Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему: "Деепричастие"
план-конспект урока (7 класс)
План-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse_na.docx | 29.51 КБ |
pp.pptx | 858.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
в 7 классе
«Деепричастие как часть речи»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Чебунина Н. В.
2019 г.
Тема урока: «Деепричастие как часть речи».
Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.— 34-е изд. — М.: Просвещение, 2017.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать умения находить деепричастия в тексте,
- определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
- формировать языковое чутье,
- развивать речевую культуру и речевое творчество.
Задачи урока:
Знать:
1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий;
2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.
Уметь:
1) отличать деепричастие от причастия;
2) разграничивать основное и добавочное действие;
3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам
Тип урока: изучение нового.
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.
Образовательная технология: сотрудничество.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Планируемый результат.
Предметные:
Уметь отличать и находить деепричастия.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.
Ход урока
1.Орг.момент
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.
2. Орфоэпическая разминка.
Наш сегодняшний урок я предлагаю начать с орфоэпической разминки.
На слайде (слайд №2) вы видите скороговорку.
Попробуйте произнести все слова этой скороговорки отчетливо.
«Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят»
3. Орфографическая разминка
А) А сейчас я предлагаю вам выполнить орфографическую разминку.
На слайде №3 вы видите слова с пропущенными буквами.
Вам необходимо вставить эти пропущенные буквы и объяснить правописание данных слов
Б) Проверьте, что у вас должно получиться. (слайд №4)
Итак, какая орфограмма нам встретилась в трёх первых словах?
-Правописание проверяемой безударной гласной:
Жемчу́жина – же́мчуг;
Перламу́тровый – пе́рл (в переводе на русский означает «жемчужина»)
- А слова Вселе́нная и ра́ковина? Что это за слова? Их можно проверить?
- Нет, это словарные слова, их нужно запомнить!
- Ребята, дома запишите эти слова в свои словарики.
4.Изучение нового материала
А теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд и найти ключевое слово.
а) Дети отгадывают кроссворд. (слайд№5)
Вопросы:
- Бывает именительный и родительный? (Падеж)
- Часть речи, которая обозначает предмет? (Существительное)
- Бывает настоящее, прошедшее и будущее? (Время)
- Часть речи, образованная от глагола и обозначающая признак предмета по его действию? (Наречие)
- Бывает мужской, женский и средний? (Род)
- Я, ты, он, она – … (часть речи?) (Местоимение)
- Один, два, три - … (часть речи?) (Числительное)
- Обозначает действие предмета - … (часть речи?) (Глагол)
- Глаголы Ⅰ и Ⅱ-го? (Спряжение)
- Синий, красный, голубой
Выбирай себе любой - … (часть речи?) (Прилагательное)
- Как называется по-другому неопределённая форма глагола? (Инфинитив)
- Неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы:
Где?, Когда?, Куда?, Откуда?, Почему?, Зачем? и Как? (Наречие)
ПаДеж
сущЕствительное
врЕмя
Причастие
Род
местоИмение
Числительное
глАгол
Спряжение
прилагаТельное
Инфинитив
наречиЕ
б) – Проверяем, что у нас получилось. Какое ключевое слово вы отметили?
- Деепричастие!
- Правильно, ребята. Молодцы!
5.Определение темы (слайд №6)
Так какая же сегодня у нас тема урока? Как вы думаете?
- Деепричастие!
6.Постановка целей (слайд №7)
Тему мы с вами определили, а какие цели нашего урока?
Попробуйте сформулировать сами.
Дети формулируют цели урока:
- Познакомиться с «Деепричастием»;
- уметь находить деепричастия в тексте;
- уметь использовать деепричастия в речи грамотно.
7.Первичное усвоение новых знаний
Работа по группам:
Открываем учебники на странице 76 и читаем теоретический материал урока. Затем вам необходимо преобразовать прочитанное в таблицу и схему.(слайды № 10,11)
Деепричастие
(Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие,
отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)
Совмещает
Признаки глагола Признаки наречия
Совершенный а) Не изменяется
и б) В предложении является
обстоятельством
несовершенный
вид
Деепричастие
Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы: что делая? что сделав? | |
Признаки глагола | Признаки наречия |
Совершенный и несовершенный вид | Не изменяется |
В предложении является обстоятельством |
8.Закрепление изученного
Упражнение 181.
Задание: Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, найдите деепричастия, обозначьте их буквой «Д».
9. Физкультминутка (слайд №12)
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх по́дняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки…
На уроке- не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно!
10. Продолжаем заниматься. Выполняем упражнение №183(выборочно).
- Выпишите предложения №1,3,6,7. Найдите в них деепричастия, подчеркните, как члены предложения.
- Вспомните, каким членом предложения является деепричастие?
-Обстоятельством, подчеркивается пунктиром с точкой.
Откры́в, склони́в, разложи́в, заня́вшись.
- А как вы считаете, почему мы опустили предложения №2,5 и8?
- В них есть ошибки в употреблении деепричастий.
- Ребята, неправильное употребление деепричастий- одна из самых распространенных грамматических ошибок, допускаемых людьми в речи.
11. Итог урока
А сейчас, ребята, я предлагаю вам прослушать сказку про деепричастие. (слайд 13)
Сказка о Деепричастии
Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...
12. Рефле́ксия
Ребята, сегодня в разминке нам встречалось слово жемчуг. А вы знаете, что в Римской Империи слово «жемчуг» символизировало «мудрость». Вы стали чуточку мудрее. (слайд 14)
- Давайте соберем ваши знания в жемчужное ожерелье. Каждый из вас, кто нанижет свою жемчужину знаний на нитку ожерелья, должен сказать, чему он сегодня на уроке научился, что узнал, что понял, в чем убедился.
(слайд 15)
- 1) Я ЗНАЮ…
-2) Я УМЕЮ…
-3) Я ПОНЯЛ(А)…
-4) Я УБЕДИЛСЯ(ЛАСЬ)…
- А как вы думаете, ребята, где пригодятся вам знания о деепричастии, полученные на уроке?
- Мне пригодятся, полученные знания, на ЕГЭ по русскому языку.
- Мне, полученные знания, помогут правильно употреблять деепричастия в речи.
13. Домашнее задание (слайд16)
Пар.28, №182.
Урок окончен! Все молодцы! Спасибо!!! (слайд 17)
Список использованной литературы
- Русский язык: Теория. 5-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.- М.:Дрофа, 2011.
- Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой/ сост.Н.О.Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2006.
- Русский язык. 7класс:Рабочая тетрадь для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы».- М.: Дрофа, 2018
- Кастроль И. С., Скороход Л.К. Сборник диктантов по пунктуации: 7-8 кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2016
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Электронное учебное пособие «русский язык» (полный мультимедийный курс с 1 по 9 классы+ для абитуриентов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфоэпическая разминка Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят
Орфографическая разминка ж… мчужина р… ковина п… рламутровый Вс…ленная
Проверь себя ж е мчужина р а ковина п е рламутровый Вс е ленная
Кроссворд па д еж сущ е ствительное вр е мя п ричастие р од место и мение ч ислительное гл а гол с пряжение прилага т ельное инф и нитив наречи е
Тема урока «Деепричастие»
Цель урока : П ознакомиться с деепричастиями , уметь находить их в тексте, использовать в речи грамотно .
Правила работы в паре При выполнении задания помогайте друг другу. Будьте доброжелательными. Исправьте ошибки друг друга. Действуйте согласованно. Помни: ты в ответе за товарища, а он – за тебя.
Правила работы в группе Чтобы попросить слово, подними руку. Говори кратко, понятно, по теме. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори в одно время с другими. Старайся уважать мнение другого, даже если ты с ним не согласен. Будь доброжелательным и терпимым.
Деепричастие (самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие, о твечает на во просы: Что делая? Что сделав?) совмещает Признаки глагола Признаки наречия Совершенный и Несовершенный вид а) не изменяется б) в предложении является обстоятельством
Деепричастие Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Признаки глагола Признаки наречия Совершенный и несовершенный вид Не изменяется В предложении является обстоятельством
Физкультминутка Вы, наверное устали? Встали! Руки вверх подняли! Потянулись высоко И вздохнули глубоко! Опустили плавно руки… На уроке – не до скуки! Теперь за парты сели дружно, Конечно, поработать нужно!
Сказка о Деепричастии Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?) . С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?) , а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же. – Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей. – Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь! Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего... Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...
В Римской империи слово « жемчуг » символизировало « мудрость ». РЕФЛЕ́КСИЯ
1 жемчужина: “Я знаю…” 2 жемчужина: “Я умею…” 3 жемчужина: “Я понял (а)…” 4 жемчужина: “Я убедился ( лась )…” Соберите в ожерелье жемчуг знаний, полученных на уроке
Домашнее задание §28 №182
Молодцы! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
урок русского языка 7 класс по теме:«Деепричастие»
Данный урок предусмотрен по темам программы и учебника «Русский язык 7 класс» Авторы Т.М.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И. КулибабаПроводится в конце изучения ...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...