Инновационная / экспериментальная деятельность
статья
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. А в настоящее время данная проблема приобретает особое значение, так как социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от деятельного участия граждан в жизни и развитии общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nir_patriotizm_2022_a.docx | 98.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
Тарбагатайский филиал
Программа исследовательской работы
«Воспитание патриотизма в процессе внеаудиторной работы со студентами»
Выполнила:
преподаватель истории и обществознания
Пескова Анна Агафоновна
с. Тарбагатай
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества. А в настоящее время данная проблема приобретает особое значение, так как социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от деятельного участия граждан в жизни и развитии общества.
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства преданности Отечеству, готовности защищать свою Родину. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение неразрывной связи с ним, и желание сохранять и приумножать богатство своего государства.
На личностном уровне патриотизм – важнейшая характеристика человека, выражающиеся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В основе воспитания, а тем более, патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. А источником чувства обычно является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно-созданная педагогическая ситуация, когда студент переживает гордость за свою семью, за коллектив, за совместный успех и достижения своих однокурсников, земляков, россиян.
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что пока не поздно, за молодежь надо бороться. То, что мы вложим сегодня в наших студентов, даст соответствующие результаты завтра. Воспитаем патриотов, деловых и активных людей, - значит можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В этом и заключается государственный подход в деле воспитания молодежи.
Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, к его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, расширить и углубить их знания по истории и культуре родного края, о подвигах и славе дедов и прадедов в деле защиты страны, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, быть патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.
Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающий свое единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов в процессе обучения и социализации подрастающего поколения. Однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности, и соответственно, на благополучие целого общества.
Таким образом, воспитание патриотизма – это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Цель исследования: воспитание патриотизма у студентов колледжа во время внеаудиторных занятий.
Задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
- Выявить уровень сформированности патриотических качеств у студентов.
- Разработать педагогические условия для воспитания патриотизма в процессе внеаудиторной работы у студентов Тарбагатайского филиала.
- Обобщить результаты исследования в виде творческого отчета.
Объект исследования: процесс формирования патриотических качеств в процессе внеаудиторной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования патриотических качеств у студентов
Гипотеза: Формирование патриотических качеств у студентов будет успешным, при условии:
1. выявления уровня сформированности патриотических качеств у студентов колледжа;
2. создания педагогических условий, включающих содержательный, методический, организационный аспекты реализации программы исследования в учебном заведении.
3. разработки методических рекомендаций.
База эксперимента: Тарбагатайский филиал ГБПОУ «БКТиС»
Участники эксперимента: студентыТарбагатайского филиала ГБПОУ «БКТиС»
I этап. Подготовительный этап. 2021-2022 гг.
- Разработка программы эксперимента.
- Подбор и чтение литературы.
IIэтап. Практический этап. 2022-2023 гг.
- Определение педагогическихусловий реализации программы.
- Проведение диагностик.
- Оценка текущих результатов.
- Дополнения и корректировка программы в соответствии с полученными результатами.
III этап. Обобщающий этап. 2023-2024 гг.
- Систематизация полученных результатов. Обобщение опыта.
- Разработка системы внеурочной деятельности по формированию патриотических качеств личности.
- Оформление и проведение творческого отчета по результатам исследования.
Практическая значимость исследования.
Работа имеет большое практическое значение. Данным материалом, особенно вопросами мониторинга, могут воспользоваться кураторы в своей работе со студентами, для проведения классных часов, индивидуальных бесед, результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-организатора, социального педагога при составлении плана воспитательной работы.
В ходе эксперимента было проведено исследование уровня патриотического сознания студентов колледжа. В исследовании приняли участие студенты первого курса в количестве 50 человек, была разработана открытая анкета из 6 вопросов.
Согласно проведенным исследованиям, процентное соотношение восприятия патриотизма среди студентов распределилось следующим образом: 56 % респондентов ответили, что патриот любит и дорожит своей родиной, страной, 26 % выбрали ответ «Любить свой народ», а 15 % студентов не знают ответа на данный вопрос.
Среди первокурсников, участвующих в данном опросе, патриотами считают себя лишь 69 %, а 28% ответили отрицательно и это достаточно большая часть студентов, что вызывает тревогу.
На вопрос о патриотическом воспитании молодежи большая часть студентов ответила положительно.
Вопрос «Нужно ли знать историю своей страны»? у большинства молодых людей вызвал положительный ответ (79 %), что очень радует.
Исследуя тему патриотического воспитания, мы решили поинтересоваться у студентов «В чем проявляется настоящий патриотизм»? Исходя из результатов, мы видим, что подавляющее большинство респондентов (44 %), считают важным праздновать исторические события и юбилеи, так как эти события, прежде всего, показывают единство российского народа.
Современная молодежь гордится нашим великим государством, и ответы на вопрос «Чем, по вашему мнению, можно гордиться в России», подтверждают это. Многие отметили важными для себя следующие варианты, а именно: Победой в Великой Отечественной войне – 64 %, природными богатствами – 16 %, историей своей страны – 20 %.
Таким образом, воспитание патриотизма – это непрерывная работа по формированию у обучающихся чувства гордости за свою страну и свой народ, уважение к ее прошлому.
Литература
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Волгоград, 2016.
- Вяземский, Е.Е. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования: монографии / Е.Е. Вяземский. – М.: Учитель, 2010. – 112 с.
3. Донских О.А., Антипов Г.А. О формировании гражданского сознания // Высшее образование в России. № 10. 2009. С. 57.
4. Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг. 2011. № 4 (104). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-v-srede-molodezhi (дата обращения: 24.06.2017).
5. Психологические основы гражданского развития личности. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6178754/page:5/
6. Финогенова О.Н., Нургалеев В.С. Дельта-модель образовательной среды // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), ModernResearchofSocialProblems, № 11(67), 2016.
7. Шейкина А.Ю. Современное понимание патриотизма и проблемы его формирования как качества личности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diplomba.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности
Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности...
Инновационная/экспериментальная деятельность.
Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным из...
Инновационная / экспериментальная деятельность
В своей работе большое внимание уделяю научно-иследовательской деятельности, теоретические выводы которой представляю на различных научно-практических конференциях, практически...
Инновационная/экспериментальная деятельность
В этом разделе представляю работу по созданию авторской "Рабочей тетради по обществознанию". Актуальность создания «Рабочей тетради» заключается в том, что на уроках теоретическо...
2018-2023 Инновационная/экспериментальная деятельность, статьи ВАК
Инновационная/экспериментальная деятельность Халзановой Е.Г., преподавателя математики "Формирование ключевых компетенций будущих специалистов среднего звена в условиях интеграции математики...
Инновационная/экспериментальная деятельность Клюевой И.Д.
Научно-исследовательский проект: «Внеурочная учебно-педагогическая деятельность учителя как эффективный способ реализации целей и задач ФГОС через внедрение современных образовательных технологи...
Инновационная/экспериментальная деятельность
Инновационная/экспериментальная деятельность...