Доклад Работа с одаренными детьми
статья

Дампилова Лидия Нимаевна

В докладе освещается формы и методы работы с одаренными детьми и результаты участия детей в конкурсах, конференциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания  и во внеурочное время 2020-2021 учебный год.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Одаренные дети - это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.

Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем: 
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 
3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 
4. Их волнуют вопросы философского характера. 
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами. 
        Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности: 
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера. 
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями[2]. 
        При работе я стараюсь учитывать все эти особенности. 

В условиях стандартизации образования, ориентация на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Никого особого рецепта по работе с одарёнными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.  Беда в том, что не все из них об этом знают.

И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит        три        этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему        предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить        себя,        раскрыть        свои        таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили  способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
       Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
- уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои        суждения;
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
- урок с элементами ролевой игры-диалога (интервью с историческими героями, героями мифов);
- урок-конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
       На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, где учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому,  или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
       Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели.  В частности, в этом году, в рамках недели  социально-гуманитарного цикла
 были проведены внеклассное мероприятие «Своя игра», интеллектуальные конкурсы. 

Одной из форм  работы является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. Исследовательская и проектная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы.

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности - это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно - практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к предмету;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
• расширение информационного пространства в области.

Считаю, что предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической работе с одарёнными детьми. При подготовке к олимпиадам и конкурсам, как и все учителя, провожу индивидуальные занятия с детьми, направленные не только на изучение материала, но  намного опережающего школьную программу, на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера.

Участие детей в республиканских и всероссийских конкурсах

  1. 23 октября 2020 года прошел Международный дистанционный слет девятиклассников «Оюун бэлиг - 2020» ( « Таланты»), посвященный Году Памяти и Славы в рамках месячника, приуроченного ко дню бурятского языка .
    Учредители и организаторы: Министерство образования и науки РБ, Комитет по образованию г. Улан-Удэ, МАОУ «Бурятская гимназия №29», Муниципальный центр развития бурятского языка «Эрмэлзэл», Ассоциация этнокультурных образовательных организаций РБ.

Приняли участие 20 команд. Игра проходила в один день на форуме в ВК на странице Муниципального центра развития бурятского языка « Эрмэлзэл» ( Стремление)

Игра проходила в 3 тура, я подготовила учащихся к двум турам , это конкурс капитанов  « Пусть книга память оживит»- презентация или знакомство с книгой о Великой Отечественной войне и исторический тур « Что? Где? Когда?» проходил в форме тестирования по теме  «Вклад Бурятии в Великую Победу» .

 Мы подготовили с учащейся 9 класса, капитаном команды Генденжаповой Сашей  презентацию по повести А. Бальбурова и Д. Хилтухина  « Приказываю жить» о нашем земляке , кадровом офицере Красной армии , кавалере 4 орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды Гуржапе Ванюшкеевиче Очирове. ( В 1941 году был назначен начальником штаба 3-го батальона 152 дивизии 480-го стр. Полк занимал оборону на перекрёстке дорог Минск — Москва и Смоленск — Орша, с 17 июля по 2 августа участвовал в обороне Смоленска[4]. За успешные боевые действия Очиров был представлен к награде — второму ордену Красного Знамени[3].  В его батальоне осталось 72 бойца, в страшном бою остались 2 бойца – Гена Миронов и Гуражап Очиров.   В деревне Гришково Духовщинского района Смоленской области совместно с секретарём Духовщинского районного комитета партии Л. Цурановым и политруком А. Туровским Очиров организовал партизанский отряд, в котором возглавил штаб[3]. Бойцы отряда проводили диверсии: разбирали мосты, перерезали телефонные и телеграфные провода, разбивали машины, уничтожили более 300 предателей Родины. В начале 1943 года партизанская бригада Очирова соединилась с регулярными частями Красной армии и была расформирована. 31 января 1943 года приказом № 043 4-й ударной армии Калининского фронта состоявший в резерве Военного Совета армии капитан Очиров Г. В. был назначен командиром стрелкового батальона 115-го стрелкового полка 332-й стрелковой дивизии[3].

С 11 июля по 18 октября 1943 года — командир стрелковой роты 4-го армейского штрафного батальона 4-й ударной, 39-й армий[3][4]. С 14 по 17 сентября штрафная рота под командованием Очирова приняла участие в наступательных боях в районе города Духовщины. При прорыве переднего края обороны противника его рота первой ворвалась в траншеи и в рукопашной схватке уничтожила 60 немцев и захватила четырёх пленных. Тем самым было обеспечено развитие успеха остальными подразделениями. 10 октября 1943 года за проявленные доблесть и мужество, образцовое выполнение боевых заданий командования Очиров был награждён орденом Красного Знамени[1].

С 19 октября 1943 по 7 апреля 1944 года — заместитель командира стрелкового батальона 101-й отдельной стрелковой бригады (39-я армия)[3][4]. С 8 апреля по 24 ноября 1944 — слушатель курсов младших лейтенантов 1-го Прибалтийского фронта[3]. С 25 ноября 1944 по 7 февраля 1945 года — командир батальона 287-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии[3][4]. Был тяжело ранен в ногу; с 8 февраля по 18 мая 1945 года находился на лечении в хирургическом госпитале № 4313, эвакогоспиталь № 33444[3].

27 января 1945 года приказом № 068 командующего 2-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского присвоено очередное воинское звание «майор»[3][9].

С 27 мая по 16 июня 1945 года — командир батальона 661-го стрелкового полка 200-й стрелковой дивизии, затем по 23 января 1946 года — командир батальона 164-го стрелкового полка 33-й стрелковой дивизии[3]. Демобилизован 26 февраля 1946 года[3].Работал директором «Заготживсырьё» в селе Курумкан, с 1954 года — бригадиром строительной бригады[3] в колхозе им. Сталина.

Умер в 1956 году в селе Курумкан, похоронен там же[10].

Память

В 1965 году вышла документальная повесть о Гуржапе Очирове[⇨].

С 1966 года в улусе Улюн проводится республиканский турнир по вольной борьбе памяти Г. В. Очирова[12]. В центре Улюна ему установлен памятник-бюст[12].

Одна из улиц села Курумкан носит имя Г. В. Очирова[13].

Представители общественности Бурятии ходатайствовали о присвоении звания Героя России майору Г. В. Очирову (посмертно)[1

В деревне Гришково Духовщинского района Смоленской области совместно с секретарём Духовщинского районного комитета партии Л. Цурановым и политруком А. Туровским Очиров организовал партизанский отряд, в котором возглавил штаб[3]. Бойцы отряда проводили диверсии: разбирали мосты, перерезали телефонные и телеграфные провода, разбивали машины, уничтожили более 300 предателей Родины.

По итогам конкурса капитанов заняли 1 место.

По итогам игры Что? Где? Когда? Заняли 4 место- всего было 30 вопросов на тему Бурятия  , за 30 минут нужно было ответить.

Общие итоги дистанционного слета девятиклассников.

Гран-при – ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
1 место – МАОУ «Корсаковская средняя общеобразовательная школа»
2 место - ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1»
2 место - МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
3 место - МАОУ «Бурятская гимназия №29», команда «Урагшаа»

  2. Участие в республиканской научно- практической конференции « Серебряная альфа»

19 ноября 2020года приняли участие в дистанционной научно- практической конференции

« Серебряная альфа» организованной Министерством образования и науки РБ и Малой академией наук, принимали участие учащиеся 5-7 классов , по следующим номинациям : экология.биология, история родного края, история семьи, литературное сочинение.

Мы приняли участие в номинации история родного края , тема исследовательской работы называлась « Жизнь первобытных людей на территории Бурятии».

 Основная проблема исследования: сведения о древнейшей истории Бурятии недостаточно  освещены в детской литературе.

Актуальность выбора данной темы заключается в том, что в данное время нет учебника Древнего мира  Бурятии в 5 классе .

Предполагаемый результат: углубление личных знаний о жизни древних людей в Бурятии.

Научно-практическая значимость работы: распространение информации среди учащихся, использование материала на уроках окружающего мира и истории

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников; Атлас Бурятии. Историко-культурный. Москва « Дизайн. Информация. Картография» 2001, Редакционная коллегия- Базаров Б.В, Жамбалова С.Г,Голубчиков Ю.Н, Ванчикова Ц.П, Притворов А.П, Федорова Е.А.
  • « История Бурятии» часть 1, Улан- Удэ, « Бэлиг» 2009, авторы Цыбиктаров А.Д- глава 1, Дашибалов Б.Б- глава 2, Номогоева В.В- глава 3,
  • поиск материалов в сети Интернет

В основу исследования мы взяли поздний палеолит  , узнали когда и как появился первый человек на территории Бурятии, общественный строй, орудия труда и занятия населения.

 По итогам конференции ученик 5 класса Базаров Цыбикжап был награжден дипломом 1 степени и сертификатом на сумму 2 000 рублей.

  1. Участие во всероссийской научно практической конференции « Первые шаги в науку»

 Организаторы Национальная система « Интеграция»- преемник Республиканского совета по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) высших и средних специальных учебных заведений Минвуза РСФСР, Всероссийского межведомственного совета научно-технического творчества молодежи (НТТМ) высших и средних специальных учебных заведений и Всероссийского координационного совета НТТМ при Правительстве – Совете Министров Российской Федерации.

Тема научно- исследовательской работы называлась

« Снайперы Бурятии в годы Великой Отечественной войны» .Выбрали тему не случайно, конференция была посвящена  75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов и 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза И.Н. КОЖЕДУБА.  В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек, Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно — умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. В своей работе исследовал боевой путь 15 снайперов. Слава о наших снайперах гремела по всем фронтам Красной Армии. В 1943году И.В.Сталин наградил восемь лучших снайперов.

Заочный тур прошли , были удостоены Диплома Лауреата и приглашены на очный тур в г. Москву который состоялся 17 декабря. 11 февраля 2021г нам предоставили возможность принять в онлайн- конференции, по результатам которого наш ученик занял Баяндуев Дамдин  1 место. Был издан Сборник тезисов работ участников XXVI  Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских работ.

   

Награды конкурса- серебряный знак отличия « Национальное достояние», золотой знак отличия « Национальное достижение»

  1. 17 марта 2021 года  приняли участие во Всероссийской игре « 1418»

Участвовало 65 тыс. школьников, из 30 возможных баллов набрали 23. Более 600 команд по ДФО, 1 место –Приморский край, 2 место- школа №42 г. Улан-Удэ РБ, 3 место – Кыренская школа РБ. Игра проходила по федеральным округам, ДФО и СФО- начали одновременно. Вопросы задавались на сайте игры, ответы записывали в Телеграмм канал, 1 тур :10- вопросов общероссийских, 2 тур: 10- вопросов по дальневосточному федеральному округу.

Все участники получили сертификаты.

  1. 29 апреля 2021года пройдет Всероссийский исторический диктант на тему Великой Отечественной войны. За 45 минут нужно ответить на 25 вопросов. По школе зарегистрировано 7 учащихся. На сайте есть тренировочные задания.В 2020 году приняло участие 76 государств, 85 регионов РФ. Возраст не ограничен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...