Проектирование и реализация педагогических инициатив, связанных с образованием воспитанников
материал
Согласно целям и задачам работы МБОУ "СОШ № 5 "Многопрофильная" принимаю активное участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы учителя – логопеда
Востриковой С.Х.
на тему: «Формирование слоговой структуры слова у воспитанников ОНР-3ур через игровые приемы и игровые упражнения»
2022 г.
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы
на тему: «Формирование слоговой структуры слова у воспитанников с ОНР-3ур через игровые приемы и игровые упражнения.
Одной из важных задач в общей системе коррекционно – логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи. Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.
Дополнительными факторами, обеспечивающими продуктивность усвоения материала дошкольниками, являются игра и игровые упражнения
В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Включение разных видов игр в коррекционные занятия обеспечивает серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно – познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной успешности.
Нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект, поэтому работа по ее формированию ведется поэтапно на протяжении всего периода логопедической работы с детьми,
Коррекционная работа проводится в два этапа.
1.Подготовительный этап (работа проводится на невербальном и вербальном материале)
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной коррекционный этап (работа проводится на вербальном материале)
Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.
Наиболее эффективны результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы.
Работа построена по основному принципу коррекционного обучения от простого к сложному.
На подготовительном этапе совершенствуем координацию общих движений, развиваем концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, формируем умение различать воспроизводить разнообразные речевые ритмические структуры, совершенствуем статистическую и динамическую координацию движений пальцев с помощью игр и упражнений с музыкальными инструментами, графическими рисунками, отбивание ритма по бусинкам ( тренажер).
(Слайд) На основном этапе воспитанники овладевают точным восприятием и четкой артикуляцией гласных и согласных , дополнительно овладевают ряд ручных поз, соответствующих гласным и согласным звукам с помощью таких упражнений
- Упражнение « Кривляки» ( используем зеркала)
- Упражнение « Кулачок» (ручные символы)
- упражнение «Колпачок » (звуковой анализ)
- Упражнение на тренажере ( звуковой анализ)
В этом упражнении проводится звуковой анализ слога. Слоги с общим согласным, общим гласным, закрытые слоги их ряды пары, прямые и обратные с твердыми и мягкими согласными, прямые обратные слоги со звонкими и глухими согласными.
(Слайд) Учимся на слух дифференцировать слова (короткие , длинные) с помощью таких упражнений
Упражнение «Дорожки»
- Упражнение « Комочки» ( деление слов по слогам)
- упражнение «Пуговицы»
- Упражнение «Вагончики»
- Дидактическая игра « Добавь слог»
Проводится работа с усложнением , предлагается воспитанникам односложные , двухсложные, трехсложные, четырехсложные слова с различными типами слоговой структуры
- Дидактическая игра «Семицветик ( предлагается воспитанникам определить звук где находится, и какой схеме относится это слово)
(Слайд) Проводится отработка слоговой структуры слова на материале предложений, чистоговорок, текстов и стихов. Предлагается работа на тренажере.
При систематизированной работе и подключение в коррекционный процесс дидактические игры и упражнения на развитие речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развитие слоговой структуры слова.
(Слайд)
К вашему вниманию представляю занятие, которое посвящено формированию слоговой структуры слова. На тему: «Путешествие в Песочную страну»
Разрабатывая конспект занятия, прежде всего, учитывала речевые заключения детей (ОНР- 3 уров), особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка, чтобы дубится максимальной эффективности в занятии необходимо использовать индивидуальные формы работы, поэтому на занятии присутствовали дети старшей группы 4 ребенка, посещающие коррекционный кабинет, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени, занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы. учитывая все это я наметила цель.
Цель: Формирование способности применять полученные знания и умения в практических и игровых упражнениях.
Для реализации цели были поставлены коррекционные задачи.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать умения делить слова на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове.
- Закрепить знания воспитанников о гласных звуках
- Закрепить звуковой анализ
Коррекционные:
- Коррекция фонематического слуха
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Коррекция зрительного и слухового восприятия с наглядным материалом.
Воспитательные:
- Закрепить умение работать в группе, в паре.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения.
- Создать благоприятный психологический фон, способствовать снижению утомляемости.
методы работы: практические, наглядные, словесные игры, игровые.
приемы: речевой образец, поисковые, наводящие и подсказывающие советы, реплики, напоминания, оценка речи детей.
Предварительная работа:
- обучения правилам поведения при работе с песком
- правильной артикуляции гласных звуков.
- звуковому анализу
- отработка деления слов на слоги.
- тренировка в образовании сложных слов путем сложения двух простых.
Целевую направленность: Перспективное планирование соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях детского сада.
Научность изложения: Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры А.Н. Стрельниковой Большаковой С.Е, Агранович З.Е. что повысило внутреннюю мотивацию детей в коррекционном - образовательном процессе.
В структуре занятии были использованы интеграция образовательных
областей, в соответствии возрастными особенностями и возможностями воспитанников
Занятие сочетает в себе образовательные области как Социально – коммуникативное, познавательное, речевое.
Методика проведения: В ходе занятия использовала наглядные, словесные практические игровые методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Занятие построила по основному принципу коррекционного обучения от простого к сложному также разделила на три этапа: мотивация, основной, рефлексия.
Водная часть
Игровая мотивация активизировала воспитанников на решение поставленной проблемы как помочь медвежатам, воспитанники выполняли различные задания, направленные на решения поставленных коррекционных задач. Чтобы создать благоприятный психологический фон, использовала рефлекторный круг , тактильный контакт. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон на занятии, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
На основном этапе решали задачу на развитие мелкой моторики кистей рук, развивали тактильно – кинестетическую чувствительность, при работе с песком дети передавали тактильные ощущения.
Чтобы заинтересовать детей, король отправлял задания в конверте. В первом упражнении мы развивали зрительное восприятие, совершенствовали координацию общих движений; воспитанники по количеству составляющих элементов выполняли движения.
Воспроизводили ритм на основе тактильно кинестетических, зрительных, слуховых ощущений развивали концентрацию слухового внимания, и памяти.
Проводилась работа с графическими рисунками, воспитанники использовали ударения для выделения ритмического рисунка. Здесь мы развивали зрительное и слуховое восприятие и ощущения с наглядным материалом.
В следующем упражнений
совершенствовали координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. Закрепили умение выделять гласный звук. Таким образом, зрительное восприятие и артикуляция послужило опорой развитии фонематического слуха.
Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.
В Упражнениях «Полоски», «Исправь ошибку» воспитанники, развивали умения делить слова на слоги, выделять ударный слог, определять и самостоятельно анализировать количество слогов в слове
После выполненных упражнений воспитанникам предложила вернуться с необычного путешествия в детский сад. На третьем этапе с моей помощью воспитанники оценивали вид деятельности. Для закрепления знаний воспитанников предложила найти предметы, которые составляют один слог, это послужило сюрпризным моментом для воспитанников.
На всех этапах занятия, побуждала детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом.
Заключительная часть
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались на игры с предметами. Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Решая задачу закрепить умение работать в группе, в паре
практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.
Вывод: Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
(выступление на педагогическом совете)
учитель-логопед Вострикова С.Х.
Тонкая моторика - это координированные движения пальцев и кистей рук. У детей с ТНР, ОНР, ЗПР непосредственно с нарушением познавательной деятельности обнаруживается нарушенность координированности движений, особенно тонких пальцев, а также наличие лишних движений (гиперкинезы), повышается резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушение моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Двигательные нарушения обусловлены поражением высшего уровня регуляции движений[1].
Почему важно развивать мелкую моторику? Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, что у нашей категории воспитанников находится на самом низшем уровне. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять различные бытовые и прочие действий. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки детей с тяжелыми нарушениями в развитии должна стать одной из главных в работе педагогов. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его развитие.
В своей работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития мы используем различные игры и упражнения. Исходя из этого, нами были определены цели и задачи: на логопедических занятиях уделять внимание развитию тонкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями интеллектуального развития посредством игр и упражнений. С помощью игрового материала развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; укрепить общую двигательную активность; содействовать нормализации речевой функции; произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Использовались следующие формы работы: совместная деятельность педагога с детьми; индивидуальная работа обучающихся; свободная самостоятельная деятельность самих обучающихся. Мы постарались подобрать максимально эффективные методы для развития мелкой моторики посредством игр и упражнений с использованием различного материала. Как же мы используем речевой материал на логопедических занятиях и не только для развития мелкой моторики?
Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на систему мышц в целом, повышает координацию движений. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Чтобы массаж проходил интереснее, мы используем в качестве ручных тренажеров - массажные мячи разных размеров и материалов (резиновые, пластмассовые, можжевеловые и т.д.), прищепки из различных материалов.
Игры с мячом:
- «Спрячь мячик в ладошке»;
- «Покатай мяч в ладошке и угадай материал мяча»;
- «Подбрось мяч и поймай»
Играем с песком: рассказываем сказки из песочных героев, прячем и находим мелкие игрушки (секретики), выкладываем речевые дорожки из пуговиц на закрепление звука в слогах, словах, выкладываем из камушков буквы, слова.
Используем схемы-картинки: выкладываем изображения контуров предметов, украшаем предметы семенами арбуза, горохом, фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.
На песочном столе выполняем ряд упражнений:
- «Оставить следы разными пальцами отдельно, несколькими пальцами одновременно»;
- «Прижать ладошки к песочному столу»;
- «Прорисовать пальцем различные линии на песке: зигзагообразные, точки, тире.
Очень активно на занятиях используем прищепочный массаж: используем прищепки разного размера и цвета, из различных материалов (маленькие, средние, большие, металлические, деревянные, пластмассовые). Во время прищепочного массажа используем массаж педагога воспитаннику, самомассаж воспитанников.
Очень интересно проходят занятия, когда обучающиеся занимаются поделками из подручного материала: шишки, камешки, веточки, семена. Все эти занятия имеют цели и задачи по развитию речи:
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи;
- коррекция нарушений по фонематическому восприятию и т.д.
Все вышеперечисленное способствует развитию общей и тонкой моторики обучающихся с особенностями в развитии, развивает и совершенствует речевые умения и навыки, формирует его как личность, способствует дальнейшей социализации в обществе.
Литература:
- А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.:Издательство «Ось - 2014-272с. //Практическая психология.
- М. И. Аксенова. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи. /Н. Новгород: Сова, 2015-112 с.
Предварительный просмотр:
Вострикова С.Х.
учитель - логопед
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКО - СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У ВОСПИТАННИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию звуко – слоговой структуры слова.
Ключевые слова: социализация, нарушение интеллекта, коммуникативные навыки, воспитанники с умственной отсталостью.
Характерной особенностью воспитанников с умственной отсталостью, является нарушения звуко – слоговой структуры слова. Такие проблемы в речевом развитии у воспитанников данной категории являются распространенными и имеют стойкий характер. Между тем, звуко - слоговая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которого необходимо для овладения устной и письменной речью, овладения родным языком, в конечном счете, для успешной социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
В логопедической литературе достаточно хорошо освещен вопрос коррекции слоговой структуры слова у детей с интеллектом в норме (Г.В. Бабина, З.Е. Агранович, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, О.Н. Усанова и др.). [1, с.7]
Практика, позволяет сделать вывод о том, что основной упор в работе с детьми с умственной отсталостью делается на коррекцию звукопроизношения, грамматической стороны речи и обогащение словаря обучающихся. Преодоление нарушений слоговой структуры слова в основном рассматривается в рамках работы над звукопроизношением.
Определению путей устранения данного нарушения всегда предшествует обследование обучающегося. Упражнения, дидактический материал подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития обучающегося, его возраста и вида речевой патологии.
Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности, с применением наглядности. В своей работе темы используем дидактические игры, упражнения которые обеспечивают позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление).
Коррекционная работа проводится в два этапа.
1. Подготовительный этап (проводится на невербальном и вербальном материале)
Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2. Основной коррекционный этап (проводится на вербальном материале)
Цель: коррекция дефектов слоговой структуры слов.
Наиболее эффективны результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы.
На подготовительном этапе совершенствуем координацию общих движений; развиваем концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; развиваем зрительное восприятие; формируем умение различать, воспроизводить разнообразные речевые ритмические структуры; совершенствуем статистическую и динамическую координацию движений пальцев с помощью игр и упражнений с графическими рисунками; отбивание ритма по бусинкам с помощью тренажера «Звукарик» и металлофона.
На основном этапе воспитанники овладевают точным восприятием и четкой артикуляцией гласных и согласных, дополнительно овладевают ряд ручных поз, соответствующих гласным и согласным звукам с помощью таких упражнений:
«Кривляки» (используем зеркала): в этом упражнении обучающиеся перед зеркалом произносит гласные и согласные звуки
«Кулачок» (произносят гласные звуки и слоги с помощью ручных символов)
«Колпачок» (используем крышки с пластиковых бутылок синего и красного, зеленого цвета, карточки с открытыми, закрытыми слогами).
Упражнение на тренажере «Звукарик» (звуковой анализ слога: закрытые слоги их ряды, пары, прямые и обратные с твердыми и мягкими согласными, прямые обратные слоги со звонкими и глухими согласными).
«Дорожки» учимся на слух дифференцировать слова (короткие, длинные). «Комочки» (деление слов на слоги: мы используем сигнальные карточки со словами разных цветов: односложные слова желтого цвета, двухсложные слова красного, трехсложные синего, четырехсложные зеленого.)
«Пуговицы» (используем бусы из пуговиц для деления слов на слоги)
«Вершины » (используем веревку, сколько слогов в слове столько же узелков на веревке)
Дидактическая игра: «Наведи порядок» (обучающиеся называют предметы на картинках, вспоминают название группы, к которым они относятся и проводят стрелки от картинок к схемам.
«Конец слова за тобой»(Логопед передает предмет ребенку, произносит первый слог, ребенок, возвращая предмет, говорит второй слог, затем называет слово полностью).
«Игра с мячом» (логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе).
Дидактическая игра: «Скажи ласково».
Проводится работа с усложнением, предлагаются односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные слова с различными типами слоговой структуры.
Дидактическая игра: «Семицветик (нахождение звука в начале, середине, в конце, соотнесение с схемой, которая изображена на одном из лепестков. Соотнесение слогов нужной схеме, которая изображена на одном из лепестков семицветика). Далее проводится отработка слоговой структуры слова на материале предложений, чистоговорок, текстов и стихов, с помощью тренажёра «Звукарик».
Организованная таким образом коррекционная работа над звуко – слоговой структурой слова создаёт необходимые условия к овладению обучающимися устной и письменной речью, способствует становлению коммуникативных умений и навыков, необходимых для их социальной адаптации.
Литература
- Агранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов».∕∕ СПБ., изд. «Детство-пресс», 2004 г.,- 48 с.
- Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа;∕∕ СПБ., Библиополис, 2г. -207с.
- Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах».∕М.,2001г.250с.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: Изд-во ∕АПН ,2000г. 200с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации
Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации направлено на повышение качества образования обучающихся с ОВЗ...
Проектирование и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся
Участие в реализации инициатив, связанных с образованием обучающихся носит системный характер. Явлалась организатором городского конкурса "Марафон знаний по ИЗО" в МАОУ "Сре...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года
В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образование учащихся
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образование учащихся...
2.3 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.
Конкурс "Я горжусь!"...
2.3 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.
2.3 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся....