Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
материал
Материал о личном вкладе педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnyy_vklad_pedagoga_v_sovershenstvovanie_metodov_obucheniya_i_vospitaniya.docx | 34.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Личный вклад педагога в совершенствование
методов обучения и воспитания»
Автор: Леонтьева А.Ю.
Введение
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современные ученики должны :
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,
- умело применять знания на практике,
- самостоятельно критически мыслить,
- уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к ученикам: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.
Поэтому, передо мной как перед педагогом встаёт ряд вопросов. Каким образом нужно строить процесс обучения, чтобы дети активно включались в работу? Какие приёмы и методы можно использовать при этом? Как организовать деятельность детей с применением проблемных ситуаций? Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей? Как сформировать интерес к предмету у ребёнка?
Приём активизации познавательной деятельности.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Чаще всего я использую следующие ситуации, имеющие активизирующий эффект:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения
Оно заключается в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации и поиске решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.
Результаты использования мною технологии являются:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-повышение интереса к урокам математики;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Технологии ИКТ
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения, внеурочных мероприятиях; обогащение содержания уроков.
Результаты:
-развитие различных видов мышления;
-углубление межпредметных связей;
-расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;
- обогащение содержания изучаемого материала.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.
Результаты:
-сохранение здоровья обучающихся;
-повышение качества образовательного процесса:
-удовлетворение личностных потребностей, обучающихся в образовании;
-усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.
- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
-построение урока с учетом работоспособности обучающихся;
- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете условия, соответствующие СанПиНам; строгий режим учебной нагрузки, соответствующий возрастным особенностям учащихся; смена видов деятельности, развитие гигиенических навыков.
Мониторинг интеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости, независимая оценка качества образования.
Воспитательные технологии -реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития);
-рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения
обобщения);
В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Технология коммуникативного обучения.
Проектные методы обучения.
В своей работе широко использует метод защиты проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Результат: Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Результаты использования современных образовательных технологий
технология | уровень использования | результат использования технологий |
Активизация познавательной деятельности | Активное использование | Формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса |
Личностно-ориентированное обучение | Методические приёмы. Отдельные компоненты | Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности . |
Здоровьесберегающие технологии | Отдельные компоненты | Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Исследовательские методы обучения | Методические приёмы | Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; |
Информационно-коммуникационные технологии | Отдельные компоненты | - Создание и грамотное оформление творческих работ. - подготовка презентаций, - участие в сообществах по интересам, - участие в онлайн конкурсах, |
Проектные методы обучения | Методические приёмы | Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов. |
Для качественного использования методов и приемов мною пройдены курсы повышения квалификации по темам:
1. Повышение квалификации в ГБОУ высшего образования города Москвы «Московский педагогический университет» для руководителей образовательных организаций «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» №20/10083 от 01.10.2015 г.
2. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Экспертиза экзаменационных работ ОГЭ 2016 года по русскому языку» №24685 от 04.03.2016
3. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Экспертиза экзаменационных работ ОГЭ 2017 года по русскому и литературе» №30928 от 01.03.2017
4. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Сочинение как форма итоговой аттестации» №31171 от 06.03.2017
5. Повышение квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования» №55827 от 30.10.2019
Изучена литература:
1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна,
2. «Курс общей психологии», «Психологический смысл труда» автор Н.С.Пряжников,
3. «Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях» - Н.И.Леонов и другие работы.
Изучены методики: А. К. Марковой, А.И.Савенкова, Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан, М. Лукьяновой. Работаю над темой самообразования:
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Литература.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126
- Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ru›events/284.html
- Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4.2 Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания. Приложение 13.
Воспитание патриотизма и интереса к истории и культуре родного края с использованием краеведческого материала...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...
Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...
Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания"...
4.2. Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
3.1. Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания...
Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчес...