Рабочая программа учебного предмета «Пленэр» ПО.03.УП.01.
рабочая программа

Шулакова Елена Дмитровна

Основополагающие принципы программы.

А. Последовательность заданий:

-от несложных малых форм к сложным и крупным,

- от однопланового замкнутого пространства к многоплановому и развёрнутому;

- от простого мотива однотипных форм к сложному иразнообразному по формам мотиву.

Б. Сфера изучения.

1. Растения и детали пейзажа:

- травы, цветы, пень, ствол дерева, крона дерева, различные породы деревьев.

2. Строения

- сельский дом,

- дворик сельского дома, его элементы, мотив с несколькими строениями

- городской многоэтажный дом,

- архитектурное строение и его элементы,

- уголок городской улицы или городской двор с ограниченным пространством,

- пейзаж с архитектурным мотивом,

- улица с выраженной перспективой.

3. Ландшафт:

- элементы ландшафта: рельеф земли, камни, небо с облаками, небо вечернего состояния

- мотив с дрогой, мостом,

- мотив с крупным деревом,

- мотив с группой деревьев,

-мотив с выразительным состоянием неба,

- мотив с водой,

- мотив с архитектурой

- развёрнутый ландшафт с 2-3 планами.

4. Состояния:

-  раннее утро,

- солнечное освещение мотива,

- облачное освещение мотива,

- закат солнца, сумерки.

5. Человек:

- фигура человека на открытом воздухе: на скамейке, с граблями и т.д.

6. Животные, птицы.

7. Транспорт и техника:

- автомобили, автобусы, трамваи, корабли, лодки,

- строительные и сельскохозяйственные машины,

- этюды и зарисовки новостройки со строительной техникой.

8. Памятники истории и культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plener_1-4_kl._-_kopiya.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ШКОЛА»

216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон, строение 2, помещение 2

Тел. (48153) 7-46-11/3-16-65

E-mail: ddhs@mail.ru //Сайт:www.desdhsh.ru

Утверждаю

Директор МБУДО

 «Десногорская ДХШ»

_______________Р.И.Широкова

«__» ________2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область

ПО.03. ПЛЕНЭРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Программа по учебному предмету

ПЛЕНЭР (ПО.03.УП.01.)

г. Десногорск       2020

                                                   

Рабочая программа учебного предмета «Пленэр» ПО.03.УП.01. разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)    «Живопись» (срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения к ОП)

Организация-разработчик: МБУДО «Десногорская ДХШ»

Разработчик:

 Шулакова Елена Дмитровна, преподаватель высшей категории заместитель директора по УМР

Рекомендована:____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________ «___» __________ 20 __г.

____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________ «___» __________ 20 __г.

М.П.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Пленэр. ПО.03.УП.01.

  1. 1. 1.Область применения программы:

- основная программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе

ЖИВОПИСЬ

(срок обучения 5 лет  с дополнительным годом обучения к ОП)

- программа учебного предмета «Пленэр»  может быть использована в художественных школах дополнительного образования детей, школах искусств.

  1. - место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной              общеобразовательной программы в области изобразительного искусства:

ПО.03.Пленэрные занятия.

  1. 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

- в результате освоения предмета обучающийся должен знать:

свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества; разнообразные техники живописи; художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- в результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

Выбирать мотив и нужные средства исполнения, грамотно компоновать и строить изображать объекты пейзажа в пространстве, грамотно вести работу над пейзажем выбранными средствами, изображать фигуру человека в пейзаже; целостно воспринимать натуру с учётом общего тонового и цветового состояния освещённости ; воспринимать обусловленный цвет, его тёплые и холодные оттенки, их зависимость от среды, освещения, пространственного удаления; цельно воспринимать   предметы на пленэре и находить большие цветовые отношения в нём, применять метод работы отношениями, сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб; использовать основные техники и материалы;  применять знания классического художественного наследия пленэрной живописи, художественных школ; раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах; самостоятельно применять различные художественные материалы и техники живописи.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета «Пленэр»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 112 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 0 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. 2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

112

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:

практические занятия

111

контрольные просмотры

9

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

в том числе:

итоговая аттестация в форме:

2.Контрольного просмотра (по полугодиям)

4

2.2. Основополагающие принципы программы.

А. Последовательность заданий:

-от несложных малых форм к сложным и крупным,

- от однопланового замкнутого пространства к многоплановому и развёрнутому;

- от простого мотива однотипных форм к сложному иразнообразному по формам мотиву.

Б. Сфера изучения.

1. Растения и детали пейзажа:

- травы, цветы, пень, ствол дерева, крона дерева, различные породы деревьев.

2. Строения

- сельский дом,

- дворик сельского дома, его элементы, мотив с несколькими строениями

- городской многоэтажный дом,

- архитектурное строение и его элементы,

- уголок городской улицы или городской двор с ограниченным пространством,

- пейзаж с архитектурным мотивом,

- улица с выраженной перспективой.

3. Ландшафт:

- элементы ландшафта: рельеф земли, камни, небо с облаками, небо вечернего состояния

- мотив с дрогой, мостом,

- мотив с крупным деревом,

- мотив с группой деревьев,

-мотив с выразительным состоянием неба,

- мотив с водой,

- мотив с архитектурой

- развёрнутый ландшафт с 2-3 планами.

4. Состояния:

-  раннее утро,

- солнечное освещение мотива,

- облачное освещение мотива,

- закат солнца, сумерки.

5. Человек:

- фигура человека на открытом воздухе: на скамейке, с граблями и т.д.

6. Животные, птицы.

7. Транспорт и техника:

- автомобили, автобусы, трамваи, корабли, лодки,

- строительные и сельскохозяйственные машины,

- этюды и зарисовки новостройки со строительной техникой.

8. Памятники истории и культуры.

  1. 2.2. Примерный тематический план и содержание учебного предмета

Учебная практика. Пленэр.

I КЛАСС

Цель программы:

Знакомство с работой на пленэре.

Примерный объём навыков и знаний

        Преодоление стереотипа в цветовом решении пейзажа. Приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха; многокрасочность палитры, тоновые отношения. Изучение последовательности в работе. «Постановка глаза».

       Решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зелёного, обусловленного световоздушной средой. Изучение воздушной перспективы, технических приёмов решения травы, деревьев, неба и т.д.

Приобретение навыков дисциплины в работе на пленэре и этического отношения к природе и окружающей местности.

Рисунки на пленэре выполняются различными материалами по выбору преподавателя графитный карандаш, гелевая ручка, фломастер, уголь, сангина.

Живописные этюды выполняются также по выбору преподавателя акварелью или гуашью.

   Наброски и зарисовки, выполненные на занятиях, рекомендуется использовать в дальнейших занятиях по композиции как подготовительный материал.

   

Примерный тематический план занятий для I класса

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Беседа о пленэре.

Ознакомить учащихся с понятием «пленэр», сферой внимания художников и особенностями творческих задач при работе на пленэре, с различными видами произведений, выполненных на пленэре мастерами искусства, ознакомить с программой пленэра в художественной школе и непосредственно в 1-м классе художественной школы, с оснащением и условиями работы на пленэре.

1

Теория

1

Практические занятия

-

Тема 2.

Зарисовки трав.

Выполнить последовательно 3-4 рисунка различных растительных мотивов травы, из которых 1-2 рисунка выполнить карандашом с тонально –штриховым решением, следующий рисунок выполнить фломастером или пером с линейным решением, последний рисунок выполнить силуэтом способом заливки тушью, кистью.

Пробудить интерес к художественному постижению растительных форм, их внимательному рассматриванию и осознанию характера строения, пластики, логики расположеня элементов. Ознакомить с правилами композиционного построения

растительного мотива в листе, научить способам выразительной передачи образа растения в рисунке.

4

Теория

0,5

Практические занятия

3,5

Тема 3.

Этюд отдельно цветущего растения.

Выполнить 1-2 этюда цветущего растения, решить композицию мотива в листе, Выполнить рисунок в тонких линиях, этюд красками по рисунку выполнять без фона.

2

Теория

0,5

Практические занятия

1,5

Тема 4.

Зарисовки и наброски групп стволов деревьев и лесного массива.

Зарисовка пня, кустарника. Этюд ствола березы или другого дерева.

Научиться художественно-образному восприятию форм природы их пластики и логики формообразования.

Использовать различные графические материалы для рисунка – графитный карандаш 6-7В, угольный карандаш, гелевая ручка и др. материалы по усмотрению преподавателя.

6

Практические занятия

6

Тема 5.

Этюды и зарисовки различных отдельно стоящих деревьев (берёзы, яблони т. п.) на фоне неба с частью земли.

Научиться рисовать крону дерева, понимать её общую форму, состояние освещённости на пленэре.

При выполнении этюда широкими мазками в технике «а ля прима» передать тонально-цветовые переходы неба от зенита к горизонту и отношения неба, облаков, земли не переднем плане и вдали. Писать в один слой без промывок слитным мазком.

5

Практические занятия

5

Тема 6.

Зарисовка сельского дома или другой несложной постройки.

Один рисунок карандашом с тонально-штриховым решением, другие 2 рисунка – фломастером или гелевой ручкой с линейно-штриховым решением.

Научиться ограничивать угол зрения на крупный мотив и правильно устанавливать расстояние до него от места наблюдателя;  внимательно и последовательно – от общего к частному – рассматривать мотив с домом, логически осмысливать функции его частей и элементов; познакомиться с правилами композиционного и перспективного построения мотива с домом; познакомиться с некоторыми графическими приёмами, обеспечивающими выразительность рисунка в передаче образного и пространственного восприятия мотива.

3

Практические занятия

3

Тема 7.

Живописный этюд простого сельского мотива с домом (сараем, банькой) и окружающей природой.

Написать 1-2 этюда в технике «а ля прима», сочно, без размывов, передать основные тонально-цветовые отношения: стены и крыша дома – небо – окружающая природа. Передать в этюде богатую и сложную цветовую палитру.

Выбор мотива, развитие живописного видения на пленэре, воспитание способности анализировать мотив с точки зрения тонально цветовых отношений, освещения, общего тонально-цветового состояния и цветового богатства.

3

Практические занятия

3

Тема 8.

Зарисовки элементов сельского или городского дворика.

Выполнить несколько зарисовок элементов сельского или городского двора по выбору педагога а также по самостоятельному выбору: крыльцо, калитка, дождевая бочка, тележка, скамейка, беседка и прочее.

Решить композицию листа вне зависимости от того – один мотив на нём будет изображён или несколько отдельных. В последнем случае также следует сохранить композиционное равновесие. По следу композиционного  построения, исполняемого тонкими линиями, надлежит рисовать предметы, сразу выявляя всю характеристику их образов.

Привить навык наблюдательности, научить мастерству скоростного рисования, привить интерес к зарисовкам, как способу сбора материала для композиции.

3

Практические занятия

3

Всего в 1 классе 28 часов.

                                                                                             

II КЛАСС

Цель программы:

Научить писать пейзаж отношениями, в 2-3 плана.

Примерный объём навыков и знаний

         Дети учатся более выразительно передавать характер растений и деревьев, сельских и городских построек; планы с соблюдением линейной и воздушной перспективы; изучать влияние воздушной среды на тональную и цветовую характеристику предметов, передавать солнечное освещение в несложном мотиве с ограниченным пространством. При этом учащиеся используют графические материалы (карандаш графитный, угольный, гелевая ручка, фломастер, сангина) и акварельную  или гуашевую технику (на усмотрение преподавателя), совершенствуют навыки рисования карандашом, тушью и другими материалами, приёмы проработки отдельных деталей предметов.

      Решение больших цветовых и тоновых отношений неба, земли, зелени, воды

и т. д. Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения. Совершенствование техники работы акварелью, овладевая приёмами письма по сырому и навыками многослойной живописи, прослеживается влияние атмосферных условий (времени дня, погоды) на окружающую среду, воздушной среды на цветовую характеристику предметов.

           Наброски и зарисовки, рассчитанные на 20-30 минут, чередуются с длительными заданиями.

           Наброски и зарисовки, выполненные на занятиях, рекомендуется использовать в дальнейших занятиях по композиции как подготовительный материал.

Примерный тематический план занятий для II класса

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

   

Кратковременные этюды осенних пейзажей

Выбрать открытый пейзаж с небольшой группой деревьев и несложными объектами. По найденному мотиву сделать на палитре цветовую раскладку. Затем быстро взять основные отношения. На заключительном этапе уточнить одну-две детали, не перегружая этюд частностями.

Осенние мотивы  рекомендуется выполнять гуашью.

4

Практические занятия

4

Тема 2.

Зарисовки групп деревьев и кустарников различных пород

Выполнить один рисунок карандашом с тонально – штриховым решением в скоростной манере, другой рисунок в свободно выбранной графической технике.

Обратить внимание учащихся на образный характер различных пород деревьев, научить подчинять графический язык передаче образа дерева, природы.

3

Практические занятия

3

Тема 3.

Этюды зимних мотивов из окна (ветка, запорошенная снегом, скворечник на дереве, сухая трава  в сугробе)

Выбрав незатейливый мотив из окна, закомпоновав его на небольшом листе, взять основные цветовые отношения – земли, неба, предметов первого плана.

Зимние мотивы рекомендуется выполнять гуашью.

3

Практические занятия

3

Тема 4.

Живописный этюд  группы деревьев.

Передать тонально-цветовые отношения элементов пейзажа: стволов, кроны, травы, неба, богато разработать тональные, цветовые, тепло-холодные градации живописных масс, передать освещение, передать пространственную глубину; живописный язык подчинить образной и сравнительной характеристике элементов мотива.способствовать воспитанию импессионистического видения и освоению богатой пленэрной палитры.

3

Практические занятия

3

Тема 5.

Этюд мотива с домом, освещённым ярким солнцем.

Выполнить живописный этюд в технике «а ля прима», передать состояние яркого солнечного освещения несложного выразительного мотива, тонально-цветовые отношения света и тени дома к небу и окружению передать теплохолодность цветового исполнения мотива, разработать в этюде сложную и богатую цветовую палитру, выразительно передать контрасты.

3

Практические занятия

3

Тема 6.

Наброски и зарисовки домашних животных и птиц.

Выполнить 5-10 набросков кистью и карандашом домашних животных и птиц, в которых передать пластику и движение, характер образов, обратить внимание на опорные точки скелета и выявить их, композиционно организовать наброски на листе. Верно уловить характер частей и целого натуры в лаконичных кистевых прописках. Наброски кистью желательно делать без фона.

6

Практические занятия

6

Тема 7.

Рисование крупнолиственной травы (лопухов)

Исполнить композиционное построение выбранного мотива,  выполнить построение форм листьев мотива лопухов, обращая внимание как на их пластику, так и на «анатомическое» строение и логику формообразования, в карандашной технике линейно-штриховым способом выявить пластику форм и их пространственное взаиморасположение.

3

Практические занятия

3

Тема 8.

Этюды цветущих растений.

Исполнить композиционное построение выбранного мотива , выполнить построение форм цветущих растений, приобретение практических навыков обобщения и детализации форм в зависимости от их расстояния до зрителя и композиционного центра.

4

Практические занятия

4

Тема 9.

Зарисовка улицы в перспективе (городской или сельский мотив по усмотрению преподавателя).

Обратить внимание учащихся на конкретное проявление линейной и воздушной перспективы улицы с домами и деревьями  в окружающем пространстве; построить перспективу мотива и составляющих его форм, перспективу каждого дома увязать с перспективой всей улицы; в карандашной технике линейно-штриховым способом дать образное и пространственное выражение всего мотива и его составляющих форм

3

Практические занятия

3

Всего во 2 классе 28 часов.

                                   

III КЛАСС

Цель программы:

Продолжить изучение изображению архитектурных сооружений в пейзаже, познакомиться с изображением пейзажа с водой, изображением фигуры человека в природной среде, изображением животных. Состояния в пейзаже осенней, зимней и весенней природы.

Общие задачи обучения.

        Учащиеся 3 класса на пленэрных занятиях продолжают изучать воздушную и линейную перспективу; роль тональной и цветовой среды в изображении природы; особенности изображения архитектурных сооружений; связи их с окружающей средой, изучают особенности характерного облика животных и птиц, изучают особенности живописи натюрморта при прямом солнечном освещении, приобретают навыки живописи фигуры человека в условиях природы.

        В  3 классе дети учатся изображать воду, передавать отражение неба и предметов в ней.

        Изучение особенностей выбора характерных архитектурных мотивов, их тематической направленности.

        Совершенствование живописной техники  работы гуашью или акварелью (по усмотрению преподавателя): выполнение аla prima коротких этюдов на состояние, многослойной живописи с лессировками, с подробной проработкой деталей.

         На основе собранного материала на занятиях по композиции может быть выполнена пейзажная композиция на тему: «Мой город», «Мой край».

Примерный тематический план занятий для III класса

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Кратковременные этюды осенних пейзажей

Выбрать открытый пейзаж с небольшой группой деревьев и несложными объектами. По найденному мотиву сделать на палитре цветовую раскладку. Затем быстро взять основные отношения. На заключительном этапе уточнить одну-две детали, не перегружая этюд частностями.

3

Практические занятия

3

Тема 2.

Этюд простого зимнего пейзажа из окна.

Выполнить 2-3 этюда зимнего пейзажа. Мотив выбрать как можно лаконичнее. Например, группа деревьев, земля, небо. Цветовое решение по принципу теплохолодности: свет тёплый, тени холодные.

2

Практические занятия

3

Тема 3.

Тематический натюрморт из простых по форме предметов и объектов природы (овощи, фрукты, цветы) на пространственном фоне при солнечном освещении.

Дальнейшее изучение технических возможностей и приёмов акварельной живописи в условиях пленэра. Изучение закономерностей образования больших цветовых рефлексов натуры, расположенной под открытым небом и освещённой сильным прямым светом.

3

Практические занятия

3

Тема 4.

Краткосрочные этюды и зарисовки  облаков.

Закрепления знания законов линейной и воздушной перспективы. Тренировка в применении закона тоновых отношений в практической работе и усвоение понятия глубинности цвета.

2

Практические занятия

2

Тема 5.

Этюды с изображением глади воды (с передним и дальним планом ).

Изучение общего тонового состояния пейзажа и нахождение больших тоновых отношений между его основными объектами (земля, небо, вода), найти цветовой образ мотива, тоновое и цветовое состояние световоздушной среды. Первый этюд можно выполнить в технике гризайль.

2

Практические занятия

2

Тема 6.

Зарисовки и этюды деревьев, строений и их отражений в спокойной воде.

Этюды и зарисовки лодок, судов на воде.

Совершенствование профессиональных знаний и практических навыков целостного видения тоновых и цветовых отношений в природе.

4

Практические занятия

4

Тема 7.

Зарисовки и этюды городских мотивов.

Продолжить дальнейшее освоение линейной и воздушной перспективы, заострить внимание на архитектурных образах улицы и домов, заложить навык к выбору мотивов, умению самостоятельно находить мотивы улиц, к их художественно-образной оценке.

4

Практические занятия

4

Тема 8.

Этюды с натуры домашних животных на фоне несложных фрагментов пейзажа.

Наброски птиц и зверей в различных движениях и ракурсах. Серия из кратковременных этюдов и набросков.

Дальнейшее формирование зрительных представлений и понятий о лепке формы цветом, совершенствование умений и навыков выявления выразительной живописно пластической формы в этюдах животных и птиц, овладение приёмами быстрого изображения; выявления в набросках главной линии фигур животных, их характерного облика и типичных особенностей.

3

Практические занятия

3

Тема 9.

Изображение одетой фигуры человека на открытом воздухе.

Этюд-набросок и длительный этюд.

Приобретение навыков живописи фигуры человека  в условиях природы. Выявление существенных и характерных качеств фигуры человека.

2

Практические занятия

2

Тема 10.

Этюд весеннего пейзажа.

Определить 2-3 интересных мотива и в течение одного часа постараться передать основные живописные качества пробуждающейся весны.

3

Практические занятия

3

Всего в 3 классе 28 часов.

IV КЛАСС

Цель программы:

Закрепить основные понятия о законах пленэра. Научиться самостоятельно выбирать сюжет. Состояния в пейзаже. Человек в процессе труда. Индустриальный пейзаж, архитектурный пейзаж.

Общие задачи обучения.

     Летняя практика в 4 классе расширяет представления учащихся об окружающей действительности, закрепляет основные понятия о законах пленэра, колористическом решении пейзажа, передачи состояния: пасмурно, солнечно, вечер, утро и т.п., передача состояния зимнего пейзажа. При выполнении заданий по теме «состояния на пленэре» необходимо самостоятельно находить натурный мотив, соответствующий определённому состоянию учебных задач, уметь определять наиболее подходящую точку зрения для работы с натуры, а также быть готовым к возможным изменениям освещения отдельных объектов или общего состояния в пейзаже.

    Также учащиеся закрепляют знания по изображению фигуры человека в движении (в процессе труда) на открытом воздухе.

    Этюды транспорта и техники требуют особой точности в соблюдении пропорций. В связи с этим первостепенное значение имеют упражнения на выявление линейно- конструктивных особенностей машин, их характерных пропорций.

Выполнение мотивов новостройки, индустриального пейзажа, городского пейзажа может служить для сбора материала  по композиции на тему: «Наш город – город индустриальный, город молодой». Может быть выбрана и другая тема, связанная с родным городом. Для изображения педагог выбирает объекты, наиболее методически целесообразные (выразительные, доступные), позволяющие сочетать длительные и короткие зарисовки.

      На основе избранной темы и собрать материал на пленэре, составить эскиз; дать возможность учащимся самостоятельно выбрать сюжет; научиться выделять из общей массы впечатлений наиболее интересные и типичные; использовать знания всех законов и средств композиции, приёмов раскрытия идейного содержания; применять контрасты в тоне, ритме, движении.

Примерный тематический план занятий для IV класса

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Серия краткосрочных этюдов различных состояний природы (ранее утро; переменное, облачное освещение мотива; закат солнца; сумерки). 

      По желанию преподавателя состояния природы можно выполнять в одном и том же мотиве, либо в разных выбранных мотивах.

      Изучение особенностей применения метода одновременного сравнения при определении больших тоновых и цветовых отношений в этюде пейзажа. Определение тоновых отношений в близких по характеру пейзажах в различное время дня при разном освещении и атмосферном состоянии. Приобретение умений работы с натуры в максимально малом тонально-цветовом интервале (масштабе) по светлоте, цветовому тону, насыщенности.

3

Практические занятия

3

Тема 2.

Изображение с натуры транспортных средств, различных строительных машин и производственной техники.

      Серия из краткосрочных этюдов, цветных набросков и зарисовок различными материалами. Решение задач рисунка должно предшествовать живописным задачам этюда. В связи с этим первостепенное значение имеют  упражнения на выявление линейно-конструктивных особенностей машин, их характерных пропорций по отношению к человеку.

2

Практические занятия

2

Тема 3.

Графическое изображение мотива новостройки в сочетании со строительной техникой.

       Передача большого пространства, сочетание в нём объёмно-пластических масс природы и объектов современной техники. Выявление динамики трудовых процессов.

4

Практические занятия

4

Тема 4.

Этюды индустриального пейзажа.

Выявление общего состояния в пейзаже с учётом особенностей мотива. Передача цветом большого пространства, сочетание в нём объёмно-пластических масс природы и объектов современной техники. Выявление динамики трудовых процессов.

3

Практические занятия

3

Тема 5.

Этюды и зарисовки фигур людей в процессе труда (девушка с граблями, поливающая грядки и т.д.)

      По возможности можно изобразить строителей, рабочих, продавцов открытых палаток.

      Дальнейшее изучение методов и приёмов передачи движения в изобразительном искусстве. Овладение навыками изображения фигуры человека в процессе труда на открытом воздухе, выявление её характерных особенностей. Развитие зрительной памяти, образного представления, воображения.

3

Практические занятия

3

Тема 6.

Этюд экстерьера крупных архитектурных объектов

( например, церковь Стефана Великопермского).

Изучение взаимосвязи между линейной и воздушной перспективой при изображении архитектурных объектов. Выявление эстетических качеств архитектурного мотива.

3

Практические занятия

3

Тема 7.

Этюды и зарисовки  архитектурного пейзажа.

Выявление характерных тоновых и цветовых контрастов натуры при изображении архитектурного мотива в связи с окружающим ландшафтом. Передача отношения архитектурных объектов, деревьев и большого пространства плоскости земли.

6

Практические занятия

6

Тема 8.

Длительный этюд панорамного городского пейзажа, характерного для родного города.

Изучение особенностей восприятия цвета в пейзаже в зависимости от яркости общего освещения. Развитие навыков выявления силуэтов больших масс и планов. Совершенствование зрительного восприятия перспективной чёткости и глубины пространства. Перед началом работы целесообразно выполнить наброски с различных точек зрения для композиции этюда.

3

Практические занятия

3

Тема 9.

Несложный зимний пейзаж с городским мотивом.

Цветотональные отношения неба, земли, городских строений, передача освещения.

3

Практические занятия

3

Всего в 4 классе 28 час

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- реализация программы предмета требует наличия  у каждого учащегося планшета для рисования формата А-3, складного переносного стульчика.

- оборудование учебного кабинета: мольберты, стулья, натюрмортные столы, софиты; реквизит (чучела животных и птиц).

- технические средства:  телевизор, компьютер.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Базанова М.Д., Пленэр (учебная летняя практика в художественном училище)- М., «Изобразительное искусство», 1994

2.Бесчастнов Н.П., Графика натюрморта (учебное пособие для вузов) – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008

3.БесчастновН.П., Графика пейзажа (учебное пособие для вузов) – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005

4.Джин Фрэнкс, Рисунок карандашом – М., издательство «Астрель», 2004

5.МасловН.Я., Пленэр (практика по изобразительному искусству) – М., «Просвещение», 1984

6.Работа с натурой. Уроки мастерства. - М., «Мир книги»,  2006

7.Хосе М. Паррамон, Как писать акварелью. -  М., «Арт-родник»,  2001

8.Хосе М. Паррамон, Как копировать шедевры живописи. -  С.-П., «Аврора», 1997

9.Рачеева Е.П., Мастера французской живописи – М., «ОЛМА Медиа Групп», 2012

10.Яшухин А.П., Ломов С. П., Живопись – М., издательство «Агар», 1999

Дополнительные источники:

1.Акварель. Советы начинающим. (библиотечка «юного художника») –М., «Юный Художник», 2004

2.Живопись Советы начинающим.Масляные краски и их свойства. (библиотечка «юного художника») –М., «Юный Художник», 1994

3.Рачеева Е.П., Мастера французской живописи – М., «ОЛМА Медиа Групп», 2012

4. Рисунок летом. Библиотечка «юного художника», выпуск четвёртый, 2008

5. Работа фломастером. Библиотечка «юного художника», выпуск третий, 2005

      6.Эниклопедия художника. Серия «энциклопедия. – М., издательство «Внешсигма», 2000

7.Юный художник. Ежемесячный журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. – М., печать ООО «Стратим- ПКП», подписка последних лет.

8.Художественная школа профессиональный информационно-методический журнал для художников- педагогов М., ООО «Балто принт», подписка последних лет.

9.Худжественный совет. Журнал о художественных материалах и творческих технологиях. – М., ОАО «Гамма», подписка последних лет.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета «Пленэр» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных просмотров, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины учащийся умеет:

- грамотно изображать с натуры и по памяти отдельные детали пейзажа; пейзаж с городским и деревенским  мотивом, индустриальный пейзаж, изображать человека в природе, животных и птиц.

- создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

- самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- анализировать цветовой строй произведений живописи;

- подготовить работы к экспозиции;

-раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

-использовать изобразительно-выразительные возможности живописи, такие как цветовые отношения с учётом воздушной перспективы, общее тоновое и цветовое состояние освещённости, колористическую согласованность красок природы.

- самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

В результате освоения дисциплины учащийся знает:

- навыки работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, зарисовками, эскизами;

- как передать определённое состояние освещённости природы, воздушной среды и значительного пространства;

-терминологию изобразительного искусства;

-классическое художественное наследия, основные направления художественных школ.

Формы и методы: 

обсуждение текущих классных работ, контрольный просмотр

Оценка: по пятибалльной системе.

Для иллюстрирования программы использовались работы учащихся школы и преподавателя Шулаковой Е.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Пленэр»

Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразитель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок"

Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок", заверенные печатями и одобренные методсоветом....