в помощь учителю
статья
Материал поможет глубже освоить педагогическую терминологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словарь педагогических терминов | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(специальная терминология, словарь)
Понятие | Значение (автор или источник) |
Парадигма | признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений; Т. С. Кун «Структура научных революций», глава 2. На пути к нормальной науке. |
исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе; Кондаков Н. И. Логический словарь - справочник.- М.: Наука, 1975. - с.721с. | |
Концепция | определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности; Большой энциклопедический словарь. - Издательство: АСТ, 2005. - 1248 с. |
Рефлексия | способность выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание; Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.,1988.- с.486. |
а) размышление, самонаблюдение, самопознание; б) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; Большой энциклопедический словарь. - Издательство: АСТ, 2005. - 1248 с. | |
Компетенция | область знаний, круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые необходимы субъекту для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности и позволяют приспособиться к изменяющимся условиям жизни. А.В. Хуторской. |
Компетентность | наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; Википедия - свободная энциклопедия. |
(лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; Википедия - свободная энциклопедия. | |
способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт; Википедия - свободная энциклопедия. | |
Ключевые компетенции | целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. |
Педагогическая культура | характеристика целостной личности, интегральное качество личности учителя, показателем его профессиональной компетентности; Е.В. Бондаревская. |
Технологическая культура | система ценностей, технологических умений и способов реализации учителем своей творческой индивидуальности; Л. В. Зевина. |
Образовательная технология | модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся; Л. В. Зевина. |
Умения | возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность; Психология от А до Я |
Навык | характеризует степень овладения действиями; Психология от А до Я |
Понимание | способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; Психология от А до Я |
вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий; Психология от А до Я | |
Мышление | высший познавательный и регулятивный процесс; Психология от А до Я |
это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера; Психология от А до Я | |
Креативность | способность созидать; Психология от А до Я |
творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания; Психология от А до Я | |
важнейший и относительно независимый фактор одаренности; Психология от А до Я | |
Конструирование | средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся; Педагогический словарь |
Модернизация | изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям; Большой энциклопедический словарь. - Издательство: АСТ, 2005. - 1248 с. |
Модернизация образования | процесс, направленный на изменения качественных характеристик образования, со временем влекущих изменение количественных показателей его качества. |
Целеполагание | постановки цели; |
цель обучения, воспитания и способы достижения этой цели; В.М. Бехтерев | |
Универсальные учебные действия | это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта; ФГОС ООО |
А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»; А. В. Федотова | |
Личностные УУД | обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; ФГОС ООО |
Регулятивные УУД | обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; ФГОС ООО |
Познавательные УУД | включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем; ФГОС ООО |
Коммуникативные УУД | обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; ФГОС ООО |
Планируемые результаты освоения предметных программ | система обобщенных личностно-ориентированных целей образования; ФГОС ООО |
Метапредметные результаты | это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность; ФГОС ООО |
Предметные результаты | получение опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также овладение системой основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира; ФГОС ООО |
Личностные результаты | готовность и способность к саморазвитию; а также сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; основ гражданской идентичности; ФГОС ООО |
Качество образования | эффективность системы образования в достижении поставленных целей; |
адекватность образования состоянию и потребностям, как самого человека, так и общества, в котором он живет; | |
Качество образования (ФГОС) | достижение новых результатов – предметных, метапредметных, личностных; |
Деятельность | целенаправленное преобразование природной и социальной действительности; Педагогический словарь |
Человеческая деятельность | создаёт новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт; любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат; Педагогический словарь |
Информационно-образовательная среда школы | это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Интернет-сайты в помощь учителю английского языка
Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....
В помощь учителю технологии:ссылки
Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....
В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки
Можно применить и разнообразить свои уроки....
Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"
Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....
Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского
Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...
Методические материалы в помощь учителю истории и обществознания. Информационная поддержка учителя.
Интернет - помощь для учителей истории и обществознания....