Статья
статья
Олимпиадное движение как одно из направлений работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimp_statya_1.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
VII региональная научно-практическая конференция
«Методологические проблемы обучения физике и информатике в вузе и школе»
Олимпиадное движение
как одно из направлений работы с одаренными детьми
авторы: Батуева М.С. Савельева Е.М. Энкеева Б.В.
«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».
Д.И. Менделеев
Олимпиада школьников – сложная пора для педагогов и для учащихся. Задача учителя увлечь ребенка учебой, распознать уникальность мышления, способствовать поиску различных способов решений, ведь основа успеха – не сумма конкретных знаний, а способность за короткий срок «обмозговать» достаточно сложную конструкцию.
Участие в олимпиадах различного уровня позволяет повысить уровень самооценки: такие учащиеся становятся первыми помощниками учителя, они способны самостоятельно, глубоко изучать ту или иную предметную область. Мы прекрасно понимаем, что добиться успеха в олимпиаде непросто, и даже ученик-отличник не всегда может дать результат, и значит, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с некоторой одаренностью.
Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность — ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность — способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.
Успешность выступления зависит от интеллектуальной, физической и психологической подготовки детей.
Рекомендации при решении олимпиадных задач:
- Может быть, это прозвучит банально, но надо внимательно прочитать условие задачи несколько раз. Чаще всего неправильное решение задач связано с неверно понятым или даже не дочитанным до конца условием.
- Постараться понять, что происходит в задаче, если это возможно, то представить себе это происходящее. Выяснить какие величины даны в условии задачи и что надо найти.
- Обязательно составить рисунок, какой бы на первый взгляд не казалась задача. Изобразить на рисунке тела, их параметры, направление движения, изменяющиеся величины.
- Построить систему координат, нарисовать проекции векторов на эти оси.
- Записать уравнения движений для всех тел в проекциях на выбранные оси.
- Решить полученную систему уравнений, или одно уравнение в буквенном виде, и проверить его на соразмерность.
- Подставить числа, предварительно переведя их в систему СИ.
- Подставить числовые значения на калькуляторе, и примерно представлять число, которое должно получиться в задаче.
Для эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения необходимо организовывать подготовку к учебным олимпиадам в течение всего учебного года. Желательно скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебному предмету. Важно понять, что педагог, который подготавливает учеников к олимпиадам, фактически встает в педагогическую позицию тьютера, сопровождающего: он выстраивает индивидуальный маршрут ребенка, и таким учителям надо обеспечить методическую поддержку, привлечь преподавателей высшей школы к работе по подготовке к олимпиадам.
Календарный план олимпиад по четвертям учебного года
1 четверть
астрономия 27.10; физика 10.11 | 2 четверть
|
3 четверть:
| 4 четверть:
|
Ниже представлен перечень олимпиад для учащихся и их уровни в этом учебном году. Ученики сами выбирают олимпиаду и готовятся к ней.
Уровень | Название | 1 тур | 2 тур | 3 тур |
1 | Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» | Декабрь 2019 – январь 2020 | Апрель – май 2020 | |
1 | Интернет-олимпиада школьников по физике | 28 ноября -5 декабря | 18 -25 января | очный |
1 | Московская олимпиада школьников | 5 -7 октября; | 8 февраля (только 11 класс) | 15 февраля |
1 | Олимпиада «Курчатов» | 4 – 24.02 | 9 марта | |
1 | Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!» | Ноябрь-декабрь 2019 | Март-апрель | |
3 | Олимпиада школьников СПбГУ | 15 октября– 14 января | 1 февраля – 15 марта | |
1 | Олимпиада школьников «Физтех» | До 2 февраля | До 16-23.02 | |
1 | Отраслевая физ-мат олимпиада школьников «Росатом» | Октябрь-ноябрь (регистрация с 7 октября) | Февраль-март | |
1 | СПб астрономическая олимпиада | |||
2 | Всесибирская олимпиада школьников | 10 ноября (регистрация с 23.09) | 3 марта | |
2 | Городская открытая олимпиада школьников по физике | февраль | март | |
2 | Олимпиада школьников «Ломоносов» | (Регистрация до 27.10) | ||
2 | Турнир им. М. В. Ломоносова | |||
2 | Инженерная олимпиада школьников «Звезда» | Регистрация с 15-30.11 | ||
2 | Олимпиада школьников «Робофест» | 16-22 сентября | ||
2 | Олимпиада школьников «Шаг в будущее» | |||
3 | Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи – будущее науки» | регистрация | ||
3 | Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» | Регистрация 1.10-6.11 | 29 января- 6 февраля | |
3 | Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных обр. учреждений | регистрация | ||
3 | Наследники Левши | |||
3 | Олимпиада школьников «Надежда энергетики» | Регистрация до 8.10 | ||
3 | Олимпиада школьников «Казанского федерального университета» | |||
3 | Открытая региональная олимпиада вузов Томской обл. (ОРМО) | 30 ноября – 10 декабря | 24 февраля – 10 марта | |
3 | Университетская олимпиада школьников «Бельчонок» | 1 октября – 13 января | 25 января – 30 марта | |
3 | Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор» | 1 ноября - 15 декабря | ||
3 | Многопрофильная олимпиада УрФУ для школьников «Изумруд» | Октябрь – 16 февраля | Конец февраля – начало марта | |
3 | Отраслевая олимпиада школьников «Газпром» | 1 – 31 октября | 1 ноября – 12 января | Февраль – март 2020 |
3 | Открытая межвузовская олимпиада школьников «Будущее Сибири» |
В заключение пожелания будущим победителям олимпиад:
- Не сдаваться, не унывать и не отказываться от выбранной цели.
- Не верить тем, кто не верит в вас.
- Не верить тем, кто считает, что честно 1-е место не занять.
- Не верить тем, кто пытаться убедить вас в невозможности поступить бесплатно в лучшие вузы.
- Все возможно, и все в ваших руках.
Литература:
- Лях В.В. Физика Задания для подготовки к олимпиадам 7-11классы. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2019
- Сборник олимпиадных задач. Составители: В.В. Батин, В.И. Ивлев, О.И. Подмарева. Саранск, 2005
- Задачник Савченко (второе издание). Задачи по физике: Учеб. пособие / И.И.Воробьев, П.И.Зубков, Г.А.Кутузова и др.; Под ред. О.Я.Савченко. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1988. - 461 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....