отвечающая требованиям стандартов образования. Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного процесса через цифровизации, мы считаем, что интерактивное оборудование может и должно стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность занятий. Включение в образовательный процесс цифрового оборудования- повышает его наглядность. Использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности - позволяет обучение воспитанников вывести на новый формат. Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка, должна соотноситься, в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый, мощный потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Практическая значимость результатов: реализация проекта позволит: создать комфортную цифровую образовательную среда для полноценного развития личности ребенка.
Реализация проекта позволит:
Воспитанникам: повысит интерес развивать творческий потенциал, инициативу, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность
Родителям: получить возможность принять активное участие в жизни группы и ДОУ.
Воспитателям:
- Совершенствование технического сопровождения процесса образования в рамках информатизации и цифровизации ДОУ;
- Максимальное использование преимущества цифровых технологий для повышения качества образования дошкольников;
- Достижение 100% уровня профессиональной квалификации работников, позволяющей реализовывать современные цифровых технологий;
- Включение в образовательный процесс современных методик с использованием цифровых технологий.
Дошкольному образовательному учреждению в целом: создать условия для организации цифровой образовательной среды.
Что измениться: Мы считаем, что оснащение кабинетов детского сада современным интерактивным оборудованием приведет к качественным изменениям образовательного процесса. Изменением форм взаимодействия взрослого и ребёнка, а также приведёт к эффективному взаимодействию детского сада с семьёй. Проект позволит повысить компетентность педагогов, в том числе молодых специалистов, в использовании ИКТ-
технологий в образовательной деятельности, познакомить их с новыми компьютерными программами, сформировать навыки создания интерактивных игр и электронных методических пособий. У педагогов расширятся возможности организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитывая, что для современных детей деятельность с помощью компьютерных средств является повседневной, привлекательной, использование интерактивного оборудования повысит интерес дошкольников к занятиям, поможет создать дополнительные образовательные возможности для всех категорий воспитанников.
Вид проекта: практико - ориентированный
Продолжительность: долгосрочный, 3 года
Предметно-пространственная развивающая среда: кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога- психолога и изостудия.
Средства и оборудование:
- Интерактивный образовательный пол;
- Фибероптический сухой душ;
- Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников "Наураша";
- Ноутбук;
- Цифровая переносная лаборатория по изучению погоды и природы;
- Умное зеркало для логопеда;
- Интерактивная доска- 1 шт.;
- Подключение к сети Интернет.
Этапы реализации проекта
1 этап (Организационный) с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г. | Цель: подготовка условий к реализации проекта 1.1. Изучение нормативной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. Мониторинг социального запроса. 1.2.Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Цифровая образовательная среда в современном ДОУ». 1.3.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. 1.4.Создание развивающей среды по теме. 1.5.Анкетирование среди родителей «Цифровая образовательная среда в современном ДОУ». |
2 этап (Практический) с 01.09.2023 г. по 30.04.2025 г. | Цель: реализация проекта «Цифровая образовательная средав современном ДОУ». 2.1.Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми (презентации; использование цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности; создание презентаций и фильмов по различным разделам; использование ИКТ в воспитательной работе ДОУ, создание центра интерактивных игр). 2.2. Осуществление конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации проекта, а также активное привлечение родителей воспитанников к участию в реализации проекта. |
3 этап (Аналитический) с 30.04.2025 г. по 31.05.2025 г. | Цель: анализ итогов реализации проекта. 3.1. Подведение итогов реализации проекта в форме досуговых мероприятий. 3.2. Систематизирование материала, накопленного в ходе реализации проекта. 3.4. Обобщение результатов проделанной работы по реализации проекта«Цифровая образовательная средав современном ДОУ». и распространение опыта работы на различных уровнях (презентации, мастер-классы, публикации, семинары, участие в конкурсах и т.д.); |
Основное содержание проекта
Дошкольная педагогика старается найти путь эффективного применения новых обучающих средств, и этот факт является безусловным достижением современной системы образования. Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии — это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве. Создать инновационный проект, суть которого - организация цифровой среды детского сада, которая будет способствовать реализации государственных гарантий в получении качественного образования, соответствуя потребностям детей и родителей.
Работа педагогов при цифровизации образовательного процесса:
1. Осознание цифровой технологии как части общей информационной культуры педагога.
2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности дошкольников на занятиях.
3. Дистанционное образование, повышение квалификации.
4. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного занятия.
5.Разработка Интернет-занятий с интеграцией образовательных областей.
6.Занятия на основе готовых программных продуктов.
7.. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.
Работа с детьми:
- Применение цифровых технологий в свободной деятельности и в образовательном процессе.
- Ознакомление воспитанников с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием цифровых ресурсов.
- Развитие компьютерной грамотности в рамках дополнительного образования дошкольников.
- Формирование умений решать пространственные и логические задачи.
- Проведение сравнительного мониторинга уровня развития детей:
- игровой деятельности;
- внимания;
- работоспособности;
- памяти;
- логического мышления;
- познавательной активности;
- речи.
Организация цифровой образовательной среды в ДОУ, при которой:
Технологические средства информационных и коммуникационных технологий размещаются в кабинетах детского сада. При таком подходе цифровая образовательная среда будет включать в себя оборудование различной направленности, при этом каждый отдельный педагог будет углубленно осваивать работу с конкретным цифровым оборудованием и программным обеспечением. Организуется сетевое взаимодействие воспитателей и специалистов с использованием цифрового оборудования с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства детского сада.
Объект проекта: цифровое пространства ДОУ состоящая из нескольких ресурсных кабинетов.
1 кабинет: «Комната психологической разгрузки»
Оборудование — интерактивный «Умный пол», фибероптический сухой душ
2 кабинет: «Цифровая лаборатория «Наураша»
Оборудование — цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»; нетбук с программой сетевого подключения; цифровой микроскоп; интерактивная мобильная лаборатория по изучению погоды и природы
3 кабинет: «Логопедическая студия»
Оборудование - Умное зеркало Логопеда «Зазеркалье» со встроенным ПК и сенсорным экраном, интерактивный стол.
№ п\п | Решаемая задача | Мероприятие, способствующее решению задачи | Дата начала | Дата завершения | Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей) |
1. | Обновить и пополнить материально-техническую базу учреждения | 1.Анализ ДОУ | 09.2022 | 10.2022 | На 3 кабинета имеется Ноутбуки 2 штуки, устаревшие. Интерактивный пол с недостаточной программой. Оборудования не достаточно для использования цифровых технологий в образовательном процессе для реализации проекта. |
2.Мониторинг оборудования с целью выбора подходящих моделей. Запрос коммерческих предложений. | 10.2022 | 12.2022 | Получены коммерческие предложения. Выбрано необходимое оборудование. | ||
3.Приобретение и установка оборудования | 01.2023 | 03.2023 | - развивающая среда ДОУ оснащена интерактивным оборудованием: Интерактивный образовательный пол; фибероптический сухой душ; цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников "Наураша"; ноутбук; цифровая переносная лаборатория по изучению погоды и природы; умное зеркало для логопеда, имеются компьютерные обучающие программы, методические рекомендации по использованию информационных технологий в работе ДОУ. | ||
2. | Разработать методические пособия в электронном формате. Создать «копилку» электронных пособий с классификацией их по разделам программы и возрастам. | 1.Мониторинг использования цифровых технологий в образовательном процессе (наблюдение) | 01.2023 | 05.2024 | Пособия в электронном формате используются только |
2.Создание и деятельность рабочих групп по разработке и созданию электронных методических пособий | 01.2024 | 03.2024 | Создана одна рабочая группа. Разработаны электронные методические пособия по разделам программы по всем возрастным группам. Наработанный материал перенесен на внешний жесткий диск и находится в методическом кабинете в свободном доступе для педагогов ДОУ. | ||
3. | Способствовать повышению компетентности педагогов по использованию ИКТ-технологий. | 1.Мониторинг компетентности педагогов по использованию ИКТ-технологий. | 04.2024 | 04.2024 | На достаточном уровне ИКТ технологиями владеют 24 (100%) педагогов, которые при организации занятий используют собственные разработки. |
2.Планирование и проведение методических мероприятий по данной теме | 09.2023 | 05.2024 | Разработаны программы по использованию цифровой среды. Проведены - семинар «ИКТ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»; - консультация «Создание методических пособий в электронном формате»; - мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание интерактивной игры» | ||
3.КПК по ИКТ-технологиям | 01.2023 | 05.2023 | 6 педагогов пройдут курсы повышения квалификации по использованию ИКТ-технологий в ДОУ (очно, дистанционно) | ||
4.Распространение педагогами собственного опыта по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности | 09.2025 | 12.2025 | Проведение мастер-классов педагогами, прошедших КПК воспитателям ДОУ. Участие педагогов в методических мероприятиях на разных уровнях. |
Название статьи расходов | Название вида расходов | Количество | Цена | Общая сумма расходов | |
Бюджетные средства | Внебюджетные средства | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Комната психологической разгрузки | |||||
1.Интерактивный пол | 1.Интерактивный образовательный пол | 1 | 460000 | 460000 | |
2.Фибероптический сухой душ | Фибероптический сухой душ | 1 | 17780 | 17780 | |
2. Цифровая лаборатория «Наураша» | |||||
1. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников "Наураша в стране Наурандии" | 1. Цифровая лаборатория 2. Ноутбук | 1 1 | 136000 40000 | 136000 40000 | |
2.Цифровой микроскоп | 1.Цифровой микроскоп МИКМЕД | 1 | 11440 | 11440 | |
3.Цифровая переносная лаборатория по изучению погоды и природы (метеостанция) | 1. Цифровая переносная лаборатория по изучению погоды и природы | 1 | 124000 | 12400 | |
3. Логопедическая студия | |||||
1. Умное зеркало для логопеда | Умное зеркало ArtikMe | 1 | 154000 | 154000 | |
2.Интерактивный стол | Интерактивный стол Interactive Project Touch 32" AMD | 1 | 168000 | 168000 | |
4.Повышение квалификации | Обучение сотрудников: КПК: «Цифровая образовательная среда: особенности организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС» | 10 | 3000 | 30000 | |
Итого : | 999620 | 30000 |
Смета проекта
Основными источниками финансирования являются:
- окружной бюджет;
- внебюджетные средства: доходы от приносящей доход деятельности.
Нефинансовые ресурсы проекта: Участие родителей в виде помощи при: изготовлении специальной одежды для лаборатории (халаты и колпаки). Техническая поддержка – фото- и видео-съёмка, монтаж материалов, составление презентаций. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ
Форма участия педагогов оформление кабинетов и выпуск газет, буклетов для родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты проекта.
- Совершенствование технического сопровождения процесса образования в рамках информации и цифровизации ДОО;
- Максимальное использование преимущества цифровых технологий для повышения качества образования дошкольников;
- Достижения 100 % уровня прфессиональной квалификации работников, позволяющей реализовать современные модели учебного процесса с использованием цифровых технологий;
- Включение в образовательный процесс современных методик с использыванием цифровых технологий;
- Максимальное взаимодействие с семьями воспитанников в информационно- цифровом пространстве.
Список литературы
- Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.М.:Перспектива,2019.
- Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. http://goo.gl/VhpiUr
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Федеральный государственный образовательный стандарт ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.
№ 1155 г.
- Федеральный закон «Об Образовании» №273 от 29.12.12г.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсы «Применение современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в условиях функционирования цифровой образовательной среды»
Проект урока ЦОС...
Реализация проекта "Цифровая образовательная среда"
Выступление на педагогическои совете на тему "Цифровая образовательная среда". Механизмы реализации проекта в образовательной организации....
Использование инновационных технологий смешанного обучения «Ротация станций» и «Перевернутый класс» в условиях цифровой образовательной среды на уроках математики
Данная работа представляет собойметодическое пособие прежде всего для учителей математики, но будет полезна и преподавателям других предметных областей. Работа выполнена на основе опыта разработ...
Проект «Цифровая образовательная среда» Сервисы Google в работе школьного учителя
Проект –цифровая образовательная среда способствует реализации образовательных возможностей, позволяет более эффективно выстраивать образовательный проце...
Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды.Информационно-образовательная ...
Проектирование образовательного процесса в условиях современной цифровой образовательной среды
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...
П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога», в рамках федерального проекта Цифровая образовательная среда
П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151330 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса, в номинации «Лучший персональный сайт (блог) педагога&raq...