МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА
консультация
Открытый урок - демонстрация передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ПК, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii-po-podgotovke-otkrytogo-uroka.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА
Общие положения
Открытое учебное занятие (урок) является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.
Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ПК, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно- воспитательной работы со учащимися.
Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
Открытые занятия для всех преподавателей учебного заведения направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий.
При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки и перспективы.
При планировании открытых занятий необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий.
Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др.
При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессий).
Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года.
Требования к открытому занятию
Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.
Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие.
Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, являются основными требованиями к открытому занятию.
Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия
рекомендуется обсудить на заседании ПЦК вопросы, связанные с его проведением.
Подготовка открытого занятия (урока)
Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятия. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства.
При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий, организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений.
К открытому занятию необходимо составить план открытого урока с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями, что и как делают преподаватель и учащиеся.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО, ЭВМ и продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся.
Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия.
Методическое обеспечение открытого занятия
Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:
- календарно-тематический план;
- план учебного занятия, конспект лекции;
- комплект материалов по разнообразным видам контроля;
- дидактический, раздаточный материал;
- задания для самостоятельной работы;
- комплект видеоматериалов для ТСО;
- варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;
- методическую разработку или рекомендации по проведению конкретного открытого занятия.
В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.
Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся, способы организации их работы на занятии помогли другим
педагогам критически оценить увиденное и вызвали желание использовать отдельные элементы в преподавании своей дисциплины.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать методическим требованиям.
Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании ПЦК и сдается в методический кабинет.
Проведение открытого занятия
За 2 недели до проведения открытого занятия председатель ПЦК вывешивает сообщение о нем.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.
Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся и без помех наблюдать за действиями преподавателя и обучающихся,
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие.
Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
Приложения, которые помогут подготовиться к открытому уроку:
- Типы уроков
- Основные подходы к целеполаганию
- Методы и приемы обучения
- Психологические требования к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории
Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...
Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников с нарушением зрения
Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о психофизических особенностяхдетей с нарушением зрения и основных требованиях к организации обучения лиц данной категории в...
Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития
Важным условием активизации познавательной деятельности является введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...
Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться различные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересн...
Методические рекомендации к организации и проведению интегрированных уроков.
Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Задача педагога, планирующего ...
Методические рекомендации по организации и проведению в 2018 году Всероссийского урока, посвященного безопасному отдыху в летний период.
Всероссийский урок, посвященный безопасному отдыху в летнийпериод и подготовке детей к летним каникулам проводится в целяхвыработки единых подходов к формированию государственной политики вобласти без...
Рекомендации по организации и проведению открытого учебно-тренировочного занятия
В этой методической разработке вы сможете найти ответы на вопросы "как правильно организовать и провести открытое учебно-тренировочное занятие"...
- Мне нравится (1)