план работы с одарёнными детьми класса
методическая разработка

план работы с одарёнными детьми класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odaryonnym_.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа с одаренными детьми в 10 Б классе

2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Анализ участия учащихся школы  в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.  Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

            Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новымиусловиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организациицеленаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в тойили иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегдаподходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детейхарактерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность ияркая независимость.

В 2020-2021 учебном году была назначена классным руководителем 10 Б класса. В классе по списку 11 обучающихся. Среди всех детей особенно выделялась Зеленовская Вероника высоким уровнем интеллектуального развития и познавательного интереса. Как классный руководитель приняла решение развивать способности девочки на протяжении двух лет обучения в школе. Так появиласьпрограмма работы с одаренными детьми, включающая индивидуальную карту работы с  обучающейся.

Концепция работы с одарёнными детьми.

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе буду опираться на следующее «рабочее» определение одарённых детей:

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3. Учащиеся, не достигающие по каким либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2. принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. принцип возрастания рои внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5. принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. выявление одаренных детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

- проведение различных внеурочных конкурсов, соревнований, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности и в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успех в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыки содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основной для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- соревнования;

- работа по индивидуальным планам.

-спортивные секции

-участие в олимпиадах, конкурсах, научно-следовательских конференциях.

Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

            5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

 IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

   4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

5. Выдвижение на Стипендиата Главы района

Технологическая карта индивидуальной работы с одарёнными обучающимисяна 2020-2021 учебный год

Ф.И.О. учителя: Титяева Наталья Петровна

 Место работы: МБОУ «Ермаковская СШ№1» с. Ермаковское

Фамилия, имя ученика

Зеленовская Вероника

класс

10Б

Состав семьи, её структура

Полная. В семье два ребёнка

Жилищно-бытовые условия

Дом

Взаимоотношения в семье

Доверительные, теплые

Культурный уровень семьи

Высокий

Характер ребенка

Лидер,ответственная, старательная, отзывчивая, всегда готова помочьдругу

Положение ребенка в классе

Участвует в  мероприятиях школы и в делах класса.

Учебная деятельность

за все годы обучения «отлично» по всем

предметам

Средства работы с учеником

Формирование познавательного интереса к предметам. Дополнительная внеклассная работа

Мотивация обучения

получить знания, интерес к учению, нужно для будущей професии

Трудовая деятельность

наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

участие в трудовых делах: самое активное

Планируемый результат

Повышение уровня ЗУН ученика. Успешное выступление на олимпиадах по предметам

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

2020-2021г.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Составление списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления

Сентябрь

Классный руководитель

2

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка

октябрь

Классный руководитель

3

Проведение школьных предметных олимпиад 5-11 классы

Сентябрь-Октябрь

Учителя предметники

4

Участие в районных, региональных конкурсах,  дистанционных олимпиадах

Постоянно

Классный руководитель

Учителя предметники

5

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке

Постоянно

Учителя предметники

6

Организация кружковой работы по интересам, дополнительных образовательных услуг

Сентябрь-май

зам. директора по УВР

зам. директора по ВР

7

Участие в муниципальных, региональных  предметных олимпиадах

5-11 классы

Ноябрь-декабрь

январь-февраль

учителя – предметники, кл. рук.

8

Участие  научно-практической конференции

Февраль-март

Учителя предметники

9

Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: круг интересов учащихся, трудности в учёбе, индивидуальных способностей

В течение года

учителя-предметники

10

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»,  Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

Постоянно

Педагог-психолог

11

Родительские собрания.

 тематика родительских собраний:

- «Одарённые дети»;

- «Формирование учебной мотивации»;

- «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления»;

- «Легко ли быть одаренным ребенком».

По графику

Педагог-психолог

Классный руководитель

Ожидаемые результаты

- появится целостная система работы с одаренными детьми

- в педагогическом коллективе будут иметь приоритет творчески работающие учителя, которые станут движущей силой всегопедагогического коллектива, что даст возможность существенно улучшить качество образования всех детей

- будет создан социально-психологический климат для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся

- существенно расширится внеурочная деятельность, которая будет направлена на развитие способностей детей в различных сферах деятельности

- улучшатся условия для воспитания потребности к здоровому образу жизни.

- удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей

- повышение уровня индивидуальных достижений ребенка

-  повышенный интерес к проектно-исследовательской деятельности.

-  активное участие обучающихся в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах и других мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одарёнными детьми

В этом материале размещён план работы с одарёнными детьми....

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

План работы с одарёнными детьми

План работы с одарёнными детьми...

План работы с одарёнными детьми учителя информатики

Подробный план работы с одарёнными детьми...

План работы с одарёнными детьми.

Проведена ДКР по математике. Составлен план работы с одарёнными детьми....

План работы с одарёнными детьми на уроках музыки 5 класс

Содержани и формы работы с одарёнными детьми на уроках музык, поощь одарённым обучающимся в самореализации их творческой напрвленноси....