Педагогический опыт
статья
«Педагогические аспекты развития коммуникативных способностей обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_lapshina_l.a.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Педагогические аспекты развития коммуникативных способностей обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Автор педагогического опыта: Лапшина Людмила Александровна,
учитель ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Актуальность педагогического опыта
Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время особенно актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке обучающихся к взрослой жизни. Согласно ФГОС результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- активное использование речевых средств и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
По результатам психолого-педагогической диагностики уровень сформированности коммуникативной компетентности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при поступлении в школу не достаточен для адаптации в классном коллективе, у большинства наблюдаются проблемы коммуникативного характера. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они лишены широких контактов, возможностей получать опыт от других сверстников, который есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем. Отсутствие элементарных навыков общения создает конфликты в коллективе при совместной деятельности. Все это может иметь серьезные последствия. Одним из важнейших направлений коррекционной работы является овладение навыками коммуникации, что представляет целенаправленную, последовательную и систематическую работу над формированием средств коммуникации и умений использовать их в активных для ребенка жизненных ситуациях, расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. В нашем образовательном учреждении есть все условия для реализации целей и задач, которые мы, педагоги, ставим перед собой и посредством которых решаются проблемы:
-адаптация детей в коллективе;
-культурное общение;
-развитие коммуникативных навыков;
-межличностное общение младших школьников.
Младший школьный возраст определяется как оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В основу инновационной деятельности положены следующие принципы:
- принцип развивающего обучения
- принцип доступности
- принцип учета индивидуальных особенностей
Главным в своей педагогической идее считаю формирование коммуникативных компетенций детей: апробировать приёмы и способы, влияющие на формирование коммуникативных навыков обучающихся, их творческое воображение, через игровую деятельность.
Основная идея
Изучив психолого – педагогическую литературу, я проанализировала понятия «коммуникативные навыки», «коммуникативные способности», рассмотрела понятие «игра» и «игровая деятельность», определила роль в развитии коммуникативных навыков человека, изучила особенности развития коммуникативных способностей детей, подобрала формы и методы помощи по развитию коммуникативных навыков детей, с ограниченными возможностями здоровья и возраста посредством игровой деятельности.
Данный опыт решает следующие задачи:
№п/п | Задачи |
1. | Установление контакта в различных ситуациях общения |
2. | Создание условий для реализации идей по развитию коммуникативных навыков |
3. | Овладение навыками эффективного слушания |
4. | Отработка навыков понимания других людей |
В настоящие время стала очевидной идея необходимости обучения коммуникации. Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование различных видов игр для развития коммуникативных навыков. Чтобы организовать интересную игровую деятельность детей, нужно хорошо инсценировать игру, сделать сюрпризный момент, чтобы в игру было включено взаимодействие детей.
Теоретическая база опыта
Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, М.Л.Лисиной, А.В.Мудрика и других. Л.С. Выготский рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович. Формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения. Журнал «Коррекционная педагогика» печатает статьи современных авторов о развитии коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья: Мамаева А.В., Ханьжина А.М. «Формирование коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью через взаимодействие со сверстниками», Жигорева М.В. «Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития», Карабанова О.А. «Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы» и другие авторы.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в усовершенствовании работы, по созданию системы комплексного подхода к развитию коммуникативных навыков общения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность.
Технология опыта
По мере расширения представлений об окружающем мире, накопления опыта и знаний расширяются возможности общения. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всего процесса, решалась не только одна профильная задача, необходимо выделить идейно - нравственный аспект, усилить трудовую направленность. Важно, чтобы любая работа решала максимум воспитательных задач и дала положительный результат.
Мой опыт направлен на развитие культурного общения в обществе, на развитие коммуникативных навыков, на развитие разговорной речи, на умение мыслить, обобщать, на улучшение характеристик устной речи.
Цель опыта: изучить особенности педагогических условий, способствующих формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Мною были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
2) рассмотреть и выявить особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников
3) изучить теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников
Решив эти задачи, смогу дать обучающимся возможность почувствовать себя полноценными членами нашего общества.
Гипотезой моего исследования является положение о том, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников, зависит от правильно организованной и систематической работы в данном направлении:
- на уроках чтения;
- на уроках русского языка;
- на уроках речевой практики;
- на занятиях по внеурочной деятельности.
Методы исследования в данной работе были использованы следующие:
- изучение и анализ литературных источников;
- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
- наблюдение, беседа, тестирование.
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубоко личностному общению и сотрудничеству. Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Развивать коммуникативные навыки дети могут в школе, в общении со взрослыми – педагогами.
Но в человеческом обществе общение является помимо этого важнейшим фактором превращения ребёнка в полноценного представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и практической деятельности формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении с взрослыми людьми.
Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но это не может быть единственным критерием. Из-за нарушений речевых высказываний нет качественной коммуникативной функции, нет полноценного навыка общения. Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается и так низкая познавательная активность, в речи использует стандартные, известные речевые конструкции, часто проявление агрессивности при решении конфликтных ситуаций. Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий. Трудности в общении с окружающими людьми у детей связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком. Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся младших классов с проблемами в развитии, об обучении их приемам общения.
Поэтому стоит остановиться на приемах, играх которые могут применяться на любых уроках, воспитательных мероприятиях, перед которыми также стоит задача решения проблем коммуникативного общения детей данной категории.
Это упражнения для предупреждения агрессивных форм поведения, на развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты, пантомимика), на создание соответствующего положительного эмоционального фона общения, на развитие его содержательных мотивов, адекватной манеры поведения. К ним относятся: мимические и пантомимические игры и упражнения.
Пиктограммы - тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.
• Мимическая гимнастика:
- сморщить лоб, поднять брови,
- сжать губы, прищурить глаза,
- полностью расслабить брови, закатить глаза, и др.
Азбука настроения - умение определять эмоциональное состояние по мимике.
Выражение эмоций - страх, радость, усталость, любопытство, боль, раздумье, гнев, сосредоточенность, любовь и др.
• Ролевая гимнастика - снятие напряжения, расширение поведенческого репертуара.
- походить как: лев, цапля, лягушка и т.д.
- спеть известную песню на другой мотив, шепотом, прокукарекать, с разной скоростью.
- посидеть как: пчела на цветке, кот в засаде, курочка на жердочке.
Упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
«Изобрази ситуацию».
- помирись с другом,
- попроси прощение у бабушки,
- приласкай, пожалей маленького брошенного котенка.
«Как поступить?»
- ребенок не участвует в общей игре,
- один из всех детей не ест конфеты,
- один из всех не помогает маме в уборке.
Игры на выражение основных эмоций.
«Командиры» - изучение плана, где спрятан клад, карты боевых действий и др.
«Раздумье» - грибник заблудился в лесу, - что купить в магазине и др. «Любопытный» - определить предмет по движениям.
Задания, направленные на нормализацию самовосприятия.
Рисование «Каким я хочу стать».
Комплименты.
«Зеркало».
«Иголка и нитка» (один ребенок - иголка, остальные - нитка, водящий водит за собой весь «хвост».)
Упражнения для мышечного расслабления.
Психокоррекционные упражнения и игры.
«Как улучшить настроение?»
- выбросить,
- нарисовать,
- вспомнить хорошее,
- сделать доброе дело и др.
Основные подходы по формированию благоприятных межличностных отношений в процессе учебной деятельности в ней предложены следующие:
1. Постоянное создание учебных ситуаций, в которых принимали бы участие все дети (т.е. организация совместной учебной деятельности);
2. Во время урока каждый ученик должен иметь возможность внести свой вклад в достижение конечной цели, причем дети должны осознавать, что достижения каждого рассматриваются в зависимости от требуемых усилий;
3. Каждый ребенок должен оцениваться исходя из своих возможностей и способностей;
4. Наличие на уроке фазы «свободной работы», во время которой ребенок занимается, чем хочет, в процессе которых дети с особенностями психофизического развития познают различные механизмы социальных контактов, тренируют способы отношений друг с другом;
5. Использование еженедельной работы по плану, который составлен индивидуально, исходя из времени объема и степени трудности, что обеспечивает мотивированное участие в обучении детей с особенностями психофизического развития;
6. Использование планово-ориентированного обучения, которое вовлекает в работу всех учеников, каждый из которых имеет свою индивидуальную долю в проекте. В каждом конкретном случае один ученик, зависит от того, как другой выполнит свою работу. Тем самым возрастает роль совместной принадлежности к единой цели класса.
Формы работы:
Работа в парах.
Дифференцированный подход к обучающимся.
Учебные занятия.
Построение учебных диалогов.
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
- урок-место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
- урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
- урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы.
Технология подготовки и проведения занятий
В процессе деятельности по подготовке и проведению игровых занятий решаю педагогические задачи:
1.Создание условий для проявления индивидуальности каждого воспитанника, его коммуникативных способностей.
2.Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
3.Формирование коллектива как благоприятной среды развития и развития коммуникативных способностей.
5.Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
6.Усвоение детьми коммуникативных навыков и умений, через игровую деятельность.
Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных учителем.
По словам В.П. Созонова, «занятие с детьми в неурочное время есть форма прямого общения учителя со своими воспитанниками». Необходимо, чтобы общение было потребностью и органично вплелось в систему воспитательной деятельности класса и всего педагогического коллектива.
Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов:
- развитие определённых особенностей мышления и речи воспитанников, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств.
К средствам коммуникации:
в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции:
- выразительная (с помощью, которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта),
-апелляционная (посредством которой "другой" побуждается к действиям) изобразительная (посредством её "другому" изображается, сообщается положение вещей).
Общение во время проведения игрового занятия - это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы воспитанники ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении занятия, но и определении тем, интересующих их. Стараюсь создать комфортный климат в классе, психологический настрой, чтобы у детей было желание высказать своё мнение, или не бояться ошибиться, или быть не понятым.
Предлагаю детям такие правила общения во время игры:
1.С уважением относиться друг к другу;
2.У каждого есть право быть выслушанным и понятым
3. Пока один говорит, все его слушают.
В ежедневной работе по развитию коммуникативных навыков отдаю предпочтение таким формам проведения занятий как:
-ролевая игра
-беседы
-викторины
-дискуссии
При решении задач развития коммуникативных навыков через игровую деятельность, предлагаю следующие пять организационных форм игровой деятельности:
Формы игровой деятельности:
- одиночная
- коллективная
- парная
- групповая
- индивидуальная
Специфика педагогических технологий, используемых в работе с умственно отсталыми обучающимися
Совместная деятельность | Специально организованное обучение | Самостоятельная деятельность |
Диагностика Экскурсия Беседа Дискуссия Досуги Викторины Конкурсы | Игровые занятия, требующие длительной подготовки Практические занятия по обучению детей правилам поведения в обществе. Работа по формированию речевой деятельности. | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Просмотр художественных фильмов. Сюжетно – ролевые игры. Участие в конкурсах. |
1.Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликты.
2.Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.
3.Самостоятельная деятельность детей-метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.
Игра рождается по мере развития и усложнения у ребёнка процессов познания и общения через разнообразные формы в условиях воспитания (непосредственные наблюдения за предметами и людьми, взаимодействия с объектами и человеческим окружением, различные продуктивные занятия, знакомства с миром через книги, телепередачи и т.д.) В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных психологических форм.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений труда.
Как показывает опыт, дети с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. Дисциплинированность, взаимопомощь влияют на формирование многих моральных качеств личности ребёнка.
При проведении диагностики выяснилось, что специально организованные и систематически проводимые занятия способствуют повышению уровня коммуникативных навыков у детей школьного возраста. Как показывает опыт, наиболее результативными являются специальные занятия, завуалированные в виде игр, куда приглашаются все желающие и обязательно привлекаются неконтактные дети. Особенно, если игра имела название, которое интриговала детей, помогало привлечь малоинициативных, «настороженных». Кроме того, нейтральное название помогает сделать игру достаточно гибкой и разнообразной. Во время проведения игры дети не подозревают, что их учат способам общения.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В своей педагогической деятельности много внимания уделяя теме развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста, сталкиваюсь со следующими противоречиями:
- между несформированностью коммуникативных навыков и желанием общения, доверия окружающему миру.
- между признанием необходимости развития коммуникативных навыков с самого раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса развития данных навыков и путей их реализации.
Пути их решения:
1. Использование современных технологий, совершенствование форм и методов.
2. Оптимальное сочетание репродуктивных и нетрадиционных методов и форм в коррекционно – развивающей работе.
Все возникающие вопросы в моей работе, стараюсь решить через систему самообразования, используя различные педагогические методики, традиционные и нетрадиционные формы и приёмы их реализации.
Результативность опыта
Конечно, нельзя сказать о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в старших классах: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Думаю, что моим обучающимся будет интересно, комфортно в дальнейшей жизни.
Мои ученики отличаются доброжелательностью, отзывчивостью, воспитанностью. У них наблюдается стабильная динамика учебных достижений.
В своей работе использую элементы современных образовательных технологий, которые можно применить в коррекционных образовательных учреждениях, что даёт мне эффективные средства формирования коммуникативных умений. Такая работа развивает коммуникативные умения обучающихся, расширяет их кругозор, воспитывает в них нравственные качества, развивает межличностные, коллективные отношения. Такой вид деятельности является оптимальной формой работы по формированию коммуникативных умений младших школьников.
При данной организации деятельности у детей с особыми образовательными потребностями закладывается прочная основа для успешного ее формирования в старших классах: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.
Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость. Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с интеллектуальными нарушениями технологиям общения, направленного на формирования у них коммуникативных умений и навыков.
Данный педагогический опыт адресован учителям коррекционных общеобразовательных школ, детских домов, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по формированию коммуникативных способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы-интерната, провожу открытые уроки. Методические разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков размещаю на сайте образовательного учреждения.
Результаты педагогического опыта были представлены:
во время выступлений на семинарах различного уровня:
1. Выступление на Республиканском семинаре-практикуме, в рамках курсов повышения квалификации «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС» с докладом «Особенности обучения детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»
2. Выступление на спецсеминаре по дефектологии с докладом «Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания»
3. Выступление на педагогическом совете с докладом «Современный урок в рамках реализации ФГОС начального общего образования. Владение новыми информационными технологиями, интернет-ресурсами»
4. Выступление на методическом объединении классных руководителей с сообщением «Инновационные подходы работы по нравственному воспитанию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
во время проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий:
1. Открытый урок русского языка для учителей школы-интерната: «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова»
2. Открытые внеклассные мероприятия для детей, воспитателей и учителей школы-интерната: квест-игра «Ключики здоровья», «Путешествие в город Здоровья»
3. Открытые классные часы для детей, родителей и классных руководителей школы-интерната «Путешествие на остров «Дружба»», «Школа-мой дом, будь хозяином в нём»
в публикациях:
сборник «Инклюзивная миссия образования: образовательные стандарты и нестандартные решения», статья «Коррекционно-развивающая работа как специфика профессиональной деятельности педагога-дефектолога».
Опыт моей работы представлен на сайте http://nsportal.ru/lapshina-lyudmila-aleksandrovna
Наглядное приложение: видео открытого урока http://shkola-internat-insar.nubex.ru/
Список литературы
- Жаленко Е.М. «Уроки мышления методические рекомендации» Оренбург 1991г.
- Занков Л.В. «Содружество учёного и учителя» М. Просвещение, 1991г.
- Епишина Л.В. «Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Начальная школа № 11» - 2008г.
- Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника. Книга для учителей» М. Просвещение, 1998г.
- Макарова Н.Н. «Коммуникативная игра в младших классах. Начальная школа №7» 2008г.
- Сухомлинскийй В.А. «Сердце отдаю детям» Киев, 2008г.
- Хухлаева О.Н. «Лесенка радости» М., 1998г.
- Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей /Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф, Селиванова Е.Ю., Титова В.В - М.: АРКТИ,2005.-312с. (Метод.биб-ка).
- Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...