Статья на тему "Актуальные и эффективные подходы, определяющие теоретическую и методическую базу обучения языку и речи."
статья
Актуальные и эффективные подходы, определяющие теоретическую и методическую базу обучения языку и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные и эффективные подходы, определяющие теоретическую и методическую базу обучения языку и речи.
Оптимальными и эффективными подходами, определяющими теоретическую и методическую базу обучения языку и речи, являются, являются системно- функциональный, коммуникативно- деятельностный и лингвокультурологический подходы.
Системно-функциональный подход предполагает усвоение системы русского языка, единиц разного уровня с точки зрения значения ,строения и назначения в речи, отбор и формирования языковой и речевой компетенции учащихся.
Коммуникативно- деятельностный подход определяет такую организацию и направленность занятий по русскому языку, при которой цель обучения связана с обеспечением максимального приближения учебного процесса к реальному процессу общения. Объектом обучения с позиции этого подхода является речевая деятельность во всех её видах. В основе коммуникативно- деятельностного подхода заложена не столько реальность самих ситуаций, сколько реальность деятельности учащихся в предлагаемых ситуациях, что способствует формированию коммуникативной компетенции.
Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку позволяет сориентировать все уровни владения языком на формирование лингвокультурологической компетенции воспитание речевой культуры учащихся на основе освоения языка как средства постижения русской национальной культуры в контексте общемировой.
Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку также относится к деятельному типу. Его реализация предполагает не только ознакомление с духовными ценностями, способами выражения которых является язык, литература, искусство, история и др., но и овладение умениями пользоваться полученными знаниями в процессе общения.
Системно- функциональный подход к обучению учащихся предопределил выбор линейно-опережающего и концентрического принципов построения содержания обучения русскому языку в 5-11 классах как наиболее соответствующих современным требованиям к организации процесса обучения, развитию и воспитанию языковой и речевой личности. Линейность структуры содержания обучения обеспечивает последовательное изучение многоуровневой системы языка опережение- параллельное формирование языковых, речевых и коммуникативных умений.
Опережение осуществляется благодаря изучению в 5 классе пропедевтического раздела «Синтаксис», раздела «Лексика», в 5-7 классах – разделов «Состав слова», «Словообразование», «Морфология», изучаемых на синтаксической основе. Речевые разделы «Культура речи», «Текст», «Стили речи», «Жанры речи» изучаются концентрически с 5 по 11 классы, что позволяет учитывать возрастные возможности учащихся, обеспечивать сравнительно раннее ознакомление с необходимым теоретическим материалом для формирования речевых умений, а также прочность усвоения в результате возвращения к теме в каждом последующем классе на новом уровне и расширенном объёме.
Личностно- опережающий и концентрический принципы дают возможность осознать языковые и речевые явления во взаимосвязи и одновременно формировать и совершенствовать языковую, речевую и коммуникативную компетенцию учащихся.
Реализация коммуникативно- деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить всою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно в определённой последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями»на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмысленна, личностно- значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это сделал. Важнейший принцип коммуникативно- деятельностного подхода заключается в том, чтобы «научить ребёнка учиться». То есть, теперь, знания приобретаются только в деятельности, а за умениями, навыками, развитием и воспитанием личности ребёнка стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие и формирование способности и готовности свободно осуществлять общение, овладение современными средствами коммуникации.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной , коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации коммуникативно- деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Обучение русскому языку сегодня не может быть сведено к обучению орфографии и пунктуации- сейчас это понимают все. Углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики, культуры речи.
В основе коммуникативно- деятельностного подхода к обучению лежат разнообразные приёмы и методы, «включающие» школьников в совместную работу, решение задач и заданий практического характера: разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки- путешествия , уроки- семинары, уроки- диспуты и др.
Важным аспектом является мотивация учебной деятельности. Главный отличительный признак таких заданий- их связь с деятельностью которую в психологии называют «продуктивной», творческой.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умении самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление , умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приёмам индивидуальной и совместной деятельности в ходе проектов. Реализация данного подхода способствует успешному обучению школьников. Особенность метода- самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и в жизни.
Лингвокультурологическая компетенция предполагает развитие у учащихся – билингов необходимых знаний учебного культурологического материала, владение минимумом общелитературной лексики, знание языковых средств (лексических, грамматических), позволяющих вступать в процесс общения, построение своей жизнедеятельности в соответствии с духовно- нравственным, морально- этическим потенциалом национальной культуры.
Лингвокультурология изучает взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе их функционирования. Таки образом, возникает необходимость рассматривать феномен языка в контексте жизнедеятельности человека- носителя определённой культуры, представителя конкретного этноса, обладающего специфическим этническим сознанием и менталитетом и взаимодействующего с представителями других лингвокультурных общностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему «Информационно - Коммуникационный подход в обучении английскому языку»
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Из опыта работы учителя ангийского языка....
Статья на тему: "Лингво-страноведческий подход к обучению иностранным языкам"
В данной статье представлен материал из опыта работы в средней школе....
Реализация сопоставительного подхода при обучении французскому языку как второму иностранному (на базе английского языка)
Доказательство методики обучения французскому языку как второму иностранномуна базе английского, учитывающей лингвистический опыт учащихся и целенаправленно испульзующей в качестве опоры первый иностр...
Методическая статья "Обучение творческой письменной речи на иностранном языке в современной школе".
В статье представлены описание и анализ обучения иностранной письменной речи на уроках немецкого языка, использование творческих заданий при обучении письменной речи....
Реализация сопоставительного подхода при обучении французскому языку как второму иностранному (на базе английского языка)
статья учителя французского языка...
Реализация сопоставительного подхода при обучении испанскому языку как второму иностранному(на базе английского языка)
Данная презентация является авторской разработкой по вопросу реализации сопоставительного подхода при обучении испанскому языку как второму иностранному (на базе английского языка). Будет полезна для ...
Методическая разработка. Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.
Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методическ...