УРОК "ПРИТЧИ"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)
урок-занятие для учеников 5-7 классов.Цель : Актуализировать знания о видах чтения, через использование приемов смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 30.29 КБ |
газета для информации | 235.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность
МАСТЕР-КЛАСС «ПРИТЧИ»
учитель МБОУ СОШ с. Восток
Леошко Марина Дмитриевна
тип занятия: общеметодологической направленности.
Цель : Актуализировать знания о видах чтения, через использование приемов смыслового чтения.
Задачи занятия:
1. Познавательные: Закрепление знаний о видах чтения; уметь использовать приёмы смыслового чтения; работать с текстом.
2. Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса; развитие умения мыслить; формирование коммуникативной компетенции.
3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к людям; осмысление своего нравственного выбора.
Оборудование: проектор, компьютер, газета, лист бумаги для работы,жетоны.
Планируемые результаты: выражать положительное отношение к процессу
познания; воспроизводить информацию, необходимую для решения любой учебной задачи; перерабатывать информацию и систематизировать учебный материал.
Ход занятия
1.Мотивация к учебной деятельности. (Вступительное слово учителя)
- Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.
- друзья, мы будем говорить о чтении.
СЛАЙД
2. Актуализация опорных знаний.
- Чтение нас окружает всегда.
-Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)
Итак, первый тип: просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.
- Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? ( ответы учащихся)
- Что такое притчи? (ответ)
СЛАЙД
2.1. Предвосхищаем содержание 1 притчи.
- Прочитайте название. Как вы думаете, о чём притча?(ответы детей)
-Свои предположения мы будем записывать следующим образом:
-Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом. А запишем свои ответы , используя, АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ, это один из приемов смыслового чтения. (Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант, писатель. стихи)
-А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций. ( читает 1 команда, чтение по ролям).
- Назовите ассоциацию из притчи, которую вы нашли (духовная пища)
-А можно составить кластер, это тоже прием смыслового чтения, его тоже можно использовать на различных уроках .
-Посмотрите , как составляется кластер, он похож на ассоциативный куст. (рассм. запись на слайде)
СЛАЙД
2.2. Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.
- Есть еще один из видов чтения, это- Ознакомительный.
СЛАЙД
- Предлагаю вам прочитать следующую притчу- «Ведро с яблоками»
по цепочке.(2команда), а потом ответить на мои утверждения, ВЕРНЫ ЛИ ОНИ?!
СЛАЙД
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с
фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике
жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить
ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую
гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо,
а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро
вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками
и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
- Ответьте на мои утверждения, ответами «ДА». «НЕТ» (учитель читает утверждения, а ребята записывают ответы на листах).
- А теперь проверьте свои ответы. Кто справился? (устное самооценивание учащихся)
СЛАЙД
1.- Купил себе человек новый дом. (Да)
2.- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
3.- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
4.- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)
5.- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
ФИЗМИНУТКА
2.3. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и
точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое
ее осмысление.
- Очень часто на уроках мы используем один из видов чтения , ИЗУЧАЮЩИЙ.
СЛАЙД
-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка». (3 команда). Выделите ключевые слова, которые помогают нам…. (работа с текстом во время чтения)
КЛЮЧЕВЫЕ слова- это слова, которые помогают передать в тексте самое основное. По ключевым словам можно вспомнить содержание текста. Они вязаны с основными образами, объектами и понятиями текста, сжато представляют текст. Определяют тему текста.
СЛАЙД
- Найдите их в тексте…..
(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде вполголоса).
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
При знакомстве с данной притчей был использован приём
«Ключевые слова».
- Назовите ключевые слова в притче «Два волка».(ответы учащихся) (добро и зло)
СЛАЙД
3. Рефлексия.
- Сегодня мы с ВАМИ повторили виды чтения, какие? На каких уроках мы можем встретить эти виды чтения?
- познакомились с притчами. Что такое притча? Назовите их…
- Что научились делать, используя свои знания по смысловому чтению? (кластер, ассоциативный куст, выделять ключевые слова в тексте).
- На каких уроках нам это пригодится?
СЛАЙД
- - Чему научила тебя сегодня притча….?
- - Что с собой возьмешь в жизнь, какие слова?
( ответы детей)
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- А вам я хочу пожелание послать в форме ПРИТЧИ (чтение притчи «Мудрец»)
(учитель читает притчу).
- ВСЁ в ВАШИХ руках, ребята! Я верю, что каждый из вас возьмет с собой в жизнь что-то нужное для себя из занятия.
- И по традиции, ребята, оцените свою работу на уроке!
Оценка детей по жетонам:
Зеленый –я все понял
оранжевый- остались вопросы
желтый- мне очень понравилось.
Предварительный просмотр:
Выпуск №1 от 22.10.2020 г
МУДРОСТЬ КНИГИ И ЧТЕНИЯ | ГАЗЕТА УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ Газета для тех, кто любит читать | ||
"Никакие провалы истории и глухие пространства времени не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг" К. Паустовский | "Чтение поможет вам лучше познать окружающий мир и себя" . П.Коэльо | ||
"Любить чтение- это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения" Монтескье
"Как из копеек составляются рубли, так и из пружинок прочитанного составляется знание" В.И. Даль | Смысловое чтение – это фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций. ЦЕЛЬ смыслового чтения: максимально точно передать содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. | Читайте в этом номере: -стратегии смыслового чтение стр1 - Все притчи в гости к нам…. стр2 -Мудрость тысячелетий… стр3 | |
"Лучший в мире кинозал-это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу" Р. Скотт «КНИГИ- ДЕТИ РАЗУМА»
Д.Свифт | |||
"Хорошая книга- это дверь, которая раскрывается перед тобой" Читайте и будьте счастливы! Л. Кассиль | |||
"Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать" Д.Дидро |
Главный редактор Леошко М Д Издательство МБОУ СОШ с. Восток Сахалинская область
Выпуск №1 от 22.10.2020 г