Исследование учебной мотивации
материал
Исследование учебной мотивации ( к таблице 7)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_tablitse_7.docx | 31.96 КБ |
таблица 7 | 31.96 КБ |
material_k_tablitse_7.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к таблице 7
Исследование учебной мотивации обучающихся.
Цельисследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
А -не очень
Б -нравится
В -не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А -чаще хочется остаться дома
Б -бывает по-разному
В -иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
А - не знаю
Б - остался бы дома
В - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А - не нравится
Б - бывают по-разному
В - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А - хотел бы
Б - не хотел бы
В - не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А - не знаю
Б - не хотел бы
В - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А - часто
Б - редко
В - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А - точно не знаю
Б - хотел бы
В - не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А - мало
Б - много
В - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А - да
Б - не очень
В - нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса | Оценка за 1 ответ А | Оценка за 2 ответ Б | Оценка за 3 ответ В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Средний уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2018/2019 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2019/2020 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2020/2021 уч.год |
1 | Маша Б. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь С. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Сергей С. | Высокий/высокий | 25/25 | Высокий/высокий | 25/25 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2017/2018 учебный год
Высокая мотивация: 0%
Средняя мотивация: 33%
Низкая мотивация: 66%
2018/2019 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 33 %
Низкая мотивация: 33%
№ п /п | Фамилия и имя Обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | ||
1 | Мария М. | Средний/средний | 20/22 | ||
2 | Сергей С | Высокий/высокий | 25/25 | ||
3 | Игорь Щ. | Низкий/средний | 12/16 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2019/2020 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 66%
Низкая мотивация: 0%
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2018/2019 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2020/2021 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2021/2022 уч.год |
1 | Сергей С. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь Щ. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Марина М. | Средний/средний | 18/20 | Средний/средний | 20/22 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2020/2021учебный год
Высокий уровень:33%
Средний уровень:66%
Низкий уровень:0%
В анкетировании принимали участие 2 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2021/2022 учебный год
Высокий уровень:50%
Средний уровень:50%
Низкий уровень:0%
Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно, значимо
3 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к опроснику "Учебная мотивация"
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
- Познавательные мотивы …………………………………….2 9 15
- Коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16
- Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21
- Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19
- Позиция школьника…………………………………………..7 14 20
- Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18
- Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17
При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
Уч. год | Кол-во детей | Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий) В С Н |
2017/2018уч.год | 3 | 0% 33% 66% |
2018/2019уч.год | 3 | 33% 33% 33% |
2019/2020уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2020/2021уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2021/2022уч.год | 2 | 50% 50% 0% |
Итого: 33% 66% 0%
Уровни:
Высокий: 33%
Средний: 66%
Низкий: 0%
Заключение:
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
- Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.
- Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
Вывод:
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Предварительный просмотр:
Материал к таблице 7
Исследование учебной мотивации обучающихся.
Цельисследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
А -не очень
Б -нравится
В -не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А -чаще хочется остаться дома
Б -бывает по-разному
В -иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
А - не знаю
Б - остался бы дома
В - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А - не нравится
Б - бывают по-разному
В - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А - хотел бы
Б - не хотел бы
В - не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А - не знаю
Б - не хотел бы
В - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А - часто
Б - редко
В - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А - точно не знаю
Б - хотел бы
В - не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А - мало
Б - много
В - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А - да
Б - не очень
В - нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса | Оценка за 1 ответ А | Оценка за 2 ответ Б | Оценка за 3 ответ В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Средний уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2018/2019 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2019/2020 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2020/2021 уч.год |
1 | Маша Б. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь С. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Сергей С. | Высокий/высокий | 25/25 | Высокий/высокий | 25/25 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2017/2018 учебный год
Высокая мотивация: 0%
Средняя мотивация: 33%
Низкая мотивация: 66%
2018/2019 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 33 %
Низкая мотивация: 33%
№ п /п | Фамилия и имя Обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | ||
1 | Мария М. | Средний/средний | 20/22 | ||
2 | Сергей С | Высокий/высокий | 25/25 | ||
3 | Игорь Щ. | Низкий/средний | 12/16 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2019/2020 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 66%
Низкая мотивация: 0%
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2018/2019 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2020/2021 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2021/2022 уч.год |
1 | Сергей С. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь Щ. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Марина М. | Средний/средний | 18/20 | Средний/средний | 20/22 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2020/2021учебный год
Высокий уровень:33%
Средний уровень:66%
Низкий уровень:0%
В анкетировании принимали участие 2 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2021/2022 учебный год
Высокий уровень:50%
Средний уровень:50%
Низкий уровень:0%
Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно, значимо
3 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к опроснику "Учебная мотивация"
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
- Познавательные мотивы …………………………………….2 9 15
- Коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16
- Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21
- Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19
- Позиция школьника…………………………………………..7 14 20
- Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18
- Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17
При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
Уч. год | Кол-во детей | Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий) В С Н |
2017/2018уч.год | 3 | 0% 33% 66% |
2018/2019уч.год | 3 | 33% 33% 33% |
2019/2020уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2020/2021уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2021/2022уч.год | 2 | 50% 50% 0% |
Итого: 33% 66% 0%
Уровни:
Высокий: 33%
Средний: 66%
Низкий: 0%
Заключение:
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
- Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.
- Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
Вывод:
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Предварительный просмотр:
Материал к таблице 7
Исследование учебной мотивации обучающихся.
Цельисследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.
. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Вопросы анкеты:
1.Тебе нравится в школе?
А -не очень
Б -нравится
В -не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А -чаще хочется остаться дома
Б -бывает по-разному
В -иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
А - не знаю
Б - остался бы дома
В - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А - не нравится
Б - бывают по-разному
В - нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А - хотел бы
Б - не хотел бы
В - не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А - не знаю
Б - не хотел бы
В - хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А - часто
Б - редко
В - не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А - точно не знаю
Б - хотел бы
В - не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А - мало
Б - много
В - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А - да
Б - не очень
В - нет
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.
№ вопроса | Оценка за 1 ответ А | Оценка за 2 ответ Б | Оценка за 3 ответ В |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:
-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.
Уровни сформированности школьной мотивации:
Высокий уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Средний уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2018/2019 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2019/2020 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2020/2021 уч.год |
1 | Маша Б. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь С. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Сергей С. | Высокий/высокий | 25/25 | Высокий/высокий | 25/25 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2017/2018 учебный год
Высокая мотивация: 0%
Средняя мотивация: 33%
Низкая мотивация: 66%
2018/2019 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 33 %
Низкая мотивация: 33%
№ п /п | Фамилия и имя Обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2017/2018 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | ||
1 | Мария М. | Средний/средний | 20/22 | ||
2 | Сергей С | Высокий/высокий | 25/25 | ||
3 | Игорь Щ. | Низкий/средний | 12/16 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:
2019/2020 учебный год
Высокая мотивация: 33%
Средняя мотивация: 66%
Низкая мотивация: 0%
№ п /п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень мотивации сентябрь/май 2018/2019 уч.г. | Кол-во баллов сент./май 2019/2020 уч.г. | Уровень мотивации сент./май 2020/2021 уч.год | Кол-во баллов сент./май 2021/2022 уч.год |
1 | Сергей С. | Высокий/высокий | 26/26 | Высокий/высокий | 26/26 |
2 | Игорь Щ. | Средний/средний | 22/23 | Средний/высокий | 23/25 |
3 | Марина М. | Средний/средний | 18/20 | Средний/средний | 20/22 |
В анкетировании принимали участие 3 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2020/2021учебный год
Высокий уровень:33%
Средний уровень:66%
Низкий уровень:0%
В анкетировании принимали участие 2 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
2021/2022 учебный год
Высокий уровень:50%
Средний уровень:50%
Низкий уровень:0%
Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания учиться в школе. на которые необходимо ответить: «да» если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю» если сомневаетесь. Старайтесь отвечать на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого напротив номера вопроса, который будет зачитываться зачеркни нужный балл.
0 баллов – почти не имеет значения
1 балл – частично значимо
2 балла – заметно, значимо
3 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде). | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело. | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к опроснику "Учебная мотивация"
Сложите количество баллов по следующим номерам ответов:
- Познавательные мотивы …………………………………….2 9 15
- Коммуникативные мотивы………………………………….3 10 16
- Эмоциональные мотивы……………………………………1 8 21
- Мотивы саморазвития……………………………………….6 13 19
- Позиция школьника…………………………………………..7 14 20
- Мотивы достижения успеха…………………………………5 12 18
- Мотивы одобрения (поощрения, наказания)………………..4 11 17
При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.
Уч. год | Кол-во детей | Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий) В С Н |
2017/2018уч.год | 3 | 0% 33% 66% |
2018/2019уч.год | 3 | 33% 33% 33% |
2019/2020уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2020/2021уч.год | 3 | 33% 66% 0% |
2021/2022уч.год | 2 | 50% 50% 0% |
Итого: 33% 66% 0%
Уровни:
Высокий: 33%
Средний: 66%
Низкий: 0%
Заключение:
- Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
- Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.
- Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
Вывод:
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...
Инновационный проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пол женский
В условиях внедрения ФГОС в начальной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают т...
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ...
Сводная таблица исследования учебной мотивации (по Н.Г. Лускановой)
Опросник, позволяющий выявить осознаваемые обучающимися мотивы учебной деятельности...
Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели....
Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))
Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))...