педагогический опыт
материал

Вертянова Анна Михайловна

материалы к аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vertyanova.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя ОСП «Шокшинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.С.Пряхина» МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

Вертяновой Анны Михайловны

 «Формирование гражданственности и патриотизма

у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

       Актуальность и перспективность опыта.

    В последнее время на патриотизм смотрят как на важнейшую ценность, реализующую не только социальный, но и духовно-нравственный,  культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

    Важными условиями реализации целей и задач патриотического воспитания является признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

Основная идея опыта.

       Если в процессе становления гражданско-патриотической позиции у дошкольников  и младших школьников будет осуществляться комплекс мер, дифференцированный подход, мониторинг, то это приведёт к формированию гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

       Исходя из этого, мной и были поставлены следующие задачи:

Воспитывать у детей:

- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

-воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- представление о России как о родной стране;

- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

Развивать у детей:

  - познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),  посредством специальных игр и упражнений;

- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Республику Мордовия.

Для реализации поставленных задач мной использовались следующие методы:

1. Целевые прогулки.

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь селян, изменения в облике села, района, улицы и т.п.);

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми о Саранске, о родном селе;

5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок;

6. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей  окружении;

7. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

    Для развития патриотического воспитания мной применялись следующие формы работы с детьми:

- тематические занятия;

- выставки творческих работ;

- беседа;

- игра;

         

      Новизной и отличительной особенностью является внедрение модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе разностороннего подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается объединённый подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным образовательным стандартам:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Технология опыта

     Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти  в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

     При правильном воспитании в дошкольном и младшем школьном возрасте интенсивно развиваются целостное понимание окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у детей такого рода качества не будут сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребёнка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личности.

      Чтобы проводить эту работу с детьми педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

     Мной были рассмотрены пути и средства патриотического воспитания человека:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Народные былины как средство воспитания патриотизма

3. Роль сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

4. Пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

     Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины.

     Начиная работу по патриотическому воспитанию, я, прежде всего, продумала, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности, чтобы доступно показать связь родного села со всей страной.

      Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

     Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.

    Формирование у детей любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников и младших школьников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны.

     Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Я, как педагог пыталась  найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.

      Я считаю, что патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель мячи, прыгать, подлезать под препятствия и т.д.

      Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для школы, для своего села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

          Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость им помогают специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность.   Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

     Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими. Если к этому празднику организуется выставка, малышам поручают разложить картинки, поделки из природного материала. Эти небольшие поручения сделают малыша полноправным участником всех групповых мероприятий.

      Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если школа устанавливает тесную связь с семьёй.  Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

        Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.

      Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

   Я  рекомендую родителям такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам.

      Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому для меня особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

Переходя в основную школу, ребенок знает: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

      Таким образом, решая задачи гражданского воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где мы живём.

     Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

      Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что им свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность»  чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям.

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Результативность опыта

        С помощью мониторинга я проанализировала и определила результаты работы. Здесь были выявлены индивидуальные данные каждого ребенка, чтобы понять его самого и приспособить методы обучения к его индивидуальным качествам.

        Результаты мониторинга показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:

1. Дети становятся более ответственными.

2. Проявляется способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.

         Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. В дальнейшем я планирую и дальше продолжить работу по формированию гражданско-патриотической позиции у детей. Ведь чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...