Использование современных образовательных технологий при изучении математики
статья
Необходимостью любого образования является заинтересованность обучаемого в результатах, мотивированное стремление получить знания. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, способных к творческому мышлению, инициативности и самостоятельности в принятии решений. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на среднюю школу, т. к. именно здесь должны закладываться основы думающей, самостоятельной личности. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и могли их использовать в различных жизненных ситуациях. Умение учителя вызвать интерес к своему предмету – одно из условий успешного обучения. Эти цели пытаюсь реализовать, применяя современные образовательные технологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_pri_izuchenii_matematiki.docx | 38.79 КБ |
prilozhenie1.doc | 2.84 МБ |
prilozhenie2.pptx | 2.56 МБ |
prilozhenie3.doc | 210 КБ |
prilozhenie4.ppt | 1.47 МБ |
prilozhenie5.doc | 581.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий при изучении математики
Необходимостью любого образования является заинтересованность обучаемого в результатах, мотивированное стремление получить знания. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, способных к творческому мышлению, инициативности и самостоятельности в принятии решений. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на среднюю школу, т. к. именно здесь должны закладываться основы думающей, самостоятельной личности. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и могли их использовать в различных жизненных ситуациях. Умение учителя вызвать интерес к своему предмету – одно из условий успешного обучения. Эти цели пытаюсь реализовать, применяя современные образовательные технологи.
Технология модульного обучения
В МБОУ г.Керчи РК «Школа № 23» внедрено модульное обучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Под словом «модуль» понимается как само занятие и инструкционная карта.
По времени модуль занимает 90 минут (3 мини-модуля по 30 минут, между мини-модулями перемена 5 минут). Состоит такое занятие из учебных элементов (УЭ), выполнение которых и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Количество и содержание УЭ может быть различным, но есть УЭ, наличие которых обязательно:
- объявление комплексной дидактической цели модуля;
- проверка домашнего задания;
- актуализация опорных знаний;
- входной контроль (кроме первых модулей по темам)
- резюме (выводы)
- выходной контроль
- рефлексия (самооценка учащихся)
- разноуровневое домашнее задание (ученик сам выбирает домашнее задание исходя из результатов выходного контроля и рефлексии).
Хочется обратить внимание на обязательное наличие УЭ рефлексия. Под рефлексией понимается самооценка ученика, то есть ученик в конце модуля сам оценивает на каком уровне (начальном, среднем, достаточном или высоком) он усвоил материал. Очень часто (особенно в начале внедрения модульного обучения) результаты рефлексии не совпадают с результатами выходного контроля и входного контроля следующего модуля: ученик, обучающийся на начальном уровне, выбирает достаточный, или ученик способный иметь высокий уровень делает задания для достаточного. Поэтому необходимо все время обращать внимание учеников на такие расхождения.
При составлении модулей можно руководствоваться следующей схемой:
1е.-30-минут | 2е. -30- минут | 3е. -30- минут |
1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний. 3. Повторение. 4. Входной контроль 5. Мотивация новых знаний и умений. 6. Подведение итога мини-модуля | 1. Новая тема. Формирование новых знаний (блок-теория, лекция, сообщение составление схем, таблиц, работа с учебником) 2. Подведение итога мини-модуля | 1. Закрепление. 2. Выходной контроль (контрольные срезы, самостоятельные работы, консультации и т.д.) 3. Рефлексия. 4. Домашнее задание по уровням. 5. Итог модуля. |
Технологии модульного обучения, характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершённостью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.
Поскольку модульное обучение одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъективных отношений в системе «учитель – ученик», что обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса строится с учётом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровневого обучения и блокирования предмета в группы и циклы.
Многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик исполняет роль самостоятельного исследования последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определённой структуре знаний, умений и навыков.
Структурированное по модульному принципу учебное содержание, сотрудничество с учителем и взаимодействие с одноклассниками – три основополагающих фактора рефлексивного развития школьников средствами учебной деятельности.
Таким образом, взаимодействие учителя и ученика на модуле, построенное на использовании разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся и применении инновационных технологий, способствуют формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению и потребности в знаниях, развитию у учеников желания, способности и умения учиться. Осуществление дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечение самоконтроля и взаимоконтроля, проведение диагностики хода и результата образовательного процесса повышает качество обучения и как результат качество образования.
Конспекты модулей № 29,30,31 разработаны в технологии модульного обучения (приложение №1, №3, №5).
Использование личностно ориентированного подхода в обучении
В условиях модернизации современного образования особую значимость приобретают идеи личностно ориентированного подхода в обучении. Личностно–ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования, способствует созданию благоприятной для ученика учебно-воспитательной среды, при этом учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Поэтому свой учебный процесс я стараюсь строить с учетом разноуровневого, дифференцированного, индивидуального подходов (приложение №1,№3 – УЭ-2, УЭ-3, УЭ-7, УЭ-10; приложение №5 - УЭ-2, УЭ-6, УЭ-8, УЭ-10) и реализация этих компонентов модели личностно ориентированного обучения, по-моему мне удаются. На данном этапе продолжаю постигать секреты применения субъектно-личностного подхода в своей ежедневной работе. При его реализации предполагается отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости; понимание индивидуальной избирательности ребёнка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. Математика объективно является одной из самых важных и сложных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учеников. Как сохранить их интерес? Как преодолеть временные трудности и научить детей не падать духом, а идти вперед? Невозможно ответить на эти вопросы без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, каждый из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности и учителю необходимы знания, опыт, интуиция, желание и большой труд, чтобы ежедневно отвечать на эти вопросы.
Компетентностный подход в обучении
Очень важно осуществлять компетентностный подход в обучении. Компетентность – это способность и готовность человека решать жизненно значимые задачи. В основе обновленного содержания общего образования (в качестве его основных целей) должно быть развитие или формирование у школьников так называемых «ключевых компетентностей», а содержание образования (соответственно и его результат) выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», а это и есть современные ключевые компетентности. Круг компетенций, которые уже должны рассматриваться как результат образования, очерчивается в документах и материалах ЮНЕСКО. В докладе международной комиссии по образованию ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» определены основные глобальные компетентности, одна из которых гласит: «...научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая даёт возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе и парах» (приложение №1, 3 - УЭ-7, УЭ-8; приложение №5 - УЭ-5, УЭ-7). Компетентностный подход используется мною при проведении каждого модуля.
Технология развития критического мышления
Переход на новые стандарты существенно изменяет роль учителя на уроке (модуле). Сегодня нужно учить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладение приемами познавательной деятельности. Здесь на помощь учителю приходит технология развития критического мышления, которая позволяет развивать рефлексию ученика при организации его работы с различными источниками знаний. Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие и сотрудничество ученика и учителя в образовательном процессе ставят технологию развития критического мышления в ряд актуальных педагогических инноваций.
Ещё раз определим признаки критического мышления:
- критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- Критическое мышление есть мышление социальное.
Ведущие целевые ориентации - это мотивация к учению, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений, развитие рефлексивного мышления, формирование обобщений.
Цель применения технологии развития критического мышления: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Технология РКМ:
- Формирует самостоятельное мышление.
- Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
- Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
- Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Некоторые правила технологии РМК:
1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.
Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде.
Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Приёмы постановки вопросов:
- ”Толстый” и “тонкий” вопрос (этап контроля знаний). Сформулируйте вопросы по изученному материалу.
Толстый. | Тонкий. |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
2. Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.
Что? | Кто? | Когда? | Как? | Почему? | Зачем? |
|
|
|
|
|
|
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.
“ИНСЕРТ” проставление значков в тексте (разметка текста).
- “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал”, ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.
+ | (-) | ? | |
|
|
|
|
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
Рассмотрим фрагменты применение элементов технологии РКМ на модулях.
- Тема “Функции”. Обобщающий модуль. 9класс.
УЭ – 5. Обобщение и систематизация изученного материала.
Предложить обучающимся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.
Вид функции | Область определения | Область значений | Возрастание убывание | У>0 Y<0 | Четность | Нули функции |
1. Линейная |
|
|
|
|
|
|
2. Квадратичная |
|
|
|
|
|
|
3. Степенная |
|
|
|
|
|
|
А) |
|
|
|
|
|
|
Б) |
|
|
|
|
|
|
В) |
|
|
|
|
|
|
- Тема “ Окружность и круг”. Модуль изучения нового материала. 8 класс.
УЭ – 4. Мотивация новых знаний и умений.
После сообщения темы возможно проведение игры “Верю - не верю”.
Цель игры: вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? |
|
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? |
|
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? |
|
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? |
|
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь? |
|
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо? |
|
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? |
|
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”? |
|
УЭ – 5. Изучение нового материала, первичное осмысление.
1.Читайте текст листа №1 .
2.Что нового вы узнали? Сравните с ответами “верю-не верю” в начале модуля.
3.Составьте вопросы к тексту по таблице.
4. Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.
5.Работайте с таблицей листа №2. Используя опорные слова, сформулируйте определения, обсудите их с соседом по парте.
ЛИСТ №1
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.
По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.
Прочитав текст, составьте вопросы по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Что? | Кто? | Где? | Когда? | Почему? | Зачем? |
|
|
|
|
|
|
Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.
ЛИСТ №2
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№ | рисунок | Определяемое понятие | Используемые ключевые понятия |
1 | Окружность | Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. | |
2 | Радиус | Точки окружности, центр окружности, отрезок. | |
3 | Хорда | Отрезок, точки окружности. | |
4 | Диаметр | Хорда окружности, центр окружности. |
Используя опорные слова, сформулируйте определения, обсудите их с соседом по парте.
УЭ – 6. Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний.
Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы.
Знакомимся с материалом в учебнике стр.44, п. 21.
Дети обсуждают свои выводы с товарищем по парте.
Технология развития критического мышления используется практически на каждом модуле и позволяет успешно осуществлять развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Поблемное обучение, исследовательская и проектная деятельность.
Учебный процесс должен помочь ученикам раскрыть значение получаемых в школе знаний и показать их практическое применение в жизни. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Большое влияние на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития. Этому способствует проблемное обучение, исследовательская и проектная деятельность учащихся, позволяющие перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой. Такие виды деятельности я также стараюсь активно использовать в своей работе (приложение №1, 3 - УЭ-6, УЭ-7; приложение №5 - УЭ-5, УЭ-6). Использование перечисленных технологий содействует развитию у ребенка способности к самообучению, успешной социализации, умению ставить и решать проблемы, что актуально в современных условиях жизни. Проектное обучение развивает исследовательские умения, умения ставить и анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку, осуществлять отбор нужной информации, проводить наблюдения и опыты, делать соответствующие выводы. Реализация данной технологии способствует не только росту мотивации к изучению предмета, но и меняет систему общения учителя и ученика, делая её более диалогичной, а это создает условия для обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности и овладения опытом совместного решения проблем. Метод проектов позволяет создать условия для развития познавательного интереса ученика к предмету, осуществить личностно – ориентированный подход к обучению, он необходим для работы как с высокомотивированными на учебу школьниками, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся, и ярко показывает взаимодействие «учитель – ученик».
Использования информационно - коммуникативных технологий
Сегодня обучение уже трудно представить себе без использования информационно - коммуникативных технологий и технологии мультимедиа, которые позволяют использовать текст, графику, видео в интерактивном режиме и тем самым расширяют области применения компьютера в учебном процессе. Использовать компьютерные технологии можно как на каждом модуле, так и на разных его этапах. Компьютерные технологии позволяют визуализировать учебный материал, повышать мотивацию, уровень индивидуализации и дифференциации обучения на уроке, организовывать различные виды контроля знаний на уроке, осуществлять тренировку в процессе обучения и заниматься самообразованием. Использование на модулях электронных пособий, презентаций позволяет учащимся облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука, а также посредством чисто компьютерных возможностей – диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. При работе на модуле использую презентации на всех этапах, что помогает эффективнее распределить учебное время, в большем количестве и с меньшими затратами применять наглядные изображения (приложение №2, 4). Я стараюсь использовать эту технологию поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти, а также позволяет при обучении учитывать особенности каждого ученика.
Создание здоровьесберегающей среды.
Сегодня современный модуль – это модуль, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы во время учебного процесса создать условия для сохранения здоровья детям.
10% информации мы запоминаем из того, что слышим; 50 % информации мы запоминаем из того, что видим; 90 % информации мы запоминаем из того, что делаем сами. Особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация. Поэтому учащиеся с дефектами зрения находятся, как правило, в более неблагоприятном положении по сравнению со здоровыми детьми: вследствие дефектов зрения мышление ребёнка опирается на неточные и неполные данные, что может привести к формированию искажённых понятий и представлений.
Для профилактики близорукости использую:
- упражнения для глазодвигательных мышц:
- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.
- упражнения, снимающие утомление глаз:
- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд (повторить 6 – 8 раз).
- Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век. - Сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению
кровоснабжения);
- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз).
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).
В 5-6 классах провожу физминутки. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, нужно формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит».
Создание психологически комфортных условий в процессе обучения
Используемые в работе личностно ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии позволяют добиваться благоприятного эмоционально-психологического климата в классе, на модулях, здоровьесберегающего стиля общения, наличие эмоциональных разрядок, содействует формированию у обучающихся адекватной самооценки, разноуровневый, дифференцированный, субъективно-личностный подходы к обучающимся способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Наличие цифровых образовательных ресурсов позволяет сделать восприятие материала ярким, красочным, наглядным.
Необходимостью любого образования является заинтересованность обучаемого в результатах, мотивированное стремление получить знания. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, способных к творческому мышлению, инициативности и самостоятельности в принятии решений. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на среднюю школу, т. к. именно здесь должны закладываться основы думающей, самостоятельной личности. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и могли их использовать в различных жизненных ситуациях. Умение учителя вызвать интерес к своему предмету – одно из условий успешного обучения. Эти цели пытаюсь реализовать, применяя современные образовательные технологи.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи модуля Повторить материал, изученный на предыдущем модуле «Окружность и круг. Сфера и шар». Проверить уровень усвоения домашнего задания (написать входной контроль). Узнать, какая фигура называется углом. Узнать, как используется транспортир для измерения углов (построения углов). Познакомиться с видами углов. Узнать, какие прямые называются перпендикулярными.
Фронтальный опрос Какие объекты окружающего мира имеют форму окружности? Какие объекты окружающего мира имеют форму круга? Какие объекты окружающего мира имеют форму сферы (шара)?
Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие форму окружности? 4
Сформулируйте определения: - радиус окружности; - хорда; - диаметр; - дуга окружности; - круг; - центр круга; - сфера; - центр сферы; -радиус сферы; - шар.
Угол Мне служит головой вершина, А то, что вы считаете ногами, Все называют сторонами. Увеличить стороны мои, когда угодно, Вы можете совсем свободно.
Где в своей жизни человек встречается с понятием угла и зачем углы нужно измерять?
Угол АОВ О – вершина ; ОА,ОВ - стороны . А О В
Величину угла измеряют с помощью транспортира
Виды транспортиров.
Практическая работа Задание: Измерьте градусную меру угла при помощи транспортира А О В
Проблемный вопрос : Как измерить угол при помощи транспортира?
АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ. 1. Совместить вершину угла с центром транспортира.
2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира ( т. е совместить с 0º).
3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.
острый прямой тупой 4. Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду
Алгоритм измерения углов Подведем итоги: А О В АОВ=50
Центр транспортира необходимо совместить с вершиной угла; О дна из сторон угла должна проходить через начало отсчёта на шкале (нулевое деление); Другая сторона покажет величину угла в градусах; Алгоритм измерения углов:
Развернутый угол равен 180 . П рямой угол равен половине развернутого, поэтому 180 : 2 = 90 .
Виды углов : острые : прямые : тупые : развёрнутые :
Проблемный вопрос : Внутри острого угла из его вершины провели четыре луча. Сколько новых углов образовалось внутри данного угла?
А E D С В О F
Задача №432 (реши самостоятельно) а)На отрезке АВ отметьте точки С и D . Сколько отрезков получилось? А С D В АС, А D , АВ, С D , СВ, D В - 6 отрезков.
б)Постройте острый угол АОВ. Проведите внутри этого угла два луча OD и ОЕ. Сколько острых углов получилось? Задача №432 (реши самостоятельно)
А E С В О AOC , АОЕ, АОВ, СОЕ, СОВ, ЕОВ - 6 углов.
Рефлексия Ребята, ответьте на вопросы. Сегодня на модуле я узнал … Было интересно …. Было труднее всего ... Я знал плохо, а теперь разобрался лучше ... Я выполнил задание … Я понял, что ... Мне понравилось на сегодняшнем модуле … Я научился … Теперь я самостоятельно могу … Меня удивило то, что … Я приобрел … Модуль дал мне ... Не забудь нарисовать нашему « смайлику» улыбку или огорчение!
домашнее задание п. 2.6 ДУ. №423,№425(95°-15°),№429. ВУ. №430( г,е ), №431( г,е ), №439*(б).
Спасибо за работу на модуле!
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Класс: 5
Учитель: Малиновская Светлана Анатольевна, МБОУ г.Керчи РК «Школа №23»
Уроки №59, №60 (модуль №30)
Тема: «Треугольники. Построение треугольника по трём сторонам. Периметр треугольника»
Тип модуля: открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Цели по содержанию:
- Обучающие: формировать умения распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире треугольники, виды треугольников, приводить примеры аналогов треугольников в окружающем мире; называть элементы треугольников, классифицировать их по углам, по сторонам; изображать треугольники на чертеже от руки и с использованием чертёжных инструментов, вычислять периметр равнобедренных, равносторонних, разносторонних треугольников; совершенствовать умения измерять углы с помощью транспортира; строить углы по заданной градусной мере; решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности.
- Развивающие: развивать аналитико-синтетические умения и навыки, умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать абстрактное и логическое мышление, речь, память, внимание, воображение; чертёжные и вычислительные умения и навыки.
- Воспитывающие: воспитание культуры математической речи, оформления математических записей и чертежей, культуры общения; формирование волевых качеств личности – самостоятельности, ответственности, аккуратности, коллективизма, воли к победе, чувства юмора.
Методы.
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Ресурсы урока
Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / С.М.Никольский, доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, карточки с вариантами входного контроля, дополнительными задачами, тетради.
Дополнительные: Математика. Дидактические материалы. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.К.Потапов, треугольники, транспортиры, циркули, линейки, карандаши.
Используемые технологии: модульного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцируемый подход в обучении.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД.
Личностные УУД:
- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие и самостоятельность;
- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;
- развитие инициативы и активности при решении математических задач;
- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;
- формировать волевые качества личности.
Метапредметные УУД.
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, ставить цели деятельности на каждом этапе урока, составлять план деятельности, выполнять план, контролировать свои действия в процессе его выполнения; обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
- Коммуникативные: излагать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слышать, слушать и понимать партнера, дисциплинированность, самостоятельность мышления, выдвижение гипотез и их обоснование; формировать способность конструктивно решать возникающие проблемы, чувство товарищества, чувство юмора.
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализировать и извлекать необходимую информацию; приводить примеры, строить логическую цепочку рассуждений.
Предметные УУД:
- формулировать определения треугольника, видов треугольников, пользоваться определениями;
- находить треугольники, различные виды треугольников в окружающем мире;
- находить различия и сходства;
- измерять градусную меру углов треугольника;
- строить треугольники всех видов на плоскости;
- вычислять периметр треугольников разных видов;
- использовать латинский алфавит при обозначении треугольников, элементов треугольников;
- решать геометрические задачи, выполнять несложные практические расчеты, решать задачи повышенной сложности.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику С. М. Никольского
№/п | Этап урока Цель Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1 мини - модуль | |||||
УЭ – 0 | Организационный момент. Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу. (2 мин) | Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к модулю; организует внимание. | Включаются в деловой ритм модуля, записывают число и вид работы. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: постановка учебной цели. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| |
УЭ -1 | Сообщение целей и задач модуля. Цель: научить планировать свою работу на модуле, результаты своей деятельности. (3 мин) | Озвучивает и демонстрирует перечень задач на данный модуль.
«Углы. Измерение углов».
| Взаимодействуют с информацией: воспринимают, наблюдают, запоминают. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; осознание того, что еще подлежит усвоению. | |
УЭ -2 | Актуализация опорных знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения учащихся для написания входного контроля и восприятия нового материала. (8 мин) | Демонстрирует презентацию Проводит фронтальный опрос: 1.Какие объекты окружающего мира содержат в себе углы? 2.В каких видах человеческой деятельности необходимо уметь работать с углами? 3.Сформулировать определения и правила.
-С какими измерительными инструментами вы работали дома? - Для чего они были необходимы? - Продолжите фразу «мне было трудно выполнять…» Задания, вызвавшие затруднения, разбираются на доске. | Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют и дополняют ответы товарищей. Формулируют определения и правила. Отвечают на поставленные вопросы. Просматривают домашнее задание. Устное комментирование. Разбирают задание, вызвавшее затруднение. У кого нет вопросов по д.з. решают №440. | Познавательные: применение изученных определений, структурирование знаний. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, обосновывать свои ответы, слушать и слышать других. Регулятивные: определение и осознание того, что уже известно. | |
УЭ-3 | Входной контроль. Цель: проверить умения, сформированные при изучении предыдущей темы. (5 мин) | Вариант – 1 1. 2. Внутри тупого угла из его вершины провели шесть лучей. Сколько новых углов образовалось внутри данного угла. Вариант – 2 1. 2. Внутри острого угла из его вершины провели пять лучей. Сколько новых углов образовалось внутри данного угла. | Демонстрируют умение выполнять действие. Учащиеся осуществляют поиск решения задачи, анализируют возможные пути ее решения и выбирают наиболее эффективный. Самостоятельно работают над поиском решения проблемы в указанной логике. | Познавательные: применять знания на практике. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: понимать личную ответственность за результат работы, проявлять интерес к творческой работе. Регулятивные: ставить перед собой учебную задачу, планировать действия по её решению, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию при решении заданий. | |
УЭ-4 | Мотивация новых знаний и умений. Цель: обеспечение мотивации учения, принятие детьми целей модуля. (2 мин) | Начну объяснение нового материала словами древнегреческого философа Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». Сегодня мы отправляемся в путь изучения нового материала, где нам встретятся знания, которые пригодятся нам в жизни. Загадка позволит нам определить тему сегодняшнего модуля. Зовусь я ….. Со мной хлопот не оберется школьник. Ты на меня, ты на него, На всех на нас смотри У нас всего по три. Три стороны и три угла И столько же вершин. И трижды трудные дела Мы трижды совершим. Все в нашем городке друзья, Дружнее не сыскать. Так кто же я, ответь скорей! Нас каждый должен знать. (Треугольник) Действительно, сегодня на модуле мы работаем с треугольниками. Мы узнаем новое о треугольнике, так как он обладает большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. -Сформулируйте тему модуля. - Чему хотим сегодня научиться, поставьте цели нашей работы. | Взаимодействуют с информацией: воспринимают, наблюдают, запоминают. Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют и дополняют ответы товарищей. Формулируют тему модуля. Формулируют цели:
| Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели. Логические - формулирование проблемы. | |
УЭ-5 | Изучение нового материала, первичное осмысление. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемой темы, организовать познавательную деятельность обучающихся. (10 мин) | Объясняет новый материал. Демонстрирует слайды модуля, иллюстрирующие вводимые понятия. Задает вопросы, подводящие к определению понятий.
по углам:
| Записывают тему модуля в тетрадь. Учащиеся слушают, смотрят и анализируют новый материал. В беседе с учителем осмысливают и формулируют определения, записывают в тетрадь, строят чертежи. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, извлечение необходимой информации из прослушанного и увиденного, умение структурировать знания; Регулятивные: саморегуляция. | |
2 мини - модуль | |||||
УЭ – 6 | Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Проблема. Как построить треугольник по трём известным сторонам 2 см, 3 см, 4 см с помощью циркуля и линейки? Комментирует, направляет работу учащихся. Сообщает перечень заданий из учебника для работы на модуле - №444, №445, №447(а,б,в,ж), №449(а), №450(а). Дополнительные задания №446, №452*. Ставит проблемные вопросы. Организует методическое сопровождение и фронтальное обсуждение решения. Задача №444. Построить с помощью циркуля и линейки равнобедренный треугольник с основанием 4 см и боковой стороной 3 см. Сравнить углы при основании построенного треугольника. Сделать вывод. Задача №445. Построить отрезок АВ. Построить равносторонний треугольник со стороной АВ. Измерить углы построенного треугольника. Сделать вывод. Задача №447(а,б,в,ж) Построить треугольники:
| Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. Составляют алгоритм построения треугольника по трём сторонам. Работа с учебником. Решение заданий у доски с комментированием решения.
Строят с помощью циркуля и линейки равнобедренный треугольник. Измеряют углы при основании. Делают вывод об углах при основании в равнобедренном треугольнике. Строят равносторонний треугольник со стороной АВ. Измеряют углы. Делают вывод об углах в равностороннем треугольнике. Выполняют задания, проводят построения, делают выводы, проверяют их правильность, записывают в тетрадь. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме согласно речевому этикету и понимать речь других. | |
3 мини- модуль | |||||
УЭ – 7 | Закрепление изученного материала. Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. (20 мин) | Комментирует, направляет работу учащихся. Ставит проблемные вопросы. Организует методическое сопровождение и фронтальное обсуждение решения. Задача №449(а) (реши самостоятельно). а=10см, на 2 см< на 3 см < в- с - P - ?см Взаимопроверка в парах Задача №450(а) Равносторонний а=10см P - ?см Индивидуальные консультации для обучающихся с высоким уровнем учебных достижений. Задача №452*. ▲АВС – равнобедренный; Р = 30 см. Одна из сторон на 3 см больше другой. Какими могут быть стороны ▲АВС? Задача №446 Задача не отмечена в учебнике, как задача повышенной сложности, но её можно дать, как дополнительную. Если задача не будет решена на модуле, то зададим её на дом. | Выполняют задания в индивидуальном режиме, сверяются с результатами, полученными при работе у доски. Правильность выполнения отмечают знаком «+» в тетради, если правильно. Решение 10+2=12(см) – длина второй стороны; 10+3=13(см) – длина третьей стороны; 10+12+13=35(см) – периметр треугольника. Ответ: 35 см. Решение P=3*a 3*7=21(см) – периметр треугольника. Ответ: 21 см. Решение дополнительных заданий,№452*, №446. Решение ▪Предположим, что боковые стороны АВ=ВС на 3 см больше основания АС, тогда: 30-6=24(см) – утроенная длина основания АС; 24:3=8(см)–длина основания АС 8+3=11(см) – длина боковых сторон АВ и ВС. Ответ: 11 см, 11 см, 8 см. ▪Предположим, что боковые стороны АВ=ВС на 3 см меньше основания АС, тогда 30-3=27(см) – утроенная длина боковой стороны; 27:3=9 (см) – длина боковых сторон АВ и ВС; 9+3=12(см)–длина основания АС Ответ: 9 см, 9 см, 12 см.
5 5 0 4 | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выполнение знаково-символических действий, включая моделирование; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство. Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). | |
УЭ – 8 | Обобщение изученного материала. (4 мин) | По учебнику найти ответы на вопросы № 441-443 стр.100, №453. Предлагает работать в парах, задавая друг другу вопросы. | Учащиеся устно отвечают на вопросы друг другу ( работаю в парах). | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | |
УЭ – 9 | Рефлексия учебной деятельности на модуле. Подведение итогов модуля. Цель: осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение целей и результатов, степени их соответствия, подведение итогов работы класса на модуле. (3 мин) | Акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию. Даёт качественную оценку персональной работы обучающихся и работы класса на модуле. | Отвечают на вопросы учителя; рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, что получилось и чем гордятся; осуществляют самооценку, нарисовав соответствующий смайлик в тетради. | Познавательные: рефлексия. Личностные: иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий путем осознания усвоения или того, что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи. | |
УЭ – 10 | Информация о домашнем задании Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. (3 мин) | Комментирует ход выполнения, и организуют запись домашнего задания | Записывают домашнее задание, получают консультацию. п. 2.7 выучить, Б.у. №447(г,д,е), №448. ПУ. №447(г,д,е), №448, №449(б). ВУ. №451*, №446. | Регулятивные: выделение и осознание того, что необходимо выполнить дома, саморегуляция. Личностные: ответственность за выполнение д.з. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторить материал, изученный на предыдущем модуле «Углы. Измерение углов». Проверить уровень усвоения домашнего задания (написать входной контроль). Повторить, как используется транспортир для измерения углов (построения углов). Узнать, какая фигура называется треугольником. Познакомиться с элементами треугольника. Вспомнить, что называется периметром треугольника. Познакомиться с видами треугольников. Узнать, как построить треугольник по известным длинам его сторон. Цели и задачи модуля
Какие объекты окружающего мира содержат в себе углы? Где в своей жизни человек встречается с понятием угла? Зачем углы нужно измерять? Фронтальный опрос
Сформулируйте определения: Угол. Элементы угла. Обозначение углов. Равные углы. Развёрнутый угол. Прямой угол. Единицы измерения углов. Алгоритм измерения градусной меры угла. Виды углов. Алгоритм построения угла с заданной градусной мерой. Перпендикулярные прямые.
Угол АОВ О – вершина; ОА,ОВ - стороны. А О В
Центр транспортира необходимо совместить с вершиной угла; Одна из сторон угла должна проходить через начало отсчёта на шкале (нулевое деление); Другая сторона покажет величину угла в градусах; Алгоритм измерения углов.
Виды углов: острые: прямые: тупые: развёрнутые:
«Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев» - слова древнегреческого философа Саади.
Зовусь я ….. Со мной хлопот не оберется школьник. Ты на меня, ты на него, На всех на нас смотри У нас всего по три. Три стороны и три угла И столько же вершин. И трижды трудные дела Мы трижды совершим. Все в нашем городке друзья, Дружнее не сыскать. Так кто же я, ответь скорей! Нас каждый должен знать. Треугольник
Треугольник в архитектуре
Треугольник в природе
Треугольник в природе
Треугольник в астрономии Треугольник — небольшое и красивое созвездие северного полушария неба, содержит примерно двадцать звёзд ярче 6m звездной величины. Для невооруженного глаза оно видно как прямоугольный треугольник, расположенный под Андромедой. Только одна звезда — а Треугольника — имеет собственное имя — Металлах, что по-арабски означает «вершина треугольника». Самой яркой звездой является 3 Треугольника.
Треугольник в дорожном движении и не только.
Треугольник в музыке и искусстве
Треугольник А; В; С – вершины; АВ; АС; ВС – стороны А; В; С – углы. А В С
Классификация треугольников по сравнительной длине сторон равнобедренные равносторонние разносторонние А P Q С В АВ = ВС R L M K PQ=QR=PR
Классификация треугольников по величине углов остроугольные тупоугольные прямоугольные
Проблемный вопрос : Как построить треугольник по трём известным сторонам 2см, 3см, 4см с помощью циркуля и линейки?
Задача №449(а) (реши самостоятельно) Треугольник а=10см, на 2 см< на 3 см < в- ?см с - ?см P - ? См Взаимопроверка в парах
Решение P = a + b + c 10+2=12(см) – длина второй стороны; 10+3=13(см) – длина третьей стороны; 10+12+13=35(см) – периметр треугольника. Ответ : 35 см.
Рефлексия Опиши свои впечатления о сегодняшнем уроке: Спасибо за… Я узнал… Хорошо, что… Мне понравилось… Меня удивило… Не забудь нарисовать нашему «смайлику» улыбку или огорчение!
Домашнее задание п. 2.7 ДУ. №447(г,д,е), №448, №449(б). ВУ. №451*, №446.
Спасибо за работу на модуле!
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Класс: 5
Учитель: Малиновская Светлана Анатольевна, МБОУ г.Керчи РК «Школа №23»
Уроки №61, №62 (модуль № 31)
Тема: «Четырёхугольники. Виды четырёхугольников».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Цели по содержанию:
- Обучающие: формировать умения распознавать на чертежах, рисунках прямоугольники, квадраты, ромбы; называть элементы четырёхугольников; изображать эти фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертёжных инструментов, вычислять периметр прямоугольников, квадратов, ромбов, находить длины сторон по известным периметрам; совершенствовать умения измерять углы с помощью транспортира, строить отрезки; строить углы и треугольники, выражать одни единицы измерения отрезков через другие; решения задач на нахождение чисел по их сумме и разности.
- Развивающие: развивать аналитико-синтетические умения и навыки, умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать абстрактное и логическое мышление, речь, память, внимание, воображение; чертёжные и вычислительные умения и навыки.
- Воспитывающие: воспитание культуры математической речи, оформления математических записей и чертежей, культуры общения; формирование волевых качеств личности – самостоятельности, ответственности, аккуратности, коллективизма, воли к победе, чувства юмора.
Методы.
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Ресурсы урока
Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / С.М.Никольский, доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, карточки с вариантами выходного контроля, дополнительными задачами, тетради.
Дополнительные: Математика. Дидактические материалы. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.К.Потапов, треугольники, транспортиры, циркули, линейки, карандаши.
Используемые технологии: модульного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцируемый подход в обучении.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД.
Личностные УУД:
- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, трудолюбие и самостоятельность;
- формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;
- развитие инициативы и активности при решении математических задач;
- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;
- формировать волевые качества личности.
Метапредметные УУД:
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, ставить цели деятельности на каждом этапе урока, составлять план деятельности, выполнять план, контролировать свои действия в процессе его выполнения; обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
- Коммуникативные: излагать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слышать, слушать и понимать партнера, дисциплинированность, самостоятельность мышления, выдвижение гипотез и их обоснование; формировать способность конструктивно решать возникающие проблемы, чувство товарищества, чувство юмора.
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализировать и извлекать необходимую информацию; приводить примеры, строить логическую цепочку рассуждений.
Предметные УУД:
- формулировать определения четырёхугольника, прямоугольника, квадрата, ромба, пользоваться определениями;
- находить четырёхугольники, прямоугольники, квадраты, ромбы в окружающем мире;
- находить различия и сходства;
- измерять градусную меру углов;
- строить отрезки, углы, треугольники;
- выражать одни единицы измерения отрезков через другие;
- строить четырёхугольники всех видов на плоскости;
- вычислять периметр для четырёхугольников разных видов;
- использовать латинский алфавит при обозначении четырёхугольников, его элементов;
- решать геометрические задачи, выполнять несложные практические расчеты, решать задачи повышенной сложности;
- решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику С. М. Никольского.
№/п | Этап урока Цель Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1 мини - модуль | |||||
УЭ – 0 | Организационный момент. Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу. (2 мин) | Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание. | Включаются в деловой ритм урока, записывают число и вид работы | Личностные: самоопределение. Регулятивные: постановка учебной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
УЭ -1 | Сообщение целей и задач модуля. Цель: научить планировать свою работу на модуле, результаты своей деятельности. (3 мин) | Озвучивает и демонстрирует перечень задач на данный модуль.
« Треугольники. Построение треугольника по трём сторонам. Периметр треугольника».
| Взаимодействуют с информацией: воспринимают, наблюдают, запоминают. | Личностные: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; осознание того, что еще подлежит усвоению. | |
УЭ -2 | Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: актуализировать учебные знания, умения и способы действий учащихся для написания восприятия нового материала (10 мин) | Демонстрирует презентацию Проводит фронтальный опрос: 1.Какие объекты окружающего мира содержат в себе треугольники? 2.В каких видах человеческой деятельности необходимо уметь работать с треугольниками? 3.Сформулировать определения и правила.
по углам:
4. Можно ли построить треугольник со сторонами 3 см, 4 см, 2 см? Докажите это. Постройте его. Найдите его периметр. 5. Можно ли построить треугольник со сторонами 1 см, 4 см, 2 см? Обоснуйте ответ. -С какими инструментами вы работали дома? - Для чего они были необходимы? - Продолжите фразу «мне было трудно выполнять…» Задания, вызвавшие затруднения, разбираются на доске. | Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют и дополняют ответы товарищей. Формулируют определения и правила. Отвечают на поставленные вопросы. Доказывают существование треугольника. Решают задачу на построение треугольника. нахождение периметра. Отвечают на поставленные вопросы. Устное комментирование. Просматривают домашнее задание. Разбирают задание, вызвавшее затруднение. У кого нет вопросов по д.з. решают задачу. Сколько треугольников изображено не рисунке. | Познавательные: применение изученных определений, структурирование знаний, логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, обосновывать свои ответы, слушать и слышать других. | |
УЭ-3 | Мотивация новых знаний и умений. Цель: обеспечение мотивации учения, принятие детьми целей модуля. (3 мин) | Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Козьма Прутков сказал: “Глядя на мир, нельзя не удивляться”. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира помогает нам изучение геометрических фигур и их свойств. На предыдущих занятиях мы познакомились с некоторыми из них. Сейчас мы продолжим работу с геометрическими фигурами. Исключите лишний объект из приведённых и назовите тему сегодняшнего модуля. «Четырёхугольники. Виды четырёхугольников» - тема нашей работы. Уметь определять вид четырёхугольника и применять его свойства необходимо будет и в дальнейшем, как при введении новых тем, так и в практике. Даже в 10, 11 классах, при работе с объёмными фигурами эти знания часто применяются при решении задач. Большое количество объектов окружающего мира имеют форму четырёхугольников. Поэтому очень важно усвоить весь материал и научиться его применять на практике. - Чему хотим научиться на модуле, поставьте цели модуля. | Взаимодействуют с информацией: воспринимают, наблюдают, запоминают. Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют и дополняют ответы товарищей. Формулируют тему модуля. Формулируют цели модуля.
прямоугольник; квадрат; ромб; трапеция.
| Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Логические - формулирование проблемы. | |
УЭ-4 | Изучение нового материала, первичное осмысление. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемой темы, организовать познавательную деятельность обучающихся. (12 мин) | Объясняет новый материал. Демонстрирует слайды модуля, иллюстрирующие вводимые понятия. Задает вопросы, подводящие к определению понятий.
| Записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся слушают, смотрят и анализируют новый материал. В беседе с учителем осмысливают и формулируют определения, записывают в тетрадь, строят чертежи. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, извлечение необходимой информации из прослушанного и увиденного, умение структурировать знания; Регулятивные: саморегуляция. | |
2 мини - модуль | |||||
УЭ – 5 | Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний. Цель: установление правильности и осознанности изучения темы, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Сообщает перечень заданий из учебника для работы на модуле - №461(а), №462(а), №463(а, в), №469, №464(а, в), №466(а), №467, №468(а), №472(а), №475(а). Дополнительные задания №476, №477*, Комментирует, направляет работу учащихся. Ставит проблемные вопросы. Организует методическое сопровождение и фронтальное обсуждение решения Задача №461(а). Задача №462(а). Задача №463(а, в). Задача №469. Задача №464(а, в). Задача №466(а) (реши самостоятельно). Найти периметр прямоугольника, если одна из его сторон равна 26 см, а другая в 3 раза больше. Взаимопроверка в парах Проблема. Как найти сторону прямоугольника по известным периметру и второй стороне? Задача №467 P=56 см b=17 см a - ? см Задача №468(а) P=48см а - на 4см > в - ? см | Работа с учебником. Решение заданий у доски с комментированием решения. Выполняют построение прямоугольника по заданным основанию и высоте. Выполняют построение квадрата по заданной стороне. P=2*(a+b) Находят периметр прямоугольника по заданным основанию и высоте, предварительно переводят единицы измерения длины отрезка из одних в другие. P=4*a Находят периметр квадрата по заданной стороне. Составляют выражения для вычисления периметра прямоугольника (числовое и буквенное) Решение 26*3=78(см) - длина второй стороны; 2*(26+78)=208(см) - периметр. Ответ: 208 см. Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. P=2*(a+b); a+b=P:2; a=P:2-b. Решение 56:2=28(см)-полупериметр; 28-17=11(см)- длина искомой стороны. Ответ:11 см. Решение 48:2=24(см) - полупериметр; 24-4=20(см)- удвоенная длина меньшей стороны; 20:2=10(см)- высота прямоугольника. Ответ:10 см. Выполняют задания, проводят построения, делают выводы, проверяют их правильность, записывают в тетрадь. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). | |
3 мини- модуль | |||||
УЭ – 6 | Закрепление изученного материала. Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. (10 мин) | Комментирует, направляет работу учащихся. Ставит проблемные вопросы. Организует методическое сопровождение и фронтальное обсуждение решения Проблема. Как измениться периметр квадрата, если его сторону увеличить в несколько раз (в k раз)? Задача №472(а) Как измениться периметр квадрата, если его сторону увеличить в 2 раза?
Задача №475(а) ABCD-ромб; а=20см; P-? См Индивидуальные консультации для обучающихся с высоким уровнем учебных достижений | Выполняют задания в индивидуальном режиме, сверяются с результатами, полученными при работе у доски. Правильность выполнения отмечают знаком «+» в тетради, если правильно. Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. P=4*a, а'= k *а, P'=4* а'=4*k*а=k*P. Вывод: увеличится в к раз. P=4*a, а'=2*а, P'=4* а'=4*2*а=8*a=2*P. Ответ: увеличиться в 2 раза. Решение P=4*a 20*4=80(см)-периметр ромба. Ответ:80 см Решение дополнительных заданий №476, №477*, | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выполнение знаково-символических действий, включая моделирование; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство. Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). | |
УЭ – 7 | Обобщение изученного материала (4 мин) | По учебнику найти ответы на вопросы № 455,457-460 стр.103. Предлагает работать в парах, задавая друг другу вопросы. | Учащиеся устно отвечают на вопросы друг другу (работаю в парах). | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | |
УЭ - 8 | Выходной контроль Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. (10 мин) | Предлагает самостоятельную работу (по вариантам) с самопроверкой. Вариант – 1. Вариант – 2. | Выполняют работу. Самопроверка. Сверяются с ответами на доске. Правильность выполнения отмечают знаком «+» в тетради, если правильно. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция. Личностные: самоопределение, способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию при решении заданий. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать; оценивать полученные результаты. | |
УЭ – 9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов модуля. Цель: осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение целей и результатов, степени их соответствия, подведение итогов работы класса на модуле. (3 мин) | Акцентирует внимание на конечных результатах, организует рефлексию. Даёт качественную оценку персональной работы обучающихся и работы класса на модуле. | Отвечают на вопросы учителя; рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, что получилось и чем гордятся; осуществляют самооценку, нарисовав соответствующий смайлик в тетради | Познавательные: рефлексия. Личностные: иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий путем осознания усвоения или того, что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи. | |
УЭ– 10 | Информация о домашнем задании. Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. (3 мин) | Комментирует ход выполнения, и организует запись домашнего задания. | Записывают домашнее задание, получают консультацию п. 2.8 ДУ. №461(б), №462(б), №463(г), №475(б). ВУ. №468(в), №477*. | Регулятивные: выделение и осознание того, что необходимо выполнить дома, саморегуляция. Личностные: ответственность за выполнение д.з. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...
Проект "Использование современных образовательных технологий в преподавании математики".
Одним из факторов, способствующих повышению качества знаний обучающихся, является освоение учителями предметниками современных педагогических технологий с последующим вн...
Использование современных образовательных технологий на уроках математики
Создание условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключ...
Современные образовательные технологии при изучении математики.
Использование СОТ в процессе обучения математики....
Доклад и презентация: Использование современных образовательных технологий при изучении Великой Отечественной войны.
Использование современных образовательных технологий при изучении Великой Отечественной войны....
Использование современных образовательных технологий при изучении физики
Под современными образовательными технологиями в обучении понимается процесс совершенствования способов, форм, методов, приемов и средств обучения. Инновационная деятельность неразрывно связывает учеб...
Использование современных образовательных технологий при изучении темы "Простые и составные числа" на уроке математики для учащихся с нарушениями слуха
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛА» НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХАОоржак Алдынай Григорьевн...