Образовательные технологии и их особенности
статья
Образовательные технологии и их особенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_tehnologii_i_ih_osobennosti.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образовательные технологии и их особенности»
Черноус Александр Александрович
Педагог дополнительного образования
ГБОУ Школа №320 Приморского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург 2021 год
Содержание
1. Введение…………………………………………….…………….3
2. Понятие образовательной технологии …………………………4
3. Виды образовательных технологий и их особенности.………..7
4. Заключение………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………….…15
- Введение
Процессы модернизации и информатизации современного общества приводят к необратимым изменениям системы образования. Технологическая ориентация современного общества делает необходимым переосмысление базовых ориентиров образования: система образования должна обеспечивать подготовку таких специалистов, которые могли бы ориентироваться в непрерывно меняющихся условиях современного мира. Традиционная система образования была направлена на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данном сообществе в качестве нормативных. Традиционная система образования ориентирована на подготовку квалифицированных специалистов, которые были способны применять полученные знания, в практической деятельности. Основанием такого подхода к образованию является определенная устойчивость социальных механизмов, позволяющая прогнозировать деятельность в различных областях социальной реальности.
Углубление и ускорение процессов модернизации и информатизации предъявляют новые требования к процессу обучения. Объем социального знания непрерывно умножается, что делает невозможным его усвоение в рамках образовательных институтов. Изменяются потребности общества: возрастает необходимость в специалистах, которые бы наряду с техническими знаниями и навыками, необходимыми сегодня практически во всех областях профессиональной деятельности, умеют оперировать полученными знаниями, и соответственно способны к самостоятельному образованию и профессиональной переориентации.
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков их получения. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. Сегодня данным термином обозначают методологические нововведения в образовании, которые получают все большее распространение.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
- Понятие образовательной технологии.
Образовательные технологии – совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых навыков и достижению запланированных результатов образования
Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В современной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- Информационно-коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс-технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее проблемы:
- Способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
- Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены «одной команды».
- Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.
- Овладение современными педагогическими технологиями, позволяет существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
- Виды образовательных технологий и их особенности.
- Технология развития критического мышления.
Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонники развития критического мышления учащихся достаточно много. Однако есть мнение, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
- Технология проектного обучения.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
- Игровые технологии
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения.
Игра несёт на себе функции:
- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
- Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Преимущества интегрированных уроков.
- Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Закономерности интегрированных уроков:
- весь урок подчинён авторскому замыслу
- урок объединяется основной мыслью
- урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого
- этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости
- отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое»
- ТРИЗ – педагогика.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу прежде всего была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д.
- Интерактивные технологии
Организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата является целью интерактивной образовательной технологии. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
К самым распространенным интерактивным методам можно отнести:
- Мозговые штурмы ( brainstorm)
- Круглые столы (дискуссия, дебаты)
- Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
- Деловые и ролевые игры
- Мастер-классы
Преимущества интерактивных методов обучения:
- обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого ученика;
- появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
- в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
- активизируется познавательная деятельность учеников, они получают теоретические знания и практические навыки.
- Информационно-коммуникационные образовательные технологии
Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения.
В современном мире необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении крайне актуальна и неоспорима. Умение применять ИКТ является одним из критериев при оценке опытности и профессионального мастерства педагога.
Очевидные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
‒ наглядность, зрелищность, выразительность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
‒ компактность – возможность накапливать информацию на электронных носителях без накопления значительных объемов папок с информационным материалом на бумажных носителях;
‒ экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
‒ возможность творческого развития обучающихся и педагогов через участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах, публикации своих работ и проектов в интернет – пространстве;
‒ организация постоянного мониторинга самостоятельной работы обучающихся, их текущей успеваемости.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя это, с одной стороны, средство обучения и средство предоставления знаний, а с другой, – использование различных информационных инструментов, автоматизация процесса обработки учебных материалов.
- Модульная технология
Модуль — это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль част совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в нем все измеряется и оценивается: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый.
В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:
— системность содержания, т.е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;
— чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;
— системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения.
- Заключение
В данной работе рассмотрены некоторые образовательные технологии, наиболее востребованные в современном образовательном процессе. Массовое внедрение вычислительной техники, широкая доступность мультимедийных средств, распространение доступа к сети Интернет позволяют модернизировать образовательные процессы, сделать их интересней, эффективней и наглядней.
Несомненно, если наша система образования будет ставить перед собой цель дать обучаемым фундаментальные знания и навыки, сделать их готовыми к дальнейшему обучению в высшей школе, традиционные технологии так же будут востребованы. Но нельзя не воспользоваться новыми технологическими возможностями, чтобы сделать процесс обучения эффективней.
Педагог, желающий идти в ногу со временем, не может отмахнуться от реалий современного мира. В образовательном процессе ему нужно стараться использовать новые технологии.
Список литературы
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.
- Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2002. - С. 134-136.
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения базируется на лучших педагогических практиках старой фортепианной школы и на...
Образовательные технологии и их особенности (статья)
Образовательная технология представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения. В последнее время благодаря развитию науки данный процесс полностью изменился. И поэтому образовательная техно...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Анализ рабочей программы, тесты, анкеты, протокол ПМПк...
Реферат по теме: «Образовательные технологии и их особенности»
В реферате описаны образовательные технологии и их особеннсоти, новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании.Каждый педагог дополнительного образования выбирает образовательны...
Образовательные технологии и их особенности
Реферат по педагогике «Образовательные технологии и их особенности»План-конспект занятия по образовательной робототехнике на тему «Зоопарк из Lego WeDo Education»...
Статья "Образовательные технологии и их особенности"
Если обратиться к «Википедии» мы получим такое определение понятия «Образовательные технологии»: «В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является о...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре
Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...