Мастер - класс "Светофор и его друзья"
учебно-методический материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Светофор и его друзья»
1 Беседа о светофоре.
Учитель: Ребята, все вы видели на перекрёстках светофоры. А зачем они нужны нам? Обращаете вы на них внимание? Кому они нужны?
Ответы детей.
Учитель: Всем нам каждый день приходится переходить дороги с огромным количеством машин. И очень часто нам в этом помогает светофор. И малыши, и взрослые знают назубок: горит красный – нужно стоять, видишь жёлтый – будь готов, загорелся зелёный – можно идти. А как появился на дорогах этот незаменимый помощник водителей и пешеходов?
Это случилось ещё в далёком 19 веке. Первый светофор был установлен в Великобритании у здания парламента в 1868 году. Конечно, он отличался от современных светофоров – им управляли вручную. Состоял он из двух семафорных стрелок. Если стрелка стояла горизонтально – движение запрещено, если же её устанавливали под углом – можно было ехать, но с особой осторожностью. Ночью, в темноте, вместо этого светофора использовали газовые фонари зелёного и красного цвета (зелёный - иди, красный – стой). Однажды по несчастливой случайности фонарь взорвался в руках у полицейского, который регулировал движение, и тот получил травмы. После этого устройство было запрещено.
В 1912 году в США Лестер Вайр изобрёл светофор, который работал от электричества, как и современные. Он подавал 2 сигнала – красный и зелёный, но не был запатентован и потому не получил распространения. Через 2 года – в 1914 году – в американском городе Клинленде снова появились электрические светофоры конструкции инженера Джона Пика Найта, целых 4 на одном перекрёстке. Ими управлял полицейский, который сидел в будке неподалёку. Эти светофоры тоже были двухцветными, но ещё издавали звуковые сигналы при смене цветов.
Первые красно – жёлто – зелёные светофоры появились тоже в Америке, в штате Детройт, в 1920 году. На дорогах в нашей стране они были установлены только в 1930 году – сначала в Ленинграде, а потом в Москве.
Почему же для регулирования движения были выбраны именно эти 3 цвета? Оказывается, это могут объяснить физика и психология. Эти цвета лучше остальных воспринимаются человеческим глазом. Красный ассоциируется с опасностью, поэтому когда человек что – то красного цвета, то становится более сосредоточенным и осторожным. Жёлтый хорошо привлекает внимание, и благодаря этому свойству, водители и пешеходы замечают, что скоро сигнал светофора поменяется. А вот зелёный цвет психологи определяют как успокаивающий и улучшающий настроение, он как будто подсказывает, что двигаться по дороге разрешается. Иногда, особенно в вечернее время, встречаются светофоры, которые только мигают жёлтым светом. Такой сигнал означает, что на перекрёстках нужно быть особо внимательным и перед пред переходом дороги обязательно посмотреть по сторонам, потому что движущиеся автомобили не будут останавливаться на красный. Обычно светофоры переводят в такой режим работы, когда количество машин на дороге становится меньше, и пешеходы могут спокойно перейти на другую сторону улицы.
2 Литературный монтаж «Знания, что деткам сгодятся нередко»
1 У того кто знать не хочет
Правила движения
Возникают часто очень
В жизни осложнения.
2 Знай и помни с малых лет:
Не спеши на красный свет!
Безопасность – принцип главный,
Избегай малейшей травмы!
3 На обычном перекрёстке
Будь внимателен, как взрослый,
Ведь машина не способна
Замереть, когда удобно,
Человек ей помеха,
Может запросто наехать!
4 Жёлтый «глаз» на светофоре –
Значит, в путь помчимся вскоре!
А зелёный вспыхнул сочно –
Переходим трассу срочно!
5 И трамваи обходи,
Как приедешь, впереди,
На других, всегда не глядя,
Обходи автобус сзади.
Жизнь людей заставила
Знать такие правила!
6 Никогда с мячом на пару
Не футболь по тротуару,
Мяч способен между шин
Залететь в поток машин.
А в такой момент опасно
Выбегать на центр трассы
И здоровьем сгоряча
Рисковать из – за мяча –
Очень глупая затея,
Не рискуй и будь умнее!
7 Малышу у перехода,
Крепко за руку держа,
Объясни, в толпе народа,
Чтоб не рвался, не бежал,
А дойдя до середины,
Посмотри по сторонам,
Убедись, что от машины,
Нет помех на трассе вам.
8 Знай и помни, очень часто
Спецмашины мчат на красный!
Над дорогою сирена
Громко воет непременно…
9 Скорой помощи, пожарной
Путь давайте регулярно!
Если где – то катастрофа,
Значит, людям очень плохо,
Помощь срочная нужна,
В этот миг она важна!
10 Помни с детства: на дорогах
Может быть аварий много,
Если вдруг без правил всяких
Игнорируются знаки!
Их увидеть очень просто
У обочин перекрёстков.
Чти дорожные законы,
Те, что знают миллионы!
3 Просмотр презентации «Правила дорожного движения»
4 А теперь мы поиграем и загадки отгадаем!
1 В пересечениях дорог,
Где сто колёс и двести ног,
Умеет он цветным зрачком
Порядок навести молчком!
(светофор)
2 От бордюра до бордюра
Для колёс «тугая шкура»!
(шоссе)
3 Документ, дающий право,
Ехать влево, мчаться вправо,
С ним водители на трассе
Равноправны в общей массе.
(водительское удостоверение)
4 Когда у трассы довелось
Увидеть знак, на знаке лось,
К чему шофёр, без лишних слов,
Обязан быть всегда готов?
(снизить скорость, может зверь выйти на дорогу)
5 У дорог тот знак нередко,
На которых мчатся детки!
Где на транспортном отрезке
Мы снижаем скорость резко?
(перед школой)
6 Если вся дорога в лужах,
Нет такой дороги хуже!
Что за странные «капканы»
Здесь таятся постоянно?
(выбоины)
7 «Автомобильный тротуар»,
Где мчатся, словно на пожар,
Машины шумной тучей,
Страшней змеи гремучей!
(шоссе)
8 «Переправа», чтоб когда угодно
Под землёй промчаться пешеходно,
Не страшась автомобилей,
Которых нынче в изобилии!
(подземный переход)
5 Подведение итогов. Дорогие дети, что вы узнали сегодня нового и интересного? Вам понравился наш классный час? Как вы будете теперь переходить дорогу? Куда посмотрите? На что обратите своё внимание?
Ответы детей.
Молодцы! Все усвоили правила дорожного движения. Учитывайте всегда ситуацию на дороге и берегите себя!
Литература:
Мы растём № 24 (август 2015) ЗАО «Тандер» г. Краснодар
Ю. Б. Орлов Правила дорожного движения. Москва «Просвещение» 2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный час "Друзья мыла и воды"
Данная разработка занятия должна способствовать овладению практических и теоретических навыков, необходимых для повседневной жизни. Научиться взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.Вспомним прав...
КВН «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями — много»
развитие коммуникативных качеств подростков;развитие общеразвивающих компетенций обучающихся, смекалки, чувства юмора и сообразительности; воспитание чувства ответственности и сплочение классного колл...
Занятие "Я люблю своих друзей - мои друзья любят меня"
Занятие направлено на формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая сви и чужие достоинства и недостатки; развитие ЭВС....
Тема: «Друзья, прекрасен наш союз!» (лицейские друзья и роль дружбы в жизни А. С. Пушкина).
Содержит инфо о лицейских друзьяз и роли дружбы в жизни А. С. Пушкина...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
Мастер-класс "Человек и смартфон: друзья или враги?"
В Ярцевском районе стало традицией ежегодно в апреле проводить муниципальное мероприятие "Единый методический день" для администрации и педагогических работников школ, детских садов, учрежде...
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .
Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....