Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы (2021)
статья
Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Жителевой Елены Ивановны
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Тема опыта: «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Введение.
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень
Зачем нужно учиться?
Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием, бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.
«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?
Древние говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились мироощущению вообще. В оливковой роще, или на берегу моря, или в уединении пещеры учитель и ученики постигали истину.
В современных условиях важнейшей задачей школы становится подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.
Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем. Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Актуальность опыта.
Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления.
Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности.
Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники
- учатся самостоятельно приобретать знания,
- получают опыт познавательной и учебной деятельности,
- получают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,
- учатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.
В силу более высокого образовательного уровня школьникам легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, в правильном выборе будущей профессии.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Я часто сталкиваюсь с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектами дает учащимся возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. По русскому языку ребята с удовольствием приняли участие в создании проекта «В мире фразеологии». Чаще использую проекты на уроках литературы: например, «Устное народное творчество», «По страницам сказок А.С.Пушкина», «Поэзия С.Е.Есенина» и другие.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Применяя метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний.
Оптимальность и эффективность средств.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. Выделяется несколько видов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы:
- информационный
- ролевой
- практико-ориентированный
- творческий
- исследовательский
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Практико-ориентированный проект по русскому языку и литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Отмечается большое разнообразие учебных проектов:
- от проекта на несколько уроков в рамках учебной темы до проекта на весь учебный год;
- индивидуальные и групповые проекты;
- общешкольные по составу участников;
- проекты, предназначенные для изучения разных тем одного предмета, а также монопредметные, межпредметные и надпредметные.
Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся могут получать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыков решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека.
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, особенно подготовительный этап. Требуется хорошо продумать структуру, обозначить цели, обосновать актуальность предмета исследования для всех участников, обозначить источники информации, продумать методы, результаты.
В начале работы над любым проектом всегда стоит проблема мотивации – какими должны быть задания, чтобы школьники с интересом участвовали в процессе. Нужно четко сформулировать основополагающий вопрос. Например: Для чего нужны фразеологизмы? Чем отличаются сказки А.С.Пушкина от других авторских сказок?
После постановки проблемы идет поиск фактов для лучшего его понимания и возможностей ее решения. Учащиеся используют разнообразные издания и информационные ресурсы сети Интернет, а учитель при этом выполняет функцию координатора и партнера, старается увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования.
На следующем этапе происходит формулирование учащимися гипотез, которые возникают как возможные варианты решения обозначенных проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
Основная часть работы над проектом представляет собой самостоятельную работу учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе: результатом обсуждения до консультирует, внимательно следит за ходом обсуждения.
Отчеты о проделанной работе представляются учащимися в виде мультимедийных презентаций, буклетов или сайтов. Основная цель этой работы систематизировать полученные данные и представить их в наглядной и доступной форме с учетом логики проведенного исследования.
Представление результатов исследования проводится на последнем учебном занятии при изучении темы.
Официальное представление и защита полученных результатов проводится на конференциях муниципального и Республиканского уровня. Например, в 2018/2019 учебном году Плазинская Виктория, ученица 7 класса, приняла участие в II Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Горизонты открытий» в номинации «Сила слова беспредельна» с проектом «Фразеологизмы в произведениях В.Высоцкого» и стала победителем. А в 2018/2019 учебном году Вика приняла участие в III Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Горизонты открытий» в номинации «Сила слова беспредельна» с проектом «Хронотоп улицы в творчестве Н.В.Гоголя. На примере повести «Невский проспект» и стала призёром.
Результативность опыта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:
- повышение мотивации учащихся;
- развитие способности к активной практической деятельности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
При оформлении результатов исследования от учителя требуется умение не попасть под влияние техники, а представляя себе ее возможности, подчинить ее своему влиянию.
Возможность тиражирования.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на заседаниях кафедры гуманитарного образования, педагогического совета, на семинарах различного уровня.
Так, в октябре 2019 года в сборнике научных трудов по материалам Международной научной конференции «Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства» была опубликована моя статья «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы».
Также мои разработки, презентации, конкурсные работы учащихся размещены на моём сайте и в личных кабинетах.
Включение в образовательный процесс проектной деятельности способствует становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели.
Если ученик не учится творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копировать.
Л.Н.Толстой.
Список использованных источников.
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка /Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.
Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А. по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение)....
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны
"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горячевой Ирины Викторовны
В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, усиление коммуникативной направленности преподавания.Каждый учитель ставит перед собой задачу повышения эффективно...
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Яссиевич Светланы Юрьевны
Технология развития критического мышления - одна из тех технологий, которая позволяет создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления учащихся. Она предполагает применение о...
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы"
В статье представлен опыт работы учителя по проблеме «Формирование культурологической компетенции как основополагающего направления в процессе изучения литературы в школе»....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны
Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство формирования...