Учебно- методические материалы
учебно-методический материал (10 класс)

Глухова Наталья Геннадьевна

Уроки, презентации, пособия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Способы словообразования. 10 класс

Цели:

Познавательные:

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентации

ХОД УРОКА

Эпиграф

Слово делится на части,

 Ах, какое это счастье!

 Может каждый грамотей

 Делать слово из частей!

I. Приветствие учащихся.

II.Орфоэпическая разминка (слайд№2,3)

Баловать, намерение, клала, жалюзи, свекла, включит, простыня, пуловер, понял, занята.

III. Интрига. (слайд№4)

Перед ребятами лежат на столах отрывки из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.

— Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки:

— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

— А какое это слово? – спросил Томми.

— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

— Ну, скажи какое, – попросила Анника.

— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.

— Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”? Почему? (Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие… Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.) (слайд №5)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

IV. Объявление темы урока, целей. (слайд№6)

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.

— Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:

— Цель нашего занятия

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

отработать умения определять способ образования слова.

V. Повторение базового материала по теме

1. Проведём разминку-повторение по теме в форме терминологического диктанта. (Учитель раздаёт карточки, на которых записано  толкование терминов из раздела “Словообразование”, учащиеся в тетрадь записывают краткий ответ). (Приложение 2)

2. Взаимопроверка (в парах) с использованием материалов § 16 учебника (стр. 51-54.).

3. Анализ “разминки” в форме беседы с учащимися.

— Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если правильных ответов меньше 6, значит, терминологический минимум не усвоен; от 6 баллов до 8 – удовлетворительно, 9 – хорошо; 10 баллов – отлично.

— Какие понятия встретились впервые при чтении параграфа?

VI. Объяснение нового материала учителем. (слайд№7-17)

1. Вернёмся к эпиграфу.  Игра «Кто больше?» (слайд№18)

2.Распределительный диктант. (слайд№19-21)

VII. Закрепление изученного материала

1.Решение тестовых заданий. (слайд№22-25)

2. Работа ЭОР.   http://fcior.edu.ru/card/2362/sposoby-slovoobrazovaniya-p1.html

 ( Более слабые учащиеся работают с тренажёром «Способы словообразования»).Также данный тренажёр можно использовать при отсутствии выхода в Интернет.

(Приложение 3)

10. Анализ заданий вариантов ЕГЭ (слайд№26)

— Мы рассматривали примеры нетрудные.

Примеры заданий открытого типа (часть В).

VIII.Итоги урока

IX. Домашнее задание П.16.упр.79, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования» (слайд№2,7)



Предварительный просмотр:

СЛОВО В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

ОМОНИМЫ. ПАРОНИМЫ.

СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ

Цели урока:

  • продолжить работу с основными лексическими понятиями;
  • совершенствовать навыки грамматических разборов;
  • развивать аналитические навыки.

Круг рассматриваемых вопросов: омонимы и их особенности; паронимы и их особенности; синонимы, их основные типы; антонимы, их основные типы.

ХОД УРОКА

1. Языковая разминка (А1-А6)

2. Проверка домашнего задания.

Карточка. Средства выразительности.

3. Знакомство с теоретическим материалом.

Тема 1: Омонимы и их употребление (§ 4).

1. Актуализация уже имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу.

•  Что называется омонимами? Приведите примеры.

2. Углубление первоначальных знаний. Прочитайте учебник на стр. 15.

•  Что нового вы узнали, прочитав материал параграфа?

•  Задайте вопросы к тексту.

•  Составьте и запишите план прочитанного текста.

•  Опираясь на план, расскажите содержание параграфа.

3. Первичное закрепление материала.

Упражнение   10.   Прочитайте   выразительно   стихотворение М.И. Цветаевой. Вопросы на восприятие:

•  Как вы понимаете смысл прочитанного стихотворения?

•  Понятна ли вам точка зрения поэта?

•  Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свое мнение.

•  Какую роль играют омонимы в создании стихотворения?

Упражнение 11. Распределите слова по группам. Аргументируйте свой ответ.

Омоформы: перевожу (переводить) — перевожу (перевозить).

Омофоны: везти — вести; костный — косный; лиса — леса; бал — балл; лес — лез; переносится — переносица.

Омографы:    дорога — дорога; плачу — плачу; стою — стою.

Упражнение 12. Прочитайте выразительно стихотворные фрагменты, найдите и охарактеризуйте омонимы.

Норка (животное) — норка (дом норки) — лексические омонимы; (ниткой) суровой (толстая нить) — (зимой) суровой (сложные погодные условия) — лексические омонимы; рысью (аллюр) — рысью (животное) — лексические омонимы; чаще (сравн. степень прил.) — чаще (имя сущ.) — омоформы; стаю (глагол) — стаю (имя сущ.) — омоформы; голубей (сравн. степень прил.) — голубей (имя сущ.) — омоформы.Дополнительное задание. Спишите фрагмент 2. Объясните графически постановку знаков препинания.

Тонко, но крепко, как ниткой суровой, он связан с этой зимой суровой, с тучей, что над Поволжьем плывет, со всем, что на этой земле живет.

[....., но ...... как ......__=, сущ., (что =), мест.], (что =).

Те м а 2: Паронимы и их употребление (§ 5).

1.  Прочитайте   материал   параграфа.   Вопросы   на   первичное восприятие.

•  Что называется паронимами?

•  Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

2. Первичное закрепление материала.

Упражнение 15. Устно дайте толкование предложенным словам. Запишите в тетрадь паронимы, подобрав к ним зависимые слова, проясняющие значение паронимов.

Войти в дом (внутрь) — взойти на крыльцо (наверх) ;вдохнуть (воздух) — вздохнуть (тяжело); деловой (костюм, человек, обстановка) — деловитый (качество характера); усвоить (учебный материал) — освоить (средства, территорию); неизмеримый (огромный) — несоизмеримый (то, что нельзя сопоставлять); эффектный (то, что производит эффект) — эффективный (то, что приводит к результату); искусный (тонкая работа) — искусственный (ненатуральный); одеть (что-то) — надеть (на кого-то); главный (важный, значимый) — заглавный (вынесенный в заглавие); командированный (человек) — командировочный (об удостоверении); сшить (общеупотр.) — пошить (разг.).

Упражнение 16. Выберите нужное слово.

1 — надето, 2 — абонент, 3 — несоизмеримые, 4 — нестерпимая; 5 — целой; 6 — представится; 7 — дефектные; 8 — длительное; 9 — лесные.

Те м а  3: Синонимы и их употребление (§6). Антонимы и их употребление (§7).

1. Самостоятельная работа с учебником.

Синонимы и антонимы, как правило, хорошо усваиваются школьниками в классах среднего звена, поэтому учащимся предлагается самостоятельно познакомиться с материалом параграфов 6 и 7, составить и записать вопросы к прочитанным текстам.

Дополнительный материал для учителя. Помимо языковых синонимов и антонимов выделяются синонимы и антонимы контекстуальные. Контекстуальная синонимия и антонимия возникает в условиях определенного контекста. Вне контекста эти слова не являются синонимами и антонимами. Разные значения многозначного слова могут входить в разные синонимические и в разные антонимические ряды. В качестве примеров можно использовать упражнение 24.

2. Первичное закрепление материала.

Упражнение 18. Прочитайте текст словарной статьи. Ответьте на вопрос: чем, по мнению Д.И. Фонвизина, различаются оттенки значения слов «праздный» и «ленивый». Какое из слов имеет более негативный оттенок? Прочитайте современные словарные статьи, сравните их с той, что приводит Д. И. Фонвизин. В качестве примера приводим один из возможных вариантов словарных статей.

Ленивый — 1. Склонный к безделью, не желающий работать, заниматься. Ленивый мальчик. 2. Выражающий лень, вялый, медлительный. Ленивая поза, движение.

Праздный — 1. Ничем полезным не занятый, без дела. Праздное существование. 2. перен. Бесцельный, пустой. Праздное любопытство.

(В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина.Русский толковый словарь.)

Упражнение 22. Совершенствуем навыки связной речи. ПрочиТайте текст. Назовите синонимы. Ответьте на вопросы.

•  Почему их использование создает комический эффект? (Возможный ответ: потому что все перечисленные слова при видимом разнообразии обозначают один цвет.)

•  Какие из приведенных авторами оттенков черного цвета показались вам неожиданными? Почему?

Упражнение 23. Подберите к указанным словам антонимы, сгруппируйте антонимические пары по частям речи.

Имена существительные: радость — печаль, грусть; друг — враг; зло — добро; тьма — свет; земля — небо; начало — финал.Имена прилагательные: смелый — трусливый; горький — сладкий; горячий — холодный; узкий — широкий; больной — здоровый; длинный — короткий; чистый — грязный.

Глаголы: найти — потерять; говорить — молчать; любить — ненавидеть; смеяться — плакать; вспомнить — забыть.Наречия: много — мало; вверху — внизу.

Дополнительное задание. Составьте 2—3 предложения, используя в них антонимы.

Упражнение 25. Дополнительное задание. Какова роль антонимов в пословицах?

Упражнение 26. Дополнительное задание. Как вы понимаете 5 и 6 пословицы?

Подведение итогов урока.

1. Расскажите, в чем основные особенности омофонов, омографов, омоформ? Чем они отличаются от полных лексических омонимов?

2.  Что нового вы узнали о паронимах? Как избежать ошибок при использовании паронимов в речи?

3. Расскажите о синонимах.

4. Расскажите об антонимах.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения».

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • - закрепить полученные знания о СПП;
  • - тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • - обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

Мы уже познакомились  с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого. Потому что, ребята, завтра, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 70 лет.

3. Видеофильм о В. Высоцком – 3 минуты

Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».

4. Повторение изученного:

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.

Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)

б) Практическое: Работа с буклетом.
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

Задание 2. Заполните "слепую" схему.

Определительные

?

обстоятельственные

?

Падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 3.
Соедините стрелками придаточные предложения сглавными. Определите вид придаточных.

Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.

Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.

Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

В песне «Я не люблю» чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.

Задание 4.

Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам?

Примеры предложений:

  • • Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
  • • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
  • • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
  • • Петухи дерутся, так что перья летят.
  • • Там, где растут розы, растут и шипы.
  • • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
  • • Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
  • • Мне грустно, потому что я тебя люблю.
  • • Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
  • • Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
  • • Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

6. Исследовательская работа по парам. .

  • • Каждая пара анализирует текст.
  • • Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
  • • (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

 - Кто это? – спросил я.

 - Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…

 - А какой же он с виду? – спросил я.

 - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Примерный ответ детей:

  • • Перед нами отрывок из повести Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Писатель оформил речь в виде диалога. Тип речи – описание предмета, в данном случае – описание птицы. Мы можем представить, какой коростель, потому что в тексте перечислены его внешние признаки. Он рыженький, бесхвостый, ноги длинные, на цыплёнка похож. Писатель использует прилагательные с конкретным значением, сравнение ( на цыплёнка похож ), слова в переносном значении ( из пуха в перо выходит – растёт ). Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
  • • СПП: На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю (с придаточным сравнения).
  • • Схема: […глаг…], (будто…).
  • • СПП: На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит. (СПП с придаточным времени).
  • • Схема: […кр.прил…], (когда…).

Официально-деловой стиль

Директору управления

 Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

         Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

          Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.

 6 октября 1998 г.                       Петров. 

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

7. Комплексный анализ текста.
Текст на карточках у каждого учащегося.

(1)Так кем же он все-таки был?

(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.

(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.

(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

                 Если друг оказался вдруг

                 И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!

Р. Рождественский.

Слайд.

Задания:

  • • 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
  • • 2.Составьте схему 8 предложения.
  • • 3.Объясните значение слова бард.
  • • 4. Выпишите частицы из предложения №12.
  • • 5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
  • • 6. Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

8. Домашнее задание.

  • • Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».

9. Рефлексия.

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

Что понравилось на уроке?______________

___________________________________________

Что не понравилось ?____________________

___________________________________________

8. Итог урока.

Цель:
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Песня о друге. (В. Высоцкий) под гитару

В конце урока ученики отвечают на вопрос: " Какова главная мысль " Песни о друге»?

Дополнительные задания к уроку:

Задание №1

Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.

1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

__________________________________________________________________________________

2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

__________________________________________________________________________________

3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

__________________________________________________________________________________

4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играютсвирели. (В. Высоцкий, 1970г)

__________________________________________________________________________________

5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)

__________________________________________________________________________________

6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

__________________________________________________________________________________

7. Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

__________________________________________________________________________________

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)

 

Задание №2

1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами
который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
4. Отвечают на вопросы
где? когда? по какой причине? при каком условии?
5. Придаточные, которые отвечают на вопросы
где? куда?
6. Эти придаточные присоединяются союзными словами
едва, когда, с тех пор как...
7. Придаточные, которые отвечают на вопрос
в какой степени?
8. Придаточные, которые присоединяются союзами
словно, будто, точно.
9. Отвечают на вопрос
с какой целью?
10. Отвечают на вопросы
несмотря на что? вопреки чему?
11. Присоединяются союзом
так что.
12. Присоединяются союзами
потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)
13. Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?



Предварительный просмотр:

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 

Цели урока:

  • изучить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ,
  • узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения;
  • развивать логическое мышление посредством грамматических разборов;
  • воспитывать внимательное отношение к слову

Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении.

ХОД УРОКА

I. Проверка  домашнего задания.

  • Письменные ответы на контрольные вопросы о СПП.
  • Словарно-орфографическая работа

II. Изучение темы.

Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении.

Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его.

  • Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны бессоюзной связью.

- Какие знаки ставятся между частями БСП?
- Чем определяется выбор знаков? (Соотношением частей БСП).

Запятая и точка с запятой ставятся в том случае, когда части равноправны, то есть не зависят одна от другой.

Запишем два предложения и сравним их:

В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов).

Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов)

Выделите основы (потемнело; голова закружилась; Я шел, было грустно)

- Как соотносятся части в этих предложениях?

В первом примере обе части равноправны – между ними можно поставить союз и – получится ССП).

Во втором примере вторая часть подчинена первой, от которой мы и задаем вопрос: Я шел медленно - почему? Мне было грустно)

Обобщение: запятая ставится в случае, когда обе части равноправны.

- Когда же мы ставим точку с запятой?

Запишем предложение и рассмотрим этот пример:

Дубовые кусты разрослись по склонам оврага, около родника зеленеет короткая бархатная трава, солнечные лучи никогда не касаются его холодной, серебристой влаги (Т.)

- Сколько частей в предложении? (три части).

Третья часть предложения распространена и осложнена однородными членами предложения. Кроме того, смысловая связь между 1 –2 и 3 частью менее тесная.

Вывод: Точка с запятой ставится в случае, когда одна из частей осложнена, сильно распространена или имеет слабую смысловую часть с другими частями.

  • А теперь вспомним случаи постановки двоеточия и тире в БСП. 

Рассмотрим пример:

Я знал его: мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно.

- Как соотносятся части? Они равноправны? Первая часть содержит законченную мысль?

Нет. Оно неполное без второй части. Т.о. вторая часть выполняет вспомогательную функцию: оно поясняет первую часть:

Я знал его, а именно: мы странствовали с ним…

Еще пример.

Мне снилось: я шел по широкой голой степи… (Т.)

Какие отношения между частями? (Вторая часть подчинена первой – она ее дополняет)

- Какой союз можно поставить между частями?

Мне снилось, что я…. Т.о. наше БСП превращается в СПП.

Запишем еще один пример:

На том берегу небо было залито багровой краской: восходила луна.(Ч.)

- В какой части БСП содержится основная информация? Какую функцию выполняет вторая часть? (Указывает на причину)

Небо было залито – почему?- восходила луна.

Сделаем вывод: в каких случаях в БСП между частями ставится двоеточие?

- Когда вторая часть поясняет первую.
- Когда вторая часть указывает на причину того, о чем идет речь в первой.
- Когда вторая часть дополняет первую часть.

  • Тире между частями БСП. 

Рассмотрим следующие примеры:

Вы улыбнетесь – мне отрада (Пушкин)
Лес рубят – щепки летят.(Пословица)
Слово молвит – соловей поет. (Пословица)

(Предложения, в которых стоит тире, как правило, более короткие и более выразительные.)

- В какой части предложения содержится основная информация? (Во второй части: мне отрада, щепки летят, соловей поет).

Во всех примерах первая часть выступает в роли придаточного предложения:

Мне отрада – при каком условии? – если вы улыбнетесь.

Щепки летят – когда? – когда лес рубят.

Слово молвит, точно соловей поет (идет сравнение).

Рассмотрим еще пример.

Чин следовал ему – он службе вдруг оставил (Грибоедов)

Части противопоставлены (Чин следовал ему, а он…)

И последний случай постановки тире.

Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Крылов)

Вторая часть заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении.

Делаем вывод: Тире ставится в БСП в случае, если:

- Первая часть указывает на условие или время (Если, когда)
- Части сравниваются
- Части противопоставляются
- Вторая часть содержит вывод, следствие.

III. Стилистические особенности БСП.

Обратите внимание на стилистические особенности БСП. Бессоюзная связь усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряженность и динамичность, живость, легкость, простота, изящество и экспрессия:

  1. За мной гнались – я духом не смутился (Лермонтов)
  2. Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце (Лермонтов)
  3. Я знал: удар судьбы меня не обойдет (Лермонтов)
  4. Сказала что-то я – он начал хохотать (Грибоедов)
  5. Он засмеется – все хохочут. Нахмурит брови – все молчат (Пушкин)
  6. И я закрыл глаза и смутно чувствовал – все сон, непонятный сон (Бунин)
  7. Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить (Тютчев)

Назовите автора последнего предложения?

Запишем его и расставим знаки.

Объясните их постановку. Подчеркните основы предложений.

IV. Упражнения на закрепление правил. Комплексный анализ текста.

V. Итоги урока.

Какие предложения называются бессоюзными сложными?
Какие знаки ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
От чего зависит выбор знака в бессоюзном сложном предложении?

Домашнее задание:

- Повторить тему “Знаки в бессоюзном сложном предложении”.
- Сделать упражнения



Предварительный просмотр:

  1. Предмет: Литература.
  2. Класс: 11
  3. Тема:  «Памяти Булата Окуджавы посвящается…»
  4. Тип урока: Обобщение темы.
  5. Продолжительность: 1 урок
  6. CD: DVD – диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,»,
  7. Учитель: Шапова Людмила Витальевна, учитель русского языка и литературы.
  8. Школа:  СОШ №7 г. Нерюнгри

Общая тема: «Авторская песня»

Тема урока: «Памяти Булата Окуджавы посвящается…»

«Пусть будет дверь открыта…»

Форма урока: музыкально-литературная композиция о жизни и творчестве Б.Ш. Окуджавы.

Наглядность: фотография Б. Окуджавы на доске; на стуле – гитара и свеча, портрет Окуджавы на струнах; на доске записаны тема и эпиграф «Пусть будет дверь открыта…»; портреты бардов.

Мультимедийный проектор

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Окуджавы.
  2. Дать понятие о литературном жанре – авторская песня. Продолжить работу над выразительным словом, формированием навыка монологической речи.
  3. Воспитывать гуманное отношение к человеку, умение нести в себе духовные ценности и критическое мышление.

Материал для словарно-семантической работы: бард, авторская песня.

Стихотворные  тексты  и  звуковые  фрагменты  взяты  из БЭКМ «Медиа-каталог»  раздела «Искусство и литература».

Ход урока.

  1. Звучит бравурная мелодия 30-40 годов, ее перебивает лирическая песня Окуджавы.

Учитель:

Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о русском поэте, работавшем в жанре авторской песни. Этот жанр многогранен: творчество поэта-певца Владимира Высоцкого совсем не похожа на творчество Юрия Визбора, а стихи-песни Юрия Шевчука на стихи Александра Башлачева. Авторская песня – демократичнейшее из искусств, так как не отделяет слушателя от исполнителя, а приглашает его в дружеский круг, где можно подпевать.

Сегодня поговорим о Булате Окуджаве.

1 ученик:

Песни Булата Окуджавы вошли в жизнь россиян как-то сразу и, как оказалось, надолго. Они заметно отличались от тех, что звучали тогда, в 50-х, на концертах, по радио, на пластинках, и от тех, что пели дома.

На фоне тогдашнего репертуара совершенно необычными  казались слова и интонации, пришедшие с песнями Булата Окуджавы. Уже сами эти словосочетания и образы – «Часовые любви», «ситцевые женщины», «Мои кредиторы – молчаливые Вера, Надежда, Любовь…». Удивляла и радовала фраза о влюбленных парах на рассветных московских улицах – тихая, на убежденная: «Признаю только эти войска». И совершенно непривычно, хлестко звучало сказанное о недавней войне слово «подлая» в песне, которая сразу стала одной из самых наших любимых. Оказалось, что о Великой Отечественной и о гражданской можно петь так, как никто до тех пор не пел.

2 ученик

Оказалось, что обыденное может мгновенно превратиться в сказочное, что к женщине подобает обращаться «Ваше Величество» и что для песни иногда достаточно всего четырех строк:

В саду нескучном тишина,

Встает рассвет светло и строго.

А женщину зовут Дорога…

Какая дальняя она…

Не только по словам, не только по мелодии, но, прежде всего, по тону, по интонации. Это была интонация общения, беседы. Эти песни были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности. Окуджава не столько пел, сколько напевал. В таких речевых оборотах, как «мой дорогой», «а мы с тобой, брат…», «извините», «знаете», «пожалуйста», - словечках, казалось бы, необязательных, и даже, как утверждал один из критиков «совершенно лишних», возникала в песенном диалоге столь дефицитная, столь желанная, столь необходимая в переломное время пятидесятых годов атмосфера искреннего человеческого внимания и взаимопонимания.

(Портреты бардов на мультимедиа проекторе из БЭКМ)

Рядом с Окуджавой с магнитофонных лент звучали голоса Юрия Визбора, Юлия Кима, Александра Галича, Новеллы Матвеевой. Но их песни были в большей степени искусством, а песни Окуджавы – в большей степени жизнью.

3 ученик:

Потребность в жанре, который позже назовут «авторской песней», оказалось чрезвычайно велика. Термин этот появился много позднее и связан он с творчеством Владимира Высоцкого. Но само это явление (бард – эстрадный исполнитель поэтического произведения, им же самим положенного на музыку), столь широко распространенное, например, во Франции, было давно известно в русской культуре, стоит вспомнить хотя бы песни Александра Вертинского.

4 ученик:

Для радио, фирмы «Мелодия» и Мосэстрады песни Окуджавы оказались в те годы непривычными и даже неприемлемыми, большинство слушателей впервые познакомились с ними в «магнитофонном исполнении». Но страна влюбилась в эти песни, прежде всего, потому, что они были добры, мужественны, красивы. Но именно они и вызвали такую сокрушительную критику, какой не подвергался ни один из «предшественников» Окуджавы.

Что же такого было в этих песнях, что вызвало столь радостное принятие одних и яростное негодование других? Внимательно всматриваясь в биографию Окуджавы, мы можем теперь понять, что его «внезапное» и довольно позднее увлечение песенным творчеством (ему было далеко за 30) не случайно. Судьба этого человека, никогда не учившегося музыке, складывалась так, что его детство и юность оказались интенсивно насыщенными самыми разнообразными музыкальными и звуковыми впечатлениями.

5 ученик:

В раннем детстве, месяцами живя то в Москве с родителями, то в Грузии с бабушкой-армянкой, мальчик говорил и по-грузински и по-армянски. Потом случилось так, что ни по-грузински, ни по-армянски говорить не приходилось. Знание слов ушло, но чувство этих звучных языков осталось в глубине памяти. В 1937 году его отец, видный партийный работник, был арестован и вскоре расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Сын с ней встретился только через 10 лет. Тринадцатилетнего мальчика родственниками удалось спрятать и тем самым спасти от детского дома, куда было положено «сдавать детей» «врагов народа».

(Звучит стихотворение «Мой отец»)

  1. Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,

И к жесткому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.
он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,

А жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.

  1. Его расстреляли на майском рассвете, и вот но уже далеко.

Все те же леса, водопады, дороги, и запах акаций острый.

И кто-то ж кричал: «Не убий!» одинокий…

И в это поверить легко,

Но бредили кровью и местью святою все прочие братья и сестры.

  1. И время отца моего молодого печальный развеяло прах,

И нету надгробья, и памяти негде над гробом склониться, рыдая.

В те, что виновны в убийстве, и сами давно уже все в небесах,

И там, в вышине, их безвестная стая кружится, редея и тая.

  1. В учебниках школьных покуда безмолвны и пуля, и пламя, и плеть,

Но чье-то перо уже пишет и пишет о том, что пока безымянно.

И нам остается, пока суд да дело, не грезить, а плакать и петь.

И слезы мои солоны и горючи. И голос прекрасен…

Как странно.

6 ученик:

Только через 1,5 года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учебу в московской школе. Из 9 класса ушел на войну. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

Из автобиографического рассказа «Утро красит нежным светом»:

«Бедный капитан Качаров! Мы все-таки дожали его в один прекрасный день.

  • Ладно, - сказал он, еле сдерживаясь, - черт с вами! Завтра приедете с кружкой – ложкой. В 9.00.
  • А повестки? – спросили мы.
  • Бюрократы! – закричал он. – Какие повестки, когда я вас самим говорю!

Но, увидев наши лица, швырнул розовые листки, отошел к окну и прохрипел оттуда:

  • Сами будете заполнять, черт вас дери! Моя рука не виновата, запомните. Сами пишите!

Юрка отнес повестку мне, а я – ему».

Звучит отрывок из песни «До свидания, мальчики» (БЭКМ – звуковой фрагмент)

7 ученик:

В 1947 году вернулась мама. Об этой трогательной и горькой встрече Б. Окуджава поведал в рассказе «Девушка моей мечты».

«Обстоятельства моей тогдашней жизни были вот какие. Я вернулся с фронта и поступил в Тбилисский университет… Учился я на филологическом факультете, писал подражательные стихи, жил, как мог жить одинокий студент в послевоенные годы – не загадывая на будущее, без денег, без отчаяния. Влюблялся, сгорал, и это помогало забывать о голоде, и думал, бодрясь: жив – здоров, чего же больше? Лишь тайну черного цвета, горькую тайну моей разлуки хранил в глубине души, вспоминая о маме».

(Звучит стихотворение «Письмо к маме»)

  1. Ты сидишь на нарах посреди Москвы.

Голова кружится от слепой тоски.

На окне – намордник, воля – за стеной,

Ниточка порвалась меж тобой и мной.

За железной дверью топчется солдат…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

  1. Следователь  юный машет кулаком.

Ему так привычно звать тебя врагом.

За свою работу рад он попотеть…

Или ему тоже в камере сидеть?

В голове убогой – трехэтажный мат…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

  1. Чуть за Красноярском – твой лесоповал.

Конвоир на фронте сроду не бывал.

Он тебя прикладом, он тебя пинком,

Чтоб тебе не думать больше ни о ком.

Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

  1. Вождь укрылся в  башне у Москвы – реки.

У него от страха паралич руки.

Он не доверяет больше никому,

Словно сам построил для себя тюрьму.

Ему все подвластно, да опять не рад…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

8 ученик:

Сначала  50-х годов Б. Окуджава живет в Москве, работает в «Литературной газете». Он очень любил этот город и посвятил ему много стихотворений – песен.

Прекрасный московский цикл складывался как бы в полемике с двумя совершенно различными, но достаточно значительными музыкальными явлениями.  Во-первых, преобладали в то время «гимновые» песни о Москве, во-вторых, увлекшись песнями французских певцов о Париже, Окуджава посчитал несправедливым, что нет таких же «интимных», «домашних» песен о его городе, о Москве, улицы и переулки которого любил не меньше, чем парижане – Большие бульвары.

Из воспоминаний поэта: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, о городе, который я так люблю. Но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь. Вот так я думал, мечтал, мечтал.… И вот у меня стали появляться «Ленька Королев», «Полночный троллейбус», потом «Московский муравей», «Арбат, мой Арбат» - получился такой вот цикл московских песен».

                   Звучит песня из московского цикла «Ах, Арбат, мой Арбат (БЭКМ)

9 ученик:

По московским улицам в песнях поэта ходили самые прекрасные, самые красивые женщины. Булат Окуджава писал: «Тема многих моих стихов – песен – любовь. Долгое время у нас почти не пели о любви, и в самом слове «женщина» для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я решился воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. Должен признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой, как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин».

Звучит песня «Ваше Величество, женщина» (БЭКМ).

10 ученик:

В конце 50-х были написаны Окуджавой и песни о «комиссарах в пыльных шлемах» среди которых и та, что опубликована лишь в 1987 году – «О чем ты успел подумать, отец расстрелянный мой», и песни – зарисовки, типа, «Из окон корочкой несет поджаренной», и, наконец, «Песенка о голубом шарике» - совсем не такая уж простая, какой может показаться на первый взгляд.

Звучит «Песенка о голубом шарике (БЭКМ)

Вот с этим репертуаром 1959 году Окуджава вышел на «широкую» публику, но по-прежнему его песенное творчество было ориентировано на дружеское общение. Поэт говорил, что прежде всего хотелось написать ему такую песню, «чтобы друзья, сидевшие за столом, согласно закивали головами…» В начале 60-х годов репертуар поэта – певца пополнялся и довольно стремительно и к конце 1962 года содержал около 50 песен. В 1962 году Окуджава уходит из «Литературной газеты», в редакции которой он отработал несколько лет, и целиком отдается стихотворному и песенному творчеству.

К этому времени относится одна из известнейших песен Окуджавы «Песенка старого шарманщика».

(Мальчики поют «Песенку старого шарманщика», аккомпанируя на гитаре).

              Подчеркивая визгливый, вскрикивающий звук шарманки, он создает смешной, нелепый и, как оказывается в его творчестве, трагичный образ «вечного шарманщика». Характерно для Окуджавы сочетание шутливой маскарадности с серьезным разговором о судьбе художника, с исповедальными  интонациями дружеской беседы.

11 ученик:

В 1970 году появилась одна из самых знаменитых песен – «Мы за ценой не постоим», написанной по заказу киностудии. Эта песня стала одним из главных действующих лиц фильма «Белорусский вокзал».

Большой творческой удачей представляется еще одна «военная» песня. Она была написана в 1975 году для другого кинофильма, «Великая Отечественная». Это «Песня о московских ополченцах». Мужественная, она так и уйдет к нашим потомкам не только художественным, но и документальным памятником погибшим по Москвой. Примечательно, что создатели фильма просили Окуджаву озвучить эту песню своим голосом.

(Звучит попурри из «военных» песен)

Учитель:

Здесь мы подходим к чрезвычайному вопросу песенного творческого Булата Окуджавы и его слушательского  восприятия: единству текста, мелодии, ритма, голоса, аккомпанемента. Только поняв, что большинство песен Булата Окуджавы, так же, как и песни Владимира Высоцкого, во всей полноте их замысла, тонкости оттенков и глубине трактовки могло быть воспринято наиболее полно именно и только в авторском исполнении, мы, наконец, приблизимся к отгадке их феноменальной популярности. Драматург Александр Володин сказал, что Окуджава «положил начало созданию фольклора городской интеллигенции». И еще добавил: «Народ, очевидно, становится все интеллигентней, поэтому Окуджаву поют все». Да, песни певца – поэта общедоступны, как фольклор. И, как истинная поэтическая лирика, смелы, углубленны, индивидуальны.

12 ученик:

В 80-е годы появляются такие песни – шедевры, как пронзительно – исповедальные «Все глуше музыка души», «Пускай моя любовь, как мир стара…»,  щемящие сердце песни о друзьях, погибших на войне, - «Всему времечко свое» и «Первое послевоенное танго», выразительны и красивы «В день рождения подарок» и «Песня, короткая, как жизнь сама», песня о «Володе Высоцком».

(Звучит песня о «Володе Высоцком»)

13 ученик:

Возможно, песни Окуджавы нравятся не всем. Но уж тот, кто их полюбит, тот навсегда встанет под их знамена. Эти песни создают целый художественный мир – необычайно привлекательный. Некий полусказочный город, в котором дома не имеют замков, по главной улице «прогуливаются» и Александр Сергеевич Пушкин, и Ленька Королев, вожак арбатских пацанов предвоенного времени, и «ситцевые женщины», в «Барабанном переулке барабанщицы живут», а во дворах, «пыля», кружатся пары, и «заезжий музыкант целуется с трубою», и Моцарт играет «на маленькой скрипке». По бульварам этого царства – государства кружит синий троллейбус, московский муравей создает себе богиню «по образу и духу своему», «новогодняя елка умирает», как человек, и сама Любовь дирижирует оркестром Надежды. Нарядный, на первый взгляд, пестрый ряд образов песен давал основание некоторым поверхностным критикам считать Окуджаву только «неисправимым романтиком». Но внимательно вслушиваясь в его песни, в их грусть и тревогу, слыша подчас и боль и издевку, нельзя ограничиться только этим. Булат Окуджава постоянен не только в своих привязанностях, но и в своей неприязни. Рядом с трогательным «бумажным солдатиком» существуют в его песнях и образы опасных «дураков», которые «любят собираться в стаи», и целая «Римская империя времени упадка», в которой узнаются до боли знакомые черты. Ирония, то открыто, то уходя в подтекст, в интонацию, - непременный компонент песен поэта:

Я выдумал музу Иронии

Для этой суровой земли.

Я дал ей владенья огромные:

Пари, усмехайся, шали.

Зевеса надменные дочери,

Ценя первородство свое,

Каких бы там умниц не корчили –

Не стоят гроша без нее.

Учитель:

Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, Окуджава внушает нам простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии… Он делает это чаще всего деликатно, мягко: «Я потом, что непонятно, объясню», а иногда категорично: «Мы за ценой не постоим!», - но почти всегда с улыбкой, когда  дружеской, а иногда с привкусом горечи и грусти: «Тем более, что жизнь короткая такая…»

Какой особой магией обладают иные словосочетания стихов и песен Булата Окуджавы! Не так-то просто подчас определить, в чем же состоит их привлекательность – «Возьмемся за руки, друзья!», «До свидания, мальчики!», «Пусть будет дверь открыта», «Давайте понимать друг друга с полуслова!».

Давайте! Эти добрые слова, конечно же, близки и дороги всем, кто ценит подлинное человеческое общение, которому так верно служит хорошая песня.

Звучит  «Песенка об открытой двери» (БЭКМ)

Учитель:

В 1997 году Булата Окуджавы не стало.

(Звучит стихотворение «Чувствую, пора прощаться». Девочка зажигает свечу у портрета Окуджавы.)

Авторская песня живет. И напрасно в 80-х годах в литературной критике пытались петь панихиду этому жанру. На смену бардам Б. Окуджаве и А. Галичу, Ю. Визбору и В. Высоцкому пришли Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук, Виктор Цой, Александр Башлачев. Их жизненный и творческий путь не прост, у двух последних – трагичен. Но им есть, что сказать нам, слушателям. И если двери нашей души открыты добру и правде, то мы их услышим.

(Звучит стихотворение «Быстро молодость проходит»)

  1. Быстро молодость проходит,

     Дни счастливые крадет.

Что назначено судьбою –

Обязательно случится:

То ли самое прекрасное в окошко постучится,

То ли самое напрасное в объятья упадет.

Ах, не делайте запасов из любви и доброты,

И про четный день грядущий не копите милосердья:

Пропадет ни за понюшку ваше горькое усердье,

Лягут ранние морщины от напрасной суеты.

  1. Чувствую: пора прощаться.

Все решительно к тому

Не угодно ль вам собраться

У меня, в моем дому?

Будет ужин и гитара,

И слова под старину.

Я вам буду за швейцара –

Ваши шубы отряхну.
И, за ваш уют радея,

Как у нас теперь в ходу,

Я вам буду за лакея

И за повара сойду.

Приходите, что вам стоит!

Путь к дверям не занесен.
Оля в холле стол накроет

На четырнадцать персон.

Ни о чем не пожалеем,

И, с бокалом на весу,

Я последний раз  хореем

Тост за вас произнесу.

Нет, не то чтоб перед светом

Буйну голову сложу…

Просто, может и поэтом

Вам при этом послужу.

Был наш путь не слишком гладок,

Будет горек черный час…

Дух прозренья и загадок

Пусть сопровождает нас.

Учитель:

Урок предлагаю закончить песней Б. Окуджавы. Давайте споем ее вместе с автором.

(Песня «Давайте говорить друг другу комплименты…»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Булат Шалвович Окуджава «Пусть будет дверь открыта...» Авторская песня

Слайд 3

А.Галич В.Высоцкий А.Вертинский

Слайд 4

Бард – эстрадный исполнитель поэтического произведения, им же самим положенного на музыку

Слайд 5

С отцом, Шалвой Степановичем Окуджавой, 1926 г.

Слайд 6

Булат Окуджава, 1941

Слайд 7

С мамой, Ашхен Степановной Налбандян , 1929 г .



Предварительный просмотр:

«Прощение и вечный приют»

Размышление о судьбе мастера в финале романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока.

Обучающие:

  • проанализировать образ Мастера в главе «Прощение и вечный приют»;
  • сформировать личностное отношение к герою с активным переосмыслением собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний;

Развивающие:

  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование урока.

  1. На партах у каждого ученика опорный конспект урока, текст романа «Мастер и Маргарита», отрывки из критических статей.
  2. На доске: портрет М.А.Булгакова, иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита».
  3. Компьютер, видеопроектор.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приемы: составление кластера, чтение с пометами, эссе.

Ход урока

 

Вступительное слово учителя. (2мин)

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит -

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля,

Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег. (Слайд №1)

Известное пушкинское стихотворение подсказало Булгакову название 30-й главы романа - "Пора! Пора!", оно же содержит формулу: "на свете счастья нет, а есть покой и воля", применимую к тому, что получил Мастер в финале произведения.

Он, подобно автору стихотворения, мог бы сказать о себе:
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

В центре нашего урока последний приют, обитель дальняя, которую получил Мастер.

?Как бы вы сформулировали тему нашего урока? 

Ответы учащихся.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Что заслужил Мастер?

Он не заслужил света, он заслужил покой.

«Прощение и вечный приют»

«Прощение и вечный приют» - такова тема урока. А размышление о судьбе Мастера в финале романа и будет целью нашего разговора. Запишите тему урока в опорный конспект. (Слайд №2)

I. Вызов.

“А вам скажу, что ваш роман вам принесет еще сюрпризы”, сказал Воланд Мастеру. До сих пор приносит, никого не оставляя равнодушным. Десятки изданий и переводов, сотни толкований и интерпретаций, из которых можно узнать много интересного, не всегда справедливого. Обратимся к одной из критических статей. Вооружитесь карандашом. Знаки, которыми мы пользуемся,  вам известны.

Поставьте знаки сначала в тексте, сбоку, в специально отведенном месте.

Я это знал(а) – V

новое для меня - +

думал(а) иначе -  

непонятно, нужно разобраться - ?

 (Слайд №3)

Чтение критической статьи.

Ирина Гончаренко. «О романе «Мастер и Маргарита» «с последующим его разоблачением» (Слайд №4) (3мин)

Мастер «не заслужил света», он заслужил «покой», который многие читатели воспринимают как великое благо и награду. И если принять версию, что Булгаков спорит с атеизмом, доводя его до логического конца, то в данном случае мы видим, как раем представляется одна из в лоб названных обителей ада. Цветущие вишни и Шуберт, и ночной колпак, и неразлучная (или неотвязная?) Маргарита — это всё, не забудьте, владения Воланда.

«Романтическому Мастеру» предложена «матрица», соответствующая его вкусам: венецианское окно, свечи, гусиное перо. Представьте себе, что вы навсегда заперты в особнячке с садиком или в комнате с компьютером, в котором нет и не может быть ничего, кроме одной единственной понравившейся вам когда-то игры. И это «покой» Мастера.

Пытаться объяснить, что покой Мастера — самый явный ад, труднее всего. …Для человека с мировоззрением Берлиоза домик с садиком вместо вечного «ничего», наверное, вещи замечательные. Человек, сосредоточенный на земной жизни как на главной и единственной реальности, тоже не поймёт, почему на даче с возлюбленной плохо.

V

?

+

?

-

-

Запишите основные понятия в таблицу.

Работа с  таблицей.

V

+

?

я это знал(а)

новое для меня

.

думал(а) иначе

.

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Сформулируйте то, Что вы знали, что для вас оказалось новым и о чем вы думали иначе. Заполните 1,2,3 столбики. Поделитесь со своими мыслями с группой.

Сформулируем вопросы, требующие внимания в 4 столбике.

  • Пространство, в которое попадает мастер, это ад или не ад?
  • Вечный приют – заточение или освобождение?
  • Покой – это наказание или награда? И главный вопрос!!!

 (Слайд №5) (5мин)

II. Осмысление. Для этого давайте разберемся, что же значит слово «покой»? Попробуйте определить значение этого слова. Запишите в конспект.

1) Работа со словами покой. Прочитайте свои определения.

(Ответы учащихся)

Загляните в словарик (Слайд № 6)

  1. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) 3. Мир, тишина, смерть. (Православный словарь) (2 мин)

Вот то, что достается Мастеру,  отсутствие беспокойства, тишина и отдых.

?Что же мы можем сказать о Мастере? Действительно ли он устал? Нужны ли ему мир и тишина? Для этого сформулируйте те самые важные главные ключевые определения, которые характеризуют его трудную, беспокойную жизнь? Запишите их в первый столбик таблицы в вашем опорном конспекте. Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд №7) (3 мин)

Что я знаю о жизни Мастера на земле? (слайд №7)

Что нового я узнал о судьбе Мастера?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сжег роман

Был арестован

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

?Можем ли назвать такую жизнь спокойной? Жизнь Мастера на Земле полна страданий и невзгод, которых бы хватило на несколько человеческих жизней.

?Но роман Мастера дописан, жизнь окончена, и что же предлагается ему за пределами земной жизни?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо обратиться к тексту 32 главы. Каждая группа будет выполнять задание по тексту. (10 мин)

Работа по группам. (Играет музыка Шуберта)

  • Фиолетовая группа. Вопрос: Куда попадает мастер, что это за пространство? (Слайд №8)

Задание. Прочитайте в начале 32 главы описание вечерней земли. Найдите слова, говорящие о том, что осталось за пределами земной жизни. Запишите на лист слова, обозначающие понятия,  которых нет в этом пространстве.

Прочитайте описание летящей на конях свиты Воланда. Герои изменились. Что-то ушло из их облика. Значит, этому тоже нет места за пределами земной жизни? Сформулируйте и запишите эти понятия.  

Ответы учащихся (2 мин)

Пространство

Нет

Усталости

Беспокойства

Несчастья

Масок

Лжи

Шутовства

Это пространство, где уходят ложь и страдания. Все становится истинным. Истинный облик принимают и рыцари Воланда. Торжествует справедливость

Комментарий учителя.

Добро и зло неминуемо связаны в деяниях Воланда. Фантастика снова в романе Булгакова выходит на первый план и помогает ему художественно выразить философские идеи. Но все это дано в фантастической форме, в форме волшебных видений. Все это утопия. Романтический стиль в романе Булгакова становится формой выражения субъективных устремлений автора. Они идилличны, как средневековые мечтания поэтов.

  • Красная группа. Вопрос: Что не хватало мастеру, творческому человеку, в земной жизни? (Слайд №9)

Задание.

В варианте 1936 года Мастер был наделен, внешним сходством с философом Иммануилом Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить". Найдите в 32 главе описание скачущего на коне мастера, сравните два описания. Выпишите из текста романа ключевые слова, характеризующие изменение внешности главного героя.  

Если это философ, о чем мечтает мыслитель? Написать на отдельном листке слова, обозначающие то, чего так не хватало Мастеру и самому Булгакову в жизни.

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер – художник, философ

Волосы в косе

Плащ

Ботфорты со шпорами

Возможность мыслить

В последнем полете М. принимает облик философа XVIII в.: "Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то, по приобретенной в комнате №118-й привычке, сам себе бормотал". Мыслитель мечтает о возможности работать.

Комментарий учителя.

У Булгакова Мастер - это "интеллектуальный обитатель земли", награжденный вечным покоем при переходе из земного времени в вечность. Неслучайно он был наделен, особенно в варианте 1936 г., внешним сходством с Кантом. Тогда Воланд в финале говорил Мастеру: "Свечи будут гореть, услышишь квартеты, яблоками будут пахнуть комнаты дома. В пудренной косе, в старинном привычном кафтане, стуча тростью, будешь ходить, гулять и мыслить".
Душевные страдания сломили М., и свое произведение, в отличие от автора трех великих "Критик", напечатанным он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей романтической возлюбленной М. может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

 

  • Синяя группа. Вопрос: Что получил Мастер за пределами земной жизни? (Слайд №10)

Задание.

Найдите в тексте 32 главы диалог Воланда и Мастера. Что предлагает Воланд Мастеру? Что будет делать мастер у себя в вечном доме? Выпишите ключевые понятия на лист бумаги. Как решается Булгаковым проблема свободы творчества, если Мастер – творец, художник? Сравните, какие счастливые мгновения переживал Мастер в домике, когда писал роман?

Ответы учащихся (2 мин)

Мастер - творец

Писать при свечах гусиным пером

Сидеть над ретортой

вылепить нового гомункула

Творить

В "Мастере и Маргарите" Воланд обращался к герою так: "... о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора. Здесь звучит мечта  об абсолютной свободе художника у Булгакова.

Комментарий учителя.

Главной темой в заключительных главах романа Булгакова является тема человеческого счастья и свободы творчества. Эта проблема решается писателем во всей сложности, связывается с проблемой свободы личности в целом.

Поразительна здесь диалектика Булгакова в решении проблемы счастья и свободы художника. Она решается с опорой не только на свой личный опыт. Она решается с опорой на Пушкина, на его гениальные выстраданные стихи: "На свете счастья нет, но есть покой и воля..." (элегия Пушкина: "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..."). Мечта об абсолютной свободе художника у Булгакова овеяна таким же трагическим чувством, как у Пушкина.

Полная свобода личности оказывается возможной только в романтических грезах и мечтах.

  • Белая группа. Вопрос: Что не хватало Маргарите, любящей женщине, на земле? И что она получила, уйдя вместе с Мастером ? (Слайд №11)

Задание.

Найдите описание вечного приюта Мастера в 32 главе. Прочитайте последний монолог Маргариты, обращенный к Мастеру. Судя по нему и вспомнив содержание романа, сформулируйте, чего так не хватало Маргарите в земной жизни? Что она получила в последнем приюте?  Запишите ключевые слова на лист.

Ответы учащихся (2 мин)

Маргарита

 Быть рядом с Мастером

Беречь его сон

Заботиться о нем                                                                                                                                                                                                                                                            

  • Зеленая группа. Вопрос: Вечный приют, домик в прекрасном саду – заточение или освобождение? (Слайд №12)

Задание.

Найдите описание вечного приюта Мастера в 32 главе. Прочитайте последний монолог Маргариты, обращенный к Мастеру. Выпишите ключевые слова на лист. Найдите детали, говорящие о тишине, покое, недостижимом счастье, которого не было у Мастера и Маргариты в земной жизни. Что символизирует ручей, который должны перейти Мастер и Маргарита?

Ответы учащихся (2 мин)

Вечный дом

Мастер нашел приют

Беззвучие

Венецианское окно

Свечи

Музыка

Сон

Маргарита завершает мысль Воланда: " - Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я".


Комментарий учителя.

У Булгакова же М. уготован только Лимб, пространство между Адом и Раем, где обитают души младенцев, умерших без крещения, и невольные грешники.

Те, кого любит М. - это придуманные им герои. Он получает возможность творить вечно, он освобождается от Понтия Пилата и от памяти о пережитых страданиях, перейдя ручей, символизирующий реку забвения Лету: "Память Мастера, беспокойная, исколотая память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя".

Такая обитель - последний приют булгаковского героя.

Составление кластера из ключевых слов, выписанных учащимися.

Посмотрите на готовый кластер. Вернемся к таблице о Мастере. Заполните второй столбик (2 мин) (Слайд №13)

Что я знаю о жизни Мастера на земле?

Что я узнал существовании Мастера за пределами земной жизни?

Писал гениальный роман

Любил женщину, принадлежавшую другому

Затравлен советскими критиками

Сжег роман

Был арестован

Сидел в психиатрической больнице

Отказался от своего творения

Он  философ, мыслитель, художник

Мечта художника о полной свободе исполняется

Получает возможность творить

Рядом любимая

Освободился от памяти мучений

III. Рефлексия.

? Такое существование - наказание или награда?

Каждый из вас ответит на этот вопрос сам для себя, воплотите свои мысли в синквейнах.

Напишите синквейн, выбрав в качестве первой строчки существительное: награда или наказание?

Напишите синквейн на тему:

Награда или наказание?

1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4.____________________________________

5.____________________________________

IV. Прочитаем отрывок из статьи И.Сухих.

Чтение отрывка из статьи И.Сухих «Евангелие от Михаила». (Слайд №5) (3 мин)

Афоризм о свете и покое выглядит загадочно и вызывает разнообразные трактовки. Булгаковские любовники получают его как последнюю награду, причем уже по ту сторону земного бытия.

Они, как Ромео и Джульетта или герои Грина, умирают в один день и даже мгновение. ( Так обстоит дело в романе о мастере, в сюжете московской дьяволиады смерть превращается в исчезновение.) О той же судьбе, о “прощении и вечном приюте”, в сущности мечтает и повествователь, невидимый Автор, с лирического монолога которого начинается тридцать вторая. Прощение неразрывно связано с прощанием. Вечный приют, вечный дом возможен лишь в вечном покое. (И.Сухих) (Слайд №14)

Домашнее задание.

Написание эссе.

«…он заслужил покой…..»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"НА СВЕТЕ СЧАСТЬЯ НЕТ, А ЕСТЬ ПОКОЙ И ВОЛЯ..."

Слайд 2

«Прощение и вечный приют» Размышление о судьбе Мастера в финале романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Слайд 3

И.Гончаренко. «О романе «Мастер и Маргарита» «с последующим его разоблачением» «Представьте себе, что вы навсегда заперты в особнячке с садиком или в комнате с компьютером, в котором нет и не может быть ничего, кроме одной единственной понравившейся вам когда-то игры. И это «покой» Мастера.» Антураж (франц. entourage, от entourer — oкpyжать), окружение, окружающая среда, обстановка.

Слайд 4

я это знал(а) - V новое для меня - + думал(а) иначе - — непонятно, нужно разобраться - ?

Слайд 5

Вечный приют – награда или наказание?

Слайд 6

Покой Состоянье бездействия, в вещественном и духовном значении; отдых, мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущенья, тревоги. (Словарь В.Даля) Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. (Словарь С.Ожегова) Мир, тишина, смерть. (Православный словарь)

Слайд 7

Что я знаю о жизни Мастера? Написал гениальный роман Любил женщину, принадлежавшую другому Затравлен советскими критиками Сжег свой роман Был арестован Лечился в психиатрической больнице Отказался от своего творения

Слайд 8

Куда попадает мастер, что это за пространство?

Слайд 9

Что не хватало мастеру, творческому человеку, в земной жизни?

Слайд 10

И что он получил за пределами земной жизни?

Слайд 11

Что не хватало Маргарите, любящей женщине, на земле? И что она получила?

Слайд 12

Вечный приют, домик в прекрасном саду – заточение или освобождение?

Слайд 13

Что нового я узнал существовании Мастера за пределами земной жизни? Он философ, мыслитель, художник Мечта художника – полная свобода Получает возможность творить Рядом любимая Освободился от мучительной памяти

Слайд 14

Синквейн Напишите синквейн на тему: Награда или наказание? 1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна 2. Два слова – прилагательные , которые могут быть соединены союзами или предлогами 3. Три слова – глаголы 4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна 5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна

Слайд 15

И.Сухих «Евангелие от Михаила». «Они, как Ромео и Джульетта или герои Грина, умирают в один день и даже мгновение…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к учебно-методическому материалу “Helping Around the House: Laying the Table. Table Manners”.

Данная презентация может быть использована для демонстрации с целью поддержки урока по той же теме. В ней представлены не только контестные и ситуационные задачи, но и отражен ход урока....

Дидактический материал к комплексу учебно-методических материалов объединения дополнительного образования «Народный костюм Белгородчины»

Дидактический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или п...

Учебно-методические материалы для организации групповой работы по теме "Вводные слова"

Учебно-методические материалы для организации групповой работы по теме "Вводные слова". Для 8 класса. Задания разноуровневые....

Учебно - методические материалы для организации самостоятельной работы студентов 2 курса.

Рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентовВ связи  с введением  в образовательный процесс  нового  Государственного  образовательного  стандарта  в...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...