Открытое занятие по дисциплине «Экономика организации»
материал

Анна Сергеевна Скобелева

План-конспект урока по дисциплине «Экономика организации»

 

Тема учебного занятия: «Инвестиции организации».

Цели учебного занятия:

Дидактическая: изучить понятие и сущность инвестиций, их основные виды, рассмотреть взаимосвязь инвестиций и накоплений, проанализировать субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Воспитательная: стимулировать формирование аккуратности и социальной коммуникации (студенты должны осознавать и проявлять аккуратность и точность в расчетах, уметь работать сообща).

Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию любопытности, внимания, навыков логического мышления и умения анализировать, обобщать материал, вырабатывать умение пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии.

Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция, объяснение), наглядные методы (показ), практические методы (упражнение).

Средства обучения: знаковые системы (учебники, учебные пособия, опорные конспекты), калькулятор.

Тип занятия: комбинированный урок

Вид занятия: лекция

Определение начальных условий, т.е. какими представлениями обучающиеся уже обладают по изученной теме, какие нормы и смыслы и убеждения у них уже сформулированы. Студенты уже понимают значение инвестиций в экономике, сталкивались с данным понятий в жизни. Они имеют представление о сферах деятельности, в которых могут быть вложены инвестиции. Поэтому цель – углубить знания по этой теме, разобраться в экономических терминах.

Содержательное наполнение

В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности.

Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.

Инвестиции (от лат. investire — облачать) — вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.

 

Классификация инвестиций

Для целей планирования и анализа инвестиции могут быть классифицированы по ряду направлений, что дает возможность глубже понять сущность инвестиций. Наиболее распространенной является следующая классификация:

1. По объектам инвестирования:

• финансовые;

• реальные;

• инвестиции в нематериальные активы.

Финансовые инвестиции — это вложение денежных средств в ценные бумаги, акции, облигации, долговые права, на депозитные счета в банке под определенные проценты.

Реальные инвестиции — вложение капитала в производство на его создание и развитие.

Инвестиции в нематериальные ценности — это вложение средств в научные исследования, подготовку кадров, рекламу, приобретение лицензий на использование новых технологий.

2. По продолжительности инвестирования:

• краткосрочные (до 1 года);

• долгосрочные.

Основными инструментами краткосрочного инвестирования являются банковские депозиты, векселя, сертификаты и высоколиквидные ценные бумаги.

Долгосрочные инвестиции (на продолжительный период времени) — это инвестиции в реальный сектор. К ним относятся долгосрочные финансовые инвестиции, например в акции дочерних предприятий, в уставный капитал других фирм.

3. По формам воспроизводства в реальном секторе:

• на создание объекта предпринимательской деятельности;

• на расширение производства;

• на реконструкцию, техническое перевооружение.

В зависимости от конечных результатов:

• на рост объемов производства;

• на повышение качества производимой продукции;

• на экономию ресурсов (в конечном счете на снижение себестоимости);

• на увеличение количества рабочих мест.

5. По формам собственности:

• частные;

• государственные.

Частные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.

Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета и других государственных финансовых источников.

6. По источникам финансирования:

• собственные (амортизация, прибыль);

• заемные (кредиты);

• привлеченные (посредством эмиссии акций).

Взаимосвязь инвестиций и накоплений

Накопление - это процесс формирования финансовых ресурсов используемых на цели расширенного воспроизводства. Накопления - это результат выгодных инвестиций. В то же время накопления предшествуют инвестициям, так как служат их источником.

В результате долгосрочной стратегии развития предприятия реализуется взаимосвязь инвестиций и накоплений. Капитал, полученный в результате предпринимательской деятельности, должен быть направлен в целевые фонды денежных средств, обеспечивающие аккумулирование капитала. Эти фонды служат источником финансирования капитальных вложений и отражают процесс использования накопленного капитала. Одновременно новые инвестиции создают предпосылки накопления капитала в будущем, когда отдача превысит вложения. Производительный оборот капитала создает нормальные условия для расширенного воспроизводства. Инвестиции, обеспечивающие динамичное развитие предприятия, возможны при следующих обстоятельствах:

• расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых ресурсов в целях завоевания большей доли рынка, повышения конкурентоспособности.

 • приобретение новых предприятий

Инвестиционная деятельность

Инвестиционный процесс представляет собой последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное протекание инвестиционного процесса зависит от объекта инвестирования. Соответственно и разграничение этапов инвестиционного процесса во многом предопределяется видами инвестирования. Прежде всего, речь идет о реальных и финансовых инвестициях.

В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить следующие два

  • принятие решения об инвестировании

осуществление и эксплуатация инвестиций.

Первый этап принято подразделять на ряд самостоятельных фаз (подэтапов), которые характерны для осуществления как реальных, так и финансовых инвестиций. Число этих фаз может быть различным, однако к наиболее типовым можно отнести следующие три

  • формирование целей инвестирования

определение направления инвестирования

выбор конкретных объектов инвестирования

В процессе принятия решений об инвестировании ставятся и определяются различные цели. В качестве исходных выступают формальные цели, которые в дальнейшем служат в качестве критерия отбора объектов инвестирования. Формальные цели возникают из стратегических целевых установок инвестора.

Задание для домашней работы.

Обозначить, в какие сферы может быть вложен инвестиционный капитал, привести примеры.

Ход урока

Этап урока

Время, мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

2

Приветствует студентов («Здравствуйте!»)

Проверка отсутствующих и готовность к занятию.

Приветствуют педагога. Ответственный отмечает отсутствующих.

Постановка целей и задач

3

Сообщает темы, цели и задачи («Наше занятие посвящено теме «Инвестиции организации». Сегодня нам предстоит изучить понятие инвестиций, их функции, определить основные виды инвестиций, проанализировать взаимосвязь инвестиций и накоплений.»).

Студенты осмысливают предстоящий ход урока, осознают важность предстоящего занятия, вспоминают основные понятия, пройденные на предыдущих уроках по теме «Экономические индексы».

Проверка усвоения знаний и сформированности умений при выполнение домашнего задания

6

Проверяет домашнее задание, задает вопросы по пройденному материалу. (На прошлом уроке мы с вами закончили тему «Оборотные средства», вспомним что такое оборотные средства, источники формирования оборотных средств? Дома вы рассчитывали показатели оборачиваемости оборотных средств. Какие формулы вы применяли? Какие данные у вас были? Какой ответ вы получили? Какой вывод можно сделать?»)

Студенты отвечают на вопросы педагога («Оборотные средства – это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Эти составные части оборотных средств по-разному обслуживают процесс воспроизводства…

В процессе кругооборота оборотных средств источники их формирования, как правило, не различаются. Структура источников формирования оборотных средств охватывает:

• собственные источники;

• заемные источники;

• дополнительно привлеченные источники»)

Введение нового материала

40

Начинает объяснять новый материал, организует восприятие и осмысление данного материала, заостряет внимание на отдельных моментах, организует связь с ранее пройденным материалом, задает вопросы, на которые учащиеся уже могут ответить («Мы рассмотрели понятие инвестиций, и для того, чтобы перейти к вопросу взаимосвязи инвестиций и накоплений вспомним, что такое накопления?.. Таким образом, проанализировав эти понятия, мы видим, что накопления являются результатом и одновременно источником инвестиций»).

Студенты внимательно слушают и записывают за педагогом основной материал, отвечают на вопросы, поставленные педагогам («Накопления – это »).

Закрепление знаний и способов деятельности

15

Педагог предлагает студентам подумать («Кто, на ваш взгляд, может быть субъектами инвестиционной деятельности»).

Студенты отвечают на поставленный вопрос.

Повторение

6

Педагог систематизирует и обобщает полученный материал («Итак еще раз вспомним, что инвестиции – это…Инвестиции классифицируются по следующим факторам…взаимосвязь инвестиций и накоплений проявляется в то, что…»).

Студенты осмысливают еще раз полученный материал, включают полученные новые знание в ранее изученный материал

Информация о домашнем задании и инструктаж

4

Дает домашнее задание («Запишите задание на дом:, в какие сферы может быть вложен инвестиционный капитал, привести примеры»).

Студенты осознают цели, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Этап подведения итогов

3

Педагог подводит итоги.

Студенты осмысливают пройденное занятие, самостоятельно подводят итоги своей работы.

Заключительный этап

1

Педагог сообщает тему следующего занятия и его форму. («Следующее занятие будет практическим по теме: Экономические индексы»).

Студенты осмысливают следующее занятие

 

Список рекомендуемой литературы

1. Выварец А.Д. Экономика предприятия : учебник для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.

2. Семенова А.Л. Экономика -СПб. учебник для вузов:Питер,2020.-384с.

3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. 2020, 280с.

4. Экономика предприятия: учебник / под ред. Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2019.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Навашинский судомеханический техникум». Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» разработана наоснове ФГОС СПО по специальности 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, кондиционирования ...

Учебно-методическое пособие для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации»

Учебно-методическое пособие для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации»....

Приложение 1 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Основные фонды

Приложение 1 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Основные фонды...

Приложение 2 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Расчёт амортизационных отчислений

Приложение 2 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Расчёт амортизационных отчислений...

Приложение 3 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Оборотные средства предприятия

Приложение 3 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Оборотные средства предприятия...

Приложение 4 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Запасы

Приложение 4 к учебно-методическому пособию для практических работ студентов дисциплины «Экономика организации». Запасы...