УМК по обществознанию
рабочая программа

Пескова Анна Агафоновна

Представлена рабочая программа по учебной дисциплине "Обществознание" и тестовые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

Тарбагатайский филиал

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора № 01-7/172–12

от «01» сентября 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ДУК. 04 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК (ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

Уровень: базовый

Код, профессия: 19.01.04 Пекарь

Форма обучения: очная

Профиль: естественно-научный

Срок освоения: 2 года 10 месяцев

Тарбагатай 2021

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы общественных наук» разработана на основе:

1) ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, зарегистрированного Министерствомюстиции РФ №24480 от 07 июня 2012 г. Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 31.12.2015г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413»

2) ФГОС СПО (далее – СПО) 19.01.14 Пекарь, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 2 августа 2013 г. № 799 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 г. № 29749)

3)Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессий и специальностей среднего профессионального образования, одобренная ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ЦК УПР

от «01» сентября 2021 г., протокол № 1

Председатель ЦК УПР Тарбагатайский филиал

ГБПОУ  «БКТиС»:                                      /Фролова А.А./

Согласовано:

Заведующий УПР Тарбагатайского филиала

ГБПОУ  «БКТиС»:                            /Фролова Т.Б./

Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Разработчик:

Преподаватель истории и обществознания: /А.А. Пескова/

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины…………………….…….4
  2. Содержание учебной дисциплины «Основы общественных наук»………..….……..6
  3. Тематическое планирование………………………………………………………...…14
  4. Литература…………………………………………………………………………...….29

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержанияучебной дисциплины «Основы общественных наук» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

предметных:

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

В результате изучения общеобразовательной учебной дисциплины «Основы общественных наук» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений.

- Выделять черты социальной сущности человека;определять роль духовных ценностей в обществе;

- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

- различать виды искусства;

- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

- выявлять особенности научного познания;

- различать абсолютную и относительную истины;

- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

-выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

- различать формы бизнеса;

- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

- различать экономические и бухгалтерские издержки;

- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

- определять причины безработицы, различать ее виды;

- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

- Выделять критерии социальной стратификации;

- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

- конкретизировать примерами виды социальных норм;

- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

- характеризовать социальные институты семьи и брака;

-  раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

- Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

- различать политическую власть и другие виды власти;

- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

- раскрывать роль и функции политической системы;

- характеризовать государство как центральный институт политической системы;

- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

- характеризовать демократическую избирательную систему;

- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

- конкретизировать примерами роль политической идеологии;

- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

- характеризовать основные методы научного познания;

- выявлять особенности социального познания;

- различать типы мировоззрений;

- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

- Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

- выявлять противоречия рынка;

- раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

- раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

- обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

- различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

- определять практическое назначение основных функций менеджмента;

- определять место маркетинга в деятельности организации;

- применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

- оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

- раскрывать фазы экономического цикла;

- высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;  -давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

- извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

- Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

- выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

- Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

- выделять основные этапы избирательной кампании;

- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

- самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

- характеризовать особенности политического процесса в России;

- анализировать основные тенденции современного политического процесса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК»

Введение

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1. Человек. Человек в системе общественных отношений.

История воззрений на общество. Сущность человека как проблема философии.

Философские представления о социальных качествах человека.

        Человек, индивид, личность.Понятия «человек», «индивид», «личность». Биосоциальная сущность человека. Самосознание. Социальная активность. Социализация человека. Самовоспитание.

        Сущность человеческой деятельности.Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Труд. Понятия профессия, специальность, квалификация. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Цель и смысл человеческой жизни.

Практические занятия. Деятельность как способ существования общества. Цель и смысл жизни человека.

Познавательная деятельность человека. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Практическое занятие. Научное познание.

Свобода в деятельности человека. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2. Общество как сложная динамическая система.

Общество и общественные отношения. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной,индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Развитие общества.Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Культура и цивилизация. Понятие культура. Цивилизация. Взаимосвязь культуры и цивилизации. Цивилизационный подход к истории. Особенности современной цивилизации.

Практическое занятие. Типология обществ.

Глобализация человеческого общества. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

3. Духовная культура человека и общества

Духовная культура личности и общества. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.  Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Практическое занятие. Виды культуры.

Наука и образование в современном мире. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Практическое занятие. Образование.

Основные ценности и нормы морали. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло.

Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Роль воспитания в становлении моральных качеств личности.

Религия в современном мире. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Практическое занятие. Искусство.

4. Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества.Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Практическое занятие. Экономика как наука.

Прибыль и рентабельность. Факторные доходы. Производительность труда. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Издержки, выручка, прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность.

Практическое занятие. Производство.

Собственность и конкуренция. Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Совершенная и несовершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Практическое занятие. Собственность.

Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, и реальные и номинальные доходы. Сбережения.

Рынок.Понятие рынка. Функции рынка. Основные виды рынков. Структура рынка. Инфраструктура рынка.

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Концепция равновесия рынка. Рыночное равновесие. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.

Человек на рынке труда. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.  Политика государства в области занятости населения. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

Практическое занятие.Экономика потребителя.

Деньги и банки. Деньги: сущность и функции.  Роль денег в экономике. Понятие банковской системы. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.  Виды банковских операций. Фондовый рынок. Акции и облигации. Основы менеджмента и маркетинга.

 Измерение уровня инфляции. Виды инфляции. Причины возникновения инфляции.  Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Роль государства в экономике. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Принципы и цели государственного регулирования. Частные блага. Общественные блага и спрос на них.

Практическое занятие. Государство и экономика.

Налоги и налогообложение. Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Принципы и методы построения налоговой системы. Система и функции налоговых органов.

Государственный бюджет.Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг.

Основные проблемы экономики России. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Мировая экономика. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

5. Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения.Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Особенности социальной стратификации в современной России. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

Практическое занятие. Социальная стратификация.

Социальный контроль и отклоняющееся поведение.Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.

Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Практическое занятие. Социальное поведение.

Важнейшие социальные общности и группы.Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Практическое занятие. Семья.

6. Политика.

Политическая система и ее роль в жизни общества.Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.

Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.

Практическое занятие. Государство и политическая система общества.

Три составляющих формы государства. Формы государства, формы правления. Монархия. Абсолютная монархия. Ограниченная (конституционная) монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Смешанная республика. Территориально-государственное устройство, политический режим.

Практическое занятие. Форма государственного устройства и форма политического режима.

Гражданское общество и правовое государство.Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Демократия.Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.Особенности демократии в современных обществах.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политический статус личности. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданство. Принципы гражданства. Способы приобретения гражданства.

Практическое занятие. Личность и политика.

Политическая идеология. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

Практическое занятие. Политическая идеология.

7.Право

Понятие права. Право в системе социальных норм. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Принципы права. Функции права. Правовые и моральные нормы.

Норма права. Система права. Норма права. Признаки нормы права. Виды норм права.  Структура нормы права. Система права: основные институты, отрасли права.  Частное и публичное право. Правовое регулирование.

Формы (источники) права.Основные формы права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов.

Правосознание. Правоотношение. Правосознание. Структура правосознания. Правовые отношения и их структура. Правоспособность. Дееспособность.

Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

Практическая работа. Правонарушение и юридическая ответственность.

        Права и свободы человека и гражданина. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Практическое занятие. Права и обязанности человека и гражданина.

8. Основные отрасли права.

Конституционное (государственное) право России. Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система РоссийскойФедерации. Адвокатура. Нотариат.

Административное право. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Практическое занятие. Административное право.

Гражданское право.Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимыеи недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Практическоезанятие. Гражданское право.

Трудовое право. Трудовое право и  трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Практическоезанятие. Трудовое право.

Семейноеправо. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Практическое занятие. Уголовное право.

Международное право.   Понятие международного права.  Источники и принципы международного права.  Субъекты международного права.  Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность.  Международное гуманитарное право и права человека.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов (на выбор)

  • Человек, индивид, личность - взаимосвязь понятий
  • Влияние   характера   человека   на   его   взаимоотношения с окружающими людьми
  • Проблема познаваемости мира в трудах ученых
  • Я или мы - взаимодействие людей в обществе
  • Индустриальная революция - плюсы и минусы
  • Глобальные проблемы человечества
  • Современная массовая культура - достижение или деградация?
  • Наука в современном мире -все ли достижения полезны человеку?
  • Кем быть? Проблема выбора профессии.
  • Современные религии
  • Роль искусства в обществе
  • Экономика современного общества
  • Структура современного рынка товаров и услуг
  • Безработица    в     современном    мире    - сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
  • Я и мои социальные роли
  • Современные социальные конфликты
  • Современная молодежь - проблемы и перспективы
  • Этносоциальные конфликты в современном мире
  • Семья как ячейка общества
  • Политическая власть - история и современность
  • Политическая система современного российского общества
  • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
  • Формы   государства -   сравнительная   характеристика (два государства на выбор: одно из истории, другое современное).
  • Формы участие личности в политической жизни
  • Политические партии современной России
  • Право и социальные нормы
  • Система права и система законодательства
  • Развитие прав человека в ХХ - начале XXI вв.
  • Характеристика отрасли российского права.

3. Тематическое планирование

        Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

        Максимальная учебная нагрузка обучающегося: 236 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 156часов (из них практические занятия - 50 часов; теоретические занятия - 106 часов); промежуточная аттестация - 5 часов; консультации – 12 часов

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

236

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

практические занятия

50

теоретические занятия

106

   лабораторно-практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

Промежуточная аттестация в форме экзамена

5

Консультации

12

Тематический план

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.1.

Введение.

Содержание учебного материала

1

1

Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

1

Контрольные работы

Входная контрольная работа.

1

Раздел 1.

Человек. Человек в системе общественных отношений.

30

Тема 1.1.

История воззрений на общество.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность человека как проблема философии. Философские представления о социальных качествах человека

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщений по теме «Философы Древнего Востока о развитии общества»

2

Тема 1.2.

Человек, индивид, личность.

Содержание учебного материала

2

1

Понятия «человек», «индивид», «личность». Биосоциальная сущность человека. Самосознание. Социальная активность.  Социализация личности. Самовоспитание.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка доклада по теме «Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми»

3

Тема 1.3.

Сущность человеческой деятельности.

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Труд. Понятия профессия, специальность, квалификация. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Цель и смысл человеческой жизни.

2

Практические занятия.

Деятельность как способ существования общества.

Цель и смысл жизни человека.

2

2

Самостоятельная работа студентов.

1. Составление кроссворда по теме «Сущность человеческой деятельности»

2

Тема1.4.

Познавательная деятельность человека

Содержание учебного материала

2

1

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

2

Практическое занятие. Научное познание

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Познание».

2

Тема 1.5

Свобода в деятельности человека

Содержание учебного материала

2

1

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2

Контрольная работа «Человек. Человек в системе общественных отношений».

1

Самостоятельная работа.

Изучение дополнительных источников и подготовка реферата по теме «Человек в группе».

3

Раздел 2.

Общество как сложная динамическая система

14

Тема 2.1

Общество и общественные отношения

Содержание учебного материала

2

1

Представление об обществе как сложной динамической системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

3

Тема 2.2

Развитие общества.

Содержание учебного материала

2

1

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение материалов СМИ и подготовка сообщения по теме «Особенности развития отдельных стран современного мира».

2

Тема 2.3

Культура и цивилизация

Содержание учебного материала

2

1

Понятие культура. Цивилизация. Взаимосвязь культуры и цивилизации. Цивилизационный подход к истории. Особенности современной цивилизации.

2

Практическое занятие «Типология обществ»

2

Тема 2.4.

Глобализация человеческого общества.

Содержание учебного материала

2

1

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

3

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения по теме «Глобальные проблемы современности».

2

Раздел 3.

Духовная культура

человека и общества

23

Тема 3.1

Духовная культура

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.  Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2

Практическое занятие. Виды культуры.

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Духовная культура».

2

Тема 3.2

Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

2

1

2

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2

Практическое занятие. Образование.

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Деятели науки»

2

Тема 3.3

Основные ценности и нормы морали

Содержание учебного материала

2

1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Роль воспитания в становлении моральных качеств личности.

2

Тема 3.4

Религия в современном мире.

Содержание учебного материала

2

1

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

2

Практическое занятие. Искусство.

2

Изучение дополнительных источников и подготовка реферата по теме «Религиозные объединения РФ»

3

Контрольная работа

«Духовная культура человека и общества».

2

Раздел 4.

 Экономика

60

Тема 4.1.

Экономика и ее роль в жизни современного общества.

Содержание учебного материала

2

1

2

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2

Практическое занятие. Экономика как наука.

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения о лауреатах Нобелевской премии по экономике.

2

Тема 4.2.

Прибыль и рентабельность.

Содержание учебного материала

2

1

Факторные доходы. Производительность труда. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Издержки, выручка, прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность.

2

Практическое занятие.Производство.

2

Тема 4.3

Собственность и конкуренция.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.Совершенная и несовершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

2

Практическое занятие.Собственность.

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Собственность»

2

Тема 4.4

Семейный бюджет.

Содержание учебного материала

2

1

Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, и реальные и номинальные доходы. Сбережения.

2

Самостоятельная работа студентов.

Составление эссе «Современная семья»

2

Тема 4.5

Рынок.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие рынка. Функции рынка. Основные виды рынков. Структура рынка. Инфраструктура рынка.

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.Концепция равновесия рынка. Рыночное равновесие. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Эластичность предложения.

2

Тема 4.6

 Человек на рынке труда.

Содержание учебного материала

2

1

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.  Политика государства в области занятости населения. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

2

Практическое занятие.Экономика потребителя.

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка эссе «Рынок труда и молодежь».

2

Тема 4.7

Деньги и банки.

Содержание учебного материала

2

1

2

Деньги: сущность и функции.  Роль денег в экономике. Понятие банковской системы. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.  Виды банковских операций. Фондовый рынок. Акции и облигации. Основы менеджмента и маркетинга.

 Измерение уровня инфляции. Виды инфляции. Причины возникновения инфляции.  Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

2

Самостоятельная работа студентов. Подготовка мультимедиа презентации на тему «Возникновение и эволюция денег на Руси».

2

Тема 4.8

Роль государства в экономике.

Содержание учебного материала

2

1

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.ВВП и его структура.Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Принципы и цели государственного регулирования. Частные блага. Общественные блага и спрос на них.

2

Практическое занятие. Государство и экономика.

2

Самостоятельная работа студентов. Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения по теме «Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики».

1

Тема 4.9

Налоги и налогообложение.

Содержание учебного материала

2

1

Система налогообложения. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Принципы и методы построения налоговой системы. Система и функции налоговых органов.

2

Тема 4.10

Государственный бюджет.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг.

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения по теме «Бюджетный дефицит и концепции его регулирования».

2

Тема 4.11

Основные проблемы экономики России.

Содержание учебного материала

2

1

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

2

Тема 4.12

Мировая экономика.

Содержание учебного материала

2

1

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

2

Контрольная работа «Экономика».

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения по теме «Мировой опыт свободных экономических зон».

2

Раздел 5.

Социальные отношения.

20

Тема 5.1

Социальная структура и социальные отношения.

Содержание учебного материала

2

1

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

Практическое занятие. Социальная стратификация.

2

Тема 5.2.

Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

Содержание учебного материала

2

1

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Опасность наркомании и алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

3

Практическое занятие. Социальное поведение.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщений по теме «Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи».

2

Тема 5.3

Важнейшие социальные общности и группы.

Содержание учебного материала

2

1

2

3

Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

Практическое занятие.Семья.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщений по теме «Национальные стереотипы и предрассудки: как и почему они возникают»?

2

Раздел 6.

Политика

37

Тема 6.1

Политическая система и ее роль в жизни общества.

Содержание учебного материала

2

1

2

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система. Ее внутренняя структура. Политические институты.

Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

2

Практическое занятие. Государство и политическая система общества.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Эссе на тему «Государство – это мы…»

1

Тема 6.2

Три составляющих формы государства.

Форма правления.

Содержание учебного материала

2

1

Форма государства, форма правления. Монархия. Абсолютная монархия. Ограниченная (конституционная) монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Смешанная республика.

Территориально-государственное устройство, политический режим. Избирательное право. Избирательная система. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедура избирательного процесса.

2

Практическое занятие. Форма государственного устройства и форма политического режима.

2

Самостоятельная работа студентов

1.Составление таблицы «Типология публичных выборов в РФ».

2

Тема 6.3

Гражданское общество и правовое государство.

Содержание учебного материала

2

1

Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

2

Тема 6.4

Демократия.

Содержание учебного материала

2

1

2

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

2

Тема 6.5

Политический статус личности.

Содержание учебного материала

2

1

2

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита,  особенности ее формирования в современной России.

 Гражданство. Принципы гражданства. Способы приобретения гражданства.

2

Практическое занятие.Личность и политика.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение материалов СМИ и периодических изданий и подготовка сообщения по теме «Участие подростков в политической жизни государства».

2

Тема 6.6

Политическая идеология.

Содержание учебного материала

2

1

Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

2

Практическое занятие. Политическая идеология.

2

Контрольная работа «Политика».

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка реферата по теме «Четвертая власть и ее роль в политической жизни».

3

Раздел 7.

Право

18

Тема 7.1

Понятие права. Право в системе социальных норм.

Содержание учебного материала

2

1

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Принципы права. Функции права. Правовые и моральные нормы.

2

Тема 7.2

Норма права. Система права.

Содержание учебного материала

2

1

Норма права. Признаки нормы права. Виды норм права.  Структура нормы права. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Правовое регулирование.

2

Тема 7.3

Формы (источники) права.

Содержание учебного материала

2

1

Основные формы права. Нормативно-правовые акты и иххарактеристика.Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов.

2

Тема 7.4

Правосознание. Правоотношение.

Содержание учебного материала

2

Правосознание. Структура правосознания. Правовые отношения и их структура. Правоспособность. Дееспособность.

2

Тема 7.5

Правонарушение и юридическая ответственность.

Содержание учебного материала

2

1

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.

2

Практическое занятие. Правонарушение и юридическая ответственность.

2

Самостоятельная работа студентов.

Подготовка мультимедиа презентации на тему «Юридическая ответственность».

2

Тема 7.6

Права и свободы человека и гражданина.

Содержание учебного материала

2

1

Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2

Практическое занятие. Права и обязанности человека и гражданина.

2

Раздел 8.

Основные отрасли права.

35

Тема 8.1

Конституционное (государственное) право России.

Содержание учебного материала

4

1

2

Конституционное право, как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система РоссийскойФедерации. Адвокатура. Нотариат.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и составление схем прохождения законопроектов в РФ».

1

Тема 8.2

Административное право.

Содержание учебного материала

2

1

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

2

Практическое занятие. Административное право.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения «Административная ответственность в РФ».

2

Тема 8.3

Гражданское право.

Содержание учебного материала

4

1

2

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

2

Практическое занятие. Гражданское право.

2

Самостоятельная работа студентов.

Изучение материалов СМИ о защите прав потребителей и подготовка сообщения.

2

Тема 8.4

Трудовое право.

Содержание учебного материала

2

1

Трудовое право и  трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

Практическое занятие. Трудовое право.

2

Тема 8.5

Семейное право.

Содержание учебного материала

2

1

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка сообщения «Характеристика семейного права России.

2

Тема 8.6

Уголовное право.

Содержание учебного материала

2

1

Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

2

Практическое занятие. Уголовное право.

2

Самостоятельная работа студентов.

1.Изучение дополнительных источников и подготовка реферата «Уголовная ответственность в РФ».

3

Тема 8.7

Международное право

Содержание учебного материала

2

1

Понятие международного права.  Источники и принципымеждународного права.  Субъекты международного права.  Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность.  Международное гуманитарное право и права человека.

3

Контрольная работа «Основные отрасли права».

2

Всего:

236

4. Условия реализации учебного курса

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебного курса требует наличия учебного кабинета «Основы общественных наук»

 Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).

Технические средства обучения:

- компьютер с выходом в сеть Интернет;

- видеопроектор;

- презентации;

- видеофильмы;

- электронные пособия.

4.2. Условия реализации учебного курса с учетом специфических образовательных потребностей при наличии в группе инвалидов и лиц с ОВЗ

Реализация программы учебного курса требует проведения учебных занятий с учетом следующих моментов:

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- возможность увеличения сроков освоения учебного материала (как в рамках одного занятия, так и в рамках изучения темы, раздела);

- представление материала малыми дозами;

-  комплексное использование устной, тактильной, жестовой речи;

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- обучение работе   со зрительными образами: работа с учебниками, таблицами, рисунками и пр.;

- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, технологических карт, кроссвордов, презентаций;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения (поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в веры в собственные силы и возможности);

- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

- проявление педагогического такта.

Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом ограничений здоровья. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного и текущего контроля, промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.  При проведении промежуточной аттестации предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене

4.3 Литература

Для студентов

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017
  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017
  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017
  4. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017

Для преподавателей

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N41

3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протоколот28 июня 2015 г.)

Интернет-ресурсы

http:// history, standart. edu. ru– ИсторияРоссии. Обществознание: Учебно- методический комплект для школы

http:// www. openclass. ru/communities/ – Открытый класс: сетевые образовательные сообщества

www.school-collection.edu.ru        –        Единая        коллекцияЦифровых образовательных ресурсов

http:// festival. 1 september.ru/ subjects – Фестиваль педагогических  идей «Открытый урок»

www.base.garant.ru– «ГАРАНТ» (информационно-правовой портал)

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Личностные результаты

ЛК1: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам

Наблюдение и интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы.

Сформированность:

1). Основ гражданской идентичности личности;

2). Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профессионального образования;

3). Социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

ЛК2: российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам.

ЛК3: гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам

ЛК4: толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Демонстрирует понимание различий между культурой своего народа и народами других стран, уважительное отношение к иным культурам

ЛК5: готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования.

ЛК6: осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования.

ЛК7: ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Ценностно-смысловых установок обучающихся, формируемых предметом.

Метапредметные результаты

МК1: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

МК2: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МК3: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МК4: умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МК5: умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

МК 6: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

МК7: владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

- Определять роль духовных ценностей в обществе;

- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

-  Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

-  выделять основные элементы системы права.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

- Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

- Характеризовать особенности политического процесса в России;

- Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений.

Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;

- умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области.

Студенты в полном объеме выполняют предъявленные задания и демонстрируют следующие знания и умения:

- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

- логично, развернуто отвечать на устные вопросы по предмету;

- сопоставлять различные точки зрения, обосновывать свое мнение;

-применять полученные знания при анализе различных проблем современного общества;

- толковать содержание основных терминов;

- составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

- преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица).

Выпускник получит возможность научиться:

- умение использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современного российского общества и зарубежных стран;

- обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам обществознания с опорой на материалы из разных источников;

-приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения.

Устный опрос.

Тестирование по соответствующим темам.

Контрольная работа.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Домашние задания проблемного характера.

Подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий: мультимедиа-презентаций, докладов, рефератов.

Работа с текстом учебника.

Промежуточная аттестация.

Общие компетенции

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

Мониторинг роста самостоятельности и навыков получения новых знаний.

Мониторинг и оценка выполнения практических заданий, самостоятельной работы, индивидуальных заданий.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- обоснование выбора и применения методов и способов решения учебных задач.

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- нахождение и использование информации для эффективного выполнения учебных задач

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности

ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...