Интенсивная рабочая программа курса внеурочных занятий для учащихся 10-12 лет.
учебно-методический материал (5 класс)

Дорожкина О. В.

Программа внеурочной деятельности разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей школьного возраста (10-12 лет). Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество. Программа рассчитана на 17 часов и предусматривает групповые формы работы с детьми. Цель программы: освоить обучающимися спектр мультимедийных технологий и развить у них гибкие компетенции  по стандартам Soft skills  через создание короткометражных мультфильмов.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_-_multiki_2.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Першинская средняя общеобоазовательная школа

Киржачского района Владимирской области

Интенсивная рабочая программа

 курса внеурочных занятий

для учащихся

10-12 лет.

автор-составитель: О. В. Дорожкина

учитель  МКОУ Першинская СОШ

Першино

2021 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….……...3
  2. Прогнозируемые результаты освоения программы…………………………….…….....6
  3. Формы и виды учебной деятельности…………………………………………….…..….8
  4. Формы контроля результатов освоения программы……………………………………..9
  5. Тематическое планирование………………………………………………………….….10
  6. Содержание учебного предмета………………………………………………………....11
  7. Материально-технические условия реализации программы……………………….….14
  8. Перечень рекомендуемых источников ………………………………………………....15

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей школьного возраста (10-12 лет).

Новизна программы заключается в совершенствовании образовательного процесса посредством использования инновационных технологий в проектной деятельности, создавая условия учебно-активной мотивации через формирование творческого мышления. Всем известно, что анимация – один из любимых жанров у детей. А раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.

Актуальность программы. На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из важных мотивов занятий с детьми школьного возраста является интерес. Интерес – это активная познавательная направленность на предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

Основное направление деятельности курса – это создание короткометражных мультфильмов методом покадровой съёмки с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, бумажная перекладка, объёмная анимация и другие). Поскольку мультипликация находится на стыке таких видов искусства, как кинематограф, театр, комикс, изобразительное искусство и музыка, то и программа курса включает разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликацию и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов. Дети изучают историю мультипликации, знакомятся с техниками мультипликации, с законами монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с цифровым фотоаппаратом и микрофоном, монтировать мультфильм с помощью программы Blender 2.8.

Программа рассчитана на 17 часов и предусматривает групповые формы работы с детьми.

  • ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации командной формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста. Деление на подгруппы продуктивнее выполнять по 2-3 человека. Каждая подгруппа занимается своим видом деятельности.

Для реализации программы использовались следующие методы работы: а) методы организации и осуществления деятельности (словесные, наглядные, практические, самостоятельной работы и работы под руководством педагога); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха); в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Цель программы: освоить обучающимися спектр мультимедийных технологий и развить у них гибкие компетенции  по стандартам Soft skills  через создание короткометражных мультфильмов.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • сформировать базовый навыки компьютерных программ  Blender 2.8;
  • сформировать определенные навыки и умения; закрепить их в анимационной деятельности;
  • привить навыки проектной деятельности;
  • обучить основам изобразительной грамоты (лепки) и формирование художественных знаний, умений и навыков;
  • обучить различным видам анимационной деятельности (пластилиновая., бумажная, рисованная) с применением различных художественных материалов.

Развивающие:

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
  • развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • формировать этические нормы в межличностном общении;
  • обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов и участие в мероприятиях.

Данная методическая разработка предназначена в помощь педагогу для активизации познавательной активности учащихся с поэтапным описанием последовательности действий изучения курса.

2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные:

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении задания;
  •  развитие умения определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
  • развитие навыков комбинирования различных приемов работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
  • формирование коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве с другими обучающимися;
  • развитие самостоятельности суждения, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение принимать  и выполнять учебную задачу;
  • умение планировать пошагово цель работы;
  • умение осуществлять контроль и  анализ своей работы;
  • способность адекватно воспринимать оценку работы наставника и других обучающихся;
  • умение своевременно вносить коррективы в своей работе;
  • умение оценивать готовый продукт и соотносить его с первоначальным замыслом.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение осуществлять поиск информации;
  • умение моделировать;
  • умение составлять целое из частей.
  • проявлять творчество в создании своей работы;
  • владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером.

Коммуникативные:

  • Умение аргументировать свою точку зрения, вести диалог, выслушивать собеседника;
  • Умение планировать сотрудничество с наставником и другими обучающимися;
  • Владение монологичной и диалогичной формами речи.

Предметные результаты:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;
  • способы соединения деталей из бумаги и пластилина;
  • особенности материалов техники анимационной деятельности.
  •  определение порядка действий, планирование этапов своей работы;
  • комбинирование различных приемов работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
  • умение пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);
  • умение различать и передавать в рисунке ближний и дальний план. Добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов;
  • способность проявлять творчество в создании своей работы.
  • владение простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером.

Смежные предметы основного общего образования:

Изобразительное искусство.

Декоративно-прикладное искусство и человек.

Обучающиеся научатся:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

Информатика.

Мультимедиа.

Обучающиеся научатся:

  • владеть основами информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации;
  • понятиям технологии мультимедиа и области ее применения;
  • способам озвучивания мультимедиа;
  • выполнять презентации, дизайн и макеты;
  • обрабатывать видеоматериал в программе Blender 2.8.

 Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

Уровень практических умений будет оцениваться в конце обучения через следующие формы подведения итогов: творческие задания, презентация творческих проектов, выпуск анимационных фильмов.

3.ФОРМЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формы проведения занятий – это в основном демонстрация и  самостоятельная практическая работа с элементами беседы. Большая часть учебного времени выделяется на практические упражнения и самостоятельную работу. Задания носят творческий характер и рассчитаны на индивидуальную скорость выполнения.

Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

•        принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

•        формах и методах обучения (дифференцированное обучение, комбинированные занятия);

•        методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.);

•        средствах обучения.

Программа рассчитана на групповое обучение детей возраста 10-12 лет, с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. На изучение данного курса отводится 17 часов.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • свободное творчество.

4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Уровень обученности учащихся выявляется по трем параметрам:

  1. Теоретические знания

Критериями оценки являются: степень усвоения теоретического материала, глубина, широта и системность теоретических знаний.

  1. Знание технологии.

Критериями оценки являются: степень усвоения материала, глубина, широта и системность знания технологии.

  1. Уровень овладения практическими умениями и навыками

Критериями являются: разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам и правилам, технологиям) практических действий, свобода владения специальным, качество творческих проектов учащихся: грамотность исполнения, использование творческих элементов.

Методы определения уровня обученности: собеседование, наблюдение, опрос, тестирование, экспертная оценка проекта.

При оценке творческих работ педагог должен руководствоваться следующим критериям:

-общая художественная выразительность;

-самостоятельность и оригинальность замысла;

-содержательность сюжета;

-проявление наблюдательности, воображения.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Темы

/занятия

Наименование тем

Кол -

во

часов

теор

ия

практ

ика

Тема №1 «Пластилиновая анимация»

4,5

0,5

4

1

 Технология разработки общей идеи мультфильма. Выбор произведения (сказки) для экранизации. Составление эскизов будущих героев сказки.

1,5

0,5

1

2

Изготовление героев. Изготовление сцены-макета из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Знакомство с вэб-камерой. Возможности съёмки. Учебно-тренировочные упражнения.

2

-

2

3

 Стоп-кадровая съемка сцен сказки. Озвучивание  и монтаж мультфильма-сказки.

1

-

1

Тема №2 «Бумажная анимация»

3

0,5

2,5

4

Просмотр и обсуждение бумажных мультфильмов. Работа над составлением сюжета и сценария. Написание сценария.

1

0,5

0,5

5

Изготовление сцены-макета. Изготовление героев и декораций. Покадровая съемка сюжета.

2

-

2

Тема №3 «Рисованная анимация»

5

2

3

6

Просмотр и обсуждение рисованных мультфильмов.

1

-

1

7

Обзор компьютерных программ для создания рисованных мультфильмов

1

-

1

8

Знакомство с созданием компьютерных мультфильмов

1

1

-

9

Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные проекты).

2

1

1

Тема №4 «Итоговый проект»

3,5

1

2,5

10

Итоговое занятие за весь курс обучения – создание мультика по любой выбранной теме.

2,5

-

2,5

11

Просмотр зачетных работ. Итоговый контроль.

1

1

-

итого

17

5

12

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Тема №1  «Пластилиновая анимация» (4,5 часа)

Занятие 1. «Технология разработки общей идеи мультфильма. Выбор произведения (сказки) для экранизации. Составление эскизов будущих героев сказки»

Теоретическая часть.  Немного        из        истории        анимации и практики работы над созданием мультика ведущих мультипликаторов. Идея. Логлайн — максимально краткое изложение идеи фильма, сформулированное в одном-двух предложениях (он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата драматургии. Логлайн и конфликт. Завязка, кульминация, развязка. Главные и второстепенные герои.. 

Практическая часть. Игровые технологии на сплочение коллектива. Рисование героев сказки, главный и второстепенных, в соответствии с описанием.

Занятие 2 «Изготовление героев. Изготовление сцены-макета из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Знакомство с вэб-камерой. Возможности съёмки. Учебно-тренировочные упражнения.»

Теоретическая часть. Выбор мультфильма. Что такое декорации? Виды декораций. Продумывание декораций для   мультфильма. 

Практическая часть. Запись пошаговых действий. Подбор материала для изготовления героев мультфильма и декораций. Изготовление героев, декораций. Чтение текста. Запись звука..

Занятие 3 «Стоп-кадровая съемка сцен сказки. Озвучивание  и монтаж мультфильма-сказки»

.Теоретическая часть. Объяснение порядка действий при покадровой съемке («захват кадра», «раскадровка») фильма, порядка добавления «титров», «субтитров»  и музыки в фильм.

Практическая часть. Съемка фильма согласно сценарию сказки. Обсуждение по окончанию просмотра снятого материала, выявление и исправление ошибок. Монтаж мультфильма-сказки

Тема № 2 «Бумажная анимация» (3 часа)

Занятие 4. «Просмотр и обсуждение бумажных мультфильмов. Работа над составлением сюжета и сценария. Написание сценария».

Теоретическая часть. Правила создания бумажной анимации. Просмотр и обсуждение бумажных мультфильмов. Работа над составлением сюжета и сценария..

Практическая часть. Просмотр и обсуждение бумажных мультфильмов. Работа над составлением сюжета и сценария. Написание сценария.

Занятие 5. «Изготовление сцены-макета. Изготовление героев и декораций. Покадровая съемка сюжета»

Теоретическая часть. Выбор материала для изготовления декораций и героев. Повторение сценария. Объяснение, как и что снимать.

.Практическая часть. Изготовление героев, использование готовых игрушек (при наличии у детей). Съемка сцен мультфильма. Запись звука. Наложение звука.

Тема №3 «Рисованная анимация» (5 часов)

Занятие 6 . «Просмотр и обсуждение рисованных мультфильмов.»

Теоретическая часть. История создания рисованной анимации. Просмотр рисованных мультфильмов. Обсуждение.

Занятие 7. «Обзор компьютерных программ для создания рисованных мультфильмов».

Теоретическая часть. Знакомство с программами для съемки фильмов. Знакомство с программой для рисования в автофигурах OpenOffice. Правила поведения в компьютерном классе.

Практическая часть. Рисование животного в программе OpenOffice.

Занятие 8. «Знакомство с созданием компьютерных мультфильмов»

Теоретическая часть. Как создаются компьютерные мультфильмы.

Практическая часть. Создание анимации в программе OpenOffice.

Занятие 9. «Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные проекты)»

(Самостоятельная работа)

Тема №4 «Итоговый проект» (3,5 часа)

Занятие 10.  «Итоговое занятие за весь курс обучения – создание мультика по любой выбранной теме.»

             Теоретическая часть. Объяснение процесса съемки. Определение,  что снимать и как.

Практическая часть. Создание рисованных мини-мультфильмов в программе Zu3D. «Мультипликатор», например, «Прыгающий мяч», «Живые карандаши» и др. (Самостоятельная работа)

Занятие 11. Просмотр зачетных работ. Итоговый контроль

Кейс «Пластилиновый дед мороз»

Категория кейса – вводный.

Место в структуре программы – рекомендуется к выполнению первым в программе.

Количество учебных часов на которые рассчитан кейс – 4,5 часа.

Учебно-тематическое планирование.

Занятие 1 (1,5 часа)

Цель: освоить методику формирования готового продукта

Что делаем: преподаватель разбивает детей по группам (2-3 человека). Выбирается спикер (капитан команды, который будет представлять вариант ответа группы). Каждая группа работает над двумя проблемами: дед мороз и Санта Клаус. Характеризуется проблема – дать точное их изображение (цветной эскиз). В процессе соревнования групп есть возможность достичь идеального образа героя. В конце занятия, каждая группа презентует свой продукт.

Компетенции: Soft skills: креативное мышление, командная работа,  умение думать и отстаивать свою точку зрения.

hard skills: дизайн –проектирование.

Занятие 2 (2 часа)

Цель: развить навыки макетирования.

Что делаем: создание макета сцены из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Знакомство с вэб-камерой. Работа выполняется тем же составом групп, что и на прошлом занятии. Каждой группе - своя проблема. 1группа – работает с макетом сцены, 2 группа – составляет сценарий и готовит озвучивание, 3 группа – работает с фотоаппаратом и программным обеспечением.

Компетенции: hard skills – макетирование, объемно-пространственное мышление.

Soft skills: креативное мышление, командная работа

Занятие 3 (1 час)

Цель: презентовать готовый разработанный продукт.

Что делаем: учащиеся выполняют покадровую съемку сюжета мультфильма, проводят монтаж и озвучивание. Выбирают способ презентации готового проекта всей командой. На этом занятии деление на группы отсутствует.

Компетенции: Soft skills: навыки презентации, навыки публичного выступления, навыки представления и защиты проекта.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для достижения наилучшего результата в усвоении программы необходимы:

  • кабинет;
  • столы для изготовления героев сказки, декораций;
  • ножницы для каждого ребенка;
  • фотоаппарат;
  • штатив для фотоаппарата;
  • ноутбук, поддерживающий запись голоса, с выходом в интернет;
  • программа для монтажа фильмов Blender 2.8 ;
  • бумага А4 для рисования – по одному набору для каждого ученика;
  • бумага А3 для рисования — минимум по 4 листа формата А0 ;
  • набор простых карандашей — по количеству обучающихся;
  • клей ПВА — 2 шт.;
  • клей-карандаш — по количеству обучающихся;
  • скотч прозрачный широкий — 2 шт.;
  • нож канцелярский;
  • коврик для резки картона — по количеству обучающихся;
  • гуашь и цветные карандаши –  по 3 коробки
  • пластилин – по количеству учеников.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г.

  1. Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г.
  2. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г.

  1. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников/ М.: Палас, 2010.

  1. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва.,1990 г.

  1. Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г.

Интернет ресурсы:

  1. Интернет- ресурс wikipedia.org

  1. Мастер-класс для педагогов "Создание мультфильмов вместе с детьми" (Фестиваль педагогических идей «открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/643088/ )

  1. Проект пластилиновый мультфильм http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m

  1. «Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...