Научные и учебно-методические публикации, отражающие особенности методической разработки 2019-2024 г.г.
материал

Филиппова Светлана Витальевна

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Региональный институт развития образования»

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ЗАОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ» В 2021 ГОДУ

Салехард

2022

Составлен по итогам регионального заочного конкурса методических материалов среди специалистов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации молодёжи в 2021-2022гг.

Составитель:

Лященко А.В., методист кафедры базового и развивающего образования ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»

В сборник вошли 10 работ, набравших наибольшее количество баллов по итогам заочной научно-практической конференции «Реализация ФГОС общего образования: проблемы, поиски, решения». В материалах рассматривается самый широкий спектр практических вопросов, касающихся работы по внедрению и реализации ФГОС.

Представленные материалы предназначены для педагогических работников автономного округа, занимающихся вопросами реализации ФГОС.

© ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Попова Лариса Николаевна

Процесс формирования читательской грамотности в школе: из опыта работы заместителя директора, учителя иностранного языка

5

Ресухина Светлана Геннадьевна

Организация обучения через исследование

10

Речкалова Ольга Владимировна, Петрова Елена Владимировна, Шайхинурова Ильнара Ришатовна

Проектные задачи с использованием Монтессори-оборудования как одна из форм активной работы с родителями в начальной школе

13

Михалева Татьяна Александровна

Функциональная грамотность – новый результат в соответствии с требованиями ФГОС

20

Трухина Елена Аркадьевна

Использование элементов исследовательской деятельности на уроках биологии

23

Захарова Елена Андреевна

Возможности специальной оздоровительной технологии в  решении речевых и певческих проблем у детей с ОВЗ на уроках музыки  

26

Карякина Елена Викторовна

Особенности работы по образовательной области «Физическое развитие» в группе компенсирующей направленности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО

29

Воробьева Любовь Сергеевна, Рахимова Светлана Ривнеровна, Городецкая Нина Федоровна

Реновация школ в Ямало-Ненецком автономном округе как инновационная деятельность

32

Филиппова Светлана Витальевна

Рейтинговая система контроля оценивания

36

Дехтяренко Вадим Вячеславович

Рядом - это не значит быть близко». Сетевой образовательный модуль (СОМ) как средство повышения мотивации учащихся при познавательной деятельности

38

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с планом работы ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» на 2021 год в целях организации обсуждения актуальных проблем реализации ФГОС общего образования, в т.ч. обновлённых и СФГОС для детей с ОВЗ, определения путей их решения, выявления и диссеминация лучших практик реализации ФГОС в Ямало-Ненецком автономном округе с 10 ноября 2021 года по 24 января 2022 года была организована и проведена заочная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС общего  образования: проблемы, поиски, решения»  в 2021 году (далее – Конференция).

Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые социальные требования не только к результатам реализации основной образовательной программы, но и к системе школьного обучения, к структуре и условиям реализации основных образовательных программ. Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

На Конференцию были представлены 17 заявок из 7 муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа. Жюри Конференции было проведено коллегиальное рассмотрение заявок и приложенных к ним материалов, определены 10 работ, которые в соответствии с положением о Конференции поощряются возможностью бесплатной публикации материалов в печатном сборнике ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО».

Авторами работ, представленных на Конференции, предложены собственные практики внедрения и реализации ФГОС, рассмотрены проблемы при реализации ФГОС и методы их решений, а так же педагогические приёмы, используемые в образовательном процессе.

МОДЕЛЬ ВНУТРИКЛАССНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Филиппова Светлана Витальевна учитель истории, обществознания и немецкого языка МБОУ «Мужевская СОШ имени  Н.В. Архангельского»

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает решение определенных задач, в т.ч.:

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 

ФГОС ООО ориентирован как на знаниевую составляющую, так и на становление личностных характеристик выпускника. Тема оценивания успехов учебных достижений ребёнка сегодня становится особо актуальной. Стрессовой ситуации, связанной с оцениванием можно избежать, если пользоваться не только традиционной 5-балльной системой оценок, но и внутриклассным оцениванием.

Внутриклассное оценивание – это многоаспектное оценивание деятельности учащегося всеми участниками образовательного процесса: учителем, учащимися, родителями. Итогам внутриклассного оценивания является показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, выставленных всеми участниками образовательного процесса. Данное оценивание необходимо начинать с уровня НОО и продолжить при получении ООО и СОО.

Внутриклассное/формирующее оценивание может дать ученику рефлексивно-оценочную самостоятельность, о достоинствах которого пишет М. А. Пинская: «Используя техники внутриклассного оценивания, преподаватели развивают собственные способности и умения: во‑первых, способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать, а во‑вторых, умение помогать своим ученикам в развитии самооценивания, самоопределения и самоорганизации». [4] Большое внимание уделяют формирующему оцениванию сторонники модели Flipped Class, в частности, в работах Марины Курвитс рассматриваются различные веб-инструменты: Kahoot, Quizizz, Quizalize, Triventy, используемые для поддержки, развития учебной деятельности. [3]

Цель: определение путей совершенствования и формирование системы информирования о достижениях обучающихся, их личностном росте.

Любая оценка учитывает «зону ближнего развития ребёнка». Задача оценивания без стресса создать условия, чтобы обучающийся демонстрировал свои знание и понимание темы самостоятельно, без внешнего давления. Задача учителя- постоянно сообщать по прогрессе ученика. Внимание сконцентрировано на успехах ребёнка без сравнения с другими обучающимися.

Главный принцип внутриклассного оценивания – это комплексный подход (единство учебных достижений, уровня воспитанности, познавательной мотивации, социальной активности учащегося).

Объекты  контроля внутриклассного оценивания:

 – совокупность знаний, умений и навыков;

-  оценка уровня воспитанности учащегося;

 –социальная самореализация учащегося (успешность участия в конкурсах, научно-исследовательская и проектная деятельность, общественная активность).

Структура  документации внутриклассного оценивания:

1. Критерии табеля успеваемости «Промежуточная успеваемость ученика по учебным периодам»

  1. Результаты освоения обучающимся образовательных программ по результатам промежуточной аттестации
  2. Результативность участия в предметных (в том числе заочных) олимпиад
  3. Результаты учебных достижений учащихся по итогам независимой экспертизы качества образования  (ВПР,  государственная итоговая аттестация, внешние мониторинги)
  4. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету (участие в конкурсах и т.д)
  5. Результаты участия в научно-исследовательских, практических конференциях, конкурсах,  проектах и т.п. по учебному предмету
  6. Результаты участия в работе предметных школ, в том числе каникулярных, дистанционных школах
  7. Результаты учебных достижений средствами дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

2. Комплексная оценка уровня воспитанности учащихся (средний показатель оценивания уровня воспитанности учащегося учителем, родителем, сами учащимся):

Принципиальность, Честность        Рассудительность        Общительность        Воспитанность        Дисциплинированность        Уступчивость        Ответственность        Прилежность        Аккуратность        Упорство        Рациональность        Инициативность        Самостоятельность        Добросовестность        Креативность        Скромность        Способность к критике        Гордость        Бережливость

Критерии оценивания:

3 – высокий уровень;

2 – средний уровень;

1 – низкий уровень;

0 – нулевой уровень

3.  Портфолио «Социальная активность учащегося» (возможна систематизация в форме таблицы)

  1. Опыт участия в деятельности детских общественных организаций
  2. Наполненность и позитивность досуга (дополнительное образование)
  3. Опыт участия в социально значимых проектах
  4. Опыт участия в общественных движениях
  5. Опыт работы в группе (объединении)
  6. Социальная оценка значимости деятельности (наличие положительных отзывов, поощрений и т.д.

Практическая ценность внутриклассного оценивания:

Результаты оценивание вносятся в личный дневник учащегося «Карта личностного роста», динамика личностного роста ребёнка охватывает период с 1-ого по 9-ый (11-ый) класс. Данный дневник позволяет увидеть значимые результаты деятельности учащегося, как в целом, так и в динамике; систематизировать индивидуальные результаты учащегося; построение индивидуальной траектории развития ребёнка помогает составить реестр затруднений или определить направление самореализации личности.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

2. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию, - М., 2011

3. Курвитс, М. Веб-инструменты формирующего оценивания / Марина Курвитс // KurvitStudio [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// kurvitstudio.com/Tools_of_formative_assesment.pdf .

4. М.А. Пинская «Формирующее оценивание: оценивание в классе»,- Москва • Логос • 2010

5.Цукерман  Г.А. «Оценка без отметки», -Работа выполнена при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601

 



Предварительный просмотр:

Добрый день!

Высылаю сертификат. Информация по итогам конференции и сборник размещены по адресу https://riro.yanao.ru/presscenter/news/92011/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список опубликованных научных и учебно-методических работ Лузик Марины Васильевны

Список опубликованных научных и учебно-методических  работ  Лузик Марины Васильевны...

Список опубликованных и приравненных к ним научных и учебно-методических работ Коростелевой Елены Юрьевны

Список опубликованных и приравненных к ним  научных и учебно-методических работ....

Полный список опубликованных научных и учебно-методических работ Поляков Н.И.

Представлен список  опубликованных научных и учебно-методических работ Полякова Н.И. Среди этих работ Монография, три статьи , опубликованные в журналах ВАК "Среднее профессиональное образование"...

Научные и учебно-методические публикации

Научные и учебно-методические публикации...