Доклад Работа с одаренными детьми
статья
В докладе освещается формы и методы работы с одаренными детьми и результаты участия детей в конкурсах, конференциях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время 2020-2021 учебный год.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.
Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями[2].
При работе я стараюсь учитывать все эти особенности.
В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
- уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
- урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
- урок-конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому, или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели. В частности, в этом году, в рамках недели социально-гуманитарного цикла были проведены внеклассное мероприятие «Своя игра», интеллектуальные конкурсы.
Одной из форм работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.
Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы.
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к предмету;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.
Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.
Участие детей в республиканских и всероссийских конкурсах
- 23 октября 2020 года прошел Международный дистанционный слет девятиклассников «Оюун бэлиг - 2020» ( « Таланты»), посвященный Году Памяти и Славы в рамках месячника, приуроченного ко дню бурятского языка .
Учредители и организаторы: Министерство образования и науки РБ, Комитет по образованию г. Улан-Удэ, МАОУ «Бурятская гимназия №29», Муниципальный центр развития бурятского языка «Эрмэлзэл», Ассоциация этнокультурных образовательных организаций РБ.
Приняли участие 20 команд. Игра проходила в один день на форуме в ВК на странице Муниципального центра развития бурятского языка « Эрмэлзэл» ( Стремление)
Игра проходила в 3 тура, я подготовила учащихся к двум турам , это конкурс капитанов « Пусть книга память оживит»- презентация или знакомство с книгой о Великой Отечественной войне и исторический тур « Что? Где? Когда?» проходил в форме тестирования по теме «Вклад Бурятии в Великую Победу» .
Мы подготовили с учащейся 9 класса, капитаном команды Генденжаповой Сашей презентацию по повести А. Бальбурова и Д. Хилтухина « Приказываю жить» о нашем земляке , кадровом офицере Красной армии , кавалере 4 орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды Гуржапе Ванюшкеевиче Очирове. ( В 1941 году был назначен начальником штаба 3-го батальона 152 дивизии 480-го стр. Полк занимал оборону на перекрёстке дорог Минск — Москва и Смоленск — Орша, с 17 июля по 2 августа участвовал в обороне Смоленска[4]. За успешные боевые действия Очиров был представлен к награде — второму ордену Красного Знамени[3]. В его батальоне осталось 72 бойца, в страшном бою остались 2 бойца – Гена Миронов и Гуражап Очиров. В деревне Гришково Духовщинского района Смоленской области совместно с секретарём Духовщинского районного комитета партии Л. Цурановым и политруком А. Туровским Очиров организовал партизанский отряд, в котором возглавил штаб[3]. Бойцы отряда проводили диверсии: разбирали мосты, перерезали телефонные и телеграфные провода, разбивали машины, уничтожили более 300 предателей Родины. В начале 1943 года партизанская бригада Очирова соединилась с регулярными частями Красной армии и была расформирована. 31 января 1943 года приказом № 043 4-й ударной армии Калининского фронта состоявший в резерве Военного Совета армии капитан Очиров Г. В. был назначен командиром стрелкового батальона 115-го стрелкового полка 332-й стрелковой дивизии[3].
С 11 июля по 18 октября 1943 года — командир стрелковой роты 4-го армейского штрафного батальона 4-й ударной, 39-й армий[3][4]. С 14 по 17 сентября штрафная рота под командованием Очирова приняла участие в наступательных боях в районе города Духовщины. При прорыве переднего края обороны противника его рота первой ворвалась в траншеи и в рукопашной схватке уничтожила 60 немцев и захватила четырёх пленных. Тем самым было обеспечено развитие успеха остальными подразделениями. 10 октября 1943 года за проявленные доблесть и мужество, образцовое выполнение боевых заданий командования Очиров был награждён орденом Красного Знамени[1].
С 19 октября 1943 по 7 апреля 1944 года — заместитель командира стрелкового батальона 101-й отдельной стрелковой бригады (39-я армия)[3][4]. С 8 апреля по 24 ноября 1944 — слушатель курсов младших лейтенантов 1-го Прибалтийского фронта[3]. С 25 ноября 1944 по 7 февраля 1945 года — командир батальона 287-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии[3][4]. Был тяжело ранен в ногу; с 8 февраля по 18 мая 1945 года находился на лечении в хирургическом госпитале № 4313, эвакогоспиталь № 33444[3].
27 января 1945 года приказом № 068 командующего 2-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского присвоено очередное воинское звание «майор»[3][9].
С 27 мая по 16 июня 1945 года — командир батальона 661-го стрелкового полка 200-й стрелковой дивизии, затем по 23 января 1946 года — командир батальона 164-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии[3]. Демобилизован 26 февраля 1946 года[3].Работал директором «Заготживсырьё» в селе Курумкан, с 1954 года — бригадиром строительной бригады[3] в колхозе им. Сталина.
Умер в 1956 году в селе Курумкан, похоронен там же[10].
- именные часы от Наркома обороны (1939) — за отличное выполнение боевых заданий в тылу у японцев[3][4]
- Орден Ленина (1942)[1][3]
- Орден Красного Знамени (1930; 10.10.1943)[1]
- Орден Красной Звезды (21.2.1945)[3]
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (7.9.1945)[11]
Память
В 1965 году вышла документальная повесть о Гуржапе Очирове[⇨].
С 1966 года в улусе Улюн проводится республиканский турнир по вольной борьбе памяти Г. В. Очирова[12]. В центре Улюна ему установлен памятник-бюст[12].
Одна из улиц села Курумкан носит имя Г. В. Очирова[13].
Представители общественности Бурятии ходатайствовали о присвоении звания Героя России майору Г. В. Очирову (посмертно)[1
В деревне Гришково Духовщинского района Смоленской области совместно с секретарём Духовщинского районного комитета партии Л. Цурановым и политруком А. Туровским Очиров организовал партизанский отряд, в котором возглавил штаб[3]. Бойцы отряда проводили диверсии: разбирали мосты, перерезали телефонные и телеграфные провода, разбивали машины, уничтожили более 300 предателей Родины.
По итогам конкурса капитанов заняли 1 место.
По итогам игры Что? Где? Когда? Заняли 4 место- всего было 30 вопросов на тему Бурятия , за 30 минут нужно было ответить.
Общие итоги дистанционного слета девятиклассников.
Гран-при – ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
1 место – МАОУ «Корсаковская средняя общеобразовательная школа»
2 место - ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1»
2 место - МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
3 место - МАОУ «Бурятская гимназия №29», команда «Урагшаа»
2. Участие в республиканской научно- практической конференции « Серебряная альфа»
19 ноября 2020года приняли участие в дистанционной научно- практической конференции
« Серебряная альфа» организованной Министерством образования и науки РБ и Малой академией наук, принимали участие учащиеся 5-7 классов , по следующим номинациям : экология.биология, история родного края, история семьи, литературное сочинение.
Мы приняли участие в номинации история родного края , тема исследовательской работы называлась « Жизнь первобытных людей на территории Бурятии».
Основная проблема исследования: сведения о древнейшей истории Бурятии недостаточно освещены в детской литературе.
Актуальность выбора данной темы заключается в том, что в данное время нет учебника Древнего мира Бурятии в 5 классе .
Предполагаемый результат: углубление личных знаний о жизни древних людей в Бурятии.
Научно-практическая значимость работы: распространение информации среди учащихся, использование материала на уроках окружающего мира и истории
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников; Атлас Бурятии. Историко-культурный. Москва « Дизайн. Информация. Картография» 2001, Редакционная коллегия- Базаров Б.В, Жамбалова С.Г,Голубчиков Ю.Н, Ванчикова Ц.П, Притворов А.П, Федорова Е.А.
- « История Бурятии» часть 1, Улан- Удэ, « Бэлиг» 2009, авторы Цыбиктаров А.Д- глава 1, Дашибалов Б.Б- глава 2, Номогоева В.В- глава 3,
- поиск материалов в сети Интернет
В основу исследования мы взяли поздний палеолит , узнали когда и как появился первый человек на территории Бурятии, общественный строй, орудия труда и занятия населения.
По итогам конференции ученик 5 класса Базаров Цыбикжап был награжден дипломом 1 степени и сертификатом на сумму 2 000 рублей.
- Участие во всероссийской научно практической конференции « Первые шаги в науку»
Организаторы Национальная система « Интеграция»- преемник Республиканского совета по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) высших и средних специальных учебных заведений Минвуза РСФСР, Всероссийского межведомственного совета научно-технического творчества молодежи (НТТМ) высших и средних специальных учебных заведений и Всероссийского координационного совета НТТМ при Правительстве – Совете Министров Российской Федерации.
Тема научно- исследовательской работы называлась
« Снайперы Бурятии в годы Великой Отечественной войны» .Выбрали тему не случайно, конференция была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов и 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза И.Н. КОЖЕДУБА. В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек, Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно — умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. В своей работе исследовал боевой путь 15 снайперов. Слава о наших снайперах гремела по всем фронтам Красной Армии. В 1943году И.В.Сталин наградил восемь лучших снайперов.
Заочный тур прошли , были удостоены Диплома Лауреата и приглашены на очный тур в г. Москву который состоялся 17 декабря. 11 февраля 2021г нам предоставили возможность принять в онлайн- конференции, по результатам которого наш ученик занял Баяндуев Дамдин 1 место. Был издан Сборник тезисов работ участников XXVI Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских работ.
Награды конкурса- серебряный знак отличия « Национальное достояние», золотой знак отличия « Национальное достижение»
- 17 марта 2021 года приняли участие во Всероссийской игре « 1418»
Участвовало 65 тыс. школьников, из 30 возможных баллов набрали 23. Более 600 команд по ДФО, 1 место –Приморский край, 2 место- школа №42 г. Улан-Удэ РБ, 3 место – Кыренская школа РБ. Игра проходила по федеральным округам, ДФО и СФО- начали одновременно. Вопросы задавались на сайте игры, ответы записывали в Телеграмм канал, 1 тур :10- вопросов общероссийских, 2 тур: 10- вопросов по дальневосточному федеральному округу.
Все участники получили сертификаты.
- 29 апреля 2021года пройдет Всероссийский исторический диктант на тему Великой Отечественной войны. За 45 минут нужно ответить на 25 вопросов. По школе зарегистрировано 7 учащихся. На сайте есть тренировочные задания.В 2020 году приняло участие 76 государств, 85 регионов РФ. Возраст не ограничен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества
«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...
РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....