Проблема педагогического выгорания
статья

Максимова Наталья Романовна

Профессия педагога является духовно и морально тяжелой. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskoe_vygoranie.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема педагогического выгорания

Профессия учителя имеет особое значение для развития общества. В процессе педагогической деятельности педагог выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развивающую, общественно-педагогическую. Каждая из этих функций является важной и отражает различные сферы педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая деятельность – это деятельность учителя, содержанием которой является такое руководство деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе, которое обеспечивает развитие главных сфер их личности. Требования к учителю со стороны государства и общества заключаются также в том, чтобы педагог своей творческой деятельностью в процессе учебно-воспитательной работы умел проектировать развитие личности, четко представлял, каким должен стать его воспитанник как гражданин. Педагог выступает носителем знаний, которые он должен сделать достоянием воспитанников.

Уровень значимости профессии для личности проявляется в ее переживаниях, связанных с анализом ею собственного поведения, мотивации, деятельности. Эмоциональные переживания в неразрывном единстве с самопознанием определяют уровень самосознания личности, которая является неотъемлемой составляющей профессионального самосознания, чем обеспечивается соответствующий уровень успешности личности в профессиональной деятельности.

В настоящее время увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Среди необходимых личностных свойств педагога выделяется также способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние ученика. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у педагога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

В общем виде синдром «выгорания» рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта проблема изучалась в контексте профессиональных стрессов, поэтому возник термин «профессиональное выгорание».

Проблема профилактики выгорания и восстановления психологических ресурсов не теряет своей актуальности. Представленный проект предлагает комплексный подход к решению данной проблемы. Проект посвящен актуальной проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов. В работе определены роль, направления работы, содержание, формы работы педагога-психолога по здоровьесбережению педагогов в условиях образовательного учреждения.

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.).

В настоящее время исследователи в области профессионального выгорания пришли к выводу, что выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки его можно корректировать.

Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия, предупреждали стресс.

Успешное воспитание школьников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое.

Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.

Профессия педагога является духовно и морально тяжелой. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию. Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

Авторы: Белевская Л.В., Максимова Н.Р.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

Пед совет на тему:"Педагогическое выгорание"

Материалы к педагогическому совету...

Пед совет на тему:"Педагогическое выгорание"

Данный материал можно использовать для проведения пед совета...

Проблемы эмоционального выгорания педагогов

Тренинг для снятия эмоционального напряжения педагогов....

Телесно-ориентированные практики против педагогического выгорания.

Mindfulness и Embodiment. Что это?Как работают практики внимания?Почему тело и осознанность - связаны?Внимание и тело, как инструменты саморегуляции....

Анкета осведомленности и компетентности педагогов по проблеме профессионального выгорания, знания основных факторов риска, понимание роли профилактики

Целью исследования является выявление осведомленности и компетентности педагогов по проблеме профессионального выгорания, знаний основных факторов риска, понимание роли профилактики. ...

Педагогическое выгорание

Профилактика педагогического выгорания...