Урок математики: "Основное свойство дроби".
материал
Основное свойство дроби
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoe_svoystvo_drobi.docx | 216.91 КБ |
osnovnoe_svoystvo_drobi.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Конспект урока математики.
7 класс
Тема: «Основное свойство дроби».
учитель: Лапина Анжелика Валерьевна
г. Смоленск 2018
Тема урока: «Основное свойство дроби».
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный
Цели урока:
образовательные: сформулировать основное свойство дроби, научить применять его для преобразования дробей;
коррекционно-развивающие: способствовать развитию наблюдательности, внимания, формированию логического мышления, умения находить причинные связи, развитию речи, обогащению словаря учащихся;
воспитательные: создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, атмосферы сотрудничества, содействовать воспитанию навыков сознательной дисциплины.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, воспитание уважительного отношения к иному мнению.
Предметные:
минимальный уровень: знание обыкновенных дробей; их получение, запись, чтение; нахождение доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); знание основного свойства дроби, умение применять его для преобразования дробей (с помощью таблицы умножения, опорных схем).
допустимый уровень: знание обыкновенных дробей; их получение, запись, чтение; нахождение доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); знание основного свойства дроби, умение применять его для преобразования дробей.
Формирование БУД:
Личностные: активно включаться в учебную деятельность.
Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебных, ситуациях; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Оборудование: на каждую парту конверты с полосками и кругами, презентация демонстрируется через мультимедиа проектор.
Педагогические технологии:
ТДМ (базовый уровень);
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
технология групповой деятельности;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
1 | 2 | по горизонтали : 1. Часть от целого. 3.Число, показывающее, на сколько частей разделили. 4.Название дроби 1/2. 5. Число, показывающее, сколько частей взято. 6. Математический символ, разделяющий дробь. По вертикали: 2. Название «двухэтажной» дроби. 5.Название Дроби 1/4. 7.Название дроби 1/3. | |||||||||||||
| |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | 7 | ||||||||||||||
(слайд 2)
II. Актуализация знаний учащихся. (слайд 3, 4)
- Назовите знаменатели дробей первой группы. (3, 5, 6.)
- Что показывает знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделено целое)
- Назовите числители дробей второй группы. (11, 4, 3.)
- Что показывает числитель дроби? (Числитель показывает, сколько равных частей целого взято)
- Сравните дроби:
1 | и | 1 | 3 | и | 3 | 2 | и | 4 | 3 | и | 7 | |||
4 | 8 | 9 | 7 | 5 | 5 | 10 | 10 |
(Ученики выполняют задание, проговаривая правила сравнения дробей с равными числителями и равными знаменателями)
- Найдите такое значение ☺, чтобы равенство было верным:
3 • ☺= 6 5 • ☺= 15 7 • ☺= 28 9 • ☺= 45
- Найдите такое значение ☻, чтобы равенство было верным:
12 :☻= 4 36 :☻= 6 16 :☻= 8 32 :☻= 8
- Назовите два числа, которые делятся на: 3, 5, 8.
III Проблемное объяснение нового знания.
Какие из равенств верные? (слайд 5)
(1- т.к. обе дроби равны единице, 2 – т.к. половина равна двум четвертям;
3- равенство неверное – 3/4>2/4;
4 и 5 мы выполнить не можем, т.к. у дробей разные знаменатели и разные числители. Мы не можем их сравнить.)
- Поставьте перед собой цель. Что мы должны сделать сегодня на уроке? (Найти свойство для дробей, которое позволит определить истинность данных равенств.)
Запишите тему урока: Основное свойство дроби.
Ну, а теперь проведем небольшое исследование. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся полоски и круги синего и зеленого цвета. (полоски:, синяя – на 3, зеленая - на 9; круги: синий на 4, зеленый на 8)
- Ученик, сидящий справа, берет полоски, слева - круги. Посмотрите на них внимательно! Что вы заметили?
(Они разделены на равные части)
Первыми выполняют задание ученики сидящие справа, соседи по парте контролируют правильность выполнения.
- Отрежьте от синей полоски 1/3, от зеленой – 3/9; сравните их наложением друг на друга, сделайте вывод. (они равны)
- Выпишите числители, оставляя между ними две пустых клетки:
1 | • | 3 | = | 3 | 3 | • | 3 | = | 9 |
Какое арифметическое действие нужно выполнить, что бы получить из 1 – 3, а из 3 – 9. (нужно умножить на 3)
Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби _____________на одно и то же число.(умножить)(слайд 6)
- отрежьте от синего круга -2/4, от зеленого 4/8; сравните их наложением друг на друга, сделайте вывод. (они равны)
- Выпишите числители, оставляя между ними две пустых клетки:
4 | : | 2 | = | 2 | 8 | : | 2 | = | 4 |
Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы получить из 4 – 2, а из 8 – 4. (нужно разделить на 2)
Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби ____________ на одно и то же число.(разделить) )(слайд 6)
IV Первичное закрепление правила во внешней речи.
Рассмотрите рисунки и сделайте вывод. (слайд 7)
2 | = | 1 |
10 | 5 |
На доске:
4 : 2= 2 12 : 2 = 6 2 : 2 = 1 10 : 2 = 5
На доске:
1 • 4 = 4 3 • 4 = 12 3 • 3 = 9 4 • 3 = 12
(Ученики комментируют изображение на рисунках)
Вывод: если числитель и знаменатель дроби __________или __________на одно и то же натуральное число, то получатся равные дроби. (слайд 8)
IV Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу.
(наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
( встряхнули кистями рук)
V Задание на пробное действие. (слайд 9)
- Верно ли равенство?
1 | = | 3 | 12 | = | 3 | 2 | = | 10 | 24 | = | 3 | ||||||
4 | 20 | 28 | 7 | 5 | 25 | 40 | 10 |
- Каким правилом вы пользовались? Как оно звучит?
- Запишите дроби с новым числителем.
1 | = | ? | 15 | = | ? | 3 | = | ? | 27 | = | ? | ||||||
8 | 16 | 20 | 4 | 5 | 35 | 36 | 4 |
3. Запишите дроби с новым знаменателем.
3 | = | 12 | 1 | = | 4 | 36 | = | 4 | 30 | = | 3 | ||||||
4 | ? | 7 | ? | 45 | ? | 50 | ? |
(Ученики комментируют решение, используя «Основное свойство дроби)
- Cамостоятельная работа с самопроверкой.
Решение заданий с сайта «Школьный помощник» 6 класс – раздел «Основное свойство дроби»
Задания 1 и 2.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? (Найти свойство для дробей, которое позволит определить истинность данных равенств.)
- Давайте попробуем это сделать сейчас. (слайд 10)
- Что нужно для этого сделать? (Нужно сделать так, чтобы у дробей были равные знаменатели)
- Какое правило для этого применим? (Основное свойство дроби)
- Как можно его применить в задании № 4? (Можно числитель и знаменатель первой дроби разделить на 2 – получим 3/4)
- Вывод: (равенство верное)
- Как можно его применить в задании № 5? (Можно числитель и знаменатель первой дроби умножить на 2 – получим 6/8)
- Вывод: (равенство неверно)
- Где мы можем применить новое знание? (Для сравнения дробей)
- Давайте попробуем!
Сравните дроби: (слайд 11)
2 | и | 1 | 1 | и | 2 | ||||||||||
5 | 10 | 4 | 3 |
(Если числитель и знаменатель первой дроби умножить на 2, то можно воспользоваться правилом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: больше та дробь, у которой числитель больше)
4 | > | 1 | ||||||
10 | 10 |
(Если числитель и знаменатель первой дроби умножить на 3, а второй – на 4, то можно воспользоваться правилом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: больше та дробь, у которой числитель больше)
3 | < | 8 |
12 | 12 |
- Каким правилом вы пользовались? (Основное свойство дроби)
VII Выставление оценок. Домашнее задание.
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что вы сегодня узнали? (Основное свойство дроби.)
– Сформулируйте основное свойство дроби. (Учащиеся отвечают вместе.)
- Дайте анализ своей работе на уроке. У вас на столе магниты:
Красный – я хорошо понял(а) основное свойство дроби.
Зеленый – я не все понял(а), у меня были ошибки.
Синий – я не понял(а ), как применять основное свойство дроби.
- Оцените свою деятельность, выберите символ и прикрепите его на магнитную доску.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 по горизонтали : 1. Часть от целого. 3.Число, показывающее, на сколько частей разделили. 4.Название дроби 1/2. 5. Число, показывающее, сколько частей взято. 6. Математический символ, разделяющий дробь. По вертикали: 2. Название «двухэтажной» дроби. 5.Название Дроби 1/4. 7.Название дроби 1/3. 3 4 5 6 7
Назовите знаменатели дробей Назовите числители дробей
Сравните дроби: Найдите такое значение ☺, чтобы равенство было верным: 3 • ☺= 6 5 • ☺= 15 7 • ☺= 28 9 • ☺= 45 Найдите такое значение ☻, чтобы равенство было верным: 12 :☻= 4 36 :☻= 6 32 :☻= 8 16 :☻= 8 Назовите два числа, которые делятся на: 3, 5, 8.
Какие из равенств верные?
1 = 3 3 = 9 4 = 2 8 = 4 Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби на одно и то же число Вывод: дробь не изменится, если числитель и знаменатель дроби на одно и то же число • 3 • 3 умножить разделить : : 2 2
Рассмотрите рисунки и сделайте вывод.
Вывод: если числитель и знаменатель дроби у множить или разделить на одно и то же натуральное число , то получатся равные дроби .
Верно ли равенство ? Запишите дроби с новым числителем. Запишите дроби с новым знаменателем.
Определите истинность данных равенств
Сравните дроби:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме"Свойства дроби"(ФГОС)
продолжить формировать понятие вычитания натуральных чисел, сформировать представление о способах вычитания суммы из числа и числа из суммы ; применять полученные навыки для решения уравне...
План - конспект урока математики "Основное свойство дроби"
Данная методическая разработка представляет собой план - конспект урока математики "Основное свойство дроби". Материал может быть полезен учителям математики....
Урок - презентация "Основное свойство дроби"
Урок - презентация на тему "Основное свойство дроби"...
Статья. Формирование у обучающихся на уроках математики основных понятий и терминов экономики и обучение их использованию в жизненной практике.
В данной статье раскрыты направления по формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики основных понятий и терминов экономики....
Выступление на РМО по теме: Формы рефлексии на уроке математики. Основные этапы урока рефлексии.
В данной работе рассмотрены основные этапы урока рефлексии....
Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий на уроках математики основной школы
Из опыта работы...
успешные педагогические практики Организация проектной деятельности школьников на уроках математикив основной и старшей школе
Доклад форума «Повышение качества образования: эффективные управленческие и педагогические практики» на тему "Организация проектной деятельности школьников на уроках матем...