Статья
статья

Батуева Маргарита Саввична

Олимпиадное движение как одно из направлений работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp_statya_1.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

VII региональная научно-практическая конференция

«Методологические проблемы обучения физике и информатике в вузе и школе»

Олимпиадное движение

как одно из направлений работы с одаренными детьми

авторы: Батуева М.С. Савельева Е.М. Энкеева Б.В.

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Д.И. Менделеев

Олимпиада школьников – сложная пора для педагогов и для учащихся. Задача учителя увлечь ребенка учебой, распознать уникальность мышления, способствовать поиску различных способов решений, ведь основа успеха – не сумма конкретных знаний, а способность за короткий срок «обмозговать» достаточно сложную конструкцию.

Участие в олимпиадах различного уровня позволяет повысить уровень самооценки: такие учащиеся становятся первыми помощниками учителя, они способны самостоятельно, глубоко изучать ту или иную предметную область. Мы прекрасно понимаем, что добиться успеха в олимпиаде непросто, и даже ученик-отличник не всегда может дать результат, и значит, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с некоторой одаренностью.

Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность — ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность — способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.

Успешность выступления зависит от интеллектуальной, физической и психологической подготовки детей.

Рекомендации при решении олимпиадных задач:

  1. Может быть, это прозвучит банально, но надо внимательно прочитать условие задачи несколько раз. Чаще всего неправильное решение задач связано с неверно понятым или даже не дочитанным до конца условием.
  2. Постараться понять, что происходит в задаче, если это возможно, то представить себе это происходящее. Выяснить какие величины даны в условии задачи и что надо найти.
  3. Обязательно составить рисунок, какой бы на первый взгляд не казалась задача. Изобразить на рисунке тела, их параметры, направление движения, изменяющиеся величины.
  4. Построить систему координат, нарисовать проекции векторов на эти оси.
  5. Записать уравнения движений для всех тел в проекциях на выбранные оси.
  6. Решить полученную систему уравнений, или одно уравнение в буквенном виде, и проверить его на соразмерность.
  7. Подставить числа, предварительно переведя их в систему СИ.
  8. Подставить числовые значения на калькуляторе, и примерно представлять число, которое должно получиться в задаче.

Для эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения необходимо организовывать подготовку к учебным олимпиадам в течение всего учебного года. Желательно скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебному предмету. Важно понять, что педагог, который подготавливает учеников к олимпиадам, фактически встает в педагогическую позицию тьютера, сопровождающего: он выстраивает индивидуальный маршрут ребенка, и таким учителям надо обеспечить методическую поддержку, привлечь преподавателей высшей школы к работе по подготовке к олимпиадам.

Календарный план олимпиад по четвертям учебного года

1 четверть

  1. Школьный этап ВОШ по предметам
  2. Университетская олимпиада школьников «Бельчонок» 1.10-13.01
  3. Всесибирская открытая олимпиада школьников:

астрономия 27.10; физика 10.11

2 четверть

  1. Городской этап ВОШ по предметам
  2. ОРМО 30.11-10.12
  3. 1 тур «Будущее Сибири» 2-9.12
  4. Межрегиональная олимпиада по естествознанию

3 четверть:

  1. Фестиваль технических изобретений МАОУ СОШ №44 26.02
  2. Олимпиада Россети 23.03
  3. БГУ «Байкальская перспектива» 29.01- 11 кл.
  4. 2 тур олимпиады «Бельчонок» 23.02
  5. Наследники Ломоносова 11.02
  6. «МИФ» МАОУ СОШ №56 23.03
  7. «БИН» МАОУ СОШ №35 30-31.03
  8. Олимпиада им. М.В. Ломоносова 6.02. -12.03.
  9. СФУ «СУАС-самый умный абитуриенты Сибири» 1.02.
  10. 2 тур «Будущее Сибири» 25.02
  11. «Физтех» 04.02
  12.  «Высшая проба» 04.02
  13. ВСГУТУ «Авиатор» 29.03.
  14. Олимпиада ТГУ 1.03

4 четверть:

  1. Ломоносовская олимпиада МАН 12-13.04

Ниже представлен перечень олимпиад для учащихся и их уровни в этом учебном году. Ученики сами выбирают олимпиаду и готовятся к ней.

Уровень

Название

1 тур

2 тур

3 тур

1

Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»

Декабрь 2019 – январь 2020

Апрель – май 2020

1

Интернет-олимпиада школьников по физике

28 ноября -5 декабря

18 -25 января

очный
21 марта  

1

Московская олимпиада школьников

5 -7 октября;
30.11 – 2.12

8 февраля  (только 11 класс)

15 февраля

1

Олимпиада «Курчатов»

4 – 24.02

9 марта

1

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»

Ноябрь-декабрь 2019

Март-апрель

3

Олимпиада школьников СПбГУ

15 октября– 14 января

1 февраля – 15 марта

1

Олимпиада школьников «Физтех»

До 2 февраля

До 16-23.02

1

Отраслевая физ-мат олимпиада школьников «Росатом»

Октябрь-ноябрь (регистрация с 7 октября)

Февраль-март

1

СПб астрономическая олимпиада

2

Всесибирская олимпиада школьников

10 ноября (регистрация с 23.09)

3 марта

2

Городская открытая олимпиада школьников по физике

февраль

март

2

Олимпиада школьников «Ломоносов»

(Регистрация до 27.10)
21-28.10

2

Турнир им. М. В. Ломоносова

2

Инженерная олимпиада школьников «Звезда»

Регистрация с 15-30.11

2

Олимпиада школьников «Робофест»

16-22 сентября

2

Олимпиада школьников «Шаг в будущее»

3

Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи – будущее науки»

регистрация

3

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»

Регистрация 1.10-6.11
9-24 ноября

29 января- 6 февраля

3

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных обр. учреждений

регистрация

3

Наследники Левши

3

Олимпиада школьников «Надежда энергетики»

Регистрация до 8.10

3

Олимпиада школьников «Казанского федерального университета»

3

Открытая региональная олимпиада вузов Томской обл. (ОРМО)

30 ноября – 10 декабря

24 февраля – 10 марта

3

Университетская олимпиада школьников «Бельчонок»

1 октября – 13 января

25 января – 30 марта

3

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор»

1 ноября -  15 декабря

3

Многопрофильная олимпиада УрФУ для школьников «Изумруд»

Октябрь – 16 февраля

Конец февраля – начало марта

3

Отраслевая олимпиада школьников «Газпром»

1 – 31 октября

1 ноября – 12 января

Февраль – март 2020

3

Открытая межвузовская олимпиада школьников «Будущее Сибири»

В заключение пожелания будущим победителям олимпиад:

  • Не сдаваться, не унывать и не отказываться от выбранной цели.
  • Не верить тем, кто не верит в вас.
  • Не верить тем, кто считает, что честно 1-е место не занять.
  • Не верить тем, кто пытаться убедить вас в невозможности поступить бесплатно в лучшие вузы.
  • Все возможно, и все в ваших руках.

Литература:

  1. Лях В.В. Физика Задания для подготовки к олимпиадам 7-11классы. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2019
  2. Сборник олимпиадных задач. Составители: В.В. Батин, В.И. Ивлев, О.И. Подмарева. Саранск, 2005
  3. Задачник Савченко (второе издание). Задачи по физике: Учеб. пособие / И.И.Воробьев, П.И.Зубков, Г.А.Кутузова и др.; Под ред. О.Я.Савченко. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1988. - 461 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....