Описание педагогического опыта учителя немецкого языка Летучевой Ю.В. (МОУ "Лицей №25 имени Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова", г. Саранск) 2022г.
методическая разработка

Летучева Юлия Васильевна

В данной статье предствалено описание педагогического опыта учителя немецкого языка Летучевой Ю.В. по теме "Методы и приемы активизации речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letucheva_yu.v._predstavlenie_ped._opyta.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

 учителя немецкого языка

Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №25 имени Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова»

г. о. Саранск

Летучевой Юлии Васильевны

Тема опыта:
Методы и приемы активизации речемыслительной деятельности на уроках немецкого языка

        Как известно, обучение иностранному языку ведется по четырем направлениям: обучение говорению, письму, аудированию и чтению. Чтобы ученик смог успешно овладеть всеми четырьмя видами деятельности, необходимо каждый день, на каждом уроке использовать методы и приемы, активизирующие речемыслительную деятельность.

        Тема моей работы является еще не достаточно изученной и требует внимания со стороны учителей иностранного языка. В этом заключается новизна работы. Я считаю, что каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы речь и мышление будущего поколения были развиты. Учителям, соответственно, необходимо разрабатывать методы и приемы активизации речемыслительной деятельности, и использовать их как можно чаще на своих уроках.

Что такое речь? Это процесс общения людей посредством языка. Мне, как учителю немецкого языка, необходимо создать на уроке такие условия, чтобы этот процесс общения происходил на немецком языке. Это и является основной и главной идеей моей работы.

На сегодняшний день обучение детей вообще должно быть направлено на развитие речи и мышления. Это развитие должно быть совокупным. Ученик, который постоянно мыслит, всегда быстро и ответственно берется за решение проблемы или задачи. Личная заинтересованность учеников является основным условием протекания мыслительного процесса, а мыслительные действия ассоциируются с умением думать. Нужно вызывать мотивацию к обучению на каждом уроке. Это является наиважнейшим условием стабильной активности и самостоятельности учеников в образовательном процессе и доказывает актуальность выбранной темы.

Следует отметить одну важную особенность  - использование в повседневных ситуациях личного опыта и накопленных знаний является основополагающим, так  как ученик может и должен проявлять свои знания, умения и навыки на этапах  определения цели урока, решения вытекающих отсюда задач и рефлексии. Школьник учится определять проблемы, искать нужную информацию, находит пути получения новых знаний для того, чтобы достичь цели. Все эти моменты, вызывающие затруднения, являются своего рода катализатором для возникновения и развития речемыслительных действий.

Теоретическая база

Чтобы  найти методы и приемы активизации речемыслительной деятельности и эффективно использовать их на своих уроках, я обратилась к работам ученых-психологов, ученых-методистов в области преподавания ИЯ.

  1. Образование: прошлое, настоящее, будущее: материалы III Международной научной конференции. В сборнике рассматриваются общие вопросы педагогики и системы образования, а также проблемы дошкольной, школьной  внешкольной педагогики.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Группа российских психологов в составе Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова  пришла к выводу, что основной деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное отношение» учащихся, а также «общественно значимая для ребенка деятельность».Именно в этом возрасте у детей появляется стремление к общению с товарищами. Задача учителя - направить это стремление в нужное русло, мотивировать общение в разных ситуациях на уроках иностранного языка на иностранном языке.
  3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность (под ред. А.А. Миролюбова). Автораи рассматриваются общие вопросы методики обучения ИЯ, методы обучения видам иноязычной речевой деятельности и аспектам языка, особенности обучения иностранному языку на разных ступенях средней школы, современные педагогические технологии и контроль в обучении иностранным языкам, особенности обучения второму иностранному языку. При изложении традиционных для методики вопросов авторы учли новые подходы к образованию и новые достижения методической науки.
  4. Карсанти Т., Козаренко О.М. «Эмоциональный дискомфорт учащихся на занятиях по иностранному языку и поиск путей его устранения с учетом современных реалий» - Журнал «Иностранные языки в школе». В статье рассматриваются виды учебной работы, вызывающие наибольший эмоциональный дискомфорт учеников, проанализированы формы его проявления и причины возникновения. Авторы описывают педагогические подходы, помогающие преодолеть языковой барьер и повысить эффективность работы.

Технология опыта

Поиск методов и приемов активизации речемыслительной деятельности в последнее время становится первостепенной задачей современного учителя. То есть учитель уже не преподносит своим ученикам знания в готовом виде, а содействует, помогает в обнаружении верного пути к знаниям. Учитель подталкивает к поиску нужной информации, определению степени достоверности, полезности, практическому применению знаний. Он не заставляет, а использует такие методы в работе, которые повышают мотивацию и ученик желает добиться успеха самостоятельно.

Конечно, современных детей бывает трудно увлечь, заинтересовать чем-либо: в их распоряжении так много всего увлекательного, стремительно меняющегося, яркого! Различные гаджеты, использование Интернета и соцсетей, компьютерных игр и готовых домашних заданий - детский мозг перенасыщен готовой и пестрой информацией. Дети стали меньше думать, но вместе с тем информации меньше не стало. И мозг ребенка просто не успевает ее обработать, усвоить, а порой даже понять. Ученик рассуждает так: зачем я буду тратить время на мысли и рассуждения, на решение, на подбор нужных слов, выражений (или формул), если можно все найти в готовом виде? И многие дети так поступают. Что же мы имеем в итоге? Ученики не умеют думать и выражать свои мысли с помощью языка. В таком случае можно сказать, что речь ребенка не развита. Но учитель может этому противостоять и запустить обратный процесс - заставить школьника думать, высказывать мнение, рассуждать, то есть активизировать речемыслительную деятельность. Как же это можно сделать на уроках немецкого языка?

Анализируя факторы отрицательного влияния на речемыслительную деятельность учащихся, я выделяю несколько важных методов  приемов, , чтобы исправить ситуацию в положительную сторону.

Во-первых, на уроке всегда должна быть доброжелательная, спокойная атмосфера. Учитель должен начинать с улыбки и вызвать взаимную улыбку у своих учеников. Наблюдая за некоторыми своими учащимися, я замечаю, что они испытывают  страх совершить ошибку, быть не понятым или не понять собеседника. В этом случае мы можем говорить о языковом барьере и поиске путей его преодоления. Языковой барьер - это, с одной стороны, ощущение психологического дискомфорта, которое мешает общаться на иностранном языке не только с носителями, но и с другими учениками или учителями. С другой стороны - это совершенно обычное, одно из многих возможных, затруднение в изучении ИЯ. Помочь преодолеть языковой барьер может учитель, если он создаст благоприятную атмосферу  на уроке, будет поощрять и хвалить учеников за их успехи, не акцентировать внимание на ошибках.

Я считаю, что для активизации речемыслительной деятельности важно использовать как можно больше приемов и упражнений на обучение говорению. Это могут быть:

Ролевые игры - это форма организации коллективной учебной деятельности, целью которой является формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. В процессе игры ученик представляет себя в роли кого-то другого (продавец, врач, посетитель кафе), ведет себя надлежащим образом. Использование ролевых игр помогает ученикам преодолеть скованность и тревожность, снять или ослабить языковой барьер, а также ускорить процесс обучения, сделать его плодотворным и активным, приближенным к процессу коммуникации на родном языке. При необходимости важно в процессе ролевых игр использовать речевые образцы, опоры для поддержки речемыслительной деятельности. Это могут быть, например

  • опоры на стимулирующие реплики учителя;
  • опора на образец микродиалога;
  • опора на план;
  • опора на иллюстрацию;
  • опора на вопросительные предложения.

Использование ИКТ на уроках тоже положительно влияет на развитие речемыслительных  действий. Если учитель организует урок с помощью компьютерных программ, то информация обычно является ярко оформленной, с использованием видео и анимации, диаграммы, рисунка.

ИКТ и Интернет плотно вошли в нашу жизнь. Мы можем сочетать ИКТ и ролевые игры. Учащимся предлагаются сайты по определенной тематике, например, они совершают виртуальное путешествие в страну изучаемого языка, где посещают музей, галерею, ресторан, и разыгрывают диалоги.

Занимаясь проектной деятельностью, так же можно использовать компьютерные технологии. Это составление диаграмм, таблиц, презентаций. На слайдах ученики могут размещать различную информацию в виде текста, фото, картинок, анимаций или фраз, которые станут опорой  для сообщения или защиты проекта. Обычно, такие выступления являются хорошим стимулом для развития речемыслительной деятельности, т.к. вызывают много вопросов у одноклассников. И, как результат, мы имеем факты успешной коммуникации на иностранном языке.

Еще один метод, который я включаю в ход своего урока - это метод ассоциаций. Этот метод отлично работает как на начальном, так и на других этапах урока.

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним. Изучая новые слова, можно успешно использовать тематические ассоциации, в которых объекты связаны единой тематикой ( «Die Familie», «Die Stadt»,  «Die Jahreszeiten»). Ассоциаграммы выглядят как «солнышко»: название темы обведено в круг, от него отходят лучики-стрелочки (какие мысли нам приходят в голову, когда мы слышим это слово, представляем это предмет, явление). А еще на уроке для активизации речемыслительных процессов можно использовать немного другой вид работы с ассоциациями. Ученикам дается слово (или они могут выбрать его сами) на любую тему, например, «Schule».  Дети называют 2 слова, которые ассоциируются с данным, например, «Kinder»,  «Lehrer». Затем дети выбирают одно из эти двух слов и придумывают 2 ассоциативных слова к нему, и т.д. Получается цепочка, которая может быть бесконечной. И очень увлекательно наблюдать за детьми и видеть их реакцию на то, как далеко могут завести человеческие мысли. Начиная со слова «Schule», класс мог закончить словами: Gesundheit, Krankheit, Box, COVID-19, Schönheit и др. Можно такие ассоциативные цепочки давать детям в качестве домашнего задания, которое они не найдут в ГДЗ, а обязательно выполнят сами, при этом обязательно нужно будет задуматься, вспомнить лексические единицы, не ограниченные какой-то определенной темой, а так же могут пополнить свой словарный запас.

Использование видеороликов на уроках ИЯ является еще одним приемом активизации речемыслительной деятельности. Кроме того, использование видео является проверенным способом поддержания мотивации на уроке. Видеоролики помогают учителю сделать процесс обучения увлекательнее и эффективнее. На своих уроках я часто использую:

  • физкультминутки (Bewegungslieder) на немецком языке;
  • видео на ИЯ по теме урока;
  • образовательные видеокурсы;
  • песни на ИЯ для введения нового материала или повторения изученного.

Данные виды видеороликов необходимы для отдыха, смены вида деятельности, для формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков, повышения мотивации и развития речемыслительной активности учеников начального, среднего и старшего звена.

Результативность опыта

Используя приемы и методы активизации речемыслительной деятельности,  я заметила, что ученики стали с удовольствием и хорошим настроением работать на уроках. Они стали меньше бояться ошибок при высказывании своих мыслей, при ответах на вопросы, стали более раскрепощенными.

Увидеть учеников с другой стороны, рассмотреть их индивидуальность и черты характера помогают ролевые игры и метод проектов. Мне нравится наблюдать, как дети раскрываются с точки зрения различных ситуаций.

Иными словами, эти приемы помогают  как учителю, так и ученикам. Учитель узнает новое об учениках, помогает им раскрыться, повышает мотивацию и снижает риск возникновения языкового барьера, способствует расширению кругозора, развитию артистизма и др. Ученики, в свою очередь, с удовольствием посещают уроки ИЯ, с легкостью выполняют домашнее задание и упражнения в ходе урока, повышают уровень любопытства, развиваются творчески.

Ученики с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах по немецкому языку и занимают призовые места:

Дерова Елизавета(10А класс) - Диплом I  степени  во Всероссийской открытой акции-конкурсе «Tolles Diktat» (номинация «Уровень владения языком – C1»)

  Лепеленкова Анна (10А класс) - Диплом II  степени  во Всероссийской открытой акции-конкурсе «Tolles Diktat» (номинация «Уровень владения языком – C1»)

     Козлова Влада(8Б класс) - Диплом I  степени  во Всероссийской открытой акции-конкурсе «Tolles Diktat» (номинация «Уровень владения языком – В1»)

     Паршина Виктория ( 8Б класс) - Диплом II  степени  во Всероссийской открытой акции-конкурсе «Tolles Diktat» (номинация «Уровень владения языком – В1»)

      Платонов Данила (8Б класс) - Диплом III  степени  во Всероссийской открытой акции-конкурсе «Tolles Diktat» (номинация «Уровень владения языком – В1»)

      Шугаев Дмитрий (10Б класс) – Диплом  I степени в республиканском конкурсе «Юный переводчик»

       Малаева  Надежда (11Б класс) - Диплом  II степени в республиканском конкурсе «Юный переводчик»

      Козлова Влада (9Б класс) - Диплом  II степени в республиканском конкурсе «Юный переводчик»

                Григорьева Виктория (7Б класс)-призёр муниципального этапа       Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку за 2021-2022 учебный год

     Родионов Андрей (7Б класс)-призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку за 2021-2022 учебный год.

В целях обмена положительного опыта с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения  и педагогического совета. Я стараюсь повышать свой методический уровень. Эту возможность дают различные семинары (в т.ч. от Гете-Института) и курсы повышения квалификации:

  • Методические и страноведческие семинары в рамках международного проекта «D-A-CH-Tage “Deutscher Schritt”», 16 часов, Саранск, 23 октября 2019г.
  • Семинар повышения квалификации, организованный Немецким культурным центром им. Гёте в России на тему: «Интерактивное обучение немецкому языку» , 4 часа, Саранск, 12 ноября 2021г.
  • Семинар повышения квалификации, организованный Немецким культурным центром им. Гёте в России на тему: «Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках немецкого языка» , 4 часа, Саранск, 12 ноября 2021г.
  • Повышение квалификации по программе «Академия наставничества «Педагог К-21 (компетенции 21 века)»: совершенствование Soft skills (гибких навыков)», 16 часов, Саранск, 15-18 декабря 2020г.
  • Повышение квалификации по программе «Проектирование содержания и технологий духовно-нравственного воспитания обучающихся», 72 часа, Саранск, 30ноября - 09 декабря 2019г.
  • Повышение квалификации по программе «Организация проектной деятельности в системе иноязычного образования», 72 часа, Саранск, 03 -11 декабря 2019г.

Список литературы

  1. http://www.csl.isc.irk.ru/BD/Ucheb/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%20%D1%8F%D0%B7%20%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%202010.pdf
  2. https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/latest-news/getting-over-language-barrier/
  3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tema_ispolzovanie_ikt_na_urokah_anglijskogo_yazika_181218.html
  4. //cyberleninka.ru/article/n/rolevaya-igra-kak-sposob-razvitiya-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-sredney-stupeni-na-uroke-angliyskogo-yazyka/viewer
  5. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_videomaterialov_na_urokah_anglijsko_153035.html
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика, 1996г.
  7. Образование: прошлое, настоящее, будущее: материалы IIIМеждународной научной конференции (г.Краснодар, август 2017г.) - Краснодар: Новация, 2017. - 86с.
  8. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ под ред. А.А.Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464с.
  9. Карсанти Т., Козаренко О.М. «Эмоциональный дискомфорт учащихся на занятиях по иностранному языку и поиск путей его устранения с учетом современных реалий» - Журнал «Иностранные языки в школе». - 2021.- №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горячевой Ирины Викторовны

В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания.Каждый учитель ставит перед собой задачу повышения эффективно...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны

Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической  компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Русяевой Ирины Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта:«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников на уроках немецкого языка»...

Индивидуальный план самообразования учителя английского языка ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.

Пояснительная записка.Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые и...

описание педагогического опыта учителя английского языка на первую квалификационную категорию

предлагаю Вам описание моего педагогического опыта с пояснительной запиской...