Программа «Развитие познавательных интересов» для 3 класса
рабочая программа
Программа по коррекции и развитию познавательной сферы у обучающихся 3 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl_poznavat_sfera.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 2
от 16 сентября 2019 г.
Программа по коррекции и развитию познавательной сферы у обучающихся 3 классов
«Развитие познавательных интересов»
Программу составил(а) В.С. Саркулова
подпись
педагог-психолог
2019
Пояснительная записка
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Развитие познавательных процессов - это развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Также важно не только развивать у детей познавательные процессы, но и учить их правильно работать с материалом.
Ограничения познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды неуспевающих школьников. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности. Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
Задача преподавателя начального звена, родителей, психологов заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Методологическая основа программы.
Данная программа написана на основе концепции развития универсальных учебных действий, разработанной в системно-деятельностном подходе (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.
Цель программы: создание условий для успешного развития познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
- Формировать умения работать с материалом;
- Развить умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- Создать условия для развития умений анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее, осуществлять классификацию;
- Способствовать развитию умений концентрировать, переключать, распределять внимание;
- Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;
- Формировать способности к саморефлексии.
Категория участников: обучающиеся 4-х классов.
Продолжительность занятий – 45 минут, частота встреч 1 раза в неделю. Количество участников 8 – 10 человек. Обязательно учитывается желание ребенка и согласие родителей. Занятия в каждой подгруппе проводятся на протяжении одной четверти.
Принципы реализации программы:
- комплексный подход к диагностике и коррекции;
- единство педагога, психолога, ребёнка, родителей;
- соответствие материала возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход к детям.
Структура занятий:
- Приветствие;
- рефлексия предыдущего занятия;
- основная часть (знакомство с новым материалом, закрепление);
- рефлексия проведенного занятия.
Ресурсы, необходимые для реализации программы:
- в реализации программы участвуют специалисты, имеющие высшее психологическое образование;
- занятия проводятся в отдельном, проветриваемом помещении для групповой работы, оснащенном столами, стульями, доской;
Форма работы: занятие
Методы работы: наблюдение, беседа, игра, упражнения, рефлексия
Эффективность программы проверяется с помощью психологического обследования перед началом проведения занятий и в завершении занятий с использованием методик, позволяющих изучить особенности познавательного развития детей: методика «Корректурная проба» (внимание); «Запомни рисунки» (зрительная память); «Десять слов Лурия» (слуховая память); «Запомни пары слов» (логическая память); «Определения уровня умственного развития детей Э. Ф. Замбацявичене»; методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников
Предполагаемым результатом реализации программы является:
- понимание и умение применять алгоритмы работы с материалом;
-уменьшение степени помощи психолога учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- улучшение успеваемости по основным дисциплинам.
Тематическое планирование
внеурочной деятельности по курсу «Развитие познавательных деятельности»
(дополнительные коррекционные занятия)
3 класс
№ п / п | Тема | Содержание | Кол. часов. |
1 | Диагностика познавательных способностей и возможностей обучающихся.
| - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка») - Рисование. | 1 |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») | 1 |
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен») | 1 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») | 1 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») | 1 |
6 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») | 1 |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | 1 |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») | 1 |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») | 1 |
10 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») | 1 |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») | 1 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») | 1 |
13 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..») | 1 |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор») - Решение ребусов. | 1 |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») | 1 |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») | 1 |
17 | Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») | 1 |
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол») | 1 |
19 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор») | 1 |
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. | 1 |
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») | 1 |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | 1 |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») | 1 |
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») | 1 |
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») | 1 |
26 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет») | 1 |
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. | 1 |
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») | 1 |
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») | 1 |
30 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал») | 1 |
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен») | 1 |
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да- нет») | 1 |
33 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор») | 1 |
34 | Диагностика уровня развития когнитивных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления). | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов. | 1 |
ВСЕГО | 34 |
Методическое обеспечение процесса индивидуальных занятий
по развитию познавательных интересов
- Рабочие тетради «Юным умникам и умницам». О. Холодова. 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга ,2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам». О.Холодова. 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга, 2008 г
- Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
- Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 5 класс", автор-составитель педагог-психолог Потапова Н. В.
Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий....
Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...
Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...
«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике....
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...