Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии
материал

Зарубина Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Формирование естественнонаучной грамотности

на уроках биологии, химии и географии

Зарубина Л.А.,

учитель химии, биологии и географии,

руководитель ШМО

учителей естественно-математического цикла

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Естественнонаучные знания и умения, овладения которыми оценивалось исследованиями PISA, в школе формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

За школьным порогом не встретишь чисто биологическое, или чисто химическое, математическое явление, поэтому чрезвычайно важно формирование на уроках целостного мировосприятия и умения применять естественнонаучные знания для решения жизненных проблем.

Задания в исследовании PISA направлены на оценку компетенций, характеризующих естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

  1. «Общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.
  2. Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

  • использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
  • выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
  • выявлять особенности естественнонаучного исследования;
  • делать выводы на основе полученных данных;
  • формулировать ответ в понятной для всех форме.
  • уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
  • уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
  • понимать методы научных исследований;
  • выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

Перечисленные выше умения уточняют понятие «естественнонаучной грамотности».

Задания PISA – нетипичны, т.е. их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это одна из причин их трудности для российских учащихся.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок и теми материалами, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку.

В своей работе для формирования естественнонаучной грамотности я широко применяю электронные образовательные ресурсы.

Материалы, которые использую в своей практике:

  1. Сборники эталонных заданий «Естественнонаучная грамотность». (Издательство «Просвещение»)

https://files.1urok.ru/images/88d77066a4d6e8ddc267f9c0ea15c7b8f2ba1651.png

Данный сборник рассчитан на учащихся 10-13 лет.

Пособие охватывает области знаний таких предметов, как биология, химия, физика, астрономия и география.

2. Использую ресурсы РЭШ (Российской электронной школы) - «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности». https://fg.resh.edu.ru/  (Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»).

3.  Использую ресурсы сайта Института стратегии развития образования Российской академии образования - «Мониторинг формирования функциональной грамотности». http://skiv.instrao.ru/  (Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности»).

4. Разрабатываю собственные задания в соответствии с темой урока. 

Это длительный и трудоемкий процесс. Удобно использовать свои задания тем, что у обучающихся отсутствует расхождение тем на уроке.

Результаты формирования естественнонаучной грамотности

учащихся 5 класса за 1 полугодие 2020 – 2021 учебного года

п/п

Знание

Учебного

материала

Понимание

Изучаемого

материала

Формирование

умений

и навыков

Развитие

внимания

Развитие

мировоззрения

Средний балл

1

4

3

3

3

3

3,2

2

4

3

3

3

3

3,2

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

3

3

3,6

5

3

3

3

3

3

3

6

5

4

4

4

4

4,2

7

4

4

4

3

3

3.6

8

4

3

3

3

3

3,2

9

4

3

3

3

3

3,2

10

3

3

3

3

3

3

11

5

5

4

4

4

4,4

12

4

4

4

4

4

4

13

4

4

3

3

3

3.4

14

5

5

5

4

4

4,6

15

5

5

5

5

4

4,8

Итого

4

3,9

3,6

3,6

3,5

3,8

Результаты формирования естественнонаучной грамотности

учащихся 5 класса за 2 полугодие 2020 – 2021 учебного года.

п/п

Знание

Учебного

материала

Понимание

Изучаемого

материала

Формирование

умений

и навыков

Развитие

внимания

Развитие

мировоззрения

Средний балл

1

4

4

3

3

3

3,2

2

4

4

4

3

3

3,6

3

4

3

3

3

3

3,2

4

4

4

4

3

4

3,8

5

3

4

3

3

3

3,2

6

5

4

4

4

4

4,2

7

5

4

5

4

4

4,4

8

4

3

4

4

4

3,8

9

4

3

3

3

3

3,2

10

3

3

3

3

3

3

11

5

5

4

4

4

4,4

12

4

5

4

4

4

4,2

13

4

4

4

4

4

4

14

5

5

5

4

4

4,6

15

5

5

5

5

4

4,8

Итого

4,1

4

4.2

3,8

3,8

4

Результаты формирования естественнонаучной грамотности

учащихся 6 класса за 1 полугодие 2021– 2022 учебного года.

п/п

Знание

Учебного

материала

Понимание

Изучаемого

материала

Формирование

умений

и навыков

Развитие

внимания

Развитие

мировоззрения

Средний балл

1

4

4

4

3

3

3.6

2

4

4

4

4

3

3,8

3

4

4

3

3

3

3,4

4

4

4

4

4

3

3,8

5

4

4

3

3

3

3,4

6

5

5

4

4

4

4,4

7

5

5

5

4

4

4,6

8

4

4

4

4

4

4

9

4

3

3

3

3

3,2

10

3

3

3

3

3

3

11

5

5

5

4

4

4,6

12

5

4

4

4

4

4,2

13

4

4

4

4

4

4

14

5

5

5

4

4

4,6

15

5

5

5

5

5

5

16

4

4

4

4

4

4

17

5

4

4

4

4

4,2

Итого

4,3

4,2

4,3

3,9

3,82

4,1

\

Технологическая карта отслеживания сформированности

знаний, умений и навыков по биологии в 5 классе (2020-2021 уч.год)

 

п/п

Фамилия

имя

Термины

Определения

Понятия

Узнавать

растения

и животных

Перечислять

явления и

события

Описывать

наблюдения и

опыты

Сравнивать

природные

объекты

Объяснять

явления

и факты

1

3

3

3

4

4

4

3

3

2

4

4

4

4

4

3

3

3

3

4

3

3

4

3

3

3

3

4

4

3

3

5

4

4

3

3

5

3

3

3

4

3

3

3

3

6

4

4

4

5

4

4

3

3

7

4

4

4

4

4

4

4

4

8

3

3

3

4

4

3

3

3

9

4

3

3

3

3

3

3

3

10

3

3

3

3

3

3

3

3

11

5

5

4

5

5

5

4

4

12

4

4

4

5

4

4

4

3

13

4

4

4

4

4

4

3

3

14

5

5

5

5

5

5

4

4

15

5

5

4

5

5

5

4

4

итого

4,1

3,8

3,7

4.3

4,4

3,5

3,4

3,3

Технологическая карта оценки естественнонаучной грамотности учащихся 6 класса за первое полугодие 2021 – 2022 учебного года.

п/п

Фамилия

имя

Распознавание

вопросов,

идей

Выделение

информации

Умение

делать

выводы

Умение

демонстрировать

коммуникативные

способности

демонстрация

знания и

понимания

естественнонаучных

понятий

1

3

4

3

4

3

2

3

4

4

3

4

3

3

3

3

3

3

4

3

4

4

3

3

5

4

4

4

3

4

6

4

4

4

4

4

7

4

4

3

3

4

8

3

3

3

3

3

9

3

3

3

3

3

10

3

3

3

3

3

11

5

5

4

4

5

12

4

4

4

4

4

13

4

4

3

3

4

14

5

5

4

4

5

15

5

5

4

4

5

16

5

4

4

4

5

17

5

4

5

4

4

Итого

3,8

3,9

3,6

3,5

3,9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разбираем и решаем открытые задания исследования ( PISA )

Слайд 2

Внедряем в урочную систему задания (УМК), направленные на формирование естественно-научной грамотности.

Слайд 3

Материалы , которые используют учителя в своей практике: 1. Сборники эталонных заданий «Естественнонаучная грамотность». ( Издательство «Просвещение»)

Слайд 4

Материалы , которые используют учителя в своей практике: 2. Используют ресурсы РЭШ (Российской электронной школы) - «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности». https://fg.resh.edu.ru/ (Инновационный проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности »).

Слайд 6

- Индикатор прогресса прохождения диагностической работы отображается в колонке «Прогресс ». - Индикатор оценивания работы (информация о том, требуется экспертиза развернутых ответов для данной работы или нет). Отображается в колонке « Оценивание / результат» до оценивания работы . Итоговый результат за выполненную работу (сумма баллов автоматизированного и экспертного оценивания работы). Отображается в колонке «Оценивание/результат» после оценивания работы

Слайд 7

Материалы , которые используют учителя в своей практике: 3. Используют ресурсы сайта Института стратегии развития образования Российской академии образования - «Мониторинг формирования функциональной грамотности». http://skiv.instrao.ru /

Слайд 8

Материалы , которые используют учителя в своей практике: 4. Разрабатывают собственные задания в соответствии с темой урока.

Слайд 9

Задание ЕНГ (Биология 6 класс) Умение проводить учебное исследование. Задание на множественный выбор. Известно , что для того, чтобы семена проросли, необходимы определённые условия. Тане поручили провести опыт, проверяющий необходимость наличия воды и воздуха для прорастания семян гороха. Она взяла три одинаковых стакана и в каждый из них высыпала по 10 семян гороха. Во второй стакан под семена Таня положила влажную тряпочку, а в третьем — залила семена водой (рис. 1). Все стаканы девочка поставила в одно и то же тёплое место. Через некоторое время она обнаружила, что семена гороха проросли только во втором стакане (рис. 2 ). Вопрос : Отсутствие какого фактора повлияло на невсхожесть семян в третьем стакане? 1 . Свет. 2 . Вода. 3 . Воздух. 4 . Тепло. ОТВЕТ : 3

Слайд 10

Задание ЕНГ (Биология 6 класс) Умение проводить учебное исследование. Задание на исключение неправильных утверждений Древние греки считали, что растения питаются так же, как животные. Только растения перевёрнуты вниз «головой». У животных рот находится сверху и впереди, а у растений «рот» (корень) – снизу. Растения «откусывают» и «проглатывают» «жирные» частицы почвы (гумус), пока почва не станет совсем бесплодной. Около 400 лет назад известный голландский ученый ван Гельмонт провёл следующий эксперимент. Он взял около 80 кг сухой земли в кадке и в неё посадил ветвь ивы весом 2 кг. В течение пяти лет естествоиспытатель выращивал её, поливая только дождевой водой. За это время вес ивы увеличился до 76,5 кг, а вес земли уменьшился всего на несколько десятков граммов. Задание: Какой вывод из опыта можно сделать с позиций сегодняшних знаний о росте и развитии растений? 1) Ива растет благодаря воде, которая накапливается в ней. 2) Рост ивы определяется характером и составом почвы, в которой оно находится. 3) Материал, из которого выросло дерево, изначально находился в исходной ветке. 4) Данный опыт не позволяет выявить главную причину образования материала, из которого выросло дерево. ОТВЕТ: 4

Слайд 11

Задание ЕНГ (Биология 6 класс) Умение проводить учебное исследование. Задание на множественный выбор. Насекомые — это самая большая по численности группа животных, их более 1 млн. видов. Самая разнообразная группа насекомых — жуки. Майский жук — членистоногое, которое имеет шесть ног и органы воздушного дыхания — трахеи. Тело жука состоит из трёх отделов: головы, на которой расположена одна пара усиков, груди и брюшка. Тело жука, как и других членистоногих, покрыто хитиновым панцирем, который выполняет функцию наружного скелета. У майского жука есть прочные и жёсткие надкрылья — передние крылья, закрывающие тонкие перепончатые задние крылья и большую часть брюшка. Задание: Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для ловли насекомых с целью изучения. Список приборов: 1) гербарий 2) кольцо для кольцевания 3) сачок 4) банка с крышкой 5) фотоловушка Ответ: ___ 34 _

Слайд 12

Задание ЕНГ (Биология 7 класс) Умение научно объяснять явления. Задание на исключение неправильных утверждений Из всех существующих чувств цветовое зрение труднее всего поддаётся изучению. Убедительно доказать, что какое-либо животное обладает цветовым зрением, можно с помощью тщательных опытов с условными рефлексами. Учёные провели большую серию экспериментов, в которых разные животные, для того чтобы получить пищу, должны были поднимать крышки ящиков, окрашенных в красный и серый цвет одинаковой яркости (пищу всегда клали в ящик красного цвета). Результаты этих опытов показали, что, например, золотистые хомячки с одинаковой вероятностью открывали крышки обоих ящиков, тогда как обезьяны уже после нескольких дней чётко узнавали ящик с кормом. Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании проведённого исследования? Выберите из перечня все верные утверждения: 1) Обезьяны обладают таким же цветовым зрением, как и человек. 2) Золотистые хомячки видят окружающий мир в сером цвете. 3) Обезьяны различают красный и серый цвета, но не различают зелёный цвет. 4) Золотистые хомячки не отличают красный цвет от серого. 5) Цветовое зрение у животных различается. Ответ: ___ 45 _

Слайд 13

Модель задания по ЕНГ в формате исследования PISA 8 класс Поваренная соль Соль жизненно необходима для жизнедеятельности человека, равно как и всех прочих живых существ. В основном в соли, используемой в быту, содержится хлорид натрия. Составные части соли участвуют в очень важных биохимических процессах живых организмов: выработке соляной кислоты – важного компонента желудочного сока, в передаче нервных импульсов, сокращении мышечных волокон. Но надо помнить, что переизбыток соли может приводить к нежелательным последствиям, например к задержке жидкости в организме и повышению кровяного давления. Вопрос 1. Существует крылатое выражение «Пуд соли съесть» (вдвоём), которое означает, что двое провели вместе достаточно много времени. Считается, что в день один человек употребляет около 10 г соли. Сколько же времени надо провести вместе двум друзьям, чтобы за это время съесть пуд (16 кг) соли? Ответ подтвердите расчётами Ответ : : 2,2 года. Расчёты : два человека в год съедят соли: 20 · 365= 7300 г (7,3 кг) 16 : 7,3 = 2,2 года Критерии 1. Дан верный ответ-1 балл 2 . Даны другие варианты ответа– 0 баллов

Слайд 14

Модель задания по ЕНГ в формате исследования PISA 8 класс Поваренная соль Вопрос 2. Чаще всего соль белая, но может иметь сероватый оттенок. В таблице приведены данные о составе различных сортов соли. На основании данных таблицы определите, соль каких сортов может иметь сероватый цвет. Поясните , почему цвет будет не белым. Ответ : соль первого и второго сортов может иметь сероватый оттенок. Это объясняется наличием большего количества примесей, чем в соли сортов экстра и высший Критерии Дан верный ответ и записано пояснение – 2 балла Дан верный ответ, но пояснение ошибочно или отсутствует-1 балл Даны другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Слайд 15

Модель задания по ЕНГ в формате исследования PISA 8 класс Поваренная соль Вопрос 3. Используя данные таблицы о составе различных сортов соли, вычислите, во сколько раз меньше магния содержится в 50 г соли высшего сорта, чем в 50 г соли второго сорта. Ответ подтвердите расчётами. Ответ : в 5 раз. Расчёты: 0,25 : 0,05 = 5 Критерии Дан верный ответ - 1балл Даны другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов Вопрос 4. Министерство здравоохранения РФ разработало законопроект, согласно которому вся соль мелкого помола будет обогащаться иодом . Иодированная поваренная соль – кухонная соль с добавлением строго определённого количества иодида или иодата калия. При приёме внутрь такая соль способствует профилактике развития иод -дефицитных заболеваний в географических местностях с природным дефицитом (эндемией) иода . О химическом элементе или о простом веществе иоде идёт речь в тексте? Ответ : речь идёт о химическом элементе иоде Критерии: 1. Дан верный ответ -1 балл 2. Даны другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Слайд 16

Модель задания по ЕНГ в формате исследования PISA 8 класс Поваренная соль Вопрос 5 . Зимой хлорид натрия, смешанный с другими солями, песком или глиной – так называемая техническая соль – применяется как антифриз против гололёда. До сих пор техническая соль может считаться эффективным противогололёдным средством. Какое свойство соли обусловило такое её применение в народном хозяйстве? Какую роль играет песок в используемой смеси? Ответ : соль поглощает воду и превращается в раствор, температура замерзания которого ниже, чем у воды; песок удерживает раствор, не даёт раствору стекать с дороги; уменьшает скользкость дороги Критерии Даны два верных ответа – 2 балла Дан один верный ответ - 1балл Другие ответы или ответ отсутствует– 0 баллов

Слайд 17

Учебное исследование Применяют методы естественнонаучного исследования: наблюдать ; измерять ; прогнозировать ; понимать « несплошной » текст; интерпретировать данные; выдвигать гипотезы;

Слайд 18

Исследование как домашний эксперимент Как определить степень зрелости яблока ? Факт: В незрелых яблоках содержится крахмал. При созревании крахмал гидролизуется до глюкозы. Придумайте способ определить зрелость яблок. Какую закономерность увидели? Что влияет на достоверность полученных данных? В каком случае можно делать вывод о верности гипотезы?

Слайд 19

№ п/п Знание Учебного материала Понимание Изучаемого материала Формирование умений и навыков Развитие внимания Развитие мировоззрения Средний балл 1 4 3 3 3 3 3,2 2 4 3 3 3 3 3,2 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 3 3 3,6 5 3 3 3 3 3 3 6 5 4 4 4 4 4,2 7 4 4 4 3 3 3.6 8 4 3 3 3 3 3,2 9 4 3 3 3 3 3,2 10 3 3 3 3 3 3 11 5 5 4 4 4 4,4 12 4 4 4 4 4 4 13 4 4 3 3 3 3.4 14 5 5 5 4 4 4,6 15 5 5 5 5 4 4,8 Итого 4 3,9 3,6 3,6 3,5 3,8 Результаты формирования естественнонаучной грамотности учащихся 5 класса за 1 полугодие 2020 – 2021 учебного года

Слайд 20

Результаты формирования естественнонаучной грамотности учащихся 5 класса за 2 полугодие 2020 – 2021 учебного года. № п/п Знание Учебного материала Понимание Изучаемого материала Формирование умений и навыков Развитие внимания Развитие мировоззрения Средний балл 1 4 4 3 3 3 3,2 2 4 4 4 3 3 3,6 3 4 3 3 3 3 3,2 4 4 4 4 3 4 3,8 5 3 4 3 3 3 3,2 6 5 4 4 4 4 4,2 7 5 4 5 4 4 4,4 8 4 3 4 4 4 3,8 9 4 3 3 3 3 3,2 10 3 3 3 3 3 3 11 5 5 4 4 4 4,4 12 4 5 4 4 4 4,2 13 4 4 4 4 4 4 14 5 5 5 4 4 4,6 15 5 5 5 5 4 4,8 Итого 4,1 4 4.2 3,8 3,8 4

Слайд 21

Результаты формирования естественнонаучной грамотности учащихся 6 класса за 1 полугодие 2021– 2022 учебного года. № п/п Знание Учебного материала Понимание Изучаемого материала Формирование умений и навыков Развитие внимания Развитие мировоззрения Средний балл 1 4 4 4 3 3 3.6 2 4 4 4 4 3 3,8 3 4 4 3 3 3 3,4 4 4 4 4 4 3 3,8 5 4 4 3 3 3 3,4 6 5 5 4 4 4 4,4 7 5 5 5 4 4 4,6 8 4 4 4 4 4 4 9 4 3 3 3 3 3,2 10 3 3 3 3 3 3 11 5 5 5 4 4 4,6 12 5 4 4 4 4 4,2 13 4 4 4 4 4 4 14 5 5 5 4 4 4,6 15 5 5 5 5 5 5 16 4 4 4 4 4 4 17 5 4 4 4 4 4,2 Итого 4,3 4,2 4,3 3,9 3,82 4,1

Слайд 22

Технологическая карта сформированности знаний, умений и навыков по биологии в 5 классе (2020-2021 уч.год ) № п/п Фамилия имя Термины Определения Понятия Узнавать растения и животных Перечислять явления и события Описывать наблюдения и опыты Сравнивать природные объекты Объяснять явления и факты 1 3 3 3 4 4 4 3 3 2 4 4 4 4 4 3 3 3 3 4 3 3 4 3 3 3 3 4 4 3 3 5 4 4 3 3 5 3 3 3 4 3 3 3 3 6 4 4 4 5 4 4 3 3 7 4 4 4 4 4 4 4 4 8 3 3 3 4 4 3 3 3 9 4 3 3 3 3 3 3 3 10 3 3 3 3 3 3 3 3 11 5 5 4 5 5 5 4 4 12 4 4 4 5 4 4 4 3 13 4 4 4 4 4 4 3 3 14 5 5 5 5 5 5 4 4 15 5 5 4 5 5 5 4 4 итого 4,1 3,8 3,7 4.3 4,4 3,5 3,4 3,3

Слайд 23

Технологическая карта оценки естественнонаучной грамотности учащихся 6 класса за первое полугодие 2021 – 2022 учебного года. № п/п Фамилия имя Распознавание вопросов, идей Выделение информации Умение делать выводы Умение демонстрировать коммуникативные способности Демонстрация знания и понимания естественнонаучных понятий 1 3 4 3 4 3 2 3 4 4 3 4 3 3 3 3 3 3 4 3 4 4 3 3 5 4 4 4 3 4 6 4 4 4 4 4 7 4 4 3 3 4 8 3 3 3 3 3 9 4 3 3 3 3 10 3 3 3 3 3 11 5 5 4 4 5 12 4 4 4 4 4 13 4 4 3 3 4 14 5 5 4 4 5 15 5 5 4 4 5 16 5 4 4 4 5 17 5 4 5 4 4 Итого 3,8 3,9 3,6 3,5 3,9



Предварительный просмотр:

Особенности инструментария

исследования естественнонаучной грамотности

Зарубина Л.А.,

учитель химии, биологии и географии,

руководитель ШМО

учителей естественно-математического цикла

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Слайд 1.

        Мое выступление посвящено проблеме формирования естественнонаучной грамотности обучающихся.  В начале хочу остановиться на том, что понимают под естественнонаучной грамотностью.

        Естественнонаучная грамотность - это один из аспектов функциональной грамотности.

        Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

        Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

        Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 2.    (Функциональная грамотность. PISA)

        Понятие естественнонаучной грамотности пришло из международного сравнительного исследования PISA. В рамках этого исследования оценивается функциональная грамотность, включающая читательскую, математическую, естественно-научную.

        Оценка функциональной грамотности в PISA базируется на компетентностном подходе. В нашей стране компетентностный подход реализуется в системе высшего образования и постепенно завоевывает позиции в школьном образовании. Эффективность обучения при таком подходе определяется не только полнотой и систематичностью знаний, но и способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности.

        Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а посредством свободного использования наиболее эффективного для данной конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося знаний-умений.

        Поэтому Компетентность рассматривается как интеграция знаний, умений, отношений и ценностей, возникающих как эффект формирования знаний и умений. Проявляется компетентность в действии. Такое понимание компетентности было сформулировано в Образовательной организации экономического сотрудничества и развития.

Слайд 3.    (Естественнонаучная грамотность. PISA)

        Под естественно-научной грамотностью (ЕНГ) понимают «способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.         Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям».

        Обратите внимание, в этом определении виден тот самый синтез ценностей и отношений («занимать активную гражданскую позицию», «стремиться участвовать»), естественно-научных знаний и умений.

        Человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, должен проявлять следующие компетенции:

 Научно объяснять явления;

 Понимать особенности естественнонаучного исследования;

 Научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов.

Слайд 4.   (Естественнонаучная грамотность. Задания)

        Для формирования/оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией.

        Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы.

        Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:

  • Компетентность, на оценивание которой направлено задание   (как правило, умение, составляющее данную компетентность);
  • Тип  естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании (т.е. те знания из биологии, физики, химии или физической географии, которые необходимы для выполнения задания);
  • Контекст (т.е. характеристика жизненной ситуации, использующейся в задании);
  • Познавательный уровень (или степень трудности) задания.

        

Слайд 5.    (Компетенции – познавательные действия)

        Определяющей характеристикой заданий являются Компетенции, на проверку которых они направлены.

        Для каждой из компетентностей предлагается набор познавательных действий, являющихся структурными элементами данных компетенций. Как правило, в процессе выполнения заданий формируется или оценивается одно или несколько из этих познавательных действий.

        На слайде представлены познавательные действия,

  1. Относящиеся к компетенции «Научно объяснять явления»:

 Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения  явления.

  Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления.

 Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

 Объяснять принцип действия технического устройства или технологии.

  1. Относящиеся к компетенции «Понимать особенности естественнонаучного исследования»:

        - Распознавать и формулировать цель данного исследования.

        - Предлагать и оценивать способ научного исследования данного вопроса.

        - Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

        - Описывать и оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений.

        3. Относящиеся к компетенции «Научно интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов»:

        - Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

        - Преобразовывать одну форму представления данных в другую.

        - Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.

        - Оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Слайд 6.   (Естественнонаучное  знание) 

        Компетентностно-ориентированные задания, как правило, содержат информацию, описывающую реальную жизненную ситуацию, но для ее понимания необходимо обладать определенным запасом естественнонаучных знаний и уметь пользоваться терминологией естественных наук. Все это возможно в том случае, если контекст учитывает тематику вопросов, изучаемых по биологии, физике и химии в данном классе.

        Знаниевая (или тематическая) составляющая представляется двумя блоками:

  • Знание содержания (Содержательное знание) (определяется для каждого из классов на основе программ по биологии, физике и химии, относящиеся к следующим областям:

-  «Физические системы» (физика, химия),

- «Живые системы» (биология)

- «Науки о Земле и Вселенной» (география, геология, астрономия));

  • Знание процедур  (Процедурное знание) (включает понимание естественно-научных методов познания).

Блок «Знание процедур», в котором можно выделить две составляющие:

- знание о различных методах научного познания (наблюдение, измерение, опыт, моделирование, гипотеза)

- и приемы проведения исследований и обработки данных (выбор оборудования, способы увеличения точности измерений и т.д.).

На слайде представлен перечень элементов этого блока для основной школы.

Слайд 7. (Естественнонаучная грамотность. Разделы)

        Содержательное знание, знание научного содержания, относится  к следующим областям:

  • Живые системы (40% знаний)
  • Физические системы (33% знаний)
  • Земля и космические системы (27% знаний)

Предметы:

Астрономия

Биология

Физика

Химия

Экология

Физическая география

Слайд 8.  (Контексты. Пример для 8 класса)

        Достаточно сложной процедурой является отбор контекстов, т.е. поиск тех реальных жизненных ситуаций, которые можно описать, объяснить или исследовать с использованием имеющегося у учащихся запаса естественнонаучных знаний.

        Как правило, удобно выделить блоки контекстов, которые можно наполнять конкретными ситуациями с учетом программ по предметам.

        Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация.

        

        Например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам:

здоровье

природные ресурсы

окружающая среда

опасности и риски

связь науки и технологий

        В открытом банке заданий по оценке естественно-научной грамотности (размещенном на сайте ФГНУ «ФИПИ») используются следующие блоки:

        - «Процессы и явления в неживой природе»,

        - «Процессы и явления в живой природе»,

        - «Современные технологии»,

        - «Техника и технологии в быту»,

        - «Опасности и риски»,

        - «Экологические проблемы»,

        - «Использование природных ресурсов».

На слайде приведены примеры для 8 класса контекстов для каждого из этих блоков.

Процессы и явления в неживой природе.

        В том числе: образование росы, тумана, инея, замерзание водоемов, дрейф магнитных полюсов, рефракция, мираж, электричество живых организмов, фазы Луны, горение веществ.

Процессы и явления в живой природе.

        В том числе на примере животных: дыхание, питание, раздражимость, движение, ритмичность, саморегуляция.

Современные технологии.

        В том числе: техника камуфляжа (цвета тел), поезда на магнитной подушке, трансгенные животные; генная инженерия в животноводстве, медицине; клонирование животных, современные пластмассы, водородное топливо.

Техника и технологии в быту.

        В том числе: современные осветительные приборы, нагревательные приборы, бытовые фильтры, экотестер.

Опасности и риски.

        В том числе: магнитные бури и здоровье человека, молния, зеркальные небоскребы, ядовитые животные, животные паразиты, животные вредители, животные переносчики опасных инфекций.

Экологические проблемы.

        В том числе: проблемы Арктики, тепловое загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, кислотные дожди, истощение природных ресурсов, излишний вылов рыбы, этические вопросы отлова крупных млекопитающих (тюленей, китов), рыбные фермы и их влияние на окружающую среду.

Использование природных ресурсов.

        В том числе: опреснение воды, тепловой насос, геотермальная электростанция, осмотическая электростанция, тепловая электростанция, гидроэлектростанция.

Слайд 9.  (Познавательные уровни)

        Для заданий по естественнонаучной грамотности в PISA определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания.

        Выделяются  следующие  познавательные  уровни:

  • Низкий – выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике  или  в  таблице.
  • Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц  или  графиков.
  • Высокий – анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Слайд 10. (Модель заданий по ЕНГ в формате PISA)

        Модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA:

        В наиболее общем виде модель задания по оценке ЕНГ можно представить в виде следующей схемы:

        В этой модели в явном виде не фигурирует такой параметр, как «познавательные уровни». Однако неявно он присутствует в каждой из остальных характеристик. Ведь трудность задания может зависеть от сложности описания самой реальной ситуации, необходимого объема содержательного знания и того, на каком уровне должна быть продемонстрирована та или иная компетентность.

        Например, если предлагается дать научное объяснение какого-то явления, то, во-первых, само явление может быть проще или сложнее, а во-вторых, объяснять его можно поверхностно, на качественном уровне или, например, с использованием математического аппарата.

Слайд 11. (Пример характеристик задания)

        Приведем описание четырех характеристик на примере задания для 8 класса.

        Здесь предлагается ситуация, в которой существует выбор для проведения как различных естественно-научных исследований, так и проблем, которые можно решить другими методами (ссылка на законы, правила, особенности взаимодействия с другими людьми и т.д.).

        Необходимо выбрать все вопросы, которые могут быть исследованы при помощи естественнонаучных методов.

Пример задания

        Двое друзей собираются участвовать в соревнованиях квадрокоптеров, в которых оцениваются как скорость, так и маневренность дронов.

        Ребята настроены на победу и сформулировали проблемы, которые необходимо решить до соревнований. На какие из указанных ниже вопросов ребята смогут ответить, используя естественно-научные методы? Выберите все верные ответы.

        1. В какой цвет покрасить корпус квадрокоптера для того, чтобы он лучше смотрелся на видеозаписи?

        2. Какова должна быть емкость аккумуляторной батареи квадрокоптера для пролета всей дистанции гонок?

        3. Можно ли увеличить размеры пропеллеров, если изменить мощность электродвигателя?

        4. Могут ли школьники участвовать в гонках Всероссийской лиги дрон-рейсинга?

        5. Можно ли использовать видеоаппаратуру, дающую задержку изображения до 20 милисекунд, если предполагается разгонять квадрокоптер до 100 км/ч?

                Ответ: 2, 3, 5

        В этом задании:

        Проверяемая компетентность - «Понимание особенностей естественнонаучного исследования».

        Проверяемое познавательное действие – Различать вопросы, которые возможно исследовать методами естественных наук.

        Контекст относится к блоку «Техника и технологии в быту», а для выполнения задания нужно обладать Процедурными знаниями, понимать, что представляет собой гипотеза в естественно-научном исследовании.

        По сути – это модель, после изучения которой можно разработать и другие задания с использованием самых различных контекстов по проверке умения различать естественно-научные гипотезы.

Слайд 12.  (Умение научно объяснять явления)

        На слайде приведен пример задания на Проверяемую компетентность - «Научно объяснять явления».  

        Задание с множественным выбором ответов.

Слайд 13.  (Умение проводить учебное исследование ( Понимание

особенностей естественнонаучного исследование)

        Приведен пример задания на Проверяемую компетентность - «Понимание особенностей естественнонаучного исследование» и требует умения предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса.  

        

Слайд 14. (Умение интерпретировать научную информацию и использовать научные доказательства для получения выводов) 

        Приведены примеры заданий на Проверяемую компетентность - «Умение интерпретировать научную информацию и использовать научные доказательства для получения выводов» и Проверяемую компетентность – «Умение научно объяснять явления».

        Задание требует умения анализировать данные (цветную температурную карту лунной поверхности с легендой к карте) и делать выводы на этой основе.  

Слайд 15.  (Причины низких результатов (по мнению экспертов PISA)

  • Значительное число заданий на биологическом  материале относится к применению методов естественнонаучного исследования.
  • Задания с экологическим содержанием, вызывают затруднения у обучающихся.
  • Проблемы с выполнением заданий, в которых предлагается  сформулировать выводы, и представить в форме графиков, таблиц, схем.
  • Учащиеся затрудняются  с обоснованным высказыванием в письменной речи.
  • Содержание заданий PISA практически не выходит за пределы примерных программ по биологии, химии, но в исследовании PISA речь идет об активном применении знаний.

        Международные сравнительные исследования (TIMSS) в области образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям (PISA).

Слайд 16.  (Что делать?)

        1. Одной из необходимых мер, которая позволит изменить ситуацию в лучшую сторону, является развитие и применение методик, стимулирующих познавательную активность учащихся в области естественнонаучной грамотности (из анализа результатов PISA).

Слайд 17.  Разбираем и решаем открытые задания исследования (PISA) 

        2. Разбираем и решаем открытые задания исследования (PISA)

Слайд 18.   Внедряем в урочную систему задания (УМК), направленные на формирование естественнонаучной грамотности.

  1. Внедряем в урочную систему задания (УМК), направленные на формирование  естественнонаучной грамотности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ» Особенности инструментария исследования естественнонаучной грамотности Зарубина Л.А ., учитель химии, биологии и географии, руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Слайд 2

Функциональная грамотность. PISA Компетентностный подход Компетентность рассматривается как интеграция знаний (понимание, когнитивное присвоение учебного материала), умений (включающих когнитивные, коммуникативные и проектные умения), отношений и ценностей, возникающих как эффект формирования знаний и умений.

Слайд 3

Естественнонаучная грамотность. PISA Естественно-научная грамотность - это Способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций :  научно объяснять явления;  понимать особенности естественно-научного исследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов

Слайд 4

Естественнонаучная грамотность. Задания Для формирования/ оценки естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации и задания, связанные с этой ситуацией . Каждое из заданий характеризуется следующими признаками: Компетентност ь, на оценивание которой направлено задание; Тип естественнонаучного знания , затрагиваемый в задании; Контекст ; Познавательный уровень (или степень трудности) задания.

Слайд 5

Компетенции → познавательные действия

Слайд 6

Естественнонаучное знание Тематическая составляющая представляется двумя блоками : Знание содержания ( определяется для каждого из классов на основе программ п о биологии, физике и химии ) Знание процедур (включает понимание естественно-научных методов познания (наблюдения, измерения, опыты)

Слайд 7

Естественнонаучная грамотность Разделы  Содержательное знание , знание научного содержания, относится к следующим областям: Живые системы (40% знаний) Физические системы (33% знаний) Земля и космические системы (27% знаний) Предметы : Астрономия Биология Физика Химия Экология Физическая география

Слайд 8

Контексты. Пример для 8 класса

Слайд 9

Познавательные уровни Для заданий по ЕНГ в PISA определяются уровни познавательных действий, которые должен выполнить ученик для выполнения данного задания . Выделяются следующие познавательные уровни :  Низкий – выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.  Средний – использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.  Высокий – анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Слайд 10

Модель заданий по ЕНГ в формате PISA

Слайд 11

Пример характеристик задания

Слайд 12

Умение научно объяснять явления З адание с множественным выбором ответов Луна

Слайд 13

Умение проводить учебное исследование (понимание особенностей естественнонаучного исследование)

Слайд 14

- умение интерпретировать научную информацию и использовать научные доказательства для получения выводов -умение научно объяснять явления

Слайд 15

Причины низких результатов ( по мнению экспертов PISA ) Значительное число заданий на биологическом материале относится к применению методов естественнонаучного исследования Задания с экологическим содержанием, вызывают затруднения у обучающихся. Проблемы с выполнением заданий, в которых предлагается с сформулировать выводы, и представить в форме графиков, таблиц, схем. Учащиеся затрудняются с обоснованным высказыванием в письменной речи. Содержание заданий PISA практически не выходит за пределы примерных программ по биологии, химии, но в исследовании PISA речь идет об а ктивном применении знаний.

Слайд 16

Что делать? Одной из необходимых мер, которая позволит изменить ситуацию в лучшую сторону, является развитие и применение методик, стимулирующих познавательную активность учащихся в области естественнонаучной грамотности (из анализа результатов PISA ).

Слайд 17

Разбираем и решаем открытые задания исследования ( PISA )

Слайд 18

Внедряем в урочную систему задания (УМК), направленные на формирование естественно-научной грамотности.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

ЗАДАНИЯ

по биологии и химии,

направленные на формирование

естественнонаучной грамотности

Зарубина Л.А.,

учитель химии, биологии, географии

        Анализ контрольных диагностических работ и всероссийских проверочных работ по биологии прошлых лет (это был 6 класс – 2019г., затем 7 класс (2020г.), те же учащиеся) показал недостаточную сформированность у обучающихся следующих умений:

- осмысливать и оценивать содержание и формы текста,

- оценивать достоверность информации и качество информационных источников,

- высказывать собственную точку зрения по обсуждаемой в тексте проблеме.         Это повлекло за собой ошибки в контрольной диагностической работе (2021г. те же учащиеся, 8 класс) - они показали недостаточную сформированность умений:

- в распознавании научных вопросов,

- в применении методов естественнонаучного исследования,

- в интерпретации данных и использовании научных доказательств для получения выводов.

        Поэтому я поставила себе задачу: найти способы и приёмы для развития у школьников умений использовать свои знания, в том числе и биологические, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.

        Для этого проанализировала понятие «естественнонаучная грамотность» и подобрала задания, направленные на формирование у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций.

        Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

        Это требует от естественно научно грамотного человека следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

 - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

        В течение последних двух лет мною были подобраны задания из разных источников, направленные на формирование читательской грамотности и умений выполнять задания всероссийских проверочных работ. Эта копилка постоянно пополняется.

        Все задания, которые направлены на формирование умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной грамотности, я объединила по блокам:

I. Задания на формирование компетенции: научное объяснение явлений.

II. Задания на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования.

III. Задания на формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов.

        Вывод: Таким образом – ЕНГ это составляющее звено в формировании функциональной грамотности. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира.

Задание 1:

Умение научно объяснять явления.

Задание на множественный выбор.

        В естественных условиях культура хлопчатника распространена очень широко в разных формах. Растение представляет собой высокие (до 200 см) стебельки кустарниковой формы. Листья некрупные, с рассечённой красивой листовой пластинкой. Цветок небольшой, неброской окраски (жёлтый, белый или кремовый); плод – коробочка, в которой созревают семена. На каждом семени формируется до 15 тысяч тоненьких волосков, которые и используются для получения ткани.

        Все виды культурного хлопчатника крайне теплолюбивы. Растение гибнет при заморозках в 1–2 °С, причём гибель может наступить как весной – в начале вегетации, так и осенью. Хлопчатники хорошо переносят засуху благодаря развитой корневой системе. Без влаги растение растёт, но о высоких урожаях говорить не приходится. Хлопчатник – светолюбивое растение, предпочитающее сероземные, щелочно-болотные и засоленные почвы.

        Какие климатические причины могут приводить к низкой урожайности хлопчатника?

1) кратковременная засуха

2) ночные заморозки

3) насекомые-вредители

4) обильные осадки

        ОТВЕТ: 24

 

Задание 2:

Умение научно объяснять явления.

Задание  на сопоставления.

        Для того чтобы определить, реагирует ли животное на определённые цвета, необходимо исследовать его поведение, а такое исследование связано с определёнными трудностями. Если животное обучено выполнять какие-либо условно рефлекторные действия в ответ на предъявление цветного предмета, это ещё не означает, что оно реагирует именно на его цвет, т.е. на определённую длину световой волны. Возможно, что включаются другие факторы.

        Установите соответствие между экспериментом и дополнительным фактором, который может объяснить результат эксперимента, помимо реагирования на определённый цвет:

Описание эксперимента

Дополнительный фактор

А) Телёнка приучили к жёлтому пластмассовому ведру. Впоследствии он не обращал внимания на алюминиевые вёдра, наполненные пищей, но зато лизал пустое жёлтое ведро. Был сделан вывод, что телёнок различает жёлтый цвет.

Б) Во время корриды бык атакует развевающийся красный плащ матадора или любую ткань красного цвета. Был сделан вывод, что быка раздражает красный цвет.

В) У собаки был для игры любимый мяч синего цвета. Она всегда выбирала его из кучи разноцветных мячей такого же размера. Был сделан вывод, что собака различает синий цвет.

1) У предметов есть характерный (привычный) запах.

2) Разные материалы по разному отражают световые лучи (имеют разную яркость).

3) Животное реагирует на движение предметов.

4) Животное реагирует на цвет предметов.

5) Фоторецепторы животных недостаточно изучены.

Ответ:

А

Б

В

2

3

1

Задание 3:

Умение научно объяснять явления.

Задание на исключение неправильных утверждений

        Из всех существующих чувств цветовое зрение труднее всего поддаётся изучению. Убедительно доказать, что какое-либо животное обладает цветовым зрением, можно с помощью тщательных опытов с условными рефлексами.

        Учёные провели большую серию экспериментов, в которых разные животные, для того чтобы получить пищу, должны были поднимать крышки ящиков, окрашенных в красный и серый цвет одинаковой яркости (пищу всегда клали в ящик красного цвета). Результаты этих опытов показали, что, например, золотистые хомячки с одинаковой вероятностью открывали крышки обоих ящиков, тогда как обезьяны уже после нескольких дней чётко узнавали ящик с кормом.

        Какие выводы можно сделать на основании проведённого исследования?         Выберите из перечня все верные утверждения:

1) Обезьяны обладают таким же цветовым зрением, как и человек.

2) Золотистые хомячки видят окружающий мир в сером цвете.

3) Обезьяны различают красный и серый цвета, но не различают зелёный цвет.

4) Золотистые хомячки не отличают красный цвет от серого.

5) Цветовое зрение у животных различается.

Ответ: ___45_

Задание 4:

Умение интерпретировать научную информацию.

Задание  на множественный выбор.

        Поддержание постоянной температуры тела у животного возможно только при наличии равенства между количеством теплопродукции (получением тепла) и количеством теплоотдачи (потерей тепла). Теплоотдача возрастает при понижении температуры окружающей среды и уменьшается при её повышении. Если разность температур поверхности кожи и окружающей среды становится равной нулю, теплоотдача с поверхности становится невозможной.

        Теплопродукция – это количество тепла, образуемого в организме животного за определённое время. Тепло образуется в процессе протекания реакций обмена веществ в организме, а также выделяется при работе мышц.

        В таблице приведены данные о температуре тела различных животных.

Температура тела животных

Животные

Температура тела °C

Лошадь

37,5–38,5

Корова

37,5–39,0

Овца

38,5–40,0

Свинья

38,0–40,0

Собака

37,5–39,5

Кролик

38,5–39,5

Норка

38,5–39,5

Песец

38,0–39,0

Лисица

38,0–39,0

Нутрия

36,5–38,0

Курица

40,5–42,0

Утка

41,0–43,0

Гусь

40,0–41,0

Индейка

40,0–41,5

Голубь

41,0–44,0

        У каких теплокровных животных теплоотдача с поверхности тела будет практически отсутствовать при температуре окружающей среды 40–41 °C?

  1. Голубь.
  2. Курица
  3. Гусь.
  4. Индейка.
  5. Утка.

ОТВЕТ: 234

Задание 5:

Умение интерпретировать научную информацию.

Задание  на сопоставления.

        Володя живет в сельской местности Самарской области. В последние годы сельчане наблюдают повышение численности и активности змей в окрестностях поселка. Решив разобраться с происходящим в природе, мальчик стал интересоваться видовым составом змей своего региона. Вот что он узнал.  В Самарской области обитает всего 6 видов змей: обыкновенный уж, водяной уж, обыкновенная медянка, узорчатый полоз, обыкновенная гадюка и степная гадюка.         Все виды змей являются достаточно редкими и занесены в Красную книгу области. Володя занес в таблицу  некоторые характеристики местных видов змей.

Виды змей

Кусается

Опасен

(ядовит)

Места обитания

Форма

зрачка

Внешние особенности

Обыкновенный уж

Да

Нет

Берега водоёмов,

края низинных болот, низменные луга, пойменные кустарники, старые вырубки

Круглый

Голова округлая.

Желтые пятна на голове.

Выделяет неприятно пахнущую жидкость. Притворяется мертвым.

Водяной уж

Нет

Нет

Берега рек и водоёмов.

Круглый

Голова округлая. Желтых пятен нет. Брюхо оранжево-желтое или розово-красное.

По спине в шахматном порядке темные пятна.

Окрас темный.

Обыкновенная медянка

Да

Нет

Лиственные и хвойные леса, горы, поросшие кустарником склоны

Круглый

Пятна на спине. Голова переходит в туловище без видимых границ. Темная полоса, проходящая через глаза.

Узорчатый полоз

Да

Нет

В излучинах рек и тростниковых садах

Круглый

Нет зигзага на спине. Голова переходит в туловище без видимых границ.

Обыкновенная гадюка

Да

Да

Смешанные и лиственные леса, заросшие травой поляны, лесные опушки и вырубки

Вертикальный

Голова треугольная.

На спине зигзагообразные полосы. 

Может иметь сплошной черный окрас.

Степная гадюка

Да

Да

Равнинные и горные полынные степи, луга, сухие кустарники

Вертикальный

Голова треугольная.

Окрас буровато-серый.

На голове рисунок в виде буквы «Х».

Зигзаг на спине.

Брюхо светлое.

 

Задание: Найдите неправильные утверждения. И установите соответствие между утверждением и выбранным ответом, заполнив таблицу.

Утверждения

Выбранный ответ

1

Люди тысячелетиями панически боятся змей, причем любых змей, не разбираясь ядовитая ли змея.

      А)  ДА

 

       Б)  НЕТ

 

 

 

 

2

Ужа легко отличить от всех других змей по желтым или оранжевым пятнам на голове.

3

Гадюки имеют голову треугольной формы.

4

Обыкновенная гадюка не может иметь черный окрас. Черными бывают ужи.

5

Если взять в руки  Ужа обыкновенного, то можно ощутить неприятный запах.

 

1

2

3

4

5

Ответ:

1

2

3

4

5

А

Б

А

Б

А

Утверждения

Выбранный ответ

Пояснение к ответу.

1

Люди тысячелетиями панически боятся змей, причем любых змей, не разбираясь ядовитая ли змея.

ДА

 

2

Ужа легко отличить от всех других змей по желтым или оранжевым пятнам на голове.

НЕТ

Водяной уж не имеет пятен на голове. Его легко перепутать с гадюкой.

3

Гадюки имеют голову треугольной формы.

ДА

 

4

Обыкновенная гадюка не может иметь черный окрас. Черными бывают ужи.

НЕТ

Обыкновенная гадюка может иметь черный окрас.

5

Если взять в руки  Ужа обыкновенного, то можно ощутить неприятный запах.

ДА

 

Задание 6:

Умение интерпретировать научную информацию.

Задание на исключение неправильных утверждений.

        Одним из главных факторов, определяющих активность рыб, является температура воды. Очень низкие температуры могут вводить рыб в оцепенение, а очень высокие приводят к замору рыбы. Дело в том, что растворимость кислорода в воде тем ниже, чем выше её температура. Поэтому в тёплой воде рыбы начинают испытывать дефицит кислорода, и их активность резко снижается.

        Также от температуры зависит нерест – вымётывание икры и оплодотворение её сперматозоидами. У большинства европейской пресноводной рыбы нерест проходит весной.

Виды рыб

Температура воды, °C

Приводит рыбу в оцепенение

Питание рыб

Благоприятно для нереста

Начало

Интенсивное

Окончание

Налим

1

1

3-7

12

2-4

Форель

2

2

10-12

18

6-8

Щука

2

4

13-16

23

4-9

Окунь

2

4

12-15

21

6-8

Карп

6

8-10

20-28

30

15-23

Линь

6

10

20

30

17-23

        Какие утверждения, сформулированные на основании этой таблицы, являются верными? Укажите все верные утверждения.

        1) Карп обитает в холодных горных реках с быстрым течением.

        2) Линь в морозные дни находится подо льдом в пассивном состоянии.

        3) Клёв окуня у берега будет максимальным в жаркий летний день после полудня.

        4) Форель предпочитает холодные водоёмы, температура в которых не поднимается выше 20 °С.

        5) Щука нерестится весной одной из самых первых.

ОТВЕТ: 245

Задание 7:

Умение проводить учебное исследование.

Задание на множественный выбор.

Известно, что для того, чтобы семена проросли, необходимы определённые условия. Тане поручили провести опыт, проверяющий необходимость наличия воды и воздуха для прорастания семян гороха.

Она взяла три одинаковых стакана и в каждый из них высыпала по 10 семян гороха. Во второй стакан под семена Таня положила влажную тряпочку, а в третьем — залила семена водой (рис. 1). Все стаканы девочка поставила в одно и то же тёплое место. Через некоторое время она обнаружила, что семена гороха проросли только во втором стакане (рис. 2).

https://bio6-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33228

        Отсутствие какого фактора повлияло на невсхожесть семян в третьем стакане?

        1. Свет.

        2. Вода.

        3. Воздух.

        4. Тепло.

ОТВЕТ:  3

Задание 8:

Умение проводить учебное исследование.

Задание на исключение неправильных утверждений

        Древние греки считали, что растения питаются так же, как животные. Только растения перевёрнуты вниз «головой». У животных рот находится сверху и впереди, а у растений «рот» (корень) – снизу. Растения «откусывают» и «проглатывают» «жирные» частицы почвы (гумус), пока почва не станет совсем бесплодной.

        Около 400 лет назад известный голландский ученый ван Гельмонт провёл следующий эксперимент. Он взял около 80 кг сухой земли в кадке и в неё посадил ветвь ивы весом 2 кг. В течение пяти лет естествоиспытатель выращивал её, поливая только дождевой водой. За это время вес ивы увеличился до 76,5 кг, а вес земли уменьшился всего на несколько десятков граммов.

        Какой вывод из опыта можно сделать с позиций сегодняшних знаний о росте и развитии растений?

1)  Ива растет благодаря воде, которая накапливается в ней.

2) Рост ивы определяется характером и составом почвы, в которой оно находится.

3) Материал, из которого выросло дерево, изначально находился в исходной ветке.

4) Данный опыт не позволяет выявить главную причину образования материала, из которого выросло дерево.

ОТВЕТ:  4

Задание 9:

Умение проводить учебное исследование.

Задание на множественный выбор.

        Насекомые — это самая большая по численности группа животных, их более 1 млн. видов.  Самая разнообразная группа насекомых — жуки.  Майский жук — членистоногое, которое имеет шесть ног и органы воздушного дыхания — трахеи.  Тело жука состоит из трёх отделов: головы, на которой расположена одна пара усиков, груди и брюшка.  Тело жука, как и других членистоногих, покрыто хитиновым панцирем, который выполняет функцию наружного скелета.  У майского жука есть прочные и жёсткие надкрылья — передние крылья, закрывающие тонкие перепончатые задние крылья и большую часть брюшка.

Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для ловли насекомых с целью изучения.

         Список приборов:

1) гербарий

2) кольцо для кольцевания

3) сачок

4) банка с крышкой

5) фотоловушка

 

Ответ: ___34_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Практико-ориентированные задания, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности на уроках химии»

Целью обучения химии является целостное формирование системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности. В совреме...

Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках географии

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную  гражданскую позицию по  вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнон...

Особенности развития естественнонаучной грамотности обучающихся 6-7 классов в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем»

С 2021 года в ГБОУ СОШ № 464 Пушкинского района СПб осуществляется реализация курса внеурочной деятельности для 6-7-х классов "Мир, в котором мы живем", одним из авторов-составителей которой...

Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии"

Материал рассказывает о способах развития функциональной грамотности на уроках географии....

Методы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с ...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...