Материалы к аттестации. Выявление и развитие способностей обучающихся
методическая разработка
Страница сайта Хоменко К. П. Здесь обобщение опыта по выявлению и развитию способностей учащихся. Результат творческих способностей - проект-исследование по теме "Моя малая родина". Анализ методической работы МО по развитию способностей учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы Хоменко К.П.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности и в краеведческой работе музея
Всеми возможными способами нужно
воспламенять в детях горячее стремление
к знанию и учению. Ученик будет сгорать от
нетерпения учиться, не боясь никаких трудов,
если учитель сможет развить в детях интерес
и творческий подход к учению.
Я.А.Коменский
Все изменения в новом стандарте приводят к тому, что результаты общего образования прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие их эффективному выявлению и развитию. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности
«Способности» - это начальное понятие познавательных потенциалов учащихся, то есть индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Следует различать способности, талант (высокая степень одаренности), одаренность (возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности), гениальность (высшая степень развития таланта). Наша первая задача – выявить способности.
Выявление способностей может происходить с помощью психолого-педагогические диагностики, педагогического наблюдения и изучение результатов деятельности учащихся. Использование активных форм обучения современной формой активных методов являются интерактивные методы. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, что способствует выявлению у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности.
Развитие способностей учитель может планировать в зависимости от своих наработанных методов, приемов, технологий. В моей практике – это проведение факультативных курсов: «Занимательная грамматика», «Постигаем тайны ОГЭ», «Размышляя над прочитанным», «Учимся говорить». Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задания повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности. Очень важным моментом для определения способных учащихся являются различного вида тестирования, творческие олимпиады, которые позволяют выявить уровень развития ученика, его мыслительные способности.
Одним из важных способов развития способностей считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной деятельности, в частности – творческий подход в совмещении учебной деятельности и краеведческой работы в музее, которая имеет большой потенциал для развития познавательных и творческих способностей. У нас – литературное краеведение! Оно оттачивает стиль, развивает речь, повышает знания. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, ставить и разрешать интересующие проблемы. Наблюдая за жизнью, изучая быт и культуру населения, опираясь на личные наблюдения, дети пишут сочинения-очерки, эссе, создают историю своей малой родины, имеющую общественный резонанс, что очень важно. Дети учатся анализировать, обобщать, систематизировать, выделять главное и представлять (презентовать) материал в интересной форме на экскурсиях и краеведческих, научно-практических конференциях. Результатом работы над проектной и исследовательской деятельностью является участие детей в проведении экскурсий, выступления с докладами и проектами на конференциях различного уровня – от школьного до федерального.
Одной из главных форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции «Шаг в будущее» и «Равнение на старшее поколение» , школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность в нашей школе, то есть на основе краеведческой работы в музее, не только развивает ребёнка в целом, но и воспитывает настоящего патриота.
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); - диагностики познавательных интересов Богданова Т.Т («Диагностика познавательной сферы ребенка»); - использования методики Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников; - учета желаний родителей; - наблюдения за проектной и исследовательской деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности; - использования методики «Репка», позволяющей определить изменения в личности учащегося; | Работа по развитию способностей выстраивается с помощью: - применения индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей; - создания условий включения в активную познавательную деятельность учащихся; - включения в образовательный процесс выше перечисленных образовательных технологий; - проведения родительских собраний - формирования навыков исследовательской, проектной деятельности через участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях |
Для определения способности к научной деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предмету «Русский язык и литератур»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося | Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Дифференцированная домашняя работа. Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Постигаем тайны ОГЭ», «Занимательная грамматика», «Размышляя над прочитанным» |
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года. Педагогическое наблюдение с помощью методик мозгового штурма, игровые методики, КТД | Участие в Международных и Всероссийских олимпиадах и конкурсах. Поведение предметных недель. |
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы) | Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, викторинах, КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе |
Основной формой выявления и развития способностей обучающихся является урок.
Задания на уроках русского языка и литературы , способствующие формированию и развитию творческих способностей.
Примеры заданий
1. Эвристические задания – задания, имеющие целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В. Хуторской)
Примерами заданий данного уровня могут быть:
Лексико-орфографическая работа – это лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями, упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, которые в конечном итоге работают на обогащение словаря школьника.
1)Объяснить смысл высказывания: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).
2)«Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту).
Учащимся предлагается произнести любое слово и записать его. Дать его эмоциональную характеристику (доброе оно или злое). Назвать возможные слова, которые могут притягиваться к данному слову как к магниту. Придумать с этими словами текст.
3)От предложения к собственному тексту.
Задания для учащихся: прочитать данные пословицы; устно передать ее основной смысл; сформулировать тему. Лучше брать пословицы с нравственной тематикой. Например: Ты ему по секрету, а он всему свету. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. Язык и хлебом кормит, и дело портит.
4)«Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)
Учащиеся должны представить, что они превратились в один из предметов, их окружающих. Передать свои ощущения. Постараться свои мысли записать в форме маленького рассказа или стихотворения.
5) «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).
На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени.
6)От цитаты высказывания к собственному тексту.
Внимательно прочитать высказывания. Выбрать одно из них – по своему усмотрению. Определить тему и сформулировать главную мысль (идею) этого высказывания. Выразить свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.
Напр. Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы быть братьями. Ф.Вольтер
Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.
2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя.
3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов.
4. Сказкотерапия. «Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника.
Многие дети любят создавать рисунки по изученным произведениям, но не все слабовидящие могут справиться с этим традиционным заданием, поэтому я решила на уроках литературы использовать пластилин. Мои ученики лепят из пластилина различные фигурки (деревья, животных, цветы, иногда героев), чтобы потом создать макет той или иной сцены из произведения. Так мы с пятиклассниками сделали макеты к русским народным сказкам. Работа с созданием фигур из пластилина помогает моим ученикам не просто видеть и слышать слова, но и осязать образы, которые созданы средствами художественной литературы.
5.Индивидуальная работа над ошибками. Ряд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.
6.Толкование языковых терминов.
7.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке. Игровые приемы дают простор творческому развитию.
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению).
8.Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.
9.Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие.
10.Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.
Обобщающая таблица из Интернета может служить обобщением работы по выявлению и развитию способностей обучающихся.
Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Многое зависит и от уровня воспитанности обучающихся
Методика оценки общей одарённости
Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому
1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею)
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.
Диагностика воспитанности
Диагностику уровня воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха. Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Качества личности | Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. Прилежание: - я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
3. Отношение к природе: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
4. Я и школа: - я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | |||
5. Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся
Методика «РЕПКА» или «Какие качества я вырастил за год»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности учащихся класса за три
последних года обучения.
Методика разработана преподавателями кафедры общей педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена для определения изменений, происшедших в личности учащегося в течение учебного года
Учащимся предлагаются следующие вопросы:
Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.
Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак
«—»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность;
с) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
л) умение планировать работу
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться.
Обработка полученных данных.
Полученные результаты систематизирую с помощью следующей таблицы (фрагмент таблицы)
Фамилия, имя учащегося | Физическая сила и выносливость | Умственная работоспособность | Сила воли | Выдержка, терпение |
Ульяна | - | + | + | - |
Амир | + | - | - | - |
Сергей | + | + | - | - |
Василий | + | + | + | + |
Вероника | + | + | + | + |
Ринат | + | - | - | - |
Владислав | + | + | + | - |
Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого подростка, о самооценке учащихся, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставляю полученные данные с целями, содержанием и способами организации воспитательного процесса, что помогало мне определить эффективность воспитательной деятельности с самым трудным классом школы. Результаты анкетирования использовала при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.
Мониторинг оценки качеств личности учащихся 9 класса за три последних года по методике «Репка»
№ | Качество | 2017-2018 г | 2018-2019 г | 2019-2020 г |
физическая сила и выносливость | 3 | 5 | 7 | |
умственная работоспособность | 2 | 4 | 6 | |
сила воли | 5 | 4 | 7 | |
выдержка, терпение, упорство | 5 | 6 | 6 | |
ум, сообразительность | 3 | 4 | 5 | |
память | 4 | 6 | 6 | |
объем знаний | 5 | 6 | 7 | |
внимание и наблюдательность | 6 | 7 | 7 | |
критичность и доказательность мышления | 3 | 6 | 6 | |
целеустремленность | 3 | 5 | 7 | |
умение планировать работу | 3 | 4 | 6 | |
умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки | 3 | 5 | 7 | |
умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи | 3 | 6 | 7 | |
чуткость и отзывчивость к людям | 5 | 7 | 7 | |
умение работать вместе с товарищами | 5 | 6 | 6 | |
умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива | 4 | 6 | 6 |
Выводы: По результатам мониторинга видна положительная динамика. Данная методика позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволил мне получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.
Предварительный просмотр:
МБОУ
«Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Анализ работы
МО гуманитарного цикла
«Лингвист»
за 2019– 2020 учебный год.
Руководитель МО – Хоменко Клара Петровна,
учитель высшей квалификационной категории
Цель анализа:
выявить степень реализации поставленных перед членами МО целей и задач;
наметить план работы МО на новый 2020-2021 учебный год.
Предмет анализа:
Методическая и учебно-воспитательная работа членов МО гуманитарного цикла.
1. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО
Деятельность МО в 2019-2020 учебном году строилась в соответствии с методической темой школы «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС начального образования (НОО) и основного общего образования (ООО)» и темой МО гуманитарного цикла «Комплексное использование современных образовательных технологий в организации учебно-воспитательного процесса по предметам гуманитарного цикла как условие обеспечения развития личности ученика и повышения качества образования», главная цель которой – организация системы гуманитарного образования в школе, ориентированной на положительный результат.
В рамках заявленной темы был определён круг задач, главными из которых являлись:
- повышение уровня профессиональной компетенции и развитие творческого потенциала учителя в условиях реализации ФГОС в основной школе;
- совершенствовать качество современного урока через внедрение инновационных программ для повышения результативности обучения в условиях реализации ФГОС;
- совершенствовать организацию системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла;
- повышение мотивации учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса,
- участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО гуманитарного цикла;
- интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий;
2. Анализ педагогических кадров
В методическое объединение учителей русского языка, литературы, истории, обществознания, ИЗО, музыки входит 8 педагогов (один из них директор) и библиотекарь, из них 2 человека имеют высшую квалификационную категорию, 3 – первую, 1 –аттестация на соответствие занимаемой должности. Директор школы аттестован как администратор, библиотекарь - как библиотекарь. Один учитель английского языка работает в нашей школе по совместительству (постоянная её работа – Новоуоянская школа), и один учитель немецкого и английского языка принят для обучения учащихся 1-5 классов и немецкий язык в 9 классе. Средний возраст – 45-60 лет. Педагогический стаж в среднем составляет – 30-40 лет.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Предмет | Квалификационная категория | Тема самообразования |
1. | Башлий Лариса Юрьевна | учитель музыки | Аттестация на соответствие - 2014 | Развитие креативного потенциала учеников на уроках и во внеклассной работе |
2. | Слюсарева Ольга Ивановна | Учитель русского языка и литературы | Первая. Аттестация – декабрь 2015 | Совершенствование форм и методов работы по развитию речи учащихся |
3. | Хоменко Клара Петровна | Учитель русского языка и литературы | Высшая. Аттестация – декабрь 2015 | Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе |
4. | Чайка Ольга Юрьевна | Учитель ИЗО | Первая. Аттестация – 2019 год | Роль изобразительного искусства в современной школе |
5. | Шутова Татьяна Юрьевна | Учитель истории | Первая категория Аттестация 2018 | Проектная деятельность учащихся |
6. | Крылова Татьяна Алексеевна | Директор школы | Аттестована как администратор | Организация работы по реализации управленческих решений |
7 | Кривосудова Анна Борисовна | Учитель английского языка | Высшая категория | Работает в школе по совместительству |
8 | Тохмахова Лидия Алексеевна | Учитель английского и немецкого языков | Аттестация пройдена 10 лет назад, так как был перерыв в работе | Развитие интереса к иностранному языку |
9 | Шутова Людмила Павловна | Библиотекарь | Аттестована как библиотекарь | Развитие читательского интереса |
3.Анализ тематики заседаний МО
На первом заседании МО были утверждены рабочие программы по предметам программ гуманитарного цикла. Часть программ и календарно-тематические планы были рассмотрены и рекомендованы к утверждению, часть программ – на доработку до 10.09.2019. В итоге все программы соответствовали нормам и были утверждены.
17.09.19. Второе заседание было посвящено анализу деятельности МО гуманитарного цикла за 2018-2019 учебный год и планированию методической и воспитательной работы МО на 2019-20 учебный год. Отмечено, что методическое объединение работало по утвержденной теме. Основные задачи выполнены. Учителя работали по темам самообразования. Проведён анализ итоговой аттестации – результаты ОГЭ и ЕГЭ за 2019 год по предметам гуманитарного цикла. Отмечены хорошие результаты, средний балл которых, как всегда, выше районного, особенно по русскому языку у учителя Хоменко К.П.(по итогам ЕГЭ все сдали на «5»: Климова Анастасия 92 балла, Стерхова Полина – 79 баллов, стобалльник – Стерхова Татьяна ).
Результаты Государственного экзамена
На рабочих заседаниях также рассматривались вопросы:
1) С учителями русского языка и истории были рассмотрены и обсуждены 5 направлений тем сочинений по литературе к предстоящим экзаменам в 11 классе:
- «Война и мир – к 150-летию великой книги»,
- «Надежда и отчаяние,
- «Гордость и смирение»,
- «Он и она»,
- «Добро и зло».
2) О проведении общешкольного методического дня
3) О проведении педсовета.
Справки с анализом административных контрольных работ зачитывались и обсуждались на совещаниях при директоре или на общем методическом заседании при завуче.
Кроме того, обсуждалась и планировалась работа по проведению школьного этапа предметных олимпиад, по подготовке к письменному экзамену по литературе в 11 классе, по развитию монологической речи на основе усиления коммуникативной направленности в обучении в целях подготовки к устному экзамену в 9 классе, по выполнению ВПР. Постоянно велась работа по совершенствованию методики подготовки обучающихся к ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе с использованием положительного опыта работы.
Третье общее заседание (январь) было посвящено теме организации и подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ - «Изменения в ОГЭ по гуманитарным предметам. Трудности в подготовке к экзаменам, в развитии коммуникативных навыков учащихся в рамках подготовки к итоговым экзаменам в 2020 году», рассмотрению нормативно-правовой документации по организации и проведению экзаменов. Проведён анализ работы МО гуманитарного цикла за первое полугодие. Отметили хороший результат письменного экзамена по литературе у учителя Хоменко К.П.
Заслушали справку по итогам административных контрольных работ по русскому языку за 1 полугодие, скорректировали методическую работу на 3 четверть.
4.Анализ учебно-методической деятельности
В основном поставленные перед МО задачи были выполнены. Показателем этого являются
- результаты письменного экзамена по литературе в 11 классе, который проводился 4 декабря (членом районного жюри по проверке сочинений была Хоменко К.П.- ученицы 11 класс Романова Альбина и Елисеева Лада получили зачёт по всем критериям);
- результаты устного экзамена (ГОВОРЕНИЕ) по русскому языку в 9 классе: сдали все, наибольшее количество баллов получили Елисеев В. («отлично»), Песня В. Степочкин В., Джафаров А. («хорошо»).
- результаты пробных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ по предметам гуманитарного цикла в 9 и 11 классах по линии администрации (предварительный мониторинг)
Результаты итогового пробного экзамена по русскому языку в 11 классе (на уровне школы). Май 2019 года.
Часть 1: 1-26 заданий
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Всего | |
Елисеева Лада | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 31 |
Романова Альбина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 32 |
Часть 2.
Сочинение | Общая оценка | ||||
Ф.И | Баллы за тест | Баллы за сочинение | Первичный балл | Вторичный балл | Оценка |
Елисеева Лада | 31 | 23 | 54 | 91 | 5 |
Романова Альбина | 32 | 21 | 53 | 89 | 5 |
Основного экзамена еще не было. В связи с карантином из-за коронавируса экзамен перенесен
на конец июня, начало июля.
Результаты итогового пробного экзамена по русскому языку в 9 классе (по плану школы). Май 2019 года.
Текст изложения «Обиды, которые мы наносим друг другу..»
Тестовые задания | Изложение | Сочинение | Грамотность | Всего баллов | Оценка | ||||||||
ФИ | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Всего | ИК1- ИК3 | К1-К4 | ГК1-Ф | ||
Вишнякова Уля | - | - | + | + | + | + | + | 5 | 7 | 7 | 5 | 24 | 4 |
Джафаров Амир | - | - | + | - | + | + | + | 4 | 5 | 6 | 3 | 18 | 3 |
Елисеев Василий | + | + | + | + | + | + | + | 7 | 7 | 9 | 10 | 33 | 5 |
Кустов Ринат | - | - | + | - | - | + | + | 3 | 3 | 7 | 1 | 14 | 2 |
Огарков Сергей | + | + | + | - | - | + | + | 5 | 4 | 5 | 5 | 19 | 3 |
Песня Вероника | - | - | + | - | + | + | + | 4 | 7 | 6 | 4 | 21 | 3 |
Степочкин Влад | - | - | + | - | + | - | + | 3 | 6 | 9 | 2 | 20 | 3 |
Шашин Сергей | - | - | - | - | + | - | - | 1 | 5 | 6 | 4 | 16 | 3 |
Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли 5 учеников. Совсем почти не смог передать содержание текста 1 ученик (Кустов Ринат). На низком уровне выполнили тестовые задания. Класс слабый.
Государственная итоговая аттестация в 9 классе в формате ОГЭ по всем предметам, в том числе и по русскому языку, в 2020 году отменена по приказу Министерства образования РФ в связи с коронавирусом.
Уровень обученности по предметам гуманитарного цикла за год
Предметы | Средний балл по школе | Качество | Степень обученности |
Русский язык | 3,75 | 62,5% | 58% |
Обществознание | 4,1 | 75% | 70,5% |
История | 3,9 | 50% | 63,5% |
Учителя гуманитарного цикла принимали участие в методической деятельности на различных уровнях. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
- работа каждого учителя над индивидуальной методической темой как система непрерывного образования в повышении результативности обучения;
- изучение передового педагогического опыта через проведение тематических заседаний МО, педсоветов, семинаров по новым технологиям.
- участие в семинарах, конференциях, в методическом дне;
Вид методической деятельности |
Слюсарева О.И выступила на августовской конференции по теме «Результативные формы работы с родителями» |
3)Членами МО «Лингвист» был проведен педагогический совет по теме «Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе». Руководитель МО «Лингвист» Хоменко К.П.. выступила на заседании педагогического совета с докладом по теме. Подробно был раскрыт вопрос: «Реализация национально-регионального компонента во внеурочной деятельности в школе на основе патриотической работы в школьном музее» Все учителя МО выступили как содокладчики на педагогическом совете, посвященном теме «Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе»:
|
В 2019-2020 учебном году в школе по традиции был проведен методический день по теме «Современный урок в формате ФГОС». Учитель русского языка и литературы Хоменко К.П. выступила с докладом и презентацией «Методика современного урока в условиях реализации ФГОС»
|
Учитель русского языка и литературы Хоменко К.П. работала в экспертной комиссии по проверке сочинений (письменный экзамен по литературе). |
Заместитель директора по воспитательной работе Слюсарева О.И. выступила с докладом на педагогическом совете по теме «Формы работы с родителями по повышению качества образования обучающихся» . |
5. Распространение опыта работы в методической литературе и в сети Интернет
На школьном сайте опубликованы следующие статьи:
Крылова Т.А. В рамках проведения Недели молодого избирателя в нашей школе прошла встреча с председателем избирательной комиссии УИК при МО СП «Ангоянское» Мариной Галиной Васильевной, которая рассказала учащимся о структуре, деятельности комиссии, о процедуре проведения выборов и подготовке к выборной кампании. Школьники внимательно выслушали информацию, задали свои вопросы на различные темы, связанные с выборами. Подвела итог беседы Крылова Т.А –депутат районного совета депутатов VI созыва. Она обратила внимание на то, что каждый из ребят должен воспитывать в себе патриота, проявляя активную жизненную позицию и участвуя в общественной жизни своего поселка, района, региона, а в дальнейшем и в выборах.
Слюсарева О.И. В рамках Дня В рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом прошла линейка Памяти. Все присутствующие почтили Минутой молчания тех, кто погиб от рук террористов.
Слюсарева О.И. поместила на сайте анализ воспитательной работы
Хоменко К.П. Отчет о проведении в МБОУ «Ангоянская СОШ» школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»
Хоменко К.П. поместила доклад по теме «Результативность работы по реализации регионального компонента в сельской школе»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей является работа по самообразованию. Курсы повышения квалификации, пройденные учителями в этом году:
- Учитель русского языка и литературы: преподавание предмета в соответствии с ФГОС ООО и СОО. Профессиональные компетенции. 144 часа. Слюсарева О.И. ООО Санкт-Петербург
- Подготовка к ГИА по программам ООО и СОО по обществознанию. Преподавание истории и обществознания в формате ФГОС Шутова Т.Ю.
- Проектирование и реализация ООП СОО в соответствии с ФГОС СОО. 36.ч. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Крылова Т.А.
- Оказание первой помощи в образовательной организации. 72 ч. ООО «Центр непрерывного образования и инноваций»
- Сертификат о прохождении курса «Гибкие компетенции проектной деятельности» Чайка О.Ю.
6.Работа с одарёнными детьми, индивидуальная работа с учащимися
Учителя гуманитарного цикла проводят определённую работу с детьми, проявляющими особый интерес в той или иной области
Приняли участие в районном и республиканском конкурсе школьных музеев Боевой и Трудовой славы, посвященном 75-летию Великой Победы. Музей нашей школы занял I место. Руководитель музея: Хоменко К.П.
|
Участие в районной конференции, посвященной 75-летию Великой Победы «Итоги патриотического воспитания» |
Трое учащихся нашей школы приняли участие в районном конкурсе чтецов, посвященном 75-летию Победы «Мы о войне стихами говорим».
|
Проведён школьный этап конкурса чтецов «Живая классика». |
Трое учащихся приняли участие на муниципальном этапе во Всероссийском конкурсе чтецов «Живая классика» на муниципальном заочном этап : Ларионов Максим. (5 класс) – учитель Хоменко К.П.; Романенко А. (6 класс), Квинт М. (8 класс – учитель Слюсарева О.И.). Видеозаписи были отправлены в Управление образования в 3 четверти. Итоги не подведены. В 4 четверти началось дистанционное обучение. |
Для учащихся выпускных классов в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и для детей с низкой мотивацией к обучению проводятся элективные курсы.
Для учащихся 9, 11 классов - э/к по всем обязательным и выбранным предметам:
- «Постигаем тайны ОГЭ» - для учащихся 9 класса. Учитель Хоменко К.П.;
- «В мире обществознания» - для учащихся 11 класса. Учитель Шутова Т.Ю.
- «Я – гражданин» - для учащихся 9 класса. Учитель Шутова Т.Ю.
- «Колесо истории» - 9 класс. Учитель Шутова Т.Ю.
- «Биология. Подготовка к ЕГЭ» - 11 класс. Учитель Шутова Т.Ю.
- «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста» - для учащихся 11 класса. Учитель Хоменко К.П.
- «Размышления на тему….» (обучение сочинению по литературному направлению как подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе). Учитель Хоменко К.П.
- «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» - 9 класс. Учитель Хоменко К.П.
- В рамках патриотического воспитания Хоменко К.П. как руководитель музея ведет кружок «Моя малая родина» для учащихся 1 класса.
- Трудные случаи орфографии и пунктуации» Слюсарева О.И. 6-8 классы
Главным в повышении качества образования остаётся урок, его организация, поэтому по линии администрации проводятся различные виды контроля, диагностики.
Проведённая работа |
С конца августа до середины сентября проходил этап составления, корректировки и утверждения рабочих программ по предметам и программы кружков, элективных курсов. |
Проведена входная диагностика по русскому языку в 5-11 классах, по результатам которой определён актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, намечена «зона ближайшего развития» и предметных знаний, спланирована коррекционная деятельность. |
Учителя русского языка и литературы в рамках внутришкольного контроля и подготовки к педсовету по развитию «говорения» провели проверку техники чтения, цель которой: определить уровень владения умениями и навыками сознательного, правильного, беглого выразительного чтения, уровень смыслового чтения и спонтанной речи |
Адаптивный контроль в 5 классе (всех предметов у всех учителей) |
Государственный письменный экзамен по литературе в 11 классе |
Предметный контроль уроков русского языка в 6 и 7 классах. Учитель Слюсарева О.И. |
В январе контроль внеурочной деятельности |
Предметный контроль уроков обществознания в 9 классе с целью проверки готовности к устному экзамену. Учитель: Шутова Т.Ю. |
Экзамен в 9 классе. Устное собеседование. Учитель Хоменко К.П. |
Проведены итоговые контрольные работы за 1 и 2 полугодие по русскому языку. Подведены итоги промежуточной диагностики. Справки прилагаются. Пробное тестирование в 9 и 11 классах. |
Предметный контроль уроков английского языка во 2-4 классах. Учитель: Тохмахова Л.А. |
Запланирована итоговая аттестация учащихся в формате ЕГЭ за курс основной средней школы со сдачей обязательных и выбранных экзаменов. Сроки перенесены на лето. |
Таким образом, по предметам гуманитарного цикла учителями и по линии администрации в соответствии с методическим планом проводились текущие и итоговые экспертизы.
Педагогический опыт совершенствуется индивидуально и в рамках МО. Это освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, выступления на педсоветах, на районных семинарах, на заседаниях МО. На проведённых уроках и внеклассных мероприятиях в рамках методического дня состоялся качественный обмен опытом по применению методов и приёмов новых технологий современного урока.
Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе, истории и обществознанию. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в форме ОГЭ и 11 класса в формате ЕГЭ учителями изучаются все нормативные документы, используются всевозможные сайты и методические пособия.
7. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология».
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний обучающихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтения (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали нормам и требованиям ГОСов и ФГОСов.
На протяжении 2019-2020 учебного года программы по всем предметам пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками и дополнительных уроков, за счет уплотнения тем, использования часов для повторения.
8.Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2019-2020 учебном году учителя МО продолжали работать над совершенствованием кабинетной системы. В соответствии с наличием материальной базы использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление дидактического и раздаточного материалов. В кабинетах учителями создана фонотека и видеотека по русскому языку, литературе, истории.
На заседаниях МО и рабочих встречах мы обсуждаем вопросы об организации подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в новой форме, новинки методической литературы, информацию образовательных сайтов. Каждый учитель имеет папки с различным дидактическим материалом по всем тестовым заданиям и всем видам сочинений ЕГЭ и ОГЭ. Создано много КИМов по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, проверочных тестов, демоверсий, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. В учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники, мультимедийные презентации, диски.
9. Анализ внеклассной работы по предметам и внеурочной деятельности.
Вся внеклассная работа проводилась по нескольким направлениям, главным из которых является патриотическое. Одна из ведущих целей развития современной школы – духовно-нравственное воспитание. Литература, русский язык, история, обществознание занимают особое место в формировании духовно-нравственной личности ребёнка, так как содержательный компонент данных предметов обращён к гуманистическим идеалам добра, справедливости, сострадания. Поэтому мы всю учебно-воспитательную работу пытались направить в этом русле, проявляя в содержании уроков, в технологиях, методах и приёмах обучения, в отношениях между учителем и учащимися.
Учащиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, особенно 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Вывод: таким образом, не только внеурочная деятельность по предметам, но и общая внеклассная работа способствовала развитию у обучающихся детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению образовательного уровня учащихся.
Дата | Мероприятие | Ответственный |
Сентябрь | Работа на экологической тропе. | Вся школа. |
Октябрь | Торжественное мероприятие, посвящённое Дню учителя. | Актив школы |
На базе музея проведена общешкольная линейка Памяти жертв политических репрессий «И помнить страшно, и забыть нельзя» | Слюсарева О.И. | |
Ноябрь | Традиционно в школе прошли различные мероприятия, посвященные Дню Матери: конкурс на лучшее чтение стихотворения о маме в котором приняли участие 30 учеников, праздничный концерт, посвящённый Дню Матери. | Башлий Л.Ю. Слюсарева О.И.Хоменко К.П. |
ноябрь | Перед учащимися школы выступила агитбригада по теме «Толерантность». | Слюсарева О.И. |
Декабрь | Акция «Новый год – в каждый дом». Поздравление детей войны, пожилых людей с наступающим Новым годом и вручение подарков, сделанных своими руками | Слюсарева О.И. Хоменко К.П. с активом школы и музея |
Декабрь | Линейка, посвященная закрытию Года театра | Слюсарева О.И. |
Февраль | Праздник, посвящённый бурятскому Новому году по лунному календарю – Сагаалгану. | Башлий Л.Ю. Манханова О.М. |
Март | Учащиеся школы во главе с учителем истории Шутовой Т.Ю. совершили лыжный переход на 30 км «Ангоя-Кумора». | Шутова Т.Ю. |
Конкурс чтецов «Мамам посвящаем» | Слюсарева О.И. Хоменко К.П. | |
Конкурс рисунков «Пожарная безопасность». | Чайка О.Ю. | |
Май | Приняли участие в акции, посвящённой 75-летию Победы:
Хоменко К.П.
|
Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем 2020-2021 учебный году:
- продолжить работу по реализации ФГОС (в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 реализация ФГОС будет проходить в 10 классе);
- продолжить процесс самообразования для повышения аттестации; совершенствовать педагогическое мастерство через открытые уроки, самообразование и
обобщение опыта»
- работать над раскрытием творческого потенциала учащихся посредством новых образовательных технологий; развитием творческих способностей учащихся с учетом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей;
Руководитель МО «Лингвист»: Хоменко К.П.
Патриотическая работа в музее с первоклассниками. Праздник Сагаалган
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сводная таблица «Выполнение рабочих программ» за 2019- 20 учебный год
Учитель | Предмет | Отставание | Причина | Сведения о прохождении программы |
Хоменко К.П. | Русский язык | 1 | Программа пройдена | |
Литература | 4 | б/л | Программа пройдена | |
Родной русский | 1 | Программа пройдена | ||
Чайка О.Ю | ИЗО, технология, черчение | 18 | б/л, карантин | Программа пройдена |
Шутова Т.Ю. | История | 54 | Отпуск по12.09.20 Карантин | Программа пройдена |
ОРКСЭ, | Отпуск по12.09.20 Карантин | Программа пройдена | ||
ОДНКНР, | Программа пройдена | |||
обществознание | Программа пройдена | |||
биология | 3 | Отпуск по12.09.20 Карантин | Программа пройдена | |
Башлий Л.Ю. | музыка | 4 | Программа пройдена | |
Слюсарева О.И. | Русский язык | 4 | Карантин | Программа пройдена |
Литература | 1 | Программа пройдена | ||
Тохмахова Л.А. | Программа пройдена |
Предварительный просмотр:
Районный Дом детского творчества
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ангоянская СОШ»
Секция «По следам исчезнувших поселений»
Исследовательский проект
«Пока не стало поздно»
(Прошлое и настоящее исчезающего поселения
«АНГОЯНСКИЙ ЛЕСХОЗ»)
Автор: коллективная работа музея «Истоки»:
Ответственные: Стёпочкин В., Елисеев В.,
учащиеся 7 класса.
Руководитель: Хоменко К.П., учитель русского
языка и литературы, руководитель музея
Помощники: Песня Вероника, Вишнякова Ульяна, Джафаров Амир, Кустов Ринат, учащиеся 7 класса, Стёпочкина Виктория, ученица 11 класса
2018 год
Содержание
- Введение…………………………………………………………………….. 3
- Общие сведения ……………………………………………………………. 4
- История поселения Ангоянского лесхоза……………………………….. 6
- Заключение…………………………………………………………………. 7
- Литература и источники ………………………………………………….. .8
- Приложение ………………………………………………………………… 9
Введение
Проблема уходящих деревень – это трагедия, в первую очередь, для человека. Люди живут, слагаются судьбы, создаются семьи. И наступает время, когда это поселение становится ненужным. И мы теперь знаем, как болит их сердце, когда они наяву или в мыслях возвращаются туда, где прошло их детство или юность. Несправедливо, если об этом совсем забыть. Если нельзя помочь, то в наших силах сохранить память об этом. В этом актуальность нашего проекта.
Актуальность нашего поселения, о котором мы будем говорить, ещё и в том, что в списке населённых пунктов Ангоянского лесхоза вообще нет (указано только предприятие). Мы считаем, что это неправильно, потому что на месте, где был лесхоз, образовалось, пусть небольшое, но село, в котором люди не только были лесничими, но и жили своей жизнью. Поэтому очень важно сделать так, чтобы история родины наших родственников, память о людях сохранилась . Наш исследовательский проект посвящен поселению, ещё не исчезнувшему до конца, но исчезающему. По словам писателя К.Г. Паустовского, добро надо делать «пока не стало поздно». Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Научная новизна исследования заключается в том, что это первая работа, первая попытка написать об Ангоянском лесхозе не только как об организации, но и как о населенном пункте, просуществовавшем более 25 лет, и сохранить память о людях, живших в нём.
Предмет исследования: исчезающее поселение, появившееся в связи с открытием предприятия..
Объект нашего исследования – АНГОЯНСКИЙ ЛЕСХОЗ. Речь идет не об Ангоянском лесничестве, которое находится в посёлке Ангоя, а о небольшом поселении на берегу Верхней Ангары, в 7 км от станции Ангоя, возникшем в связи с переводом Куморского, затем Ангоянского лесхоза на эту местность, для которого главной задачей в это время была заготовка пиломатериалов.
Цели исследовательской работы:
– восстановление в памяти сведений об Ангоянском лесхозе, о его роли в развитии лесного хозяйства и в строительстве БАМа, о людях, работавших в данной организации, -- доказать, что Ангоянский лесхоз, - это отдельное поселение, выявить причины его исчезновения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить хронологический период существования и исчезновения поселения во всех возможных источниках;
- сделать анализ архивных документов;
- узнать у очевидцев:
• как выглядел населённый пункт;
• сколько было дворов, улиц, их названия;
• чем занимались жители, какой вклад внесли в развитие нашего района; - организовать встречи с бывшими жителями лесхоза, провести беседы, интервью;
- оформить материалы встреч в форме исследовательской работы, подготовить презентацию.
- изготовить макет поселения.
На основе цели была сформулирована гипотеза: если не успеем написать историю Ангоянского лесхоза, то память о людях и о том, что перед появлением посёлка Ангоя было маленькое село на берегу реки, навсегда исчезнет, и следующие поколения не будут знать об этом, а главное – забудут и о людях, которые жили на берегу реки и внесли большой вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали.
Методы:
- изучение архивных данных в лесничестве и администрации;
- чтение книги «Лесоводы Бурятии»;
- беседы с бывшими жителями и настоящими, интервью;
- запись воспоминаний, рассказов;
- сбор фотографий, фотографирование;
- экскурсия на место поселения;
Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширили наши представления о Северо-Байкальском районе, об истории БАМа. Работа может быть использована на уроках истории, краеведения при изучении истории и географии родного края, в работе музея, в написании истории нашей малой родины.
Пополнился архив школьного краеведческого музея. Главная практическая значимость: благодаря вновь полученным данным внесены поправки в историю нашей малой родины, где основной упор делался на значимость бригады АзербайджанБАМстрой. Оказалось, что не меньший вклад в строительство нескольких бамовских посёлков внесён работниками лесхоза.
Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации краеведческого материала; дополнить работу материалами о судьбах людей.
Общие сведения
Смысл названия
Поселение лесхоза находится на берегу реки Верхняя Ангара. Корни названия: от тюркского «ангар» - широкая долина; от бурятского «ангар» - проём, ущелье, щель; «агаи» - разинутая пасть, рот. Название Ангоя – тоже в переводе с эвенкийского «анга» означает "рот, пасть, ущелье, расселина".
Географическое положение и особенности природы
По лесорастительному районированию территория Ангоянского лесхоза относится к Северо-Забайкальской зонально-провинциальной местности среднегорных и высогорных лиственничных лесов и гольцовой растительности (Панарин И.И., 1977),
в северной части Республики Бурятия.
Поселение Ангоянского лесхоза располагается в Верхнеангарской котловине – на правом берегу реки Верхняя Ангара. Рядом находится небольшое озеро. Озеро является бессточным, так как в него не впадает и не берет начало ни одна река. Питание озера смешанное с преобладанием дождевого, снегового. Озеро замерзает чаще всего в конце октября, вскрывается в начале апреля. Ведется любительский лов рыбы, так как в озере водится рыба карась, охота на водоплавающую дичь.
История поселения Ангоянского лесхоза
Заселение местности.
В 1975 году на базе Куморского лесничества был организован Куморский лесхоз. Лесники, их называли «лесники-объездчики», объезжали на лошадях доверенные им угодья. В 1976 году, то есть через год, Куморский лесхоз был переименован в Ангоянский с местом нахождения конторы лесхоза на проектируемой станции Ангоя Байкало-Амурской магистрали. Но фактический перевод конторы лесхоза произошёл только через 10 лет. Сначала десант строителей от СМП-608 в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали определял место для будущей станции Ангоя, которая нужна была для разгрузки строительных материалов и организации питания для строителей БАМа. Рельсы БАМа подводились к месту будущей станции. И в 1981 году появилась станция Ангоя. Для дальнейшего строительства станции Ангоя нужен был пиломатериал. В связи с этим на берегу реки, то есть в 7 км от Ангои, была установлена маленькая пилорама, построено два дома для первых работников пилорамы. И сразу, особенно с 1982 года, началось заселение берега реки. Дома строил не только лесхоз, но и сами люди, заселявшиеся сначала у родственников, затем в свои дома. И только в 1986 году Ангоянский лесхоз полностью переведён на эту территорию.
Почему место для Ангоянского лесхоза было выбрано на берегу реки Верхняя Ангара? Ответ очевиден: обычно деревни вырастали около водных источников.
К тому же, когда был издан приказ (а это 1976 год), станция Ангоя была ещё в проекте. А открыта она была «отделением временной эксплуатации» (цитата из архива). По мнению большинства людей, большой посёлок ещё не планировали строить. Эдуард Иванович, приехавшим туда в 1984 году, так и говорит: «Мы даже и не верили и не предполагали, что недалеко от нас, где-то в середине тайги, будет так быстро построен большой красивый посёлок».
Берег реки быстро заселялся, по нашему предположению, ещё и из-за того, что место очень красивое, богатое рыбой, лесом, природными дарами. Поэтому сначала набирали людей в лесхоз, на пилораму. После образования лесхоза ещё в Куморе Министерством лесного хозяйства многое было выделено для его развития: техника, дизельная электростанция, пилорама. Всё это было установлено сначала в Куморе, потом в Ангое. Численность работающих составляла 99-105 человек. Вместо маленькой была построена большая пилорама, затем гараж, подсобные помещения. Пиломатериал готовился в основном для строительства посёлка. Общая площадь лесхоза составляла 1524500 гектаров. В состав лесхоза входило 4 лесничества, 4 зоны контроля, главной целью которых была охрана окружающей среды.
- Ангоянское – 30,3% Лесничий - Тулбуконов Э. И..
- Киронское – 32,6 % Лесничий - Елисеев М. В.
- Куморское – 18,3% Лесничий – Рассохин В. А.
- Котерское – 18,8%. Лесничий– Донских Н. М.
Такая огромная территория тайги, хорошего леса нужна была для выполнения главной задачи: строительство БАМа. Если углубиться в далёкую историю, то можно найти интересные данные. Например, ещё в 1932 году экспедицией Академии наук СССР произведено комплексное обследование бассейна реки Верхняя Ангара.
А в 1939 году произведено аэровизуальным методом обследование всей территории лесхоза. Правда, материалы обследований не сохранились.
1953 год - Ленинградской экспедицией «Лесопроект» произведено аэровизуальное обследование всей территории лесхоза.
Исходя из этих данных, мы поняли, что территория берега Верхней Ангары, богатая лесом, никогда не оставалась без внимания.
Наверное, не случайно, жители Ангоянского лесхоза утверждают, что и до них жили люди именно в том месте берега реки, где образовалось поселение.
Очень интересным нам показался такой факт: еще в 1950 году на территории урочища Ангоя, на том месте, где находится исчезающее поселение, о котором мы говорим, проживала семья Епифанцевых. Муж и жена Епифанцевых вели заготовку смолы, выжигали из глины известь. Это был самый первый дом на берегу Верхней Ангары. В 1960 году эта семья выехала в село Кумора. Об этом нам рассказал Тулбуконов Эдуард Иванович, ранее живший в Куморе.
Ангоянское лесничество относится к Республиканскому агентству лесного хозяйства города Улан-Удэ. После образования лесхоза ещё в Куморе Министерством лесного хозяйства многое было выделено для его развития: техника, дизельная электростанция, пилорама. Всё это было установлено сначала в Куморе, потом в Ангое. И начались работы по производству пиломатериала, часть которого направлялась для строительства посёлка Ангоя, в котором ранее не было ни дома, ни сарая. Цех ширпотреба выпускал пиломатериал в год по 3500 кубометров в ценах 1991 года на сумму 382 тысячи рублей. На базе цеха переработки древесины было организовано муниципальное предприятие, которое затем было приватизировано.
Созданный лесхоз в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали занимался оформлением для отчуждения в постоянное пользование земель из гослесфонда, выноской в натуру карьеров, полосы отвода железной дороги и автодороги, разъездов и станций Ангоя, Агней,Кирон, оформление ВЛ-220 (ВЛ –воздушная линия электропередачи — устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам). Делали отводы по картам, то есть отделяли места, надлежащие срубу.
Большую роль играли пилорамы. Брусом, который пилился на этих пилорамах, выстроено больше половины посёлка Ангоя. Тем более брус Ангоянского лесхоза считался по Бурятскому участку БАМа самым лучшим. Не случайно очень многие бамовские организации отгружали этот брус на строительство. Кутлиярова Римма, она сейчас живёт в Улан-Уд, мы брали у неё интервью по телефону) перечислила эти организации: СМП-375, СМП-608, ЭстонБАМстрой из Кичеры, ЛесБАМстрой, дорожные хозяйства (ДРСУ), РСУ, геологи брали лес, тоннельщики брали лиственницу на мысовые тоннели, чаще они брали лес на корню, а лесхоз отводил для этого участки. Только Кутлияров Тымирьян Гельмярович совместно с Кустовым Михаилом по 400 кубометров леса заготавливали в неделю. Министерством лесного хозяйства многое было выделено для развития лесхоза: техника, дизельная электростанция, пилорама.
Жители Ангоянского лесхоза
1981 год
Первые семьи приехали как работники лесхоза. Построили три дома и маленькую пилораму. Часть первого дома была предназначена для общежития, во второй части жил лесничий Оленёв Евгений. А потом уже в этой квартире поселилась с матерью Перевалова Александра Елисеевна. Муж был главным инженером в Куморском лесничестве. Сын и дочь Александры работали в лесхозе (она – в отделе кадров). Вторая дочь получила медицинское образование.
Во втором доме с одной стороны - бригадир на пилораме Михайлов Николай Андреевич, приехавший одним из первых, с другой – семья Белых (Раиса Семёновна и мастер леса Белых Василий.) В третьем доме поселились (это было в 1981 году) Кутлияров Тымирьян Гельмярович с женой (Марзия Салиховна) и Буторова Ольга с детьми. Кутлияров Т.Г. работал трактористом, вальщиком – готовили лес. Кутлияров Т.Г. с Михайловым Николаем постоянно чистили по своей инициативе протоку от речки в озеро. На протоке многие рыбачили, там было очень много рыбы. Можно сказать, эти люди жили для людей, возможно поэтому Тымирьян избирался депутатом местного совета. А Кутлиярова М.С. сначала работала на строительстве теплицы, а затем, как и многие другие женщины, – в самой теплице выращивали огурцы. Все они числились рабочими ПХС. Дочь Роза с 1977 года жила в Северобайкальске, в Ангою приехала с сыном Володей в 1998 году и живёт до сих пор в Ангое, работает поваром в школьной столовой.
Баженовы-Носковы, прибывшие в лесхоз уже в пенсионном возрасте (это родители Белых Р.С). Баженов С. И. был хорошим столяром, делал двери, мебель разную, бочки («мастер на все руки»). Жена - Наталья Носкова. Носков Владимир жил сначала с родителями Баженовыми, работал в лесхозе. Отслужил армию, привёз с армии друга Куклина Александра, которому понравилось место, и он, окончив лесной институт, вернулся обратно, уже с женой, работал лесничим Киронского лесничества. К этому времени уже было построено ещё два дома, в одном из которых он жил. А Носков Владимир в период отпуска уехал в Бичурский район и привёз оттуда жену Татьяну. Двое их детей, Максим и Андрей, учились в Ангоянской школе школе.
1982 – 1983 годы
Дочь Кутлияровых Римма Тымирьяновна (Хлыщёнок) приехала в лесхоз в 1982 году из Тюмени, закончив университет по специальности инженер лесного хозяйства и работала мастером на пилораме в управлении агентства лесного хозяйства (отпускала лес), потом экономистом, главным бухгалтером в лесхозе и в Ангое (с 1995 по 2006 год). С 2006 года уехала в Улан-Удэ.
1984 год
Лесхоз быстро пополнялся новыми жителями. В начале 1984 года приехала семья Тулбуконовых. Эдуард Иванович сначала окончил Улан-Удэнское культпросветучилище, а потом, приняв предложение поработать лесничим, получил новую профессию, закончив лесохозяйственный техникум. Жена – Лидия.
1985 год
Как только появилось много рабочих рук, сразу вместо маленькой пилорамы начали строить две больших. В 1985 году прибыли Кустовы Гулфиза Валеевна и Виталий Юрьевич с дочерью Наташей и сыном Андреем. Через 3 месяца родилась Аня. Девочка родилась именно в этом селе. Роды принимала фельдшер-акушер Кустова Наташа. Гулфиза работала истопником в гараже, потом продавцом в Ангое и техничкой в школе. В Ангою, где стояли вагончики и на Шанхае, начали строить общежитие. Туда и переехали в 1995 году.
1986 год
В 1986 году появилась семья Мешковых. Мешков Андрей Иннокентьевич окончил Бурятский сельскохозяйственный институт по специальности зоотехник. По окончании был направлен в Кумору. Но в 1986 году колхоз закрыли, и Андрей уже с семьёй из Куморы переехал в Ангоянский лесхоз, купив там дом. Устроился на работу в лесхоз и начал учиться в Дивногорском лесотехникуме, так как к любому делу относился серьёзно и добросовестно. Окончив лесотехникум, с 1986 по 1981 годы работал начальником цеха, выполняя главную задачу – заготовка пиломатериалов для строительства БАМа.. В 1991 году переехал в Нижнеангарск.
В этом же году приехали Родионова Т. В. (работала бухгалтером в Ангое) и Родионов Алексей Петрович (работал на пилораме, на вахте).
1987 год и далее
Семья Донских приехала в лесхоз в 1988 году. Анатолий Михайлович работал инженером охраны защиты леса. Его жена Валентина Ивановна трудилась на теплицах, отапливала гараж, кроме того была мастером по приёму древесины, пиломатериала. Старший сын Александр родился в Куморе. Окончив Ангоянскую школу, пошёл учиться в лесотехникум города Улан-Удэ. Получив специальность, работал в лесхозе мастером леса. Старший Алексей до сих пор работает мастером на ВСЖД.
В апреле 1988 года прибыла в лесхоз из Северомуйска семья Ворониных - Анна Николаевна и Александр Иванович. Купили маленький домишко, построенный Карагаевым Игорем. Александр Иванович работал водителем в ИП «Мешков» (пилорама), уехал обратно в Северомуйск и там погиб. Осталось трое детей. Анна Николаевна переехала в Ангою, где много лет проработала техничкой в администрации, сейчас в школе.
Семья Донских, Ворониных, Тулбуконовых
Ангоянский лесхоз разрастался. Те жители, которые переехали в Ангою, с радостью вспоминают и рассказывают о себе и о других.
Описание расположения улиц Ангоянского лесхоза
За 5 лет образовалось целое поселение - появилось 4 улицы:
Набережная; Ангарская; Лесная; Брусничная.
Баня - самое необходимое здание - стояла между улицей Ангарской и Лесной.
Вертолётная площадка:
На БАМе широко использовалась авиация. В Ангоянском лесхозе на берегу реки тоже была сделана из досок площадка для посадки вертолётов. Из воспоминаний Слюсаревой Ольги Ивановны: «Прилетела в Ангою на вертолёте. Прилетели с мужем Слюсаревым Владимиром, с двумя детьми (дочери Лене – 1 год, сын Роман в 5 класс пошёл), с тремя собаками , сели на маленькую площадку на самом берегу реки. С собой двухведёрная кастрюля пиленого сахара (вдруг негде будет купить?) Магазина не было, приходила только автолавка. В лесхозе прожили 5 дней, в доме Мешкова, который стоял на берегу, потом поселили в общежитии в самой Ангое. Муж устроился на работу в лесхоз».
Теплица. В ней работали Кутлиярова Мария, Тулбуконова Лидия, Ботякова Анна Георгиевна сторожем на складах и в теплице, Супраненко. В общей теплице выращивали на продажу огурцы.
Гараж – пожарно-химическая станция, предназначенная для тушения лесов. Команда ПХС комплектовалась инженерно-техническими специалистами, водителями, а также рабочими лесопожарных бригад. Гараж был построен для подвижной техники: там стояли ГАЗ-66, бортовая, вахтовая машина (сначала люди пешком до Ангои ходили, а потом на вахте возили), трактора, лесовозы, пожарная машина. Очевидцы говорят: «Всё было хорошо организовано и укомплектовано».
Люди, внесшие весомый вклад в становление и развитие лесного хозяйства
Первым директором Куморского лесхоза, затем Ангоянского был Хуснидинов Тагир Кадырович, главным лесничим - Перевалов Владимир Иннокентьевич, главным бухгалтером – Чиркова Полина Ивановна. После Хуснидинова Т.К. директором лесхоза был назначен Немцев В.В., затем Огарков В.И. и Заплаткин Николай Васильевич, который сначала был директором лесхоза в Куморе, а затем в Ангое. Основные этапы его биографии: 1972 год – закончил Брянский лесотехнический институт, 1975 год – главный лесничий Уоянского лесхоза, 1976 год – главный лесничий Северобайкальского лесхоза. С 1982 года возглавил Ангоянский лесхоз. Заплаткин Н.В. проработал в лесном хозяйстве 35 лет.
Елисеев Михаил Васильевич, лесничий Киронского лесничества. В 1973 году закончил Сибирский технологический институт, работал лесничим, главным лесничим, директором Баунтовского лесхоза, после реорганизации в 1989 году начал работать лесничим в Ангоянском лесничестве.
Тулбуконов Эдуард Иванович, бывший лесничий Ангоянского лесничества, в котором работал с 1984 года. Трудился в лесном хозяйстве с 1976 года после окончания Улан-Удэнского лесохозяйственного техникума. В данное время на заслуженном отдыхе. Когда началось строительство посёлка, Эдуард Иванович, конечно, не остался в стороне. Его назначили лесничим Киронского лесничества. Лесхоз готовил весь пиломатериал. Отводили площади под строительство бамовского посёлка. Имеет звание «Почётный работник лесного хозяйства»
Донских Анатолий Михайлович, инженер охраны и защиты леса, работал в лесхозе почти с момента организации, работал лесничим, инженером лесного хозяйства, исполнял обязанности главного лесничего. Окончил Хреновский лесхоз-техникум в 1973 году.
Многие лесники трудились в лесхозе с момента его организации, прилагая много сил, знаний для развития лесного хозяйства. Это: Петров Владимир Андреевич, Козулин Анатолий Георгиевич, Непомнящих Николай Николаевич. Более 10 лет трудились лесники: Макеев Г. С., Носков В. С., Суетнов А. М. Труд многих работников лесхоза отмечен наградами и почётными грамотами Минлесхоза РБ, РФ. Бывшему главному лесничему Кетровой Ольге Цыреновне (жила в Ангое) с 30-летним стажем работы в лесном хозяйстве присвоено звание «Заслуженный работник лесного хозяйства».
Все эти люди внесли большой вклад в становление и развитие лесхоза. Благодаря им был быстро построен посёлок Ангоя.
До весны 2005 года лесхоз возглавлял хороший организатор лесного хозяйства Заплаткин Николай Васильевич. 21 мая 2005 он погиб, и лесхоз перешёл под руководство Светланы Николаевны Кузиной.
Распад Ангоянского лесхоза.
Мы предполагаем, что если бы станция Ангоя не начала превращаться в благоустроенный посёлок, то лесхоз пополнялся бы новыми людьми. Место очень красивое, люди занимались огородничеством, рыбалкой. Открылась больница. Не было только школы. Жили дружно, весело. Люди разрабатывали свои участки под подсобное хозяйство, огороды. В дальнейшем привозили животных. Так люди могли иметь мясо, молоко, овощи. Один раз в неделю приходила из Кичеры вахта с продуктами.
Но на БАМе для людей появились новые рабочие места. Многие жители лесхоза, включившись в строительство, постепенно начали переселяться в посёлок. Тем более открылась сначала начальная, а затем и средняя школа. До 1998 года детей на вахтовой машине возили учиться в Ангоянскую школу. В магазин за продуктами и товарами тоже приходилось ездить в Ангою. Отток людей из поселения продолжался.
На сегодняшний день это уже почти исчезнувшее поселение. Маленькая часть лесхоза ещё пока держится - там живёт 4 семьи. Осталось несколько пустых домов. Остальное все разрушено. Нет пилорамы, гаража. Две улицы, место для пилорамы и гаража, заросли лесом. Многие дома разрушены. Можно увидеть несколько огородов, Елисеевы построили там дачу. Возможно, когда-то там будет место для дач, ведь мощь государства произрастает землей. Но пока желающих не находится.
Организация «Ангоянский лесхоз» как государственное учреждение ликвидирована по причине «прекращения деятельности юридического лица путём реорганизации в форме слияния».
Но Ангоянское лесничество, главная задача которого – охрана леса, существует до сих пор. С 2001 года лесничеством руководил молодой специалист Стёпочкин Виталий Викторович. А сейчас – Елисеев Андрей Михайлович.
Дополнительные сведения. Елисеев Вася, ученик 7 класса рассказывает: « А ещё мои родители рассказали такой интересный факт: На реке Верхняя Ангара (10 км на юго-запад от Ангои) стояла мельница возле горы Змеинка, недалеко от устья Акушанды. Там жил мельник Козулин. Ему в зимнее время возили зерно для помола из Куморы и Ченчи. Такое расположение мельницы было удобно, так как она стояла на незамерзающем ключе. В данное время от неё осталось бревенчатое основание, затопленное водой. Поворот реки на том месте, где стояла мельница, называется Козулинский остров. Это не поселение. Но ведь жил человек и работал».
Заключение
Работая над исследовательским проектом, мы пришли к выводу, что знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Вырастет лес, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что где-то на берегу речки, средь леса, когда-то жили, работали, веселились люди. Рожали детей. Как, например, Кустова Г.В. родила свою дочь дома: не успели уехать в больницу в Нижнеангарск. Волею судьбы им посчастливилось родиться и жить в совсем маленьком селении, но в удивительно красивом месте, на свежем воздухе, любоваться замечательной речкой.
Приложения
Пустой дом
Результат нашей краеведческой работы по данной теме:
- исследовательский проект «Пока не стало поздно»
- презентация к проекту «Пока не стало поздно»
- макет «Ангоянской лесхоз»
и I место на районной краеведческой конференции!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной творческой деятельности
В данном материале представлены: 1. Справка ГБПОУ СахПЦ№1 о реализации программы кружка Сахалинец, 2. Копии приказов, 3. Копии грамот...
4. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
содержит копии дипломов, грамот, сертификатов...
«Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»
Выявление и развитие хореографических способностей учащихся, а также разработка индивидуальных образовательных маршрутов является одним из важнейш...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (по выявлению и развитию способностей обучающихся)
Программа и проект направлены на выявление и поддержку талантливых и одарённых детей ДШИ....
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...